Васильев Сергей Васильевич : другие произведения.

1 сентября - День знаний!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    И все-таки, учителя - это люди...

  
  Лирическая комедия в полутора действиях.
  
  Действующие лица:
  М и л ю т и н Сергей Петрович, учитель физкультуры, небольшого роста.
  И в а ш о в Валентин Светланович, учитель русского языка и литературы.
  С и л а е в Дмитрий Александрович, учитель ОБЖ.
  Ф р о л о в Михаил Васильевич, бывший учитель пения, полноват.
  П е р е л е х о в Николай Семёнович, учитель физики.
  И р и н а, жена Перелехова.
  К л ю ч и н с к а я Наталья Леонидовна, учительница начальных классов.
  З а б р о д и н а Светлана Николаевна, учительница географии.
  Ж а н н а, секретарь.
  Б о л о т о в а Зинаида Михайловна, директор школы.
  Р е м и з о в а Татьяна Петровна, завхоз.
  П а н т е л е й м о н о в а Надежда Валериевна, родительница.
  В о р о б ъ ё в а, старшеклассница.
  Ш а т и ц к и й Вова, старшеклассник.
  Девочка с цветами.
  Старшеклассники.
  
   Действие первое.
   (короткое, можно сказать - половина)
  
   Скрипичный концерт Вивальди как музыкальная заставка пьесы прерывается позывными теленовостей. Кабинет директора. Голос диктора: "Сегодня первое сентября - День знаний! Тысячи школ распахнули свои двери..."
  
  Б о л о т о в а. Что ж они все так шумят?! Прямо с первого дня. Выключи его что ли...
  Р е м и з о в а. Погода, наверное. (Выключает телевизор.) А нас вечером в новостях обещались показать.
  Б о л о т о в а. Что погода?
  Р е м и з о в а. Погода, говорю, меняется, вот голова и болит. Да и колготно. В школе хорошо, когда в ней детей нету!
  
   Школьный коридор после линейки. Из репродукторов школьного радиоузла слышится "...учат в школе, учат в школе...". Далее: "От имени родителей нас поздравляет Пантелеймонова... э... Надежда... э... Валериевна. Ой, я так волнуюсь! Я всех вас поздравляю, особенно директора Зинаиду Михайловну, сыночка своего Петеньку, всех ребят, ну и учителей тоже... Спасибо. А мы, по заявке 5 "а", предлагаем вам композицию отличного парня Вивальди под названием "Кончерто Гроссо a-moll, Op.3 Љ8!" По коридору движется Николай Семёнович. Дверь класса открывается, и появляется часть Валентина Светлановича.
  
  И в а ш о в (в класс). Так! Я кому сказал - сидим тихо, я сейчас вернусь!
  (Закрывает дверь и оборачивается. Класс взрывается воплем радости.) О Коль, ну что?
  П е р е л е х о в. Как всегда - "за"!Слушай, генеральный директор первого канала нашей школы, это что там у тебя в студии крутят?
  И в а ш о в. Да ладно, просто Шатицкий, пока меня рядом нет, шалит. Чего вчера на работу не вышел, тут барыня недовольство высказывала.
  П е р е л е х о в. Значит, помнят ещё. У меня, Валь, отпуск только сегодня заканчивается.
  И в а ш о в. Ага, а территорию с твоими детьми я должен убирать?
  П е р е л е х о в. Валя, это не мои дети.
  И в а ш о в. Ну дети из класса, где ты классный руководитель.
  
   Подходит радостный Милютин с флагом. Его обгоняет девочка с цветами и вручает их Перелехову.
  
  Д е в о ч к а. Вот. Это Вам, Николай Семёнович! Поздравляю!
  П е р е л е х о в. Спасибо. Так я же вас больше не учу...
  Д е в о ч к а. Ну и что. (Убегает.)
  М и л ю т и н. Всем привет! С праздничком!
  И в а ш о в. И тебя, Серёжа, по тому же месту! ( У Ивашова звонит телефон, и он отходит в сторону.)
  М и л ю т и н. Семёныч, где пропадал? Тут тебя все обыскались. Ну, что сегодня?
  П е р е л е х о в. Ещё один! Мужики, я ночь не спал, утром только приехал - и на работу.
  М и л ю т и н. А я думаю, чего ты такой... сосредоточенный. У жены был? Ну что, помирились? "Если гора не идёт к Магомету..."
  П е р е л е х о в. Значит, он ей не нужен!
  М и л ю т и н. Ладно, без паники! На природе отдохнёшь, появятся мысли и желания! В четырнадцать нуль-нуль - ко мне за велосипедами.
  И в а ш о в (возвращается).Слушай, неси уже своё знамя и не потеряй по дороге, а то часть расформируют.
  М и л ю т и н. Это ладно, знамя сохраним и списки покушавшихся передадим куда следует. Вот у Николая Семёновича лаборантка новая... молоденькая.
  П е р е л е х о в. Ну будет кому провода пропаять, а то у Жанны маникюр, видите ли...
  М и л ю т и н. Ему говорят - молодая! А он - провода. Здесь определяющее слово "молодая", а не "лаборантка". Это у тебя в голове контакты перепаять нужно.
  И в а ш о в. Да, Семёныч, так от тебя не то что жёны с лаборантками, а и тараканы все разбегутся.
  П е р е л е х о в. У меня нет тараканов.
  М и л ю т и н. Вот! Что, собственно, и требовалось доказать. Ладно, жду в два часа. Форма одежды произвольная. (Уходит.)
  
   Кабинет директора. За столом директриса и завхоз собираются выпить.
  
  Р е м и з о в а. Ну что, Зинаид Михална, с новым годом?!
  Б о л о т о в а. С новым, так с новым... Что там у нас есть? Да, а районовские с шефами ушли? И эти ещё... корреспонденты, а то и ящика мало будет.
  Р е м и з о в а. Я сама проводила, и убирают уже. В сценарии же было написано: убирать сцену после того, как уберутся гости. (У Ремизовой звонит телефон, она смотрит и сбрасывает.) Нету меня.
  
   Заглядывает Милютин.
  
