Васильев Александр Валентинович : другие произведения.

О войнах мирских и духовных

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Существование войн, а также связанных с ними всевозможных ужасов, насилий и жестокостей весьма часто становились и становятся поныне весьма коварным камнем преткновения для верующих христиан (или для тех, которые себя таковыми полагают). Эта небольшая статья, представленная на межконфессиональной конференции Католического Университета в городе Львове, посвящённой столь актуальным ныне событиям агрессии США против суверенного Ирака, как раз и призвана была разъяснить, с позиции канонов веры духовного Христианства, почему столь неизбежно существование в нашем мире разного рода войн, вооружённых конфликтов и тому подобных межлюдских столкновений. А также и дать разъяснения на тему, в каких войнах подлинно верующему христианину дозволено участвовать, и каково должно быть его поведение в соответствующих тяжких жизненных обстоятельствах.


о. Васильев А.В.

Доклад

на конференции в Украинском Католическом Университете г. Львова

27 марта 2003 года

  
  
  
   Согласно учению нашей Церкви Слово Божие написано одними соответствиями: все, что содержится в нем до последней частицы, есть соответствие; поэтому если б человек был знаком с наукой соответствий, то он мог бы разуметь Слово в его духовном смысле и познать такие тайны, которых по смыслу буквы вовсе не видно. В Слове есть два смысла: один буквальный, а другой духовный. Смысл буквальный говорит о земном, а духовный о небесном; а так как соединение небес с миром совершается через соответствия, то и Слово дано было в таком виде, чтоб в нем все, до последней йоты, имело бы свое соответствие. (Э. Сведенборг "О Небе и об Аде"  114)
   Человеку, ничего не знающему о таком внутреннем смысле текстов, содержащихся в Библии, бывает крайне тяжело поверить в то, что: Писание Древнего Завета заключает в себе Тайны Неба и что все эти Тайны вообще и каждая в частности касаются Господа, Неба, Церкви, Веры и всего, что от веры, ибо по букве или буквальному смыслу видно лишь относящееся к внешней стороне Иудейской Церкви, а между тем везде есть внутренний смысл, не проявляющийся в смысле внешнем, за исключением немногих изречений, которые Господь открыл и изъяснил Апостолам. Ибо Слово во всей своей сложности, в каждой части, даже малейшей, и до малейшего штриха означает и облекает собою сущности духовные и небесные; поэтому небрежно относятся к Древнему завету. Тем не менее не может быть известно, что Слово потому только, что оно Господне и исходит от Господа, не может быть нигде дано, если внутреннее не содержит касающегося Неба, Церкви и Веры. Иначе нельзя назвать его Словом Божиим и говорить, что оно заключает в себе некоторую жизнь. Ибо откуда жизнь, как не от присущего жизни, то есть от того, что вообще и в частности относится к Господу, который есть сама жизнь? Посему все внутреннее, Его не касающееся, не живет и более того, каждое слово в Писании, не облекающее его или не относящееся к Нему Самому, - не божественно. Без такой жизни Слово мертво по букве, ибо Слово, как человек, который Внешен и Внутренен, что известно христианству: Внешнее человека, отделенное от его Внутреннего, - это тело, которое тогда мертво; но Внутреннее есть то, что живет и живит Внешнее; Внутреннее человека - душа его, так и Слово по одному буквальному смыслу то же, что тело без души. Когда мысль привязывается к одному буквальному смыслу, то нигде нельзя увидеть, что этот смысл заключает в себе все вышесказанное. (Э. Сведенборг "Тайны Небесные"  1659, 1664)
   Именно по этой то причине, и все войны, о которых идёт речь в Священном Писании, ив частности - в Ветхом Завете, по подлинному, или же духовному смыслу Слова Господнего, там есть: ничто иное, как сражения церкви, и сражения принадлежащих к церкви, или же их искушения, которые, на самом деле, есть ничто иное как сражения и войны со злом в себе, и, следовательно, с дьявольским полчищем, которое возбуждает зла (в человеке) и постоянно покушается уничтожить церковь, и человека церкви. Что лишь это единое в Слове понимается под "войнами", можно увидеть из того, что Слово может говорить в себе ни о чём ином, как лишь о Господе и Его царствии, и о церкви, ибо оно в себе Божественно а не человечно, и поэтому небесно а не мирско, и поэтому под войнами, упоминаемыми в смысле буквальном (Священного Писания), ничто иное не может быть означаемо в смысле духовном. ... Войны человеческие не могут иметь никакого отношения ко внутренним началам Слова, ибо таковые предметы не заключают в себе ничего духовного и небесного, каковые лишь единственные могут принадлежать Слову. (Э. Сведенборг "Тайны Небесные"  1659, 1664)
