На дворе пока еще февраль,но время летит быстро и скоро наступит март месяц.А в марте ,будет 121 годовщина cо дня рождения Александра Вертинского.Дата с которой связаны мои воспоминания о молодости,воспоминания о Киеве где эта молодость проходила и воспоминания о Вертинском Александре Николаевиче,с которым все это связано неразрывно.
Я не специалист по творчеству Вертинского,не литературовед,не музыкант и даже не поэт.Я просто один из тех, кому предназначались его песни,для кого они писались.Тот,кто их начинал слушать еще в сороковые годы прошлого столетия с шипящих пластинок на примитивных патефонах, заводившихся ручкой и продолжает и поныне слушать с неменьшим интересом на современной электронной радиоаппаратуре,напичканной всевозможными компютерными программами. К сожалению мои воспоминания полустерты временем и отрывочные. Но зато они приобретают как бы новое звучание из-за того,что теперь,по прошествии стольких лет, появились документы и стало известно и объяснено многое, о самом А.Н.Вертинском и той эпохе в целом.
Машину времени пока еще не изобрели.Поэтому возможно кому то,кто помнит и почитает Вертинского будет небезинтересно нырнуть вместе со мной в те далекие сороковые-пятидесятые.
В сентябре 1956 года я ехал поездом с Дальнего Востока в Москву.Путь был не-близкий и занимал поболее недели.Поезд едва преодолел первую половину пути ,а пассажиры дальнего следования уже уничтожили все захваченные в дорогу продукты и выпили все спиртное.Расстояния между городами,где имелись привокзальные магазины или пункты питания были огромными,но в поезде имелся вагон-ресторан.Правда цены там на все были намного выше ,чем в привокзальных
столовых,но голод не тетка и несмотря на свои весьма ограниченные финансовые возможности, за несколько дней до прибытия в Москву, я отправился в вагон-ресторан пообедать .Одновременно со мной туда зашла небольшая компания пассажиров. Худощавое лицо и высокая фигура, в сером, в мелкую клеточку свободном пиджаке одного из них, мне показались очень знакомыми.Пока я размышлял на кого похож этот человек,по ресторану пронеслось какое-то то ли дуновение,то ли всеобщий вздох,из которого я уловил слова.
-Вертинский,Вертинский.
Ну конечно,это был он. Тот самый Вертинский-великий певец, композитор, поэт,артист, кумир эстрады XX века.
Очень похожий на портреты с обложек пластинок,но живой,смеющийся и оживленно беседующий со своими спутниками.Вероятно это были его аккомпаниатор и администратор.И скорее всего возвращались они в Москву после дальневосточного тура.
Надо же какое совпадение!А у меня как раз весь последний год все время звучали в голове слова из его песни - "Чужие города":
Там шумят чужие города,
И чужая плещется вода,
И чужая светится звезда.
Целый год я провел в Амурской области, вдали от любимого Киева,вдали от родных и друзей,вдали от любимой девушки.Амурская область-это была конечно не заграница,о которой пел Вертинский.Это была часть СССР.Но какая огромная пропасть лежала между жизнью там и жизнью в Киеве,Москве или в других местах,где я бывал раньше. Здесь находился печально известный БАМЛаг, на костях сотен тысяч заключенных которых сооружалась Байкало -Амурская магистраль. Это была территория которая уже начала освобождаться от сталинских концлагерей, но все равно территория большого лагеря,пусть и не с таким свирепым режимом,как в прошлые годы.Подавляющая часть населения области попала туда не по своей воле.Это были, в большинстве своем, "спецпереселенцы" высланные на Дальний Восток из России, Украины,Прибалтийских республик,Крыма.Были и бывшие заключенные,лишенные права проживания за пределами области.Кстати этот весь "спецконтингент" мог и в пределах области передвигаться только по специальному разрешению спецкомендатуры.
В большинстве сел области не было ни радио ни электричества и хорошо если был движок и генератор,чтобы пару часов вечером освещать сельсовет и сельский клуб.
