С к о м о р о х, кукла (маска, образ), имеющая своё мнение (такое случается, особенно часто с куклами) и что-то в ней от блаженного, возможно, так удобнее говорить правду... или, просто, говорить.
Ч е л о в е к, обычный гражданин, которому всегда могут сказать 'Пройдёмте!', может быть даже, 'Молчать, скотина!', хотя он не скотина, а ЧЕЛОВЕК! Впрочем, это волнует только его одного.
К н и г о ч е й, документалист, имеющий возможность расставлять факты как ему угодно, листая и зачитывая отрывки из разных книг, документов и чего-то там ещё, известного ему одному. Он, скорее всего, в очках, тёмных, как у слепого.
Человек средних лет, не всегда владеющий куклой и собой, среди теней, строений, развалин, портретов, плакатов, книг, газет... или на совершенно пустой сцене, продуваемой ветрами всех времён.
Скорее, это не монолог, а разговор различных 'Я' одного человека. Они то дополняют друг друга, то перебивают, то, вообще, не слышат никого, кроме себя. Исходя из последнего замечания, можно заменить одного исполнителя, отдувающегося за троих, тремя плохо совместимыми личностями, живущими в одном гражданине.
Содержание может незначительно изменяться, упрощаться, усложняться, уточняться, в зависимости от характера исполнителя (исполнителей) и степени воспаленнности воображения режиссёра. Желательно много музыки, соответствующей эпохам, и сопроводительных пантомим.
Общая продолжительность подразумевается от полутора до двух часов.
'...Стоять!!!'
(Из обращения к народу...)
(Фрагмент возможной экспликации: Человек идёт из глубины сцены по цветущему лугу (саду) к зрителю. Неожиданно за его спиной вспыхивает яркая надпись :Стоять!!! Человек замирает. Надпись уменьшается и смещается в правый верхний угол. Добавляются кавычки и поясняющая надпись: (Из обращения к народу), делая восклицание эпиграфом. Скоморох начинает негромко петь, выводя Человека из оцепенения.)
С к о м о р о х.
Над родною стороной
Летал ангел золотой.
Покружился, поглядел,
Да и дальше полетел...
Ч е л о в е к. В самом начале, когда всё ещё впереди - в детстве, жизнь как-то так переплетена со сказкой, что не поверить вроде и нечестно, хотя бы по отношению к сказочнику (он же старался). Нам включают записи, показывают кино и мультфильмы, и не всегда для того, чтобы мы не приставали или не мешали. Наверное, ещё чтобы мы выросли добрыми и верили в справедливость. В сказках ведь всегда побеждает правда и добро, а зло всегда бывает наказано. И Дед Мороз в это время настоящий, потому что подарки настоящие! Откуда бы им ещё взяться?
А потом начинает появляться что-то неправильное. Сначала понемногу - друг обманул, или рассказал всем твою главную тайну; родители обещали очень важное для тебя, очень важное и не выполнили! Пусть уже забылось, что именно обещали, но то, что не выполнили, так и сидит в памяти. Ну а дальше, порой, вообще, создаётся впечатление, что ты один, один внутри какой-то неприязненной резиновой сфере. Ты пытаешься прорваться наружу, а тебя отбрасывает... равнодушно так, будто тебя и нет вовсе, а если и есть, то совсем маленький и незначительный, обречённый находится там, где предопределено. И запах такой - резиновый. И от фразы 'зло всегда будет наказанным' теряется последнее слово - остается 'зло всегда будет...'.
В детстве ещё есть такая яркая надежда, красочная и лёгкая, где-то высоко-высоко! Одним словом, мечта, что выйдешь во взрослую жизнь, что все пути тебе будут открыты. Обещали же! Много раз обещали. Очень много раз и очень многие! Это потом выяснилось, что у них работа такая. Выросли, вышли, а оказывается, естественный отбор какой-то не естественный - необязательно быть в чём-то самым - самым. Оказывается, есть ещё какие-то факторы, о которых взрослые что-то говорили, но так... между собой. И сразу неуютно становится, и в груди сдавливает, ведь все видят, что неправильно!
