Васильев Вячеслав Васильевич : другие произведения.

Выходила на берег "Катюша"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Краткий обзор модификаций "Катюши" - реактивной системы залпового огня Красной Армии в Великой Отечественной Войне.

   Я не планировал данным опусом поразить специалистов в истории оружия новыми "открытиями". Скорее это писалось для людей, которые, кроме того, что была такая машина "Катюша", не знают о ней ничего. Сведения, использованные при написании данного материала, в принципе, общеизвестны. Но, может быть, хотя бы кто-то узнает для себя что-то новое
  

   Все знают о том, что в ходе Великой Отечественной Войны (каковое название среди "продвинутых историков" сейчас принято заменять на "Вторая Мировая Война"), Красная Армия широко применяла Реактивные Системы Залпового Огня (РСЗО). Большинству народа эти РСЗО известны как "Катюши", или "гвардейские минометы".

  Я попытаюсь в меру своих сил и знаний рассказать об истории создания различных модификаций этих установок.

 

  Думаю, справедливо будет начать с краткой информации о реактивных снарядах - ведь без них такого грозного оружия, как "Катюши", просто не было бы.

   Первые серийные реактивные снаряды (В военных мемуарах их обычно называют "ЭРЭСы") в Советском Союзе были разработаны для авиации. Калибр у них был соответственно 82 мм и 132мм. Встречается информация, что работы над ЭРЭСами были начаты под влиянием данных разведки о разработке реактивной артиллерии в Германии. (2) На истории создания и применения авиационных реактивных снарядов я пока подробно останавливаться не буду. Разве что, думаю, стоит упомянуть, откуда взялись такие калибры. Дело в том, что "ракетная" часть снаряда набивалась пороховыми шашками диаметром 24 мм. Их размерами и обусловливаются два основных калибра ракетных камер - 82 мм и 132 мм, которые сохранились потом на долгое время. Если 7 шашек диаметром 24 мм плотно уложить в цилиндрическую камеру сгорания, то внутренний диаметр последней будет равен 72 мм. Толщина же стенок камеры равна 5 мм, отсюда диаметр, или калибр снаряда - 82 мм. Таким же образом возник калибр ракеты 132 мм. (1)

  Сам же диаметр шашек 24мм по некоторым слухам образовался из-за того, что когда над ними начинали работы в 1928 году, смогли найти только один пресс-экструдер. Именно такого диаметра. Нашли его в морском музее.

   реактивные снаряды []

Устройство реактивных снарядов: 1 - стопорное кольцо взрывателя, 2 - взрыватель ГВМЗ, 3 - шашка детонатора,  4 - разрывной заряд, 5 - головная часть, 6 - воспламенитель, 7 - дно камеры, 8 - направляющий штифт, 9 - пороховой ракетный заряд, 10 - ракетная часть, 11 - колосниковая решетка, 12 - критическое сечение сопла, 13 - сопло, 14 - стабилизатор, 15 - чека дистанционного взрывателя, 16 - дистанционный взрыватель АГДТ, 17 - воспламенитель.

  

  Кто изобрел "Катюшу" - на данный момент загадка. По крайней мере, для меня. Понятно, что это был целый коллектив ученых и инженеров, а не один человек. Но кто-то изобретает, а кто-то доводит конструкцию до ума. Первоначально официальным "отцом" Катюши считался  А.Г. Костиков, затем в прессе появились обвинения в адрес Костикова в том, что он "настучал" на истинного конструктора реактивных снарядов и пусковых установок Г. Е Лангемака. В результате доноса того посадили и расстреляли. В то же время существует и версия, что Лангемака репрессировали не по доносу Костикова. Поскольку разбирательства по вопросам авторства выходят за рамки данной статьи, я оставлю пока этот вопрос за скобками. (Впрочем, возможно, ещё вернусь к нему позднее).

  В июне 1938 года было принято решение о разработке наземной пусковой установки для залповой стрельбы 132-мм реактивными снарядами. Одна из первых экспериментальных установок была смонтирована вообще на прицепе, хоть и изготовленном на базе шасси двухосного грузовика неустановленной модели. Направляющие располагались вдоль прицепа.

Также велись работы по одиночным пусковым утановкам. В частности, их пробовали разместить на танках.
   экспериментальная установка []                         []
   Экспериментальная РСЗО на автомобильном прицепе    Экспериментальная одиночная установка на танке.