  М и л ю т и н. Разрешите? Руководство, с праздником! Я флаг поставлю.
  Б о л о т о в а. Чего ты там топчешься? Или заходи, или не мешай. (Милютин заходит.) Присоединяйся, раз уж попал в нужный момент.
  М и л ю т и н. Нет, спасибо, мне ещё классный час провести нужно. Я попозже, на природе.
  Р е м и з о в а. Ну, запел. Опять что ль одни мужики едете? Девчонок взяли бы, лаборантка вон у Перелехова молодая.
  М и л ю т и н. Нет, мужская компания это святое, а лаборантку Семёныч собирается заставить провода паять. (Ставит флаг в отведённое место.)
  Б о л о т о в а. А чего он ещё может придумать? Одно горе с ним!
  Р е м и з о в а. Одно горе? С ним много горей! То аптечку ему подавай, то кабель, то краску... По весне эфир ему потребовался!
  М и л ю т и н. Извините за вторжение. Я побежал.
  Р е м и з о в а. Не споткнись. Бегун.
  
   Милютин ухдит, прикрыв за собою дверь.
  
  Б о л о т о в а. Теперь так и будут туда-сюда мигать. Целый год!
  
   Коридор перед классом Ивашова. Милютин заглядывает в класс. Выходит Ивашов.
  
  И в а ш о в (в класс). Так, тишина и спокойствие! Сидим смирно, я сейчас вернусь! (Закрывает дверь. Класс взрывается воплем радости.)
  М и л ю т и н. Валентин Светланович, вас к себе Зинаида Михайловна вызывает.
  И в а ш о в. Прямо с первого дня указания? Или что случилось?
  М и л ю т и н. Я не знаю. Сказали - срочно! (У Милютина звонит телефон, и он удаляется.)
  
   Комнатка секретаря перед кабинетом директора. Скучающая Жанна - молоденькая и миловидная, по характеру "блондинка".
  
  И в а ш о в. Жанночка, добрый день! Меня вызывали?
  Ж а н н а. Ой, не знаю, Валентин Светланович... а, правда, дети говорят, что вы бард?
  И в а ш о в. Бард? Ну, "устами младенцев" много чего глаголется. Только, Жанна, это не всегда ругательство. Бардами называют тех, кто сочиняет и поёт...
  Ж а н н а. (Перебивает.) Ага, значит, это люди!
  И в а ш о в. Встречаются среди них и люди.
  Ж а н н а. А то всё время: "...барды в лесу... барды на поляне..." Я думала, что барды это такие лоси, как зубры.
  И в а ш о в. И таких хватает.
  Ж а н н а. Ой, как приятно с умным человеком поговорить.
  И в а ш о в. Угу. Особенно, если не долго. Так меня вызывали?
  Ж а н н а. А кто сказал?
  И в а ш о в. Милютин.
  Ж а н н а. Ну, Сергей Петрович такой серьёзный мужчина... Да вы у Зинаиды Михайловны спросите. (Жанна указывает на дверь в кабинет директора.)
  
   Кабинет директора, всё готово для усугубления. Заглядывает Ивашов.
  
  И в а ш о в. Вызывали, Зинаида Михайловна? (В кабинете короткая немая сцена.)
  Р е м и з о в а. Ну, у тебя Валентин Светланыч нюх! Ты не в разведке служил?
  Б о л о т о в а. Заходи. Петровна, давай ещё посуду. Присаживайся, Валентин Светланович. Давай уж за "новый год" по капельке.
  
   Все трое поднимают рюмки. Звенит звонок.
  
  Б о л о т о в а. Это ещё что такое?
  И в а ш о в. Это вместо курантов, раз уж "новый год".
  Р е м и з о в а. Куранты. Технички. Я им сейчас покажу куранты. (Быстро выпивает и уходит.)
  Б о л о т о в а (Ивашову). Что там родители? Живы - здоровы? Давай ещё по капельке.
  И в а ш о в (Разливает). Да, Зинаида Михайловна, живы - здоровы. Всё ещё меня воспитывают...
  
   Заглядывает секретарша.
  
  Ж а н н а. Ой, Валентин Светланович, Вас там ваши дети потеряли.
  Б о л о т о в а. Ну, начинается! (Выпивает.) Привет передавай. Всё-таки сколько вместе отработали.
  И в а ш о в. (Жанне.) Сейчас. Уже иду. (Болотовой.) Хорошо, передам. (Выпивает и уходит, доставая из кармана жевательную резинку.)
  
   Слышен голос из коридора. "Я же вам сказал - сидите тихо. Ну и что, что звонок. Пусть даже конец света. Нет, если пожарные учения, то выходим организованно".
  
  Ж а н н а (заглядывает в кабинет). Зинаида Михайловна, к вам Надежда Валериевна Пантелеймонова.
  Б о л о т о в а. Жанна, через одну минуту! (Быстро всё убирает со стола и приводит себя в порядок.)
  В кабинет протискивается Пантелеймонова с двумя выразительными пакетами.
  П а н т е л е й м о н о в а. Ой, с праздником Вас, Зинаида Михайловна! Я, прям, так разволновалась, когда по радио поздравляла. Прям, и не всё сказала. Решила, вот, лично. Михаил Иванович так хорошо о Вас отзывался. Зинаида Михайловна, говорит, обязательно войдёт в твоё положение.
  Б о л о т о в а. Войдём. Работа у нас такая. (Принимает первый пакет.)
  П а н т е л е й м о н о в а. И Петенька, так волновался... он всё лето готовился! Целый рассказ прочитал!
  Б о л о т о в а. Ну что ж, молодец! (Принимает второй пакет.)
  П а н т е л е й м о н о в а. Вы уж про нас не забывайте, помогите если что.
  Б о л о т о в а. Не забудем, Надежда Валериевна, и поможем! Наилучшие пожелания Михаилу Ивановичу передавайте.
  
   Коридор перед классом Ивашова. Силаев заглядывает в класс. Выходит Ивашов.
  