С к о м о р о х. И летала бы себе, чего маяться... только тесно ей - душе, на просторах то...
Э-Э-Эх! А в небе облака,
Плывут белые пока...
Ч е л о в е к. В старом-старом учебнике истории на форзаце была такая блёклая и невыразительная диаграмма (на неё обычно и внимания никто не обращал): сначала первобытно-общинный строй, потом рабовладельческий, потом, понятно, феодальный и капиталистический. Причём каждый последующий короче, чем предыдущий. При желании можно посчитать, что они кратны, эти промежутки, и если делить дальше, так финал социализма как раз на конец восьмидесятых годов и приходился. Только до них было далеко. В этом возрасте ещё не верится, что время идёт очень быстро.
Мы таким поворотом, предвещающем окончание светлого настоящего, попытались озадачить учителя истории, но он 'подкованный' был и сказал, что далее наступит более совершенная стадия социализма, а может быть, даже коммунизм!
Возражать, как бы и не полагалось.
Тогда уже в идею верили только прилюдно, а в глубине души... в глубине души, даже не сомневались, что теория и практика не то что разные вещи, а вообще несовместимые!
Ещё в те годы при вступлении куда-нибудь или сдаче чего-нибудь очень важного, любили ставить в неловкое положение вопросом: 'А ты веришь в коммунизм?' Сразу неуютно становилось. Сказать: 'Верю' - нечестно, 'Не верю' - неудобно. Клялись ведь уже два раза 'свято верить', когда в пионеры вступали на площади и когда в комсомол...
Из новостей было понятно, что всё идёт хорошо, что о нас всё время кто-то заботится, их часто показывали, чтобы все знали в лицо.
'Всё во имя человека, всё для блага человека!' - лозунг такой висел у нас в библиотеке над стендом с достижениями и набором неопознанных портретов, которые нужно было нести на демонстрации.
Подразумевалось, что эта процедура (хождение с портретами по улицам и площадям в любую погоду по определённым дням) должна была сплачивать и вдохновлять массы, то есть нас. На трибунах различной высоты стояли местные руководители и... так... махали нам рукой. Массы воспринимали это несколько иначе, чем думало руководство.
Потом всё много раз быстро менялось, и мы сами в этих переменах участвовали. Поначалу даже с энтузиазмом! Такие коленца у нас хорошо получаются... Не в смысле результата (тут мнения обычно разделяются), а сам процесс воодушевления и устремления!
Потом опять стали всё чаще и чаще говорить, что о нас всё больше и больше заботятся... И опять получилось так, что заботятся всё больше, а верится в это всё меньше. Может быть, это тоже несовместимые вещи?!
К н и г о ч е й. 'Российский герб представляет собой двуглавого орла...'
Ч е л о в е к. И ведь не выдумывали ничего - само так сложилось, а 'в точку'! Более подходящую аллегорию и выдумать сложно!
Какой теперь смысл спорить о том, когда и откуда появилась эта птица? Она от этого не исчезнет и другой не станет! Ну вот такая!
К н и г о ч е й. Довольно долго преобладала версия появления двуглавого орла в связи с женитьбой Ивана III на Софье Палеолог. Потом появились свидетельства присутствия этого символа и в более ранних памятниках...
Ч е л о в е к. Историки могут сколько угодно развлекаться, только...
Хоть так поверни, хоть эдак, хоть издали гляди, хоть в увеличительное стекло рассматривай - головы две! Вот такое чудо! Может быть, даже - юдо. А версию с мутантами отвергнем сразу и решительно из уважения к государственной символике.
Причём с самого начала головы, произрастая из одного туловища, смотреть друг на друга не желали. Тут мы все свидетели. Вроде рядом торчат, а повернуться никак!
Гордость профиля не позволяет!