   Но более того, всё здесь сказанное справедливо не только в отношении Священного Писания, но имеет прямое отношение и к тому, что мы называем нашей реальностью, или же к тому миру, в котором мы с вами актуально обитаем. Ибо, опять же, согласно вере нашей Церкви, весь мир природный, или же мир пространства и времени, существует лишь как следствие существования мира духовного, или же мира субстанционального. Мир духовный, или же мир причин, есть душа вселенной, мир же природный, который есть исключительно миром следствий причин, обретающихся в мире духовном, есть её тело. И связь меж этими двумя мирами - миром духовных причин, и миром природных следствий, которые существуют исключительно благодаря существованию причин этих, совершается, опять же, исключительно и единственно благодаря закону соответствий.
   Весь природный мир соответствует духовному не только в общности, но даже и в каждой своей частности, поэтому всё, что в мире природном существует вследствие духовного мира, называется соответствием. Должно знать, что природный мир есть и существует вследствие духовного мира совершенно так же, как последствие от своей причины. Природным миром называется всё пространство, находящееся под солнцем и получающее от него свет и тепло; всё от него существующее принадлежит этому миру. Духовным же миром называются небеса, и всё, существующее в небесах, принадлежит тому миру. (Э. Сведенборг "О Небе и об Аде"  89)
   Из чего и следует, что всё, актуально существующее в мире природном, существует лишь как соответствие чему-либо, актуально существующему в мире духовном. И именно по этой то причине: все, что есть в природе, от самого малого предмета и до самого большого, есть соответствие, потому что мир природный, со всеми своими принадлежностями, заимствует свое бытие и существование (existit et subsistit) от мира духовного, а тот и другой - от Божественного Начала. Здесь сказано - бытие и существование, потому, что существование исходит от того же источника, от которого и первоначальное бытие: существование (subsistentia) есть непрестанное бытие (existentia); ничто не может существовать само по себе, но только от чего-либо предшествующего, следовательно, от первого начала, от которого если оно отделяется, то совершенно гибнет и уничтожается. (Э. Сведенборг "О Небе и об Аде"  106)
   Поэтому всё, что только ни существует в мире духовном, всё это с необходимостью порождать должно соответствующий ему материальный феномен в мире природном, и, обратно, всё, существующее в мире природном, всё это существует лишь потому, что оно соответствует определённой актуальной сущности в мире духовном, или же в сознании человеческом - что адекватно, ибо мир духовный соединяется с миром природным в исключительно и единственно в человеке, ибо человек был создан таким образом, чтобы в нём духовные начала вселенной соединялись с её началами природными.
   Качество же природных феноменов всегда определяется тем, чему именно из мира духовного они соответствуют. Ибо: все, согласное с Божественным порядком соответствует небесам, и все противное Божественному порядку соответствует аду. Все соответствующее небесам относится ко благу и истине, а соответствующее аду - ко злу и лжи. (Э. Сведенборг "О Небе и об Аде"  113)
   Из всего выше сказанного вполне можно увидеть, что и войны в мире природном существуют лишь как отображения, и как определённое соответствие существованию войн духовных, или же войн внутри сознания человека Церкви, и как их совершенно неминуемое следствие.