  И в а ш о в (в класс). Так, тихо! Сидим смирно, я здесь, я всё слышу! (Закрывает дверь. Класс взрывается воплем радости.)
  С и л а е в. Светланыч, ты в курсе?
  И в а ш о в. В курсе.
  С и л а е в. У Петровича в час собираемся.
  И в а ш о в. Милютин говорил в два. Поскольку берём?
  С и л а е в. Да путает он всё всегда. В час собираемся. Ну а берём как обычно - по одной мало, по две много, значит, по три, и всем хватит, и лишнего не останется. Фролов ещё собирался.
  И в а ш о в. Ну ты местком, тебе виднее.
  
   Подходит Перелехов. Молча здоровается с Силаевым за руку.
  
  С и л а е в. О, Николай Семёныч! Где пропал, тут тебя все обыскались.
  П е р е л е х о в. Да нашёлся я уже.
  С и л а е в. Ты в курсе?
  П е р е л е х о в. Ну да. В два часа у Петровича и едем на старое место.
  С и л а е в. Не в два, а в час, и удочки бери.
  И в а ш о в. Вы с этими удочками уже притомили, растопоритесь вечно! Хоть бы раз чего-нибудь поймали.
  С и л а е в. Рыба и в магазине есть, а тут главное удовольствие.
  
   Подходит Шатицкий.
  
  Ш а т и ц к и й. Валентин Светланович...
  С и л а е в. Шатицкий, тебя, что здороваться не учили? (У Силаева звонит телефон, и он отходит в сторону.)
  Ш а т и ц к и й. Здрасьте. Валентин Светланович, я сочинил... ну, композицию... ну, песню.
  И в а ш о в. Какую песню?
  Ш а т и ц к и й. Ну, клеевую... Про школу... Мы весной разговаривали, что песни все старые и уже пора новые сочинять. Можно мы её по трансляции запустим из студии?
  И в а ш о в. Шатицкий... Вова, там всё прилично?
  Ш а т и ц к и й. Да, нормально всё! На эту... на тему этой... "Учат в школе".
  И в а ш о в. Ладно. Запускайте, но за приличность трансляции отвечаешь головой. А что ты там крутишь по заявке 5 "а"?
  Ш а т и ц к и й. А чо? Нормальная вещь - завёл на полчаса, и покурить можно.
  И в а ш о в. Я тебе покурю в студии!
  Ш а т и ц к и й. Не, мы не в студии, да не парьтесь, всё под контролем. (Уходит.)
  С и л а е в. Какой головой он ответит? У него её никогда и не было. Весной на полевых сборах все окопы копают, а он на гитаре бренчит: "Работай, работай, работай... Ты будешь с уродским горбом..."
  И в а ш о в. Вот, значит, Блока читал.
  
   По коридору приближаются Ключинская и Забродина.
  
  С и л а е в. О, молодые - красивые! С праздничком! Выглядите замечательно!
  К л ю ч и н с к а я. Спасибо, Дмитрий Александрович! Ну до Вас нам ещё далеко.
  С и л а е в. Чего это далеко, вот он я! Для вас, как пионер, готов на любые подвиги!
  К л ю ч и н с к а я. Ну хоть на словах есть мужчины, хоть послушать приятно. (У Ключинской звонит телефон, и она отходит в сторону.)
  З а б р о д и н а. Здравствуйте, Николай Семёнович! Что-то давно Вас не было видно, тут все обыскались...
  П е р е л е х о в (вздыхает).
  С и л а е в. А погода-то сегодня какая! Как на заказ!
  З а б р о д и н а. Вы опять мужской компанией на природу?
  С и л а е в. Святое дело! Надо перед учебным годом немного расслабиться!
  З а б р о д и н а. А почему вы женский коллектив не приглашаете в свою компанию?
  И в а ш о в. Святого не тронь! Мы же отдыхать едем!
  К л ю ч и н с к а я (возвращается). Ой, Светлана Николаевна, это всё добропорядочные женатые мужчины.
  С и л а е в. В нужное время и женатый человек холост!
  З а б р о д и н а. А приличный и состоятельный? Кому можно верить...
  К л ю ч и н с к а я. Это в кино! В жизни: хочется верить, а некому!
  И в а ш о в. Можно ещё в Интернете объявление разместить: "Требуется приличный, но пригодный к дальнейшей жизни мужчина!"
  З а б р о д и н а. Вам бы, Валентин Светланович, всё шутить. А у нас вот с Натальей Леонидовной тоже есть потребность в отдыхе на свежем воздухе.
  И в а ш о в. Вековые традиции не позволяют нам такой роскоши.
  Р е м и з о в а (подходит). Ты ж, Дмитрий Александрович, местком, должен обо всех членах профсоюза заботиться. Особенно о молодых и незамужних!
  С и л а е в. Это, Татьяна Петровна, в рабочее время. А в свободное от работы - нормальный отдых может быть только в мужской компании: природа, тишина...
  
   Из репродукторов школьного радио вырывается жуткий грохот рока. Это вступления к новой песне Шатицкого. Слышатся попытки воспроизвести на электрогитаре фрагменты из произведений Вивальди, перемежая мелодией "Учат в школе". Текст, всё перекрывает.
  
   Битва за знания - это война,
   Битва со знанием - это война,
   В каждом классе идет война.
   За каждой дверью идёт война!
   Битва длиною в год!
   Год, который пройдёт!
  
   - Учат в школе, дома учат!
   - Аттестат будет получен!
  
   Мы сидим плечом к плечу,
   Мы встаём плечом к плечу,
   Мы идём плечом к плечу,
   Мы бежим плечом к плечу!
   Нам тесно в школе!
   Мы рвёмся к воле!
  
   - Учат в школе, дома учат!
   - Аттестат будет получен!
  
   Битва длиною в год!
   Нам тесно в школе!
   Год, который пройдёт!
   Мы рвёмся к воле!
   Свобода, как знамя!
   Мы войну закончим в мае!
  
   К концу песни под репродуктором собираются все действующие лица.
  
  Б о л о т о в а. Это что, Валентин Светланович?
  И в а ш о в. Детское творчество, Зинаида Михайловна. Ребята ищут себя.
  Б о л о т о в а. Ну пусть и меня найдут... завтра.
  П е р е л е х о в. Ты смотри, рок. А я думал, у них один рэп в голове.
  Б о л о т о в а. Рок.Реп. Репа у них вместо головы. Завтра, Валентин Светланович, ко мне вместе с детским творческим коллективом.
  