Гордость она важнее разума, пусть не полетаешь в таком виде, да и просто ходить - несподручно... (если хотите - несподножно), зато красоваться можно сколько угодно! Получилось, что недееспособное сие создание пригодно лишь для позирования, причём в одном ракурсе. В других,- уже не то... несолидно.
Вот и власть с народом имеют несколько отличные взгляды, поскольку не просто по-разному всё воспринимают, а ещё и в разные стороны смотрят, как говорится, 'по определению', и к единому мнению прийти не в состоянии.
Не было пока такого в отечественной истории.
Намерения были, а вот не случилось.
До некоторого момента власть с народом, предпочитают вообще друг друга не замечать.
Как ни странно, это самые спокойные и благодатные (во всяком случае, для населения) периоды отечественной истории. Впрочем, это для историков периоды и отрезки, а для людей - это жизнь! Плевать мужику, на предпосылки и неизбежность, да и самый разучёный учёный, хоть и знает про них, а...
С к о м о р о х. До поры до времени сами по себе... хоть друг без друга никуда, наяву, да и во сне... Твёрдой хочется руки... правда, больше для соседа... Справедливость вроде света - иногда совсем темно. Нет такой, чтобы для всех... нет такой, чтобы всегда...
Ох-х-х и неподъёмная,
Мудрость-то народн-а-я...
Да и власть без подданных вроде не при деле, не зазря же взобрались... Взобрались и сели...
Ч е л о в е к. Превращение человека в начальника (и очень редко - наоборот) занятно до чрезвычайности! Правда, если смотреть со стороны, если твоих интересов не задевает. А если даже не задевает, а просто касается, то противно. До невозможности противно! Пусть не друзья были - просто приятели или хорошие знакомые, или знакомые... может, соседи... курили у подъезда вместе...
Вообще-то, каждый начальник по физиологическому строению - человек, вышедший из того же детского садика и пошедший в ту же школу, что и простой смертный. Где происходит расслоение, на тех, кто способен наступить ближнему на горло, и тех, кто считает счастьем вылизывание ботинок, от основной массы, которой остаётся только удивляться?
Причём вторые, став первыми, потребуют от тех, кто оказался ниже, вылизывать не только ботинки... (в целях развития гибкости). А других вблизи себя и не потерпят. Вот так, прогресс начинает линять, а после линьки выясняется, что это вовсе и не прогресс был, а скорее, даже совсем наоборот. Или просто такой 'прогресс'. Может быть, в этом и есть вековая мудрость, но она очень на отсутствие всякого разума похожа, и понять её могут только те, кто уже наверху, поскольку им 'лучше видно', потому что 'больше известно' (тут главное, не подумать ошибочно, что они больше знают, встречаются абсолютно непроходимые индивидуумы, но известно им больше).
К н и г о ч е й. Рабство и нищенство ошибочно считаются характеристиками социального положения, когда как на самом деле от положения человека в обществе они не зависят, а являются личностными чертами...
Ч е л о в е к. Личностными! Министр, верноподданнически заглядывающий в глаза властителю, и простолюдин, не подавший этому властителю руки... Кто из них раб?
Проклятая спираль исторического развития заскрипела от натуги (противно так... до мурашек) и стала прокручиваться на одном месте, будто ржавый болт с сорванной резьбой: и не закрутишь, и не выкрутишь, и толку уже никакого, и новый не вставишь, пока старый торчит!
Вот как! Момент-то вроде технический, а... прокручивает!
Оно, конечно, 'Вся история России есть история недовольства своей историей', но...
С к о м о р о х. Масляные рожи чего корчить, коли всё не так... И чего тут умиляться, если наперекосяк? Эх, сказать бы, да покрепче, может, даже полегчает. Полегчать-то полегчает, да вот лучше вряд ли станет...
У собора Покрова, что на рву,
Я рубаху на груди разорву!..
Не бывает блага так, чтоб для всех,
Хорошо всегда лишь тем, за кем верх!..