Лес на большей территории области был беспощадно вырублен для нужд строительства Ж.Д.,военных аэродромов и прочих потребностей строительства.На глинистой тяжелой почве плохо росло все,разве что за исключением сои.
Я не был ни заключеным,ни спецпереселенцем,но покинуть добровольно эти места тоже не мог,так как еще действовал закон по которому тот,кто оставлял работу без разрешения начальства отправлялся под суд.Поэтому песня Вертинского "Чужие города" была так близка истосковавшейся моей душе.
В 1956 году этот закон отменили и вот я ехал домой и оказался по воле случая рядом c тем,чьи пронзительные строки так волновали меня.
Несмотря на оживление и даже веселье,которое царило за столиком,где сидел Вертинский,выглядел он все же каким то усталым и изможденным.Видимо был измотан концертами и знакомством с бытом "глубинки",где еще совсем недавно находились страшные амурские лагеря .Подтверждение этому нашел я впоследствие,узнав что Вертинский ,в последние годы жизни, пребывал в глубоком духовном кризисе. Это подтверждается в письме,которое он написал жене в 1956 году,повидимому как раз во время этих гастролей:
"Ты посмотри эту историю со Сталиным. Все фальшиво, подло, неверно .... На съезде Хрущев сказал: "Почтим вставанием память 17 миллионов человек, замученных в лагерях:" Ничего себе?! Кто, когда и чем заплатит за "ошибки" всей этой сволочи?! И доколе будут измываться над нашей Родиной? Доколе?"
Съезд о котором упоминает Вертинский был в феврале 1956 года.А материалы съезда в сокращенном виде были опубликованы в постановлении Президиума ЦК КПСС от 30 июня 1956 года под названием "О преодолении культа личности и его последствий".
Подойти к Александру Николаевичу и высказать ему свое восхищение его стихами,его музыкой и всем тем,чем он был дорог для меня я постеснялся,о чем и поныне сожалею.Как-то было неудобно вторгаться в круг незнакомых людей.Да и чем я могу быть ему интересен. Если он не пошлет меня куда подальше сразу,думал я,то что я ему скажу нового?
Наверное тысячи его поклонников уже говорили ему это же самое.В общем я не решился.Струсил,короче говоря.
Возможно знай я тогда все то,что известно мне о нем сейчас,я бы преодолел свою застенчивость и нашел бы необходимые слова.Но,увы.Тогда мне многое не было известно.
Сейчас о Александре Вертинским опубликованы книги,написано множество статей. Опубликованы воспоминания, стихи и песни, рассказы и письма Вертинского. Его жена Лидия Вертинская издала книгу "Синяя птица любви",где собрала письма Вертинского, которые он присылал ей до конца своей жизни,начиная с момента их знакомства.Российский историк и телеведущий Николай Сванидзе снял о Вертинском одну из серий своих знаменитых "Исторических хроник".
Это сейчас, несмотря на то,что прошло более полувека после его кончины,записи его песен широко растиражированны, попрежнему пользуются успехом у почитателей его таланта и доступны по всему миру.
А тогда я даже не знал,что Александр Николаевич мой земляк.Что родился он в Киеве.Что в одном квартале от моего дома,где я прожил значительную часть жизни, будет со временем установлена мемориальная доска в доме Љ 43 по ул.Владимирской, сообщающая о том,что в доме этом родился 21 марта 1889 года Александр Николаевич Вертинский.Не знал,что мои ноги ступали по тому асфальту и мостовой,где ходил и он.И вполне возможно,что я собирал каштаны под теми же деревьями,что и он в своей киевской молодости.
И не моя вина,что ежедневно проходя, в те времена, мимо дома Љ 43 по ул.Владимирской я не испытывал того священного трепета,который наверное испытывают сейчас не только поклонники творчества Александра Николаевича,но и просто все киевляне,которым знакомы его изумительные строки о любимом городе:
Киев родинанежная, Звучавшая мне во сне......
