Аннотация: Шуточная кулинарная классификация цивилизаций и культур по основному кодовому продукту. Год написания: 2000-й
Сахарные цивилизации. Опыт шуточной кулинарной культурологии.
Я как-то ел дико, невообразимо приторно-сладкий пирог, весь посыпанный какой-то сахарной пудрой и еще какой-то туфтой и пил чай - тоже непотребно сладкий.
И вот что мне открылось.
Все эти вкусовые ощущения до того меня потрясли (в своей общей гамме), что я пришел к совершенно твердому убеждению - сахар и сладости придумали античеловеческие, перверсивные, чудовищные древние тайные ближневосточные секты (судя по отдельным имеющимся сведениям, это произошло примерно во 2-м тысячелетии до н.э.).И все культуры, в которых начинает, условно говоря, доминировать сахар, а не соль, уксус или перец, очевидно катятся к закату и окончательному упадку. Восток пал, Рим пал, теперь очередь за цивилизацией сахарной "кококолы" и сникерсов. Кроме сахарных культур, как я уже говорил, есть культуры, условно говоря, соленые, уксусные и перченые. У каждой свой статус. Все они, конечно, как-то взаимопересекаются, заимствуя из того или иного типа культуры его суперпродукт - способ хранения, способ производства, способ приращения и обработки информации, возможности других культурных ингредиентов.
Перченые страны, это, конечно, максимальный юг (как солнце у нас под ногами ночью): Индостан, Ланка, Тайланд, Малайзия, Индонезия. Перец и все виды острых пряностей делают эти культуры невообразимо экзотичными и своеобразными, но он же перебивает все прочие оттенки. Это очень самозамкнутые культуры.
Цивилизации соли: Япония, Китай, Африка, Англия. Они позволяют делать(производить) потенциально всё. Соль - это древнейший продукт и древнейший вид денег. "В чём соль?" - справшиваем мы.
Цивилизации уксуса стоят очень близко к цивилизациям соли. Это Россия, Германия, ряд других, меньших стран. Это едкие, устойчивые страны, с консервативной, выдержанной культурой и традицией. Уксус - жесткая субстанция. Не каждый может принять и переваривать пищу приготовленную с помощью уксуса.
Цивилизации же сахара в чистом виде нет. Здесь можно вспомнить культуры майя и ацтеков с культом потребления какао-бобов (которые служили данью и играли в экономике роль денежного стандарта) и все сопутствующие им эксцессы: массовые ежедневные человеческие жертвоприношения, бестиальные культы и т.д. Мы знаем об этих культурах слишком мало, чтобы точно что-то сказать. Но, как таковой, цивилизации сахара нет (точнее говоря, не должно быть). Засахаривание - это результат внутренней порчи. Сахар постепенно вытесняет все прочие суперпродукты и культура застывает (до тех пор пока её не размоют другие силы), причем, как правило, в самом примитивном варианте, становится на путь замкнутого кольца, повторения. Сахар не может произвести ничего полезного, от него только вред ( и сахарные культуры находятся в цикле вечного повторения и потребления, но не производства новой информации). Наконец, сахар протухает, мокнет и все в конечном итоге, рассыпается. Поздний Восток, поздний Рим - огромные гниющие сахарные головы.
Мы живем в засахаренной культуре, жрем засахаренные продукты, читаем засахаренные книги, смотрим засахаренные фильмы, блюем и срём "сахаром" - пределом истории и человека стала "сладкая жизнь".
Спасти нас может только одно средство:
1.кислота 2.напалм 3.спирт. (нужное подчеркнуть). Но в первую очередь, конечно, напалм. Напалм и еще раз напалм. Нужно, чтобы Апокалипсис, который происходит сейчас где-то еще, происходил здесь. Ну, или просто убрать сахар и всю прочую приторность/слащавость из своей жизни.
Кому сравнение с "сахаром" (и прочими Продуктами культуры) покажется очень большой натяжкой, я отвечу, что культура вообще начинается с еды и уменьшить ее значение никак нельзя. Сколько раз в день вы едите? Допустим даже, что один и немного. Но, так или иначе, без пищи и воды вы не проживете (достаточно долго). Без всего остального, может быть худо-бедно и проживете, но без пищи точно нет. Есть можно по-разному, не правда ли? Можно бегать по улице, рвать цветы, плоды и траву и жевать, или, например, кидаться на свиней и убив, тут же пожирать свежее мясо. Это в том случае, если вы действете в одиночку. А если вы поймали и убили свинью вместе с какими-то людьми? Значит появится проблема справедливого дележа, установления новых видов коммуникации, ритуалов, взаимодействия, то есть мясо нужно уже как-то делить. Это и есть культура. Когда люди, убив условную свинью (хорошо, кабана в лесу), делят её.
Есть можно с помощью рук или столовых приборов. Разговаривая (на определенные темы) или молча (обязательно или необязательно). И так далее. Все проникнуто смыслом, изначальной метафорой, ритуалом и этикетом, хотя мы редко вспоминаем об этом. Потребление еды, поддержание жизни суть часть информационно-энтропийного процесса, вне которго ни жизнь ни культура немыслимы. Именно поэтому все культуры начинаются с установления правил потребления и расходования. Далее эти правила распространяются, видоизменяясь, но сохраняя родовые черты, на все прочие области культуры. Именно поэтому греки танцевали от печки.
Ту или иную культуру можно с таким же успехом описывать не через ее право, язык, одежду, историю или архитектуру, как принцип организации пространства, но и через то, каким образом и что в этой культуре готовят и едят. Таким образом, "условность" определения цивилизаций уксуса или соли очень относительна. Его "условность" заключается только в том, что это очень общее определение.
Каждый глоток кококолы делает человека тупее. Об этом есть даже песня (ее существование абсолютно безвредно, засахаренная культура проглатывает такие насмешки запросто).
Написано в 2000-м году.