Чего ждать, что там грядёт, если мы живём сейчас! А захочется вперёд, оглянись, сперва назад... это ж было и не раз...
Ч е л о в е к. Всегда хочется заново начать, как будто старых грехов не было. Вот так взять - и заново, чтобы всё правильно, и по справедливости. Тем более, если грехи чужие и старые, а расплачиваться приходится тебе и сейчас. Кто-то когда-то чего-то удумал, а теперь расхлёбывай! И хочется всё перечеркнуть, забросить куда подальше, начать заново... С понедельника! Со следующего года! С нового столетия! Или прямо сегодня, прямо сейчас! Вот покурим и... Взять бы, перелистнуть неприятную страницу и с 'чистого листа'... и... Только у нас, если переворачивают, так вместе со всей страной! Так получается! ...Или по-другому не получается? Э-э-э-х-х, давай! Навались! И придавливает, та страница, мно-о-о-гих до полной расплющенности, до 'мокрого места'. Огромный, тяжёлый такой лист... многовековой такой пласт. Как целину лемехом, острым и блестящим, а то и мечом, поддевают, и-и-и... навзничь! Что-то падает с пласта - вдребезги! Что-то цепляется и приминает всё тем, что сверху навалилось. С надрывом, с оборванными корнями переворачиваются страницы отечественной истории.
Неаккуратно так складываются неровные, опалённые, растерзанные листы эти - торчат между ними останки целых поколений, раздавленные, как для сушки в гербарии, как птеродактиль тот в угольном пласте с картинки в учебнике. Ну, такие страницы... других не было.
Не выходило миром. Миром - оно вроде как и не по-нашему... Вроде как ничего и не случилось... Вроде как и не запомнится!
С к о м о р о х. Ну а 'кровушку дурную отворять'... не привыкать! Уж найдём в себе мы силы, чтобы всем хлебнуть хватило!
А чего жалеть друг друга - нарожают ещё бабы,
Порастёт быльём, что было... и останется лишь слава!
Хоть дурная, хоть какая... Всё одно - мы не сойдёмся, что нам лучше, что нам хуже... Видно, уж судьба такая.
Ч е л о в е к. Больше всего приходится 'хлебнуть' тем, кто вроде и не при чём вовсе. Им за это ото всех достаётся. Из воюющих сторон кто-то станет победителем, а они всегда будут проигравшими. Хотя изначально подразумевалось, что это всё для них и, собственно говоря, ради них, что потом счастье должно бы для всех случиться... Но не случается, во всяком случае, не для всех. На всех его никогда не хватало.
И даже не потому, что его мало, а потому, что при делении... короче, правила этого деления не совсем математические... точнее, совсем не... ведь не воображаемые 'яблоки' из учебника для начальных классов приходится распределять. Для не книжной жизни книжные правила не подходят.
На это хорошо издали смотреть, а 'сквозь века' ещё спокойней и безопасней. Ну, много народа погубили, значит, историческая необходимость такая была. На историческую необходимость очень многое можно списать, как на форс-мажорные обстоятельства при закрытии сметы. Так вот тогда получилось, поскольку по-другому было нельзя. Сядут умные историки вокруг стола и давай мудрые мысли извергать...
Со стороны вроде правильно всё - иначе не выходило, а как дойдёт дело до подробностей и уточнений, так не-по-се-бе становится. И начинаешь задумываться: 'А, правда, что по-другому было нельзя?'
С к о м о р о х.
Щепки, щепочки летели...
Может, даже не зазря...
Глянул, а средь 'щепочек' и моя родня,
Глянул, а средь 'щепочек' и мои друзья...
Глянул, а средь щепочек вон валяюсь я.
Да и с 'чистого листа' всё одно не выйдет жить.
Тужатся-то многие - у одних силёнок мало, у других ума хватало, чтоб народ свой не губить...
К н и г о ч е й. Сын великого князя Святослава от рабыни-ключницы княгини Ольги...
...Владимир, по обычаям язычников, мог наследовать отцу-князю.