   Из репродукторов доносится "Й-й-е-с!" и опять звучит мирное и вечное "Учат в школе".
  
  
  
   Действие второе.
  
   Компания мужчин на велосипедах подъезжает к берегу реки. Место уже занято молодёжной компанией: чуть дальше играют в бадминтон, слышны голоса купающихся, ближе всех девушка в купальнике, наблюдающая за игрой и стоящая спиной к приехавшим.
  
  С и л а е в. Я говорил вам к часу нужно собираться. Видите, место занято!
  М и л ю т и н. Вот вам и девушки. А то испереживались все прекрасные 99% нашего педколлектива.
  С и л а е в (обращаясь к девушке стоящей спиной). Девушка, а разрешите с вами познакомиться?
  В о р о б ь ё в а (оборачиваясь). Ой, Дмитрий Александрович, здравствуйте...
  С и л а е в. Уже виделись, Воробьёва. Вы чего тут молодые люди потеряли?
  
   Выходит мокрый после купания Шатицкий.
  
  Ш а т и ц к и й. Отдохнуть приехали, а чо нельзя?
  И в а ш о в. Можно, Вова, если сильно устал. Только в другом месте, а твой рок-шедевр мы завтра обсудим. Я тебе устрою "битву за знания"! Ты, Вова, мальчик уже большой и должен знать, что "Как аукнется..."
  П е р е л е х о в. Так и отхрюкнется!
  И в а ш о в. Правильно, Николай Семенович!
  Ш а т и ц к и й. А чо? Сами разрешили, и нашим понравилось.
  М и л ю т и н. Вашим? Гоблинам что ли? Так, господа подрастающие, но не доросшие, я вас не вижу в радиусе трёх километров.
  Ш а т и ц к и й. А чо? Мы не люди что ли? Мы первые приехали.
  М и л ю т и н. Вы учащиеся. И мне без разницы, когда вы приехали. Пять кругов по внешней дорожке. Всем присутствующим.
  Ш а т и ц к и й. Да, мы...
  М и л ю т и н. Десять.
  Ш а т и ц к и й. Ладно... понятно.
  
   Подъезжает Фролов. Он не в силах перекинуть ногу. Кладёт велосипед и выходит из него. За плечами у Фролова большой ранцевый рюкзак.
  
  Ф р о л о в. Доброго денёчку!Нет, ну это обязательно каждый раз на велосипедах пыжится, можно было бы на такси!
  М и л ю т и н. Физкульт-привет! Тяга к здоровому образу жизни и небольшое жалование не позволяют нам загрязнять окружающую среду. Почаще и побольше двигаться нужно, Михаил Васильевич.
  П е р е л е х о в. И в нужном направлении!
  
   Молодёжная компания удаляется напевая:
  
   Битва длиною в год!
   Нам тесно в школе!
   Год, который пройдёт!
   Мы рвёмся к воле!
   Свобода, как знамя!
   Мы войну закончим в мае!
  
  С и л а е в (уходящим старшеклассникам). Репетируйте, репетируйте, будет вашей строевой песней.
  Ф р о л о в. Нет, мужики, здорово здесь... природа, речка, а эти опять с удочками растопорились? Хоть бы раз чего-нибудь поймали. Что, останавливаемся или пройдём ещё?
  М и л ю т и н. Вот, а ты хотел начадить в этом святом месте автомобилем.
  С и л а е в. Да, давай здесь. Бойцы вон и столик приготовили и дровишек натаскали.
  Ф р о л о в. Шашлык будет?
  С и л а е в. Будет! Костёрчик сейчас организуем. (Разжигает вне зоны видимости костёр.)
  И в а ш о в. Так всё в кучу. Рубим - сервируем. Спиртное в сумку и в речку, пусть охладится. Петрович, головой отвечаешь, чтоб не уплыло как в тот раз.
  С и л а е в. Дружненько! Все принимаем посильное участие! Кто не работает, тот не ест!
  П е р е л е х о в. Ага. То, что едят те, кто работает!
  И в а ш о в. Неся смиренно тяжкий крест гурманства и диетологии!
  За разговорами накрывается импровизированный стол.
  М и л ю т и н. Сто лет уж прошло, а так и будете до самой смерти вспоминать.
  П е р е л е х о в. Тот подвиг, товарищ Милютин, мы тебе и после смерти вспоминать будем. Утопить ящик водки!
  М и л ю т и н. Довольно упрёков! Я не буду хлестать себя ушами по щекам! И не буду посыпать голову пеплом! Зато поныряли вдоволь.
  Ф р о л о в. Хорошо, я с вами не стал команду Кусто изображать, съездил за второй порцией, а то и погреться после нечем было бы.
  И в а ш о в. Николай, ты слышал, что к тебе Пантелеймонова переводят?
  П е р е л е х о в. Так его же отчислили!
  И в а ш о в. Ну, теперь причислили... по рекомендации районо. Решено продолжить с ним воспитательную работу. Вот такое тебе ответственное поручение.
  М и л ю т и н. Ничего, мне вон Стрекалова перевели, а в нём метр девяносто шесть.
  С и л а е в. А ты его воспитывай, когда он сидит, вот он и не будет выше тебя.
  М и л ю т и н. Длиннее!
  Ф р о л о в. Вы о чём-нибудь кроме школы говорить можете? Как будто в жизни больше ничего нет!
  И в а ш о в. Однообразие...
  С и л а е в (перебивает). Жизнь пресна - добавьте специй! Так, кто шашлык жарит? Значит, я, остальные нанизывают.
  М и л ю т и н. (Фролову). Ну, да... ты, Василич, как ушёл из школы, так и заговорил по-другому. Школа - это же основа всего. Как там сверху этого не понимают, я ума не дам.
  Ф р о л о в. Я вам, мужики, открою большую тайну: вне школы остальные, извиняюсь, нормальные люди, о школе думают совсем не как те, кто в ней работает. И образование, Петрович, сейчас не настолько нужная штука, как тебе кажется.
  С и л а е в. А я верю, что Родина вспомнит о нас - скромных героях!
  И в а ш о в. При жизни или как обычно?
  Ф р о л о в (поднимает и рассматривает бутылку). Какие будут предложения?
  М и л ю т и н. Предлажаю...
  И в а ш о в (поправляет). Предлагаю.
  М и л ю т и н. Тогда "предлагения"!
  И в а ш о в. Господи! Куда я попал?
  М и л ю т и н. А куда ты целился?
  П е р е л е х о в. Может, по первой, а то диспут становится, слишком научным.
  М и л ю т и н. Обочнём, как говорил мой дед. (Разливает по пластиковым стаканчикам спиртное.)
  И в а ш о в. Давай, местком, тост... так сказать, от лица...
  П е р е л е х о в. И других частей администрации!
  С и л а е в. Ну, за нашу мужскую компанию, за начало нового учебного года, за его успешное завершение...
  М и л ю т и н. Не тараторь! Что ты всё в кучу валишь. Давай по порядку. Сначала за то, что ещё собираемся!
  