Это была не моя вина,потому что не только я, но и большинство киевлян, тогда просто не знали дату и место рождения Вертинского.А его потрясающее стихотворение о родном Киеве,его жена Лидия нашла уже после его смерти в средине 1957 года.
Известно,что Вертинский вспыхнул яркой звездой на российской эстраде в начале ХХ века,но случился октябрьский переворот и Вертинский покинул страну вместе с тысячами эмигрантов.
В СССР творчество Вертинского, продолжавшееся за границей, было объявлено буржуазным и даже антисоветским и предано забвению на долгие годы.
Решение вернуться на родину созрело у него еще в 30-е годы.Многим писателям и поэтам,покинувшим страну после прихода к власти большевиков,нехватало в их зарубежной жизни самого главного,чего они лишились с отъездом из страны.Нехватало родного языка,нехватало общения с теми,для кого они творили.Людям искусства нужна среда и атмосфера,которая бы подпитывала их творчество.Нужны массовые читатели,слушатели,ценители.Поэтому вернулись писатели Андрей Белый,Максим Горький, Александр Куприн,Алексей Толстой,поэтесса Марина Цветаева.Правда следует признать,что большинство поинувших страну людей икусства все же не вернулись в СССР из-за непримиримого отношения к советской власти и из-за страха перед ней.
Вертинский вернулся.Вернулся в конце 1943 года,еще до окончания войны.
Он активно включился в работу и стал вносить свою посильную помощь в дело победы над врагом.Он гастролировал на фронте, исполнял патриотические песни.Росла его популярность в стране.Но росла она вовсе не потому,что его творчество популяризировалось,а скорее наоборот.Дело в том,что отношение властей к Вертинскому было очень сдержанным.Настолько "сдержанным",что до 50-х годов мало кто вообще знал,что он вернулся в страну.Биограф Вертинского Е. Р. Секачева пишет,что
"из ста с лишним песен из репертуара Вертинского к исполнению в СССР было допущено не более тридцати, более того, на каждом концерте присутствовал цензор, который зорко следил, чтобы артист не выходил за поставленные рамки. Концерты в Москве и Ленинграде были редкостью, на радио Вертинского не приглашали, пластинок почти не издавали, не было рецензий в газетах."
К тому же в послевоенные годы началась общесоюзная кампания против романсов,цыганщины,лирики и романтики в песенном творчестве,чтобы народ не отвлекался от первостепенных задач социалистического строительства.
А Вертинский как раз попадал под эту статью. Его песни не звучали на радио,
в газетах и журналах о концертах его не было сообщений. Можно конечно сказать,что Вертинскому все же повезло.Его не сослали на Колыму как Вадима Козина,бывшего "золотым голосом России",певшего для Сталина,Рузвельта и Черчиля на конференции.в Тегеране.Не посадили в тюрьму,как выдающуюся певицу Лидию Русланову.Не сгноили в тюремном лазарете,как известного певца Петра Лещенко.И даже не отлучили насовсем от эстрады,как обладательницу неповторимого голоса Изабеллк Юрьеву.Просто предали прижизненноиу забвению.Такое вот везение.
И тем не менее песни Вертинского завоевывали все более и более широкую популярность благодаря тому,что в последние годы войны и первые послевоенные годы,в страну буквально хлынул поток грампластинок из стран Восточной Европы,Германии и Прибалтийских стран.Это были записи песен в исполнении Петра Лещенко, Константина Сокольского,Юрия Морфесси и Александра Вертинского.
Вот эти то патефонные пластинки и доносили голос Вертинского до народа. Это и было фактически первым настоящим массовым пришествием Вертинского в страну вообще и в Киев в частности.Умельцы переписывали грампластинки на рентгенпленку,а потом,с появлением магнитофонов,пошли по рукам и магнитные записи.Продавались грампластинкии,понятно, не в магазинах,а на базарах-"толкучках".В Киеве главная толкучка сначала находилась на "Евбазе",там,где сейчас площадь Победы.Потом ее перенесли на "Сталинку" (неподалеку от Байкового кладбища).И закончила гигантская толкучка свое существование в Ново-Беличах.
