Васильев Александр Валентинович : другие произведения.

Главное зло в искушеньях

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сражаясь с искушениями, одолевающими душу его, христианин, как правило, полагает, что главнейшей, и единственной целью в этом сражении является победа, и уничтожение в душе его исключительно того самого зла, которое ввергло его в искушение. Но, на самом деле, всё обстоит гораздо сложнее. И бывает так, что даже самая блестящая победа на поприще этой духовной брани не только не дарует христианину полного и окончательного освобождения от духовного недуга, но и наоборот, может ввергнуть его в пучину зол гораздо более тяжкую и страшную, нежели та в которой он обретался до начала искушения.

- Главное зло искушенья -

6

Васильев А.В.

Главное зло искушенья

Эпиграф:

И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.. (Бытие 18:23-33)

"Он сказал: не сделаю того и ради сорока". То, что это означает, что они будут спасены очевидно и безо всякого раскрытия значения (внутреннего смысла). Относительно тех, которые в предыдущем стихе были обозначены посредством "сорока пяти", сказано было

"Я не истреблю, если найду там сорок и пять", и значение было, что они не погибнут, если только блага смогут быть сочтены с истинами, и теперь здесь следует утверждение о сорока - "Я не сделаю того и ради сорока", через что вовсе не означается, что они будут спасены из-за того, что имели искушения, ибо есть и те, которые даже входят в искушения, и терпят поражение, и, соответственно, у таковых блага не сочетаемы (с истинами). Я даже скажу, что человек не спасаем посредством искушений, если только он чувствует хоть малейшую заслугу за (победу в) них, ибо если он это делает, то это в нём происходит от любви соби, в том, что он себя на их счёт поздравляет, и верует, что он заслужил небеса более всех остальных, и, в то же время, он думает непременно и своём превосходстве над другими, и презирает их сравнительно с собою, что совершенно противоположно взаимной любви, и, соответственно, небесному блаженству.

Искушения, в которых человек побеждает, сопровождаемы верою в то, что все остальные более достойны, нежели он сам, и что он принадлежит скорее преисподней, чем небесам, ибо пока он пребывает в искушениях, подобные мысли в нём присутствуют, и если после искушения он приходит к размышлениям, противоположным этим, то это свидетельствует о том, что он не победил, ибо помышления, в которых человек пребывает в годину искушений, есть теми, к которым только и могут быть привязываемы помышления, овладевающие им после искушений, и если первые не могут быть сочтены со вторыми, это свидетельствует о том, что человек либо уступил в искушениях, либо что он непременно снова впадёт в подобные же искушения впоследствии, и, иногда, в гораздо более тяжкие искушения, до той поры, пока он не будет вразумлён настолько, что начнёт веровать в то, что в этом нет ни малейшеё его заслуги.

Отсюда очевидно, что под "сорока" здесь обозначены те, у кого, посредством искушений, блага были сочтены с истинами. (Э. Сведенборг "Тайны Небесные" N 2273)

Статья:

Человек не спасаем посредством искушений, если только он чувствует хоть малейшую заслугу за (победу в) них, ибо если он это делает, то это в нём происходит от любви соби, в том, что он себя на их счёт поздравляет, и верует, что он заслужил небеса более всех остальных, и, в то же время, он думает непременно и о своём превосходстве над другими, и презирает их сравнительно с собою, что совершенно противоположно взаимной любви, и, соответственно, небесному блаженству. (Э. Сведенборг "Тайны Небесные" N 2273)

1. Небесное Учение говорит нам, относительно искушений, что:

У каждого человека находятся злые духи и добрые духи; злые духи находятся в его зле, а добрые духи в его добре. Когда злые духи приближаются, то они выводят его зло, наоборот добрые духи выводят его добро; вследствие этого происходит столкновение и брань, создающие внутреннюю тоску, которая есть искушение. Из этого явствует, что искушения происходят из ада, но не с неба; что также согласно с верой Церкви, которая учит, что Бог никого не искушает. ... В искушениях дело касается господствования добра над злом, или зла над добром. Зло, которое хочет господствовать, находится в природном, или же внешнем человеке, а добро - в духовном или же внутреннем человеке. Если зло побеждает, тогда господствует природный человек; если же побеждает добро, тогда господствует духовный человек. (Э. Сведенборг "Новый Иерусалим и его небесное учение" 188, 190)

2. Из этого определения видно, что искушение возникает у человека как неизбежное следствие соприкосновения его с истинами Слова, и с добром жизни Господнего блага, которое в истинах этих присутствует.

3. Мы знаем, что человек рождается в последней, или же природной степени порядка, каковая степень у современного человека извращена полностью, и от неё он заимствует всё врождённое зло своей жизни. Пока он живёт безраздельно в этой своей степени, он не подвергается искушениям, ибо живёт исключительно удовольствиями зла, которые воспринимает как удовольствия блага своей личной жизни.