   Выпивают и закусывают - не торопясь и со вкусом.
  
  С и л а е в. У нас в школе было двадцать с лишним мужиков...
  П е р е л е х о в. А кто был лишним?
  С и л а е в. Да ладно тебе. Вот помню, как на праздник соберёмся, так до утра гуляем! А? Было дело?!
  И в а ш о в. Николай Семёнович, у тебя какая нагрузка в этом году?
  П е р е л е х о в. Ставка.
  М и л ю т и н. Эк, обкорнали! Али барыню чем прогневил? Али завучу показатели нужные не показал?
  С и л а е в. Ну и у меня ставка.
  М и л ю т и н. А жить на что?
  С и л а е в. У меня жена работает!
  Ф р о л о в. Это тебе повезло!
  И в а ш о в. Смех смехом, а что-то там они никак не смикитят, что пора бы уж нормальную зарплату платить в школах.
  С и л а е в. Как говорится: "Нам нечего жевать, кроме своих цепей!"
  И в а ш о в. А интеллигенция, товарищи, хочет есть не меньше трудящихся!
  Ф р о л о в. Я ж вам уже говорю: это в школе думают, что школа - важно.
  М и л ю т и н. Ну давайте - за повышение зарплаты!
  И в а ш о в. Не, за повышение не стоит, её уже столько раз повышали! Лучше, давайте за нормальную зарплату.
  
   Выпивают и закусывают.
  
  С и л а е в. Ешьте овощи и фрукты! В них много минеральных...
  П е р е л е х о в. Удобрений!
  М и л ю т и н. Про это повышение несколько раз в день талдычат. Теща моя, так та уверенна, что у неё зять богатый, но жадный! В прошлый раз приехал в старых джинсах, и она сказала, что можно было бы у них на рынке и подешевле купить, а не шиковать по фирменным магазинам. Лучше бы, говорит, путнее что тёще купил. Хотя её пенсия больше моей зарплаты.
  С и л а е в. Ну, ты ж поленился заштопать. Приехал бы в заштопанных, а не в протёртых, глядишь она тебе оказала материальную помощь.
  Ф р о л о в. Семёныч, а у тебя как там с семьёй-то?
  П е р е л е х о в. Пока никак. Супруга сказала, что с такими принципами и доходами семью иметь противопоказано. Сегодня только приехал.
  С и л а е в. А тёща с тестем что?
  П е р е л е х о в. Да, ничего... Сын, конечно, скучает, но Ирина упёрлась. Я чадо её бывшей начальницы в году не аттестовал. Откуда я знал?
  Ф р о л о в. А с коллегами чаще в учительской нужно беседовать. Раньше, конечно, попроще было: в классном журнале писали у кого кто папа-мама.
  С и л а е в. Анекдот из жизни: захожу в учительскую, а там Филимонова сидит с журналами и по списку всех обзванивает: "У меня учится ваш сын-дочь, не могли бы вы мне помочь?" Дача есть!
  М и л ю т и н (Перелехову). А ты: "Подарки не беру!"...
  Ф р о л о в. Непрактичный, отставший от жизни человек, утративший чувство реальности!
  С и л а е в. Тонко подмечено!
  Ф р о л о в. И толстый человек, может быть тонкой натурой!
  М и л ю т и н (Перелехову). Это ты переборщил, поставил бы, сколько им надо. Сейчас у нас двухбалльная система - кроме "хорошо" и "отлично" оценок нет.
  П е р е л е х о в. Да не я ставлю оценки - ученики их зарабатывают.
  И в а ш о в. Ладно, тему педсовета о соответствии оценки уровню знаний с повестки дня снимаем. Давайте за отсутствующих дам усугубим! (Разливает спиртное.)
  П е р е л е х о в. Не, я пока пропущу. Пойду, удочки закину...
  Ф р о л о в. Потом расскажешь, что сорвалось.
  М и л ю т и н. Коль, ты крупную отпускай, не надрывайся. Да и мелкую тоже... пусть растёт.
  И в а ш о в. Николай, да возьми ты себя в руки! Всё наладится.
  П е р е л е х о в. Эх, взять бы себя в руки, да закинуть куда подальше!
  
   Перелехов с удочками уходит в сторону реки.
  