На толкучке продавцы различных товаров группировались в "ряды" по профилю.Продавцы грампластинок и патефонов стояли в своем отдельном музыкальном ряду.
Продавцы накручивали ручки патефонов,стоявших на деревяных прилавках и над толкучкой неслась разноголосая какофония песен и музыки.
Позднее патефоны электрофицировались,затем появились электрофоны и электропроигрыватели,но все равно стиль толкучки не менялся и дикое смешение вскх музыкальных направление царило над пластиночными рядами.
Пластинки были на 78 оборотов в минуту и были чрезвычайно хрупким товаром.Нечаянно уронил,прижал посильнее или ударил и все-конец,нет больше дорогой пластинки,а есть только куча осколков.Но пластиночный дефицит "подпольной" музыки был так велик, и так высоки были цены,что нам приходилось даже склеивать разбитые части пластинок, для прочности армируя края металлическими патефонными иголками,утапливая их в край пластинки с помощью паяльника.Играла такая отреставрированная пластинка отвратительно.Игла патефона щелкала перескакивая трещины,но все равно даже такой звук был лучше,чем ничего.Пластинки быстро "запиливались"- стирались от употребления и начинали шипеть и хрипеть.А коллекционеры и настоящие любители музыки хотели иметь новые.незапиленные экземпляры.Такие тоже попадались на толкучке.Только цены на них были в десятки раз выше обычных грампластинок-среднего состояния.
Где-то в начале 50-х.один мой приятель искал на толкучке плпстинку А.Вертинского "В степи молдаванской". С трудом он нашел экземпляр в превосходном состоянии и за эту пластику выложил 185 рублей,при стоимости пластинок среднего состояния 40-60 руб..Это была большая сумма тогда.Месячная зарплата инженера составляла 700-1000 руб.Чтобы не повредить,не дай бог,пластинку, он спрятал ее в самое надежное,по его мнению, место-за пазуху и прикрывая обеими руками стал проталкиваться к выходу с толкучки,радуясь своей удаче.Но удача изменчива.Торопясь добраться побыстрее до места назначения,он стал перелазить какой невысокий палисадничек,зацепился штаниной за прут,упал и с ужасом услыхал хруст за пазухой.Не помню уж как он добывал второй экземпляр,да это и неважно.А рассказал я эту историю,чтбы показать насколько бережно приходилось обращаться со старыми грампластинками и какая высокая была стоимость по настоящему хороших экземпляров..Позднее появилось новое поколение долгоиграющих пластинок-гигантов на 33 оборота в секунду,которые не ломались и запись на которых была значительно выше по качеству.И тоже из-за рубежа и сначала на толкучках.
Но я извините отвлекся на бытовые подробности.Главное,что я хотел рассказать о том времени состоит в том,что песни Александра Вертинского стали по популярности превосходить не только песни других авторов-эмигрантов,но и многочисленные песни советских авторов периода войны и послевоенных лет.Секрет такого успеха состоял не только в его исполнительском и авторском мастерстве и обаянии,но и в том,что люди пресытилися военной тематикой,равно как и сменившей ее тематикой коммунистического строительства.Ведь и патриотические просоветские песни самого Вертинского написанные в первые годы по возвращении "О нас и о родине", "Наше горе", "Он" и другие, мало кого привлекали и волновали.И это отмечал потом он сам в своих воспоминаниях.Зато его "Танго Магнолия", "Мадам уже падают листья", "Маленькая балерина", "Желтый ангел", "В степи молдаванской", "Дорогой длинною", "Чужие города", "В синем и далеком океане" и многие другие написанные в 20-30е годы были у всех на слуху и бурно приветствовались на концертах,несмотря на то,что выступать ему приходилось, в основном, в маленьких отдалённых городках.Ему очень редко разрешали выступать в столицах и в концертных залах крупных городов.
