На индонезийском острове Бали (большая часть населения которого исповедует сложную смесь индуизма, буддизма Махаяны и местных верований) существует церемония подпиливания зубов. Она равно любопытна и в культурологическом плане, и в духовном.
Это очень важная церемония, которая проводится один раз в жизни и является одним из наиболее любопытных примеров символизма инициации.
Само символическое подпиливание клыков и резцов имеет целью лишение человека всего демонического и обуздание страсти.
Сама церемония называется мепанес.
Мепанес отмечается в позднем отрочестве, примерно в возрасте 16 лет, и является предварительным условием для участия в любом взрослом предприятии, например для вступления в брак.
В окружении разукрашенной толпы, под звуки церемониальных барабанов, зубы юноши или девушки опиливаются сангингом (младшим индуистским монахом). Символизм ритуала показателен. Это ритуал инициации, символизирующий вхождение во взрослый мир.
Приобретая гладкие и ровные зубы, подросток отделяется от животных, у которых зубы острые и неровные.
Предполагается, что выравнивая линию зубов, человек "очеловечивается" и теряет свою составляющую, которая может уравнивать его в неразумных страстях с животными.
Сама процедура стоит очень дорого и не все могут ее позволить. Сама по себе она уже подчеркивает статус, поскольку нужно не только одеть проходящих инициацию юношей или девушек в очень красочные и дорогие одежды, в которых они выглядели бы словно раджи или раджини, но и нанять музыкантов, жрецов - берущих особую мзду за редкий и дорогой ритуал, потратиться на цветы, гирлянды и украшения...
Сам ритуал очень красив.
Под музыку и чтение особых мантр юноша или девушка поднимается на возвышение и садится в специально украшенное кресло. Для инициируемого жрецами готовится специальная жидкость, обладающая легким анестезионным эффектом. Выпив ее и слушая жреческие песнопения и мантры инициируемый впадает в состояние близкое к _трансу_ и тогда жрец начинает выравнивать ему линию зубов.
При этом человек расстается со своими "демонами" и страстями и становится истинно готовым ко взрослой жизни (в частности, ко вступлению в брак).
После инициации, как считается, человек освобождается от основных страстей и вот как они перечисляются:
неумных мыслей
жажды разрушения
трусости
похоти
гнева и вообще любой ярости
зависимостей от любых удовольствий
неуверенности
и (оцените!!!) - равнодушия.
Последнее мне понравилось особенно.
Это прекрасно и удивительно, если вдуматься.
Удивительная по своей силе, красоте, а главное внутреннему содержанию, традиция.
Не случайно все-таки такие рафинированные европейские писатели как Редьярд Киплинг (в рассказе "На окраине империи") или Джозеф Конрад отзывались о нравах, этике и традициях индонезийцев с таким восхищением, подчеркивая особенное, укорененное вековыми традициями, спокойствие и глубокое достоинство, с которым держат себя эти народы.