  К октябрю того же года конструкторами была предложена установка на шасси Зис-5, которая имела 24 направляющих, расположенных поперек машины. В ноябре-декабре машина уже проходила полигонные испытания. Однако результаты испытаний были признаны неудовлетворительными ввиду трудоемкости заряжания (с "дула"), и низкой кучности из-за малой длины направляющих и раскачивания машины при стрельбе.

   МУ-1 [] она же []

  Поэтому 7 июня 1939 года на артиллерийском полигоне прошли пуски 132-мм снарядов уже с другой установки, которая и стала прототипом всем известной "Катюши" БМ-13-16. Теперь направляющие снова размещались вдоль машины, а их длина была увеличена до пяти метров. Есть две версии, откуда взялась такая длина направляющих: первая - в результате расчетов, вторая - приняли максимльно возможную по габаритам железнодорожных вагонов того времени. Кстати, авиационные ЭРЭСы тоже были модернизированы. Модернизированные варианты назвали соответственно М-13 и М-8.

25 декабря 1939 года после дополнительных испытаний Главное артиллерийское управление приняло пусковую установку БМ-13 и снаряд М-13. Затем вопрос с принятием установки на вооружение застопорился.

   БМ13-16 ЗИС-6 []

Установка БМ-13-16 на шасси ЗиС-6

  Однако в феврале 1941 года наркомат общего машиностроения издал приказ об организации на воронежском заводе им. Коминтерна производство машин БМ-13. Воронежскому заводу им. Коминтерна предписывалось изготовить опытный образец к 1 июля и еще 40 штук до конца 1941 года. (5).

  А после демонстрации 15 -17 июня нового оружия "высокому начальству" предписание для завода изменили в сторону увеличения. Надо было изготовить уже не один, а два образца к той же дате. Эти две установки были изготовлены досрочно, 27 июня. А уже 28 июня пять установок, изготовленных ранее в 1939-1940х годах в РНИИ и две воронежских "Катюши" были объединены в батарею для отправки на фронт с целью проверки качества нового оружия и его боевой эффективности. (Кстати, оказывается, в РНИИ было изготовлено не пять, а шесть установок. Шестая пусковая установка БМ-13 была изготовлена по заказу артиллерийского управления Военно-Морского флота и вместе с партией сигнальных и осветительных реактивных снарядов её направили в Севастополь. Применялась ли она под Севастополем, мне неизвестно, но впоследствии она "всплыла" под Керчью, где обстреляла немецкие позиции зажигательными снарядами. В ответ её позиция была обстреляна из немецких реактивных миномётов Nebelwerfer, причём некоторые источники утверждают, что стреляли они химическими снарядами. Однако точной информации по этому эпизоду я не имею)

 

  2 июля 1941 года машины были отправлены из Москвы на Западный фронт с запасом снарядов порядка трех тысяч штук (причём встречаются утверждения, что среди этих снарядов были и зажигательные).

  14 июля 1941 года в15 часов 15 минут батарея нанесла удар по занятому фашистами железнодорожному узлу города Орша в Белоруссии. Согласно официальной версии - станция была забита немецкими эшелонами. Согласно неофициальной - советскими. Какая из версий правильная - судить не берусь. Желающие могут разобраться сами. Первое боевое применение "Катюш" доказало эффективность новой техники. Но в октябре 1941 года батарея оказалась в окружении. В ночь на 7 октября она попала в засаду. Большая часть личного состава, в том числе командир, погибла, расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины.

  В ночь с 21 на 22 июля на Западный фронт отправилась вторая батарея. Она была направлена в 19ю армию. Почти одновременно третья батарея прибыла в 16ю армию. В последующие дни августа 1941 года в действующую армию были отправлены еще пять батарей реактивной артиллерии - две на Западный, одна на Юго-Западный фронты и по одной под Ленинград и Киев. (6)

В августе - сентябре 1941 года на фронт было отправлено уже 324 пусковые установки.