Но что же так привлекало людей в этих его песнях?Нынешние литературоведы и музыковеды объясняют феномен Вертинского высоконаучными определениями.
Они говорят,что его творчество - "это шедевр эпохи Русского Декаданса, которым ознаменовалось почти все искусство Серебряного века".Не сомневаюсь в истинности такой характеристики.Возможно это влекло к Вертинскому людей старшего поколения,особенно из среды интеллигенции.Но мы,подростки и юноши 40-х не застали ни Русский Декаданс,ни Серебрянный Век и не имели о них
представления,так как все эти понятия были вычищены из школьных программ.Но Вертинского мы слушали с упоеним. И советские люди среднего возраста,воспитанные на песнях советских композиторов тоже заслушивались Вертинским.
Что же было такого в его стихах и музыке, какая тайна,какой секрет и что так влекло к ним людей различных,по возрасту,по образованию,по менталитету?
Говорят что в его песнях отразилась эпоха а по моему точнее будет сказать,что в его песнях отразилось то чего этой эпохе так не хватало.А возможно нехватает и сейчас. Почти каждая из его песен была волшебством. Уже первые строки его Танго "Магнолия" околдовывали и уводили в волшебный мир:
В бананово-лимонном Сингапуре, в буре,
Когда поет и плачет океан
И гонит в ослепительной лазури
Птиц дальний караван....
Даже сейчас,когда магазины завалены бананами,а побывать в Сингапуре не проблемма эта музыка,слова и томный голос Вертинского завораживают.А тогда...
Тогда голос Вертинского звучал в тесных перенаселенных коммунальных квартирках.За окнами этих квартирок была серая и убогая жизнь.Даже одежда на людях была серая или черная.Вся жизнь была как одно большое и бесконечное партийное собрание,на котором выступающие с трибун,по радио,в газетах только и рассказывали как хорошо нам будет жить при коммунизме.Но не сегодня,а завтра или в далеком будущем.И так изо дня в день.И все было -"низзя".И это "низзя" и то "низзя".И внушали нам усердно,что кругом враги и что не дай бог заглянуть за забор,которым была ограждена вся страна.А станешь на цыпочки и будешь вытягивать шею,в попытке разглядеть "их загнивающую жизнь"-так и загремишь в лагерь на Колыму.А как лагеря прикрыли,все равно была большая вероятность получить крупную неприятность,грозящую надолго испортить и без того не слишком шикарную жизнь.
Поэтому песни Вертинского воспринимались как вылазка в другой мир.Неважно в какой-реально где-то существующий или вымышленный сказочный.
Слова и музыка в его песнях органично сплетались, действительно создавая магическую сказочную ткань:
И уходят в закатные дали
Золотые кораблики - сны,
Те, что в детстве когда-то пускали
Мы, играя, по лужам весны.
(Хорошо в этой маленькой даче)
Той сказки,в которую он уводил слушателей и в которой он сам так нуждался:
Мне так хочется счастья и ласки,
Мне так хочется глупенькой сказки,
Детской сказки про сон золотой.
(Я сегодня смеюсь над собой.)
Хоть и говорил он с грустью своему герою Джимми:
-Сказок нет на свете Джимми
но сам то он был великим сказочником-Андерсеном песен и поэм.
В своих песнях он,как Александр Грин в своих фантастических рассказах, уводил слушателей в мир лирической романтики:
В синем и далеком океане,
Где-то возле Огненной Земли,
Плавают в сиреневом тумане
Мертвые седые корабли.
(В синем и далеком океане)
Уводил в тот мир которого нам так нехватало,в повседневной жизни:
Над розовым морем вставала луна,
Во льду зеленела бутылка вина,
И томно кружились влюбленные пары
Под жалобный рокот гавайской гитары.