   Понятно, что Господь, как Само Милосердие, и Само Высшее Духовное Благо не мог бы создать войны собственно ради них самих: так как они связаны с убийствами, грабежом, насилием, жестокостью и другими огромными преступлениями, диаметрально противоположными милосердию Христианскому; но тем не менее они не могут не быть попущены Божественным Провидением, потому что после грехопадения жизненная любовь человека стала такова, что он хочет владычествовать над другими, и наконец, даже, над всеми, и хочет обладать богатствами мира, и, наконец, даже всеми его богатствами. Эти любови не могут удерживаться в узде, потому что, согласно с законами Божественного Провидения, дозволено каждому поступать в свободе, по рассудку, и без попущений человек не может быть отклоняем Господом от зла, ни следовательно быть преобразован и спасен; ибо если бы не попущено было злу прорываться, человек не в смог бы его видеть, следовательно не признавал бы его, и, таким образом не мог бы быть приведен к противостоянию ему; из этого явствует, что зло не может быть удержано никаким внешним средством Провидения Господня; ибо в таком случае оно бы оставалось замкнутым, и как болезни, именуемые раком и гангреной, распространилось бы во все стороны и извело бы всю жизненность человеческую. В самом деле, человек, по рождению своему, есть малым адом, меж которым и небом идет непрерывное препирательство; ни один человек не может быть извлечен из своего ада Господом, если только не увидит, что он в нем пребывает, и не захочет из него быть извлеченным, а оное не может совершиться без попущений, причины которых суть законами Божественного Провидения. По этой-то причине и есть войны малые и войны большие. Войны, невзирая даже на убийства, грабежи, насилия и жестокости, не возбраняются Господом, ни в их начале, ни в прогрессии, но лишь в конце, когда могущество кого-либо из противников ослабнет, и для него становится неизбежной опасность истребления, по той причине, что все войны, будь это даже войны гражданские, суть прообразами состояний Церкви в Небе и соответствиями: таковы были все войны, описанные в Слове и таковы войны также нынешние. Подобное тому прообразуется теперешними войнами, в каком бы они месте не происходили, ибо всё, совершаемое в Мире природном, соответствует вещам духовным, в духовном Мире, а все духовные вещи касаются Церкви. Неизвестно в этом Мире, какие Христианские государства имеют отношение с Моавитянами и с Аммонитянами, с Сирийцами и с Филистимлянами, с Халдеями и с Ассирийцами и с другими народами, против которых сыны Израильские вели войну; однако есть имеющие с ними соотношение. Но какова Церковь на землях и каково зло, в которое она впадает и за которое наказуется войнами, невозможно вовсе видеть в Мире природном, потому что в этом Мире проявляются только внешние начала, не составляющие Церкви; но это видимо в Мире духовном, где проявляются начала внутренние, в которых и пребывает Церковь Господня. (Э. Сведенборг "Ангельская Премудрость о Божественном Провидении"  251)
   И так как из всего вышесказанного совершенно однозначно следует, что войны мирские есть лишь неизбежным следствием войн духовных, или же сражений со злом и ложью, которые происходят в душе каждого человека Господней церкви в частности, и в во внутреннем духовном состоянии Церкви, как единого тела Христового в мире нашем вообще, то совершенно очевидно, что главная вина за существование и происхождение этих мирских войн, как следствий, лежит на тех, кто создаёт для них, во внутреннем духа человеческого, соответствующие причины. То есть на тех недостойных членах церкви христианской, которые нерадиво относятся к своим священным обязательствам перед Господом, которые они на себя приняли, совершив перед Господом обряд святого крещения. На тех, которые, покаявшись внешне перед Господом, не раскаялись внутренне, и по-прежнему: считают за ничто продолжать делать зло ближним своим; исполняясь внутренне постоянно ненависти и мстительности к не потакающим страстям их, и проводя жизнь свою в прелюбодеяниях и блуде, в кражах и в мошенничествах, в обманах и проклятиях, насилиях и жестокостях, и в других подобных распутствах. (Э. Сведенборг "Ангельская Премудрость о Божественном Провидении"  276)
   Но гораздо большая доля вины здесь принадлежит, между прочим, прежде всего тем из нерадивых пастырей Церкви Христовой, которые должны были бы учить простых верующих подлинной христианской жизни в Господе, по заповедям его Священного Писания, и вести их к жизни в духовной чистоте и подлинной христианской любви к Господу и к ближнему своему, и которые часто не только не делают этого, но наоборот, забывая о заповедях Слова, потакают распутным стремлениям паствы своей, а также, сеют между верующими взаимные раздоры и ненависть.