Ч е л о в е к. Хотели два младших братца старшего потеснить (с братской любовью, даже просто привязанностью, в те времена были большие проблемы, особенно в княжеских семьях), так Олега лошадью раздавило, а Владимир бежал к Норвежскому королю. Там они с Добрыней варяжское войско и собрали, точнее, наняли в счёт будущего награбленного (про героев принято говорить - добытого). Одним вроде как неудобно было возвращаться.
Вернулись для благого дела - объединения Руси.
К н и г о ч е й. ...воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром...
...заманил Ярополка на переговоры, где два варяга 'подняли его мечами под пазухи'.
...Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы...
Ч е л о в е к. Княжеский сын от рабыни Малуши с чужим войском и Киев подмял, и брата убил, и жену его взял... и первых христиан не пожалел. А посреди Киева капище поставили, людей стали в жертву приносить - не зря же на стажировку ездили. Это, наверное, одна из основных традиций - набираться ума-разума на стороне, а потом уж... свои пророки если и находятся, то всё равно в расчет не принимаются... в лучшем случае. Особо говорливые и надоедливые бывают услышаны, но чаще всего недослушаны - помирают быстро по разным причинам.
К н и г о ч е й. 'Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 - в Белгороде и 200 - на Берестове. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц'.
Ч е л о в е к. Ну про 800 наложниц привирают, скорее всего. Помещения большие нужны. В то время с просторами всё в порядке было, а вот с приспособленными помещениями сложнее.
К н и г о ч е й. Православные источники утверждают, что после Крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён...
С к о м о р о х. Не водой порой крестились, а крестились кровушкой... не водой... не успели оглянуться, а Владимир уж святой... Он уж Красное Солнышко, он уже икона... ну а то, что ведомо всем-то, знать не-на-до-бно.
Ох, чуднЫ дела творились,
Да за тыщу лет забылись...
К н и г о ч е й. Вплоть до тринадцатого века язычество господствовало у вятичей...
Время канонизации князя Владимира, 'апостола и крестителя' земли Русской, не установлено... Кто причислил его к лику святых, тоже не выяснено... Теперь это тайна, покрытая мраком.
Ч е л о в е к. Перелистнулась тяжело та страница... лист... листище! С треском ломающихся идолов, с дымом от пожаров, с хлюпаньем мечей, входивших в живую плоть... И деды проклинали внуков, причём не только устно... А внукам грехи в старом вероизмерении обещано было обнулить в новом.
Вера в светлое чёрное старается не вспоминать, во всяком случае, не придавать широкой огласке, дабы не смущать умы.
Поверили люди в единого Бога, а вот в церковь нет. Получилось, что нет её, единой церкви. Бог един, а этих концессий... Причём каждая считает себя истинной, а все прочие не очень, а в определённые периоды очень даже еретическими.
Получается, что верующий только с точки зрения одной церкви праведник, а с точки зрения других совсем наоборот! Это было бы забавно, если бы не те тысячи тысяч убитых. У нас, правда, Варфоломеевской ночи не случилось, но различия во мнениях по поводу того, как креститься - двумя или тремя перстами- до сих пор ещё не исчерпаны. Настолько принципиальными оказались разногласия по ряду вопросов, что сам Бог отошёл на второй план.
Ещё у каждой церкви своя паперть для нищих. И чем богаче церковь, тем больше паперть, тем больше нищих. Если по всяким мелочам сомнения только закрадывались, то тут уж...
Насколько богатство убранства и процветание священнослужителей связано с самой верой? Священники люди грамотные и всегда найдут, что сказать по этому поводу... а всё равно крамольные мысли лезут в голову. Где она начинает разделяться: вера в Бога и вера в декорации? Так можно досомневаться до полной потери веры. Скорее всего, церковь и вера это не одно и то же, хотя должны быть между собою связаны чем-то... наверное...
Скорее, так подразумевается, если не вспоминать о каком-нибудь конкретном духовном лице, которое... ну да Бог с ним.