  Ф р о л о в. Что, здорово Семёныча поприжало?
  И в а ш о в. Да, у него по Дольскому: "Всё нормально, всё в порядке, если гнёт обида спину..."
  Ф р о л о в. Ну, это для интеллигенции конца прошлого столетия, сейчас нужно быть успешным. Век-то уже двадцать первый! Связи нужно иметь! Вон Лимин всю прокуратуру знает, в милиции друзья, врачи все знакомые, и в суде, и адвокаты, вот ему везёт, ему хорошо... можно сказать лучше всех.
  М и л ю т и н. Не, Миш, ты не прав! Лучше всех тому, кто ни судей, ни врачей, ни прокуроров, ни адвокатов не знает, и в глаза их сроду не видел! Вот это действительно счастливый человек!
  С и л а е в. Согласен! Ну, мы пить будем?
  И в а ш о в. Саныч, в чём проблема? Давай тост!
  С и л а е в. Давайте, мужики, за природу! Я, вот если хоть раз в неделю на рыбалку не съезжу, сам не свой! Рыба здесь дело второе, главное переключиться, на другую волну настроиться!
  М и л ю т и н. Ну - за переключатель! (Выпивают.)
  И в а ш о в. А где сейчас Прохоров? Чем занимается?
  С и л а е в. Пьёт. И, главное, всё нормально у него! Говорит: "Я в отпуске по уходу за собой!" Тут крутишься на трёх работах...
  И в а ш о в. Более простым формам жизни проще жить.
  С и л а е в. Но объявление разместил: "Согласен на любую, необременительную и высокооплачиваемую, работу".
  М и л ю т и н. Ну что это за зарплата, когда, чтобы более-менее жить нужно ещё и подрабатывать? Сами подумайте, если человек... врач, к примеру, работает на трёх работах, может ли он их все на сто процентов выполнять? О чём они там, наверху, думают?
  Ф р о л о в. А то им подумать не о чем, кроме как о ваших зарплатах? Там другие заботы - у кого яхта маловата, у кого вилла далековато...
  С и л а е в. Говорят, что им дальше видно! А нам, зато, видно лучше и подробней! Вблизи-то. А это министерство образования к образованию отношения вообще не имеет...
  М и л ю т и н. Ну, вы не справедливы! Люди, может, ночей не спят, всё о реформах размышляют.
  И в а ш о в. Лучше бы они спали.
  С и л а е в. И днём тоже.
  М и л ю т и н. Как сказал бы Семёныч: "Если чиновник делает что-то долго, значит, у него развито чувство долга!"
  И в а ш о в. Ну, судя по их реформам языка, хорошим отношением там и не пахнет, да и образованием. А вот про зарплаты:
  
   Суть большинства зарплат
   Искажена излишней буквой "ре"
   И сводится к необходимости заплат
   На вновь образовавшейся дыре...
  
  Ф р о л о в (Перебивает).Так, опять про работу! А ещё если филологам слово дать, то, пиши, пропало. Давай лучше что-нибудь застольное!
  И в а ш о в. Легко!
  
   Да, огурцы должны хрустеть,
   А помидоры брызгать соком,
   И мясо не должно гореть
   Под стражей бдительного ока!
   Графин быть должен запотевшим,
   А дозы те, что я привык,
   И собеседник быть созревшим
   Для разговора напрямик.
   Должно быть времени в достатке,
   И обстановка нас приветствовать,
   Мы, исключая все накладки,
   Организуем соответственно:
   Горячему - горячим быть,
   А острое пусть будет острым,
   И будет чем нам подсолить,
   И блюда, и слова для тоста.
   Причём всегда, а не порою,
   Желательно со вкусом пить,
   Легко, приятно и с душою,
   Иначе незачем и жить...
   Вы скажете, мол, ценности не те,
   Согласен, но стремлюсь к раздолью,
   И дело здесь не в питие,
   А более, друзья, в застолье.
  
  Ф р о л о в. Вот это другое дело! За приятное застолье! И... пойдём купаться.
  Смачно "чокнувшись", все выпивают торжественно и с большим воодушевлением.
  С и л а е в. Всем строиться на водные процедуры!
  И в а ш о в. Идите. Я немного побренчу... тут ни соседей, ни жены, можно и попеть.
  
   Компания уходит купаться. Ивашов берёт гитару и настраивает. Постепенно вырисовывается мелодия романса.
  
  И в а ш о в. Ну-с... (Поёт.)
  
   Я Вам не верил и не верю,
   И не стремлюсь уже понять,
   Зачем меня Вы, словно зверя,
   От скуки стали приручать.
  
   __Я ускользну из Ваших рук,
   __Я выйду из повиновенья,
   __И с Ваших губ волшебный звук
   __Не сможет изменить решенья.
  
   По Вашей прихоти любовь
   Меня не сможет погубить,
   Я Вам отвечу вновь и вновь,
   Что этому, увы, не быть.
  
   __Я ускользну из Ваших рук,
   __Я выйду из повиновенья,
   __И с Ваших губ волшебный звук
   __Не сможет изменить решенья.
  
   Я не растаял пред соблазном
   И я не пал у Ваших ног,
   Хотя, быть может, и напрасно
   Я устоять пред Вами смог...
  
   Возвращаются мокрые Милютин и Фролов. Несут мокрую бутылку.
  
  Ф р о л о в (поёт последние строчки). Хотя, быть может, и напрасно, я устоять пред вами смог... Эх, где вы годы молодые?!
  М и л ю т и н. Там же где и фигура - в прошлом.
  Ф р о л о в. Люби себя взаимною любовью!
  М и л ю т и н. А водичка освежает! Класс! Зря, Валентин, не пошёл, там русалок... А ты тут романсы поёшь.
  И в а ш о в. Сейчас пойдём, окунёмся. Русалки, говоришь?
  М и л ю т и н. Ну, на том берегу, так наискосок... в бинокль видно.
  И в а ш о в. Разберёмся. А Саныч где?
  Ф р о л о в. Переключается, вместо антенны удочку взял.
  
   Ивашов уходит купаться, Фролов и Милютин устраиваются за столом.
  
  М и л ю т и н. Петь будем?
  Ф р о л о в. А что я зря что ли гармошку пёр. Сейчас соберутся все, выпьем, закусим и какие-нибудь звуки издадим.
  М и л ю т и н. Ну, выпить и закусить мы никого ждать не будем - наливай.
  Ф р о л о в (наливает). Давай за здоровье!
  М и л ю т и н. А что - уже пора?
  Ф р о л о в. Никогда не поздно. Ух, хороша! (Выпивают, закусывают.)
  М и л ю т и н. Да тут райское место, даже телефоны молчат!
  Ф р о л о в. Просто нет сети - не покрыли.
  М и л ю т и н. Прозаик ты, Михаил Васильевич, а кругом столько романтики! Ты же со сцены не сходил, на свадьбах прилично подрабатывал...
  Ф р о л о в. Надоело, Серёж, быть Петрушкой. (Наливает спиртное.)
  
   Возвращаются Силаев и Ивашов. Несут несколько мокрых бутылок.
  