(Над розовым морем)
Из унылой жизни,наполненной равнодушием, жестокостью,грубостью,завистью и злобой, голос Вертинского уносил слушателей в красивый мир мечты, в мир фантазии,в мир наполненный болью,нежностью и любовью:
Сегодня томная луна,
Как пленная царевна,
Грустна, задумчива, бледна
И безнадёжно влюблена.
Сегодня музыка больна,
Едва звучит напевно.
Она капризна, и нежна,
И холодна и гневна.
(Прощальный ужин)
Он пел о любви почти в каждой своей песне,а любовь это вечная тема,неотделимая от романтики.Иначе это не любовь. В каждом человеке живет неистребимая потребность в романтике.А в молодости эта потребность особенно сильна. У людей отгороженных железным занавесом не только от остального мира,но и от простых человеческих ценностей,это была едва ли не единственная возможность заглянуть в мир наполненный душевностью и состраданием в которых они так нуждались.
Вертинсий к тому же был не просто виртуозным исполнителем.Его стиль исполнения был настолько оригинальным и ни на кого не похожим,что спутать его с кем либо было просто неозможно.Его исполнительское мастерство было настолько самобытным и своеобразным,что у него не оказалось ни последователе,ни даже подражателей из-за невозможности хоть сколько ни-будь приблизится к его манере исполнения.И это еще больше привлекло к нему слушателей.
К тому же, если он и писал поэмы не на свои тексты,то использовал тексты выдающихся поэтов,таких как И.Северянин,А.Ахматова, И.Анненский, А. Блок,
Даже когда он исполнял старинные и цыганские романсы,то он придавал им особое, "вертинское" звучание и окраску. От его исполнения романса "Только раз бывают в жизни встречи":
День и ночь роняет сердце ласку,
День и ночь кружится голова,
День и ночь взволнованною сказкой
Мне звучат твои слова...
голова начинала кружиться у взволнованных слушателей.
Не случайно в сериале "Место встречи изменить нельзя" другой великий поэт,композитор и певец (кстати тоже с киевскими корнями)Владимир Высоцкий, в образе киногероя Жеглова,играет и поет именно песню Вертинского:
Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?
Куда ушёл Ваш китайчонок Ли?..
Вы, кажется, потом любили португальца,
А может быть, с малайцем Вы ушли.
(Лиловый негр)
Ведь в фильме воссоздан быт первых лет послевоенной эпохи,неофициальным символом которой был Вертинский.Так же,как и сам Высоцкий в более поздние годы.
Вертинский был народным певцом,хоть и не имел официальных титулов.Он любил тех,для кого слагал свои стихи и пел.Уже после своего возвращения он написал:
Я всегда был за тех, кому горше и хуже,
Я всегда был для тех, кому жить тяжело.
А искусство моё, как мороз, даже лужи
Превращало порой в голубое стекло.
(Я всегда был за тех)
Александр Николаевич был неординарен. Неординарен не только как поэт,композитор и певец.С ним происходили вещи вообще труднообъяснимые с позиций неверующего человека.Об этом есь и в воспоминаниях о нем.Я только упомяну об одном факте,вряд ли широко известном. Ему,в возрасте 25 лет, уже был создан памятник в Москве.Ну не совсем ему,это я конечно преувеличил.Но история получилась крайне символическая.Об этом рассказывается в статье Митрофанова А.и Минькова А. "Достоевский имени Вертинского".( Московское путешествие. 2004. Љ 7. С. 104): "в 1914 году скульптор Сергей Меркулов приступил к созданию памятника писателю Ф. М. Достоевскому, а в качестве модели пригласил Вертинского. Сергей Меркулов впоследствии вспоминал: "Отличный был натурщик! Усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные руки!" Статуя долгое время пылилась в его мастерской, и только в 1918 году была установлена на Цветном бульваре, где простояла 18 лет, пока ее, в связи с прокладкой трамвайных путей, не перенесли во двор дома, где родился Ф. М. Достоевский"
Как я уже написал выше,в том далеком ныне от нас 1956 году,во время случайной мимолетной встречи с А.Н.Вертинским,я не знал многого,о чем известно мне сейчас.Я не знал,что не пройдет и года,как не станет великого маэстро,чье здоровье было подорвано жестокими превратностями эмигрантской судьбы,тяжелыми бытовыми условиях выступлений "на износ" в небольших отдаленных городах, усугубленых душевным одиночеством и созерцанием картин ужасающих условий жизни простых людей в СССР.