С к о м о р о х.
Нешто вера в золоте,
В толщине попов?
Дай нам силы, Господи,
Разглядеть тебя средь слов...
Ч е л о в е к. Вообще, в истории России не так уж и много было личностей, позволивших себе оторваться от среды, в которой выросли и чего-то там должны были впитать...
'Надрыв' - он обычно внутренний и не сразу явный. Тут дело не в 'бунте против манной каши'.
Только освидетельствовать великих реформаторов у специалистов сейчас, увы, не представляется возможным, хотя было бы крайне интересно.
Через семьсот лет после Владимира Святославича Пётр Алексеевич поднатужился по-новому всё перевернуть... и перевернул!
К н и г о ч е й. Пётр получил слабое образование и до конца жизни писал с ошибками, используя бедный словарный запас...
...Тогдашний патриарх московский, Иоаким, борясь с 'латинизацией' и 'иноземным влиянием', отстранил от царского двора Симеона Полоцкого, который обучал старших братьев Петра...
Недостатки базового образования Пётр смог впоследствии компенсировать богатыми практическими занятиями...
Следствием пережитых ужасов стрелецких выступлений была болезнь Петра: при сильном волнении у него начинались конвульсивные движения лица.
...Немецкая слобода была ближайшей 'соседкой' села Преображенского...
...отправлено Великое посольство...
Впервые русский царь предпринял путешествие за пределы своего государства...
...посольство было прервано известием о новом стрелецком мятеже в Москве...
...начался розыск и дознание, результатом которого явилась единовременная казнь около 800 стрельцов...
С к о м о р о х.
... Главы упавшей хмурый взор
На тех, кто поднимал топор
И не жалея сил рубил,
Рубил, рубил, что было сил...
К н и г о ч е й. 15 месяцев пребывания за рубежом...
После возвращения царя 25 августа 1698 года началась его преобразовательная деятельность...
'Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов'.
Ч е л о в е к. Собственно, и возразить Петру Алексеевичу нечего. Только чтобы дорогу к светлому слезами не размывало, укрепляли её костями, тех, кто по ней шёл. Вполне распространённый у нас строительный материал для светлого и нового (всегда под рукой - очень удобно).
Не знали тогда другого пути к счастью, кроме как через муки.
Не ведали.
Как народу разъяснить, что так-то лучше? Только батогами, а совсем уж непонятливым - дыбой. С 'пристрастием' получалось доходчивей, убедительней и лучше запоминалось.
С к о м о р о х.
И не жалея сил рубил,
Рубил, рубил, что было сил...
Ч е л о в е к. Что там судьбы людские, да и жизнь-то копейка, когда на кону будущее! Будущее, оно важнее того, что сейчас, даже если не все это понимают с первого раза.
Придавила страница страну, так что аж хрястнуло, надломилось!
У нас принято допетровскую Русь изображать тёмной или очень тёмной, а потом уж светлой и даже просветлённой.
Всякие подробности о том, как новое платье одеть, старое с кожей сдирали, интересуют большей частью нескольких историков, и то обычно до защиты диссертации.
А гуляющим по старому Петербургу вовсе и не слышны стоны тех, кто легли фундаментом в болото... Приведения у нас не водятся (испокон веку привычки такой пакостной в заводе не было), а пройтись... приятно. Вон на противоположном берегу, как игрушечные, сомкнутым строем дома Английской набережной, а вот дворец продавца пирожков Меньшикова. Он кажется даже скромным по сравнению с тем, как строят сейчас и сколько воруют в наше время (прогресс вообще трудно остановить, тем боле в этом направлении). В сравнении с современными достижениями в мздоимстве, Алексашку можно ставить в пример за умеренность и почти честность.
И чего Пётр его поколачивал?
Но, заметьте, оставлял при себе как специалиста широкого профиля. Вот такое 'бережное отношение к кадрам' у нас дело обычное, поскольку все на практике давно убедились, что новые 'мётлы' будут мести к себе ещё больше. И силы свежие, и оскомину не набило.