4. Как говорит об этом Небесное Учение:

Человек, по наследственности от родителей, родится во зле всякого рода. ... Первое состояние человека, которое есть состоянием осуждения, у каждого человека по наследственности от родителей, ибо человек по нем родится в любви к себе и в любви к миру, и от этой двойной любви, как источника, во зле всякого рода; удовольствиями этой двойной любви ведется он, и удовольствия производят его незнание, что он во зле; ибо всякое удовольствие любви ощущаемо как благо; ... (отсюда) первое состояние человека есть состоянием осуждения. ... Второе состояние человека есть состоянием преобразования, это когда человек начинает мыслить о Небе, из-за небесной радости, и, таким образом, о Боге, от Которого получается небесная радость; но он сперва об этом мыслит по удовольствию своей любви; радость небесная есть для него удовольствием этим, .. (и) удовольствие этой любви царствует тогда совместно с удовольствиями зол.. Пока зло остается в вожделениях и затем в удовольствиях собственной любви, (у человека) нет никакой веры, никакого милосердия, никакого благочестия, никакого богопоклонения, разве только во внешности; перед миром, кажется что всё это есть ... Пока человек таков, что мыслит о Небе и о Боге по религии, и не мыслит нисколько о зле, как о грехе - он еще в первом состоянии, но он вступает во второе состояние или в состояние преобразования, когда начинает мыслить, что есть грех, и более еще, когда помыслит что то или другое - грех, исследует несколько оное в себе и не желает его. Третье состояние человека, которое есть состоянием возрождения, следует за предыдущим и есть его продолжением; оно начинается тогда, когда человек удерживается от зла, потому что оно - грех; он продвигается в нём, по мере того, как их избегает, он совершенствуется в нём, по мере того, как борется с ними и тогда, по мере того как он, по Господу, побеждает, он возрождается. (Э. Сведенборг "Божественное провидение" 83)

5. Отсюда видно, что искушения начинаются лишь у вступающих во второе состояние своей жизни, когда человек, из Господнего Слова, впервые осознаёт различие между добром и злом, и покушается выйти из первого, и стяжать себе второе.

6. До этого момента ангелы не могут в нём бороться со злыми духами, и не имеют из чего утверждать в нём добро жизни, ибо, как мы знаем, Господь возрождает человека, и зачинает, посредством добра благолюбия, новую волю в нём исключительно в его рассудочной части.

7. Именно там, в его рассудке, истины Божественного Слова становятся той пядью земли (в духовном смысле этого понятия), тем плацдармом, где в его сознании могут, так сказать, отыскать для себя обиталище, и поселиться с ним, и у него ангелы небесные, и первым признаком их появления в нём служит осознание им зла именно в своей собственной жизни, а вовсе не только некие общие представления о зле, как то было ранее, и рождение в нём понимания необходимости отрешиться его, как греха перед Господом.

8. Но такое "соседство" в одном сознании причиняет затем адские мучения злым духам, безраздельно до того господствовавшим в волительной и рассудочной части его сознания, после чего адские духи стремительно атакуют в нём этот плацдарм небес, стремясь изгнать оттуда Господа и Его ангелов, и, затем, полностью опустошить, извратить и опрелюбодействовать истины Слова в его сознании, превратив их из истин в ложь и заблуждение, дабы Господь и Ангелы никогда впредь не смогли бы туда снова вернуться.

9. Именно момент этой атаки, и последующей битвы в человеке и называется искушениями.

10. Человек не видит этой внутренней битвы в себе в её подлинных, духовных и субстанциональных образах. Он лишь воспринимает её как муки выбора своего последующего жизненного пути, и ему кажется, что это полностью его собственный выбор, и его собственная реализация этого выбора, хотя, на самом деле, собственно человеку здесь принадлежит лишь решение, каким силам позволить себя формировать в дальнейшем, и в момент принятия человеком решения, и позволительного допущения одной из сторон в безраздельное господство, т.е. подчинения себя ей, победившая сторона начинает затем уже изнутри формировать всю его жизнь, и всё его сознание, хотя человеку и кажется, при этом, что это он сам принимает решения, находит способы его реализовать, и осуществляет все действия, с его реализацией связанные.

11. В процессе искушения злые духи, до того скрыто и спокойно жившие во глубинах человеческого сознания, вынуждены выходить наружу, ибо сражение это происходит во внешнем человеке, и, таким образом, обнаруживать своё присутствие в человеке, благодаря чему они могут быть обнаружены, и, впоследствии, удалены.

12. В продолжении этой битвы человеку представляется, что самым важным моментом в ней является именно собственно удаление соответствующего зла, и внутренняя и внешняя победа над ним, т.е. отвращение от его исполнения, и от его желания, и когда победа эта достигнута, человеку кажется, что он победил, что зло это ему навсегда отпущено, и что он навсегда спасён от его власти в себе.