Неведомо было мне,что еще в 1945 году Александр Николаевич Вертинский побывал в родном Киеве и написал жене:
"Вот я и в Киеве. Не могу тебе описать то чувство, которое охватило меня при въезде в этот город моего детства и юности....... Если Москва была возвращением на Родину, то Киев это возвращение в отчий дом".
Я не знал и не уверен,что все киевляне сейчас знают о том,что в 1949 году ,в одном из писем, высланном жене, тоже во время пребывания в Киеве, он писал:
"Как бы я хотел жить и умереть здесь. Только здесь! Как жалко, что человек не может выбрать себе угол на земле! Что мне Москва? Я не люблю её. Я всей душой привязан к этим камням, по которым я шагал в юности, стирая подмётки, к этим столетним каштанам, которые стояли тогда и будут стоять после моей смерти, как подсвечники, как паникадила! Вся эта священная земля Родины! Жаль, что я пою по-русски и вообще весь русский! Мне бы надо было быть украинским певцом и петь по-украински!Украина - ридна маты...Иногда мне кажется, что я делаю преступление тем, что пою не для неё и не на её языке!.." ("Синяя птица любви" стр. 254.По материалам статьи Георгия Сухно-Александр Вертинский в Польше)
Но теперь киевская "неизвестность"Вертинского осталась в прошлом.Начиная с 90-х годов, в Украине появляется все больше и больше публикаций о нем,о его Киевском прошлом и о его связи с Киевом.На доме,где он родился установлена мемориальная доска.Было отпраздновано и широко освещено в киевской печати 120-летие со дня рождения А.Н.Вертинского. Киев посещают дочь и внучка Вертинского и делятся своими малоизвестными воспоминаниями о нем. В Музее Одной Улицы была размещена экспозиция, посвященная периоду пребывания Вертинского в Киеве, а также много материалов связанных с его творчеством. Я считаю что это и есть его второе пришествие в Киев.Пришествие на Родину.
И еще раз я напоминаю-все мною написанное это не исследование и не анализ всего творчества Александра Вертинского.Это лишь незначительная часть его,та с которой я соприкоснулся.
И суждения мои вполне могут быть слишком субъективными.Но я старался,как мог высказать здесь то,что не смог сказать самому Александру Николаевичу тогда,в далеком 56 году.
Александр Вертинский похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, хотя хотел быть погребенным в Киеве. Этого уже не изменить.
Но очень надеюсь,что память о нем будет увековечена в Киеве И появится в Киеве памятник Александру Николаевичу ,а также улица названная его именем.А быть может ему будет даже присвоенно звание Почетного Гражданина Киева.Он этого вполне достоин.
Он заслужил это своими волшебными песнями,которые до сих пор живут в сердцах киевлян.
Он заслужил это своей любовью к Киеву.
Он заслужил это хотя бы потому,что невозможно выразить свою любовь к Киеву лучше, чем сделал это Александр Николаевич Вертинский:
Киев - родина нежная, Звучавшая мне во сне, Юность моя мятежная, Наконец ты вернулась мне! Я готов целовать твои улицы, Прижиматься к твоим площадям. Я уже постарел, ссутулился, Потерял уже счет годам. А твои каштаны дремучие, Паникадила Весны, Все цветут, как и прежде, могучие, Берегут мои детские сны. Я хожу по родному городу, Как по кладбищу юных дней. Каждый камень я помню смолоду, Каждый куст вырастал при мне. Здесь тогда торговали мороженым А налево была каланча... Пожалей меня, Господи Боже мой, Догорает моя свеча! ..