  И в а ш о в. Из русалок только Дмитрий Александрович попался.
  Ф р о л о в. Ну, хоть ты с уловом.
  С и л а е в. Не, я удочки поставил, можно и принять. Что-то Перелехова нигде не видно.
  И в а ш о в. Может, утонул?
  М и л ю т и н. От него всего можно ожидать.
  Ф р о л о в. На что только не решаются люди, лишь бы завтра в школу не идти.
  С и л а е в. А что это у тебя Валентин Светланович, за надежда в голосе появилась? Или его нагрузку хочешь себе подгрести?
  И в а ш о в. Не всю - классное руководство, так и быть, тебе отдам.
  М и л ю т и н. Ну - за увеличение нагрузки!
  И в а ш о в. Вот твои тосты там слышат - скоро в школе одна физкультура останется.
  М и л ю т и н. И не менее важное ОБЖ!
  С и л а е в. Да! (Выпивают и закусывают.) А зачемвсе остальные предметы я ума не дам!
  И в а ш о в. И не давай - его экономить нужно. Недавно встречаю Петрашова... здрасьте-здрасьте... Где говорю трудишься? Он - по специальности. Это как, говорю? А он - бандитствую.
  С и л а е в. Ну, по призванию пошёл парень. Сколько он мест для школы взял, пока не отчислили.
  Ф р о л о в. Да, было время - отчисляли.
  М и л ю т и н. Михаил Васильевич, ты свой рояль из кустов собираешься доставать?
  С и л а е в. Да! И тащить на дерево.
  Ф р о л о в. Может, без восхождений?
  С и л а е в. Нет! Ты с нами редко бываешь - это должно запомниться!
  Ф р о л о в. Тогда нужно ещё горючего дозаправить - для взлёта.
  М и л ю т и н. О чём речь! (Разливает спиртное.)
  С и л а е в. Ну - за высокое искусство! (Все выпивают и закусывают.)
  Ф р о л о в. Эх, тряхнём стариной.
  И в а ш о в. Ты главное, Василич, сильно не тряси. Так - в пределах разумного.
  
   Фролов берёт гармонь и взбирается на дерево.
  
  Ф р о л о в. Гимн движению! Поют все, громко и правильно. Я всё слышу. А ты, Дима, будешь фальшивить - приведёшь родителей! (Силаев берёт под козырёк.) Три - четыре!
  
   Летят перелётные птицы...
  
  С и л а е в.
  
   Плывут переплЫвные рыбы.
  
  
  М и л ю т и н.
  
   Опять предпочтя удалиться,
   Без вежливого "спасибо".
  
  Ф р о л о в.
  
   Бегут перебЕжные вОлки.
  
  И в а ш о в.
  
   ПрЫгут перепрЫгные зайцы.
  
  С и л а е в и М и л ю т и н.
  
   С презрением к ржавой двустволке,
   Слегка растопыривши пальцы.
  
  Ф р о л о в. Молодцы, ребята!
  
   Бредут перебрОдные лоси.
  
  М и л ю т и н.
  
   Ползут перепОлзные черви.
  
  В с е в м е с т е.
  
   И тронуться раз довелось им,
   То каждый желает быть первым!
  
  Ф р о л о в. Хорошо, дети. Спасибо.
  С и л а е в. Во! Это по-нашему! Передайте маэстро стопочку за работу и для смягчения голосовых связок!
  Ф р о л о в. Одной стопочки на два дела маловато.
  И в а ш о в (подавая). Да нам не жалко, ты только не навернись с достигнутых вершин.
  
   Возвращается Перелехов с удочками и несколькими рыбками.
  
  Ф р о л о в. О, утопленник. А тут уже твою нагрузку поделили.
  С и л а е в. Выспался?
  П е р е л е х о в. С вами выспишься - горланите на всю округу.
  М и л ю т и н. Обижаешь. Мы поём под руководством. И учитель нас похвалил. Выпьешь?
  П е р е л е х о в. Наливай.
  И в а ш о в. Тут нас за Михаила Ивановича приходили агитировать...
  М и л ю т и н. Это ты к чему? Вроде не столько ещё выпили, чтобы о политике толковать.
  С и л а е в. Да нет там никакой политики, одна личная выгода. А Михаил Иванович этот... ох и вредный человечек.
  П е р е л е х о в. Человек вредным быть не может. Человек, он полезный - от него вон сколько навоза!
  С и л а е в. Ну, про навоз это правильно. Пойду и я удочки гляну.
  М и л ю т и н. И бутылки там захвати.
  Ф р о л о в. В виду отсутствия заявок и переключения внимания аудитории в политическую сферу, концерт продолжается сам собой. Страдания!
  
   Эх, страданья временами
   Накипают в душе сами,
   И коль всем их не излить,
   Так в России не прожить.
  
   А душа рубаху рвёт,
   Картузом о землю бьёт,
   И свобода лишь невеста,
   Так в России повсеместно.
  
   Тянется душа, да к воле,
   Ну, а воля - ветер в поле!
   И загулам нет конца,
   Так в России без конца.
  
   Ой, загадочна душа,
   Коль за нею ни шиша,
   Она с выгодою дюже,
   Так в России и не дружит.
  
   Где же смысл и, правда, а?
   Не было их никогда,
   По секрету, между нами,
   Так в России уж веками...
  
   Фролов поёт на дереве, остальные за столом перекусывают. Возвращается Силаев с удочками и несколькими мокрыми бутылками, но без улова.
  
  С и л а е в (показывает бутылки). Вот поймал! (Фролову.) Хватит страдать, частушки давай!
  Ф р о л о в. Сейчас настроюсь. (Начинает терзать инструмент.)
  С и л а е в. Топливо для дозаправки прибыло!
  П е р е л е х о в. Вольно.
  Ф р о л о в. Как говорил товарищ В. И. Ульянов - Ленин: "... нужно поднять учителя на невиданную высоту!"
  П е р е л е х о в. На невиданную не нужно...
  Ф р о л о в. Почему?
  П е р е л е х о в. Там его никто не увидит.
  С и л а е в. Кого?
  Ф р о л о в. Тебя, товарищ учитель!
  И в а ш о в. Здорово тут... тихо... (С дерева доносится рёв растягиваемых мехов.) Птички поют. (Фролов на дереве распевается.) Некоторых, правда, пора отстреливать.
  М и л ю т и н. Давайте, ребята, за радость в жизни. Ведь если нет радости в жизни...
  П е р е л е х о в. Значит, нет её жизни-то.
  Ф р о л о в. Правильно! С радостью выпью за радость! А подайте-ка мне сюда!
  П е р е л е х о в (выпивает, встаёт). Пойду я ещё прогуляюсь. (По пути подаёт Фролову комплект необходимого для принятия.)
  С и л а е в. Эта, Николай Семёнович, ты куда всё время пропадаешь? Или там где змейку какую, подколодную, встретил?
  П е р е л е х о в. Это можете фантазировать сколько угодно. (Уходит.)
  Ф р о л о в. Эх... (Вслед уходящему "на ходу" сочиняет частушку.)
  