13. Но, как говорит нам Небесное Учение, на самом деле всё обстоит отнюдь не так просто, и хотя непосредственная победа над конкретным злом и является существенной и необходимой частью процесса, здесь есть ещё одно необходимое условие, без исполнения которого победа над злом может стать пирровой, т.е. совершенно бессмысленной и бесполезной.

14. И суть здесь заключается в том, что всякое зло есть собственно не самоею причиной, а лишь следствием определённой причины своего существования. Бороться же со следствиями, не затрагивая их причин, это всё равно, что лечить последствия отравления, не пытаясь вывести из организма яда, его вызвавшего.

15. И главной причиной, а также главной целью существования зла и греха во внешней жизни человеческой личности является его собь, или же любовь себя, и любовь мирского. Любое зло есть лишь реализация и воплощение в деяниях жизни человеческой этих двух похотей, составляющих суть его соби, и предназначение любого зла - это реализация, во внешних началах жизни человеческой, внутренних наслаждений похотей этих. И пока они господствуют в человеке, они будут, в процессе его преобразования, лишь менять виды своего воплощения в удовольствия зла его жизни, часто, посредством этого процесса, лишь сменяя их на худшие, и злейшие, или же более внутренние виды зла.

16. Поэтому-то основной целью преобразования и возрождения человека является именно искоренение в нём этих двух господствующих похотей, или же любви к мирскому, и любви соби, лишь осуществляемое посредством борьбы с различными видами зол, через искоренение которых их в человеке можно вывести наружу, и там их из него искоренить.

17. Это можно сравнить с войной в мире, когда уничтожение солдат армии противника есть лишь средством добраться до главного врага - их вождя и лидера. Не уничтожив всех его армий, невозможно будет до него добраться, и извлечь его из его логова, но лишь само по себе уничтожение, пусть даже всех его армий, если не поймать, при этом, и не нейтрализовать окончательно его самого, будет лишь бесполезной тратой сил, крови и средств, ибо, ускользнув, он рано или поздно навербуте себе новые армии, и вернётся, чтобы взять реванш.

Вспомните здесь примеры из мирской истории. Когда, в 19м веке, антинаполеоновская коалиция имела неосторожность сохранить существование Бонапарта в опасной близости от Европейских берегов, им пришлось решать затем, после бегства его с острова св. Елены, проблемы с его восстановлением на престоле Франции, и выдержать чреду жестоких и кровавых битв, и неизвестно чем всё это могло бы кончиться для Европы, если б не поражение Наполеона под Ватерлоо. После чего его увезли уже в совершенно отдалённую часть света, и то, говорят, англичане, памятуя горький урок, не успокоились, пока, с помощью яда, не помогли ему преждевременно приселиться в мир иной. Или же, скажем, вспомните историю с нацистской Германией. Если б союзная коалиция не добила бы нацистов, решительно и бесповоротно, в самом их логове, добившись уничтожения Гитлера, и не расправилась бы с самой идее нацизма, осудив её на Нюрнбергском процессе, и покарав смертью всех главных преступников, то тлеющие угли нацизма, пусть и униженной и ослабленной Германии, всегда тлели бы шансом новой мировой войны. Это прекрасно понимали и Сталин, и Рузвельт и Черчилль, и несмотря на все возможные соблазнительные тактические дивиденды от возможного сепаратного мира с ослабленной Германией, которыми не раз пытались искушать их нацисты, ни один из них не пошёл на это, ибо они слишком ясно понимали всю потенциальную стратегическую опасность сохранения существования Гитлера и его режима, которого даже известный немецкий националист Раушнинг назвал, после более близкого ознакомления с его идеями, "зверем из преисподней".

18. Поэтому главнейшей составляющей борьбы и победы человека в искушениях своих есть чувство самоуничижения в Господе, без которого самые его выдающиеся победы над злом в своём внешнем человеке будут не только напрасными, но и, даже, просто губительными для его духовной жизни, ибо побеждённое и развеянное зло будет вновь и вновь возрождаться в нём во всё более и более страшных духовных формах. Ибо единственным методом для борьбы с любовью соби у человека есть чувство полного его самоуничижения в Господе.

