Васильев Илья Владимирович : другие произведения.

Как читать картины? Понимание текста на примере одной работы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Искусствоведческий очерк, посвященный вопросу понимания художественного текста.

  Как читать картины?
  
  Сколько раз вы ловили себя на мысли, что рассматривая картину в музее, вы не совсем понимали ее смысл? Понимание текста, особенно художественного, такого как картина, требует определенных навыков. В этом очерке я постараюсь предпринять попытку прочтения одной картины. Внимательное следование этим приёмам сможет помочь вдумчивому читателю, в правильном понимании других картин, особенно если вы будете внимательны к деталям.
  
  "Или снова о людях дела, шахтерах и горняках".
  В качестве примера рассмотрим одну картину, а именно:
  
  Зоя Одайник-Самойленко, "Разговор в купе поезда" (время создания - 1950-е).
   Разговор в купе [Зоя Одайник-Самойленко]
  Стиль: социалистический реализм или соцреализм. Несколько людей едут в плацкартном вагоне поезда, один из них, судя по всему - горный мастер или заслуженный шахтер, судя по его парадному мундиру.
  
  Один из способов понимания картины строится на геометрии, на смысловых линиях натяжения. Смотрим по треугольнику "горный мастер" (человек в парадном синем мундире) - девушка-военный-студент". Во-первых, все линии взглядов сходятся на лице горного мастера, там даже более сложная конструкция, вторая девушка, которая сидит слева, тоже смотрит и внимательно слушает рассказ мастера, но она несколько выбивается из "основного треугольника", внося в общую диораму взглядов своеобразный контрапункт. Одно из главных свойств соцреализма - это направленность на прогресс в духе идей Просвещения, фокус на труженнике, человеке труда (Arbeiter), конструктивность и завершенность сюжетных форм, призванных прославлять человека труда. Именно в этом один из главных смысловых компонентов этой картины. У военного свой фронт работы, у гражданского мастера - свой фронт, они уже состоялись, о чем говорят и планка военного и его покровительственная рука на плече студента (см. тему семиотики пальцев и рук в средневековой живописи). Во-вторых, здесь пространство делится несколькими смысловыми парами. Главная линия между двумя мастерами, горным мастером и "военным", молодежь слушает их диалог и учится на живом примере. "Студент" держит в руках книгу, как символ знаний, опять-таки обратим внимание на положение пальцев, он придерживает пальцами раскрытую книгу примерно наполовине, то есть это обозначает его место - "он на половине пути обучения", выступает в роли подмастерья (что опять-таки подчеркивает покровительственная рука мастера слева). Вообще на картине обозначены 7 рук и все они по-своему значимы, но все я не буду описывать. Третье положение руки на картине - это кулак, которым девушка подпирает подбородок - кулак как символ воли и решимости. Девушка - самый светлый объект, самое светлое пятно на этой картине, она олицетворяет саму жизнь. Вся геометрия взглядов сходится на мастере, за одним только исключением, линия взгляда самого мастера уходит вверх и ввысь, что подчеркивает не только его устремленность, но и создает определенную границу между слушателями и им самим, обособляет его, ставит на ступень выше (взгляд вверх характерен для припоминания прошлого, но здесь семиотика взгляда двойная - это и припомиание прошлого и взгляд в будущее). Обратите внимание, что мы не видим всё лицо мастера, мы видим только его профиль, что отсылает нас к традиции размещать великих людей именно в профиль или в полоборота к зрителю (Маркс, Энгельс, Ленин размещались именно так). В его фигуре доминирует чистый синиц цвет мундира, резко контрастируя с тремя "пятнами" другого цвета - головой и руками - то есть перед нами преимущественно человек долга - большая его часть, его самого и всей его жизни, представлена мундиром (символом служения, долга). Девушка в белом платье с цветами, которая расслаблено слушает его, представляет собой, напротив, радость и легкость жизни, ее лицо и голова словно бы подсвечены, как софитом, светом от окна и меду двумя этими фигурами тоже есть эта смысловая нить (но ни в коем случае не конфликт). Сама картина представляет взгляд со стороны художницы, которая словно бы наблюдает ее со стороны бокового сиденья плацкарта и наполняет бытовую сцену, в которой более опытный человек делится своим жизненным опытом с молодежью, приобретает символический смысл эстафеты поколений и передачи мудрости.
  
  Светлана Гаращук пишет, что человек прямо напротив горного мастера не военный, "у молодого человека в центре на правом плече виден золотой контрпогон горного института". То есть, в таком случае, фактически, они коллеги, но планка наград на груди показывает, что этот человек воевал (на что опять-таки указывает время написания картины, 50-е), плюс у окна висит офицерский военный планшет - еще одна характерная деталь военного времени, в любом случае здесь обозначены два труда - подвиг ратный и подвиг мирного труда, что особенно характерно для соцреализма. Две женщины не просто смягчают настроение картины, но и придают ей лиризм, завершенность и спокойствие. Мы видим смысловой "круг", они сидят в круге друг друга и внимательно слушают, то есть налицо вовлеченность, общность и единение. Конечно, критично настроенный зритель может сказать, что соцреализм лакирует действительность. Может быть и так, но вообще я сказал бы, что у этих картин есть очень конструктивный посыл - их созерцание успокаивает психику и та геометрия смыслов, заключенная в игре света (который композиционно тоже играет здесь роль), в пластике фигур, в их спокойствии, и чувстве глубокого собственного достоинства, которую мы можем найти здесь, создает не просто расслабленность восприятия, но и фокусирует наше внимание на Человеке и его сопричастности с другими. В соцреализме в центре внимания всегда находится человек, и значимость, ценность обычного человека труда, преемственность (мастер и подмастерья) наполняют картину полифонией смыслов и отсылкам ко множеству конкретных жизненных ситуаций.
  
   Илья Васильев
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"