   Коля, Коля, Николай!
   Не грусти напрасно...
   Не грусти... не унывай!
   Будет всё прекрасно!
  
  И в а ш о в. Напрасно - прекрасно. Ужасно!
  С и л а е в. Во! Частушки давай.
  И в а ш о в. Смиренно ждём шедевров!
  Ф р о л о в. А их есть у меня!
  
   По реке плывёт топор,
   Загорелый очень.
   Девкам он ласкает взор,
   Очень, между прочим!
  
   Раз приснилась мне жена,
   В темной-тёмной роще.
   Но приснилась не одна,
   А приснилась с тёщей!
  
   Мало было что ль хлопот
   У России с партией?
   Завела она себе
   Ещё демократию!
  
  И в а ш о в. Как говорит Николай Семёнович, демократия хороша уж тем, что могло быть ещё хуже.
  М и л ю т и н. Опять за политику взялись. Пойду-ка, я рыбу пожарю...
  С и л а е в. Почистить не забудь.
  М и л ю т и н. Тогда есть нечего будет. (Уходит.)
  И в а ш о в. Значит ситуация безвыходная.
  Ф р о л о в (не расслышав). Почему?
  И в а ш о в. Ну, если не чистить рыбу, то её есть нельзя, а если почистить, то есть будет нечего.
  Ф р о л о в. Далась вам эта рыба, вон шашлыки ещё не догрызли. Мне сверху видно всё!
  С и л а е в. Тогда поторопись!
  Ф р о л о в (спускается с дерева и облокачивается на него). Как говорил господин Меньшов в одноимённом фильме "Китайский сервиз", "в целом отдохнул неплохо"
  С и л а е в. Не, мы ещё по бережку не прогуливались и окунуться не мешает ещё.
  И в а ш о в. И идите, и идите, и идите...
  Ф р о л о в. Нет. Давай сначала вспомним годы молодые. Бери инструмент!
  
   Ивашов берёт гитару. Милютин возвращается.
  
  Ф р о л о в. Раз - два - три! (Декламирует.)
  
   Рок - группа "Машина времени"
   Доросла, наконец, до названия,
   И целое поколение,
   Себя вспоминает заново.
  
  И в а ш о в (декламирует).
  
   "Мы себе давали слово..."-
   Кутиков кричит нам снова,
   И на припевах мы опять едины,
   И те, кто лысый, и у кого седины.
  
  Ф р о л о в (Ивашову). Поехали. (Поют.)
  
   "Мы себе давали слово,
   Не сходить с пути прямого",
  
  И в а ш о в.
  
   Но прямых путей у жизни нет...
  
  Ф р о л о в.
  
   А мы шагали напролом,
   Цель свою, увидев в том:
  
  И в а ш о в.
  
   Выпрямив, исправить целый свет.
  
  Ф р о л о в.
  
   Но года уже минули,
   Время нас самих согнуло
  
  И в а ш о в.
  
   И теперь мы ищем лишь покой...
  
  Ф р о л о в.
  
   Но в качалке и под пледом,
   Мы споём идущим следом,
  
  И в а ш о в.
  
   Вспомнив, как шагали мы с тобой...
  
   Слушатели аплодируют. Фролов, Силаев и Милютин, захватив с собой выпивку и закуску, отправляются на прогулку. Ивашов неспешно перебирает струны гитары, подбирая мелодию.
  
  И в а ш о в (поёт).
  
   Шуршат листвою под ногами
   Воспоминания о лете,
   В каком-то падшем разноцветье,
   Где дымкой время между нами...
   А я бреду осенним парком,
   Паря душой над тем, что было,
   Когда случайность всё решила,
   Расплавив чувства полднем жарким...
   Дождей осенних монотонность
   Ещё не смыла впечатленья
   С этюдов летних настроений
   И не открыла их бездонность...
  
   Солнце, проделав свой путь по небу, садится за горизонт. Возвращается Перелехов. Усаживается поудобнее и любуется картиной. Тихо звучит музыка Вивальди.
  
  П е р е л е х о в. (Ёжится. Явно не до конца проснулся.) Ты, смотри какой рассвет!
  И в а ш о в. Это закат.
  П е р е л е х о в. Да? А я думал утро.
  И в а ш о в. Утром нам, Коля, на работу.
  П е р е л е х о в. Всё равно здорово! Красиво уйти тоже нужно уметь.
  И в а ш о в. Красиво уйти - это репетиция для того, чтобы красиво вернуться.
  Подходит Ирина.
  И р и н а. Добрый вечер.
  И в а ш о в. О! Привет! Как ты нас нашла? Впрочем, все знают, где мы собираемся.
  П е р е л е х о в. Здравствуй. Устала?
  И р и н а. Да, нет. Не очень. А где вся компания?
  И в а ш о в. На прогулке. Пойду, их поищу. (Уходит.)
  П е р е л е х о в. Ты вернулась?
  И р и н а. Да. Как же я тебя оставлю...
  П е р е л е х о в. Вот, Валентин говорит, что это закат... а я ему говорю, что это рассвет!
  И р и н а. Пусть будет рассвет!
  
   Музыка Вивальди. Солнце, собиравшееся скрыться за горизонтом, начинает подниматься вверх. Николай и Ирина стоят обнявшись. Вивальди.
  
  
  Конец.
  
  С. Васильев
  
  P.S. В этой пьесе нет пьяных, есть просто отдыхающая мужская компания.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"