К н и г о ч е й. В исторической науке и в общественном мнении присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России. Однако многие историки высказывали резко критические оценки...
Ч е л о в е к. Смахнул так широким обшлагом рукава мундира, как крошки, старое и привычное... Вроде чистый лист получился, только проступили на нём жирные пятна жадности да дури новобарской, и вино из опрокинутого кубка залило все прожекты, а чернила расплываться начали... Чего в указе указано, уже всяк по-своему разумел... и воровство...
Сколько орденов с бриллиантами не цепляй, а холопство не спрячешь. Званиями и регалиями его не прикроешь. Выпирает оно отовсюду. Спины согнуты, глазки бегают. Как утерпеть, да себе не уволочь, коль тот, что сверху, отвернулся. Что ж тут стесняться... Вон какая страна большая, еще народишко наработает. Чего ему окромя делать, народишку-то? Пусть благодарен будет, что живёт да размножается.
Всё устроилось так, что только руками развести осталось. И видно по всему, и понятно всем, что вор и негодяй распоследний... А при должности, и у начальства в почёте. Вот уж он над теми, кто ниже, поизгаляется, вот уж потешится. Только власти побольше дайте... побольше власти!
Не получилось по-новому... смена одежды и бритьё бород существенно образ мыслей не изменили (у многих по этому поводу сложилось мнение, что зло не в бородах было). Зато появилась такая прослойка, даже, скорее, слой... жирный такой, сальный! Из тех, кто при должностях, которым иногда только удивляться остаётся.
С к о м о р о х.
До чего угодлива,
До чего уродлива
Рожа-то чиновничья,
Да с душонкой скользкою.
И лоснятся, и блестят,
И ещё, ещё хотят.
Ч е л о в е к. Всё наизнанку вывернулось... А поиски правды вообще потеряли смысл - за ней нужно было обращаться к тем, кто неправедным путём в те кресла попали. Как так получилось? Как гадость умудряется наверх всплывать? 'В высшие сферы!' Ведь, в сущности, вошь, а требует, чтоб перед ним шапку ломали.
В церковь кинулись, так там один ответ: 'На всё Божья воля!'
За дубину взялись, так пришёл весёлый и непобедимый Суворов...
'Коли!', 'Солдатики! Бей супостата!', 'Рази его!'
И вот тут начинает появляться подозрение, что никогда 'по правде' и не было...
И не будет.
Она (правда) в процессе развития несколько трансформируется - сначала вроде правда, а потом как бы и не совсем, а ещё позже - совсем не...
Но в гармонии с основными принципами мироустройства.
Гармония в реальности не соответствует энциклопедическому толкованию.
К н и г о ч е й.
Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.
Это не Ленин изрек, (он стихов не сочинял), это до него 'солнышко русской поэзии' Александр Сергеевич... Пушкин.
Ч е л о в е к. В общем, если коротко - народный поэт!
Ничего на ум, кроме как 'на обломках...' никому и не приходило... 'до основанья мы разрушим...'. Дело нехитрое, знакомое и привычное, вот ночка потемнее настанет, и засветим!
По всей Руси в такие ночи от пожаров светло бывало. Светлей, чем днём! И путь становился ясен!
Зацепилась в памяти телепередача - речь шла о коррупции, и в финале голосовали. Так, за расстрелы было больше 60%.
Это при ярком свете софитов прилюдно прилично одетые граждане, скорее всего, с образованием, обходящиеся практически без мата...
А если заглянуть в курилку в цехе каком-нибудь... хотя бы мысленно.
Что будет, если этот 'джинн' с национальным колоритом снова вылезет из бутылки (отечественные джинны предпочитают базироваться в бутылках, а не в кувшинах), можно и не фантазировать.
Тут уж душу отведут, тут уж всё вспомнят - что было и чего не было, и тем, кто виноват, и тем, кто рядом стоял, и тем, кто под руку подвернулся...