19. Небесное Учение говорит нам об этом, что:

Только через самоуничижение человек может быть извлечён из любви себя и любви к миру, которые препятствуют его соединению с Господом. (Э. Сведенборг "Тайны Небесные" 5957, 7550)

Господь не может наитствовать в человека, пока тот не находится в самоуничижающем поклонении, и не может быть никакого самоуничижающего поклонения пока человек не признает и не поверит, что он, сам по себе, лишь пыль и грязь, то есть одно сплошное зло, и что Иегова, или же Господь есть Высшим и Святейшим, и что он, человек, сам по себе, не в состоянии даже осмелиться приблизиться к Нему. Только после этого Господь может войти в него с жизнью Своей любви, и одарить его небом и вечным блаженством. (Э. Сведенборг "Тайны Небесные" 7550)

20. Поэтому главной составляющей искушения для человека, во всех его искушениях, является даже не столько искушение атакующим его злом, сколько искушение, через победы над ним, надмиться, и обрести чувство избранности, некоей "спасённости" и "благодатности" по отношению ко всем остальным. Самой главной опасностью, в процессе искушения, для человека является почувствовать себя "избранным сыном божьим", "ангелом во плоти", вознёсшимся, силою своих духовных побед, над всей остальной общностью мира человеческого, ставшим более духовно достойным, неким "избранником божьим" на зеле, по отношению к которому все остальные люди есть лишь как минимум "братья меньшие", если не просто пыль и пепел.

21. Главная цель возрождения человеческого, это быть возвышенным Господом в Его Собственную Божественную Любовь, быть исполненным этой любви, посредством внутреннего присутствия в человеке Самого Господа, Духом Его Святым. Но главная составляющая Божественной Любви в человеке - это чувство милосердия и взаимной любви ко ближнему своему. Ближнему не по личности, а по благу, разумеется. Но когда в человеке присутствует чувство превосходства своей собственной личности над другими личностями, то он не может любить в других не только их благо, но даже и их личности, ибо единственная личность, которую он тогда любит - это его собственная личность, все же остальные личности, и всё остальное благо во вселенной любимы им лишь по мере способствованию удовольствиям его собственной личности, и преклонения, и подчинения других перед этой личностью.

22. Тогда, даже если в этой его личности и содержится какое-либо благо Господне, обретённое в процессе преобразования и борьбы в искушениях, благо это с неизбежностью присваивается тогда этой личностью, и служит лишь посредующим инструментом для реализации её главной похоти - любви соби, обращаясь, таким образом, в личности этой, в свою полную противоположность - или же в тягчайшее зло - зло любви соби.

23. Поэтому, если в искушениях не происходит, посредством зол, устранения любви соби из человека, то не происходит и никакого его возрождения, но лишь демонизация его личности, и погружение её в гораздо более внутреннейшее зло, чем то, с котором она изначально в процесс преобразования этого вступала.

24. Именно поэтому "Искушения, в которых человек побеждает, сопровождаемы верою в то, что все остальные более достойны, нежели он сам, и что он принадлежит скорее преисподней, чем небесам", и человек выходит победителем из искушения, если он выходит из него с ощущением гораздо большего чувства собственной греховности перед Господом, нежели то, с которым он в него вступал, и если после искушения, и победы над злом, он внутренне гораздо более убеждён в его власти над собою, и в том, что он удерживаем от него, а вовсе не сам от него удерживается, исключительно единым милосердием Господним, и что если б Господь хоть на мгновение попустил бы ему идти его собственной дорогой, то он снова безоглядно впал бы в то же самое зло, и даже в его ещё более худшие формы.

25. Если же человек, после искушений, начинает чувствовать себя более очищенным, более "ангелоподобным", и, уж тем более, более избранным и совершенным в Господе, если его посещают мысли о своей высшей достойности, тем более, о своей исключительности, и большей благодатности перед остальными людьми, то это, как раз, "свидетельствует о том, что человек либо уступил в искушениях, либо что он непременно снова впадёт в подобные же искушения впоследствии, и, иногда, в гораздо более тяжкие искушения, до той поры, пока он не будет вразумлён настолько, что начнёт веровать в то, что в этом нет ни малейшеё его заслуги"

26. Поэтому, вступая на путь духовной борьбы со злом в себе, человек должен помнить, что главной и единственной целью этой борьбы есть обретение им подлинного духовного смирения и самоуничижения в Господе, и разрушение в нём твердыни любви к себе, и любви к мирскому, а вовсе не обретение некоей особой "благодати в Господе", и некоего особого духовного ранга в мире, и, уж тем более - в небесах, для себя любимого.

27. Ибо действуя подобным образом человек, как раз, именно стяжает для себя, по словам Евангельским, ту самую "закваску фарисейскую" от которой Слово Господне его так предостерегает, и превращается в те самые "гробы повапленные", которые прекрасны снаружи, но внутри полны костей, гнили и нечистот.

28. И если человек, очистившись посредством борьбы в искушениях, от зол вторичных жизни своей, тем не менее так и не приобрёл окончательной и полной победы над самым главным злом её, путём отрешения от господствующей в нём похоти, или же любви соби, то с ним неизбежно, рано или поздно, произойдёт, по евангельской притче, то, что:

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого. (Лука 11:24-26)


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"