   Именно таковые нерадивые христиане, и, в особенности, нерадивые и недостойные пастыри Церкви Христовой и являются главными и подлинными виновниками всех тех войн, ужасов и несчастий, их, так сказать, внутренним духовным источником, от которых страдает затем всё наше человечество. И даже если они сами об этом и не подозревают, по своей неосведомлённости о подлинном мироустройстве божественного порядка вселенной, это всё равно не оправдывает их ни перед Богом, ни перед людьми. Не оправдывает же и не извиняет это их потому, что, тем не менее, им известно, или могло бы быть известно из Слова Божьего, что приобщаясь к Христианской Церкви они берут перед Господом своим и Богом своим на себя вполне определённые обязательства, касательно жизни своей по заповедям Его, и что они должны быть светочем добра и чистоты духовной для всего мира, а вместо этого они иногда ведут себя хуже самых последних язычников.
   Как об этом сказал в посланиях своих Павел:
   Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
   Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. (Римлянам 2:17-24. Галатам 6:7,8)
   Поэтому, если мы не хотим быть наказуемы ужасами войн мирских и телесных, то мы должны, прежде всего, заняться устранением порождающих их причин внутренних и духовных. И начать, при этом, прежде всего с самих себя - со своей собственной души, и со своей собственной духовной жизни.
   Теперь, если отвлечься от этих общих материй, то возникает вполне практический вопрос - если войны в мире этом, по законам Божественного Провидения неизбежны, пока существуют зло и ложь среди людей, то что же должен делать, в обстоятельствах этих, верующий христианин? Должен ли он принимать участие в них, если обстоятельства его к тому принуждают, и если да, то как и каким образом?
   Согласно вере и канонам нашей церкви:
   Тот человек пребывает в любви ко благу (charity), кто вершит правосудие и справедливость, наказывая злых и вознаграждая добрых. Любовь ко благу потому пребывает также и в наказывании злых, что именно к таковому действию мы бываем побуждаемы сердечным стремлением к их исправлению, и, в то же время, к защите добрых, дабы те не страдали от руки злого. Только таким путём и может благочестивый человек способствовать и вспомоществовать достижению благополучия для злого, или же врага своего, и проявлять, по отношению к нему, свои добрые чувства, в той же степени, в какой он совершает это по отношению ко всем остальным членам общества, а также и по отношению к собственно общественному благу, проявляя, таким образом, благолюбие, или же любовь к ближнему. (Э. Сведенборг "Тайны Небесные"  2417)
   Соответственно этому, в нашей церкви существует и понятие справедливой войны, которая ведётся исключительно для защиты и спасения своей собственной страны, и своего народа от вражеского нашествия, и от тех разрушений и несчастий, которое оно может им принести, и участие в которой есть для всякого истинного христианина не только оправданным, но и является его прямым религиозным долгом.
   И если такой христианин, во время выполнения своего воинского долга, всегда: взирает к Единому Господу, и избегает зол, как грехов, и если он, исполняя должность свою, всегда и во всём действует честно, справедливо и верно, то он тогда пребывает внутренне всегда в подлинной любви ко ближнему. Он, затем, всегда с отвращением относится к подлым грабежам, и он ненавидит бесцельное пролитие крови. Правда, в самой битве - это для него совсем иное дело. Здесь он не избегает кровопролития, ибо он тогда о нём совершенно не думает, но лишь сосредотачивается на своём противнике, как на враге, жаждущем его собственной крови. И когда он слышит сигнал к прекращению сражения, его ярость стихает. Тогда он взирает на пленных, захваченных благодаря победе своей, как на ближних, согласно качеству добра их, которое он в них в состоянии увидеть. Пред самою битвою, он возвышает взор ума своего к Господу, и вверяет жизнь свою Его руководству, и, совершив это, он погружает своё сознание затем уже безраздельно в тело своё, и обращается в воплощённую храбрость, где помышления о Господе, которые бессознательно тогда продолжают обитать в сознании его, витают тогда над его мужеством. И если он гибнет затем, то он гибнет в Господе, и если он выживает, то он выживает в Господе. (Э. Сведенборг "О Благолюбии"  166)
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"