Аннотация: Семиотика музыки. Текст 2009 года, нашел в своём ЖЖ.
Завёл вчера разговор об африканском барабанном письме с Олегом Кельтом (из Green Spirit), затем перешли на индийские раги.
Олег поделился поразительно очевидной мыслью, которую я почему-то не видел в упор - если в традиции индийского танца каждое ритмизованное движение танцовщицы (круговое движение бедра, сдвиг головы и т.д.) следует рассматривать как определенную смысловую синтагму, идущую из ведийской традиции - где каждое движение танцовщицы есть фраза, то это означает, что должен существовать и ведийский язык ударных, обозначающих ту или иную эмоцию или состояние - во всяком случае он сделал такое предположение и одна мысль о настолько очевидной вещи, которую я до сих пор не понимал, почти погрузила меня в транс.
Это привело меня к следующим мыслям.
То есть исполняемая рага в принципе может быть проинтерпретирована не только на словесном уровне, но и на уровне "предложений", объединяющих все ударные ноты: прочитать его, конечно, может только тот, кто владеет ведическим языком ударных, то есть ситуация здесь как с органными нотами к одной из фуг Баха, в которой тот "зашифровал" в первых нотах числовую последовательность Фибоначчи: один уровень - это просто музыка, другой уровень - это печать мастера на произведении.
Александр Гельевич Дугин в "Гиперборейской теории", главные концепты которой он, надо полагать, развивает из монографии Б.Тилака "Арктическая родина в Ведах", четко обозначает смысловую нагруженность каждого звука в мире Традиции (один анализ фонемы/буквы/руны "Ж" чего стоит) и роль цикличности - как вечного возвращения.
Если взять на вооружение эту идею и применить ее к музыке, то получается, что можно воспринимать каждый такт как свой микрокосм (день Брахмы/ночь Брахмы), в котором звук ритмизует пространство и который проживается единожды и единомоментно, чтобы создать в следующем такте новый звуковой мир, подобный циклу создания и заката мира - он может быть полностью подобен своему предшественнику (миру/такту), а может в чем-то и отличаться от предыдущего. Но это в жестко детерминированной европейской музыкальной (философской/политической/религиозной) традиции, индийская же "безладовая" традиция, не стремящаяся к жестко закрепленным дефинициям всегда оставляет большую свободу интерпретаций - так один звуковой мир плавно перетекает в другой.