dd>  

15 октября 1941 г Завод имени Сталина, на котором производились автомобили ЗиС -6, служившие базой для "Катюш" был остановлен, и началось перебазирование цехов на восток. Забегая вперед, скажу, что производство ЗиС-6 так и не возобновилось. Почему - неясно. В печати встречаются две версии. Обе связаны с задними мостами автомобилей. По одной из версий, не было оборудования для изготовления червячной главной передачи (а куда оно, интересно, делось?) По другой - не хватало дефицитной оловянистой бронзы для шестерен всё той же главной передачи. От себя могу добавить ещё одну версию - стали поступать грузовики по лендлизу, и поэтому свое производство решили не разворачивать. Первоначально после остановки завода имени Сталина для установки "Катюш" реквизировались уже эксплуатирующиеся в войсках и на гражданских предприятиях "ЗиСы". Вообще ЗиС-6 был не самым удачным шасси для "Катюши". Фронтовики в своих воспоминаниях иногда называют его "ЗиС-стоп" за низкую проходимость. По одним данным, производство БМ-13-16 на шасси ЗиС-6 было прекращено в ноябре 1941 года. По другим - установки на шасси ЗиС-6 выпускались ещё и в 1943м.(8) В некоторых источниках пишется, что несколько таких установок дошли до Берлина. Но фотографий "Катюш" на шасси ЗиС-6 на улицах Берлина я не видел.

В октябре 1941 года было принято решение об эвакуации завода им. Коминтерна, выпускавшего установки БМ-13. Ведущим предприятием по выпуску пусковых установок был назначен московский завод "Компрессор". В то же время "Катюши" собирались и на других заводах, например, на заводе "Уралэлектромашина".

Между тем, кроме установок под снаряд М-13, были разработаны и установки под менее мощный снаряд М-8.

    [] БМ-8-36 []

Установка БМ-8-36 на шасси ЗиС-6

  В августе 1941 года для 82-мм реактивных снарядов М-8 была разработана 36-зарядная пусковая установка БМ-8-36 на шасси автомашины ЗИС-6. В ней использовались отдельные узлы и детали от БМ-13, с авиационными направляющими типа "флейта", которые изготавливались из дюралюминиевых труб. Затем эти направляющие были заменены на направляющие типа "балка".
Катюша ГАЗ ММ []

Небольшое количество "Катюш" под снаряд М-8 выпускалось даже на шасси ГАЗ-ММ.

 

 

БМ-8-24 [] БМ 8-24 фото []

Установка БМ-8-24 на шасси лёгкого танка

  Также установка для снарядов М-8 была разработана на шасси легких танков Т-40, Т-60. Она имела 24 направляющих, и называлась БМ-8-24. Двигатель танка (или, как его называли на фронте "танкетки") Т-60 работал на только на высококачественном бензине. Запас хода составлял всего 600 моточасов, а потом двигатель надо было менять, то есть отправлять в капитальный ремонт вместе с установкой. Тем не менее, "Катюши" на шасси Т-60 эксплуатировались, как минимум, до 1944 года.

            К концу 1942 года более семидесяти процентов "Катюш" были под снаряд М-8.(9)

  В начале 1942 г. было принято решение использовать удачную конструкцию артиллерийской части пусковой установки БМ-8-24 для создания более мощной установки на шасси трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Артиллерийская часть новой пусковой установки, принятой на вооружение в середине 1942 г под названием БМ-8-48, отличалась от артиллерийской части БМ-8-24 тем, что в ней вместо одного были применены два пакета направляющих типа "балка". Соответствующим образом залп новой установки состоял из 48 снарядов, а не из 24, что вдвое повышало мощность огня. Около пятидесяти установок М-8-36 были смонтированы на шасси ГАЗ-ААА. От использования шасси ГАЗ-ААА отказались, по одним сведениям - потому что установка получилась перетяжеленной, по другим - потому что автомобили ГАЗ_ААА перестали выпускаться в 1943 году после того, как Горьковский автозавод подвергся массированным бомбардировкам.

  В связи с начавшимися поставками техники по ленд-лизу появилась возможность использовать шасси грузовых автомобилей "Студебеккер" и "Форд-Мармон". Пусковая установка БМ-8-48 на этих шасси стала стандартной для стрельбы реактивными снарядами М-8 и состояла на вооружении гвардейских минометных полков до конца войны. А в конце войны появились ещё более мощные установки БМ-8-72.


БМ 8-48 студер []  []

Установка БМ-8-48 на шасси "Студебеккер".

 

            После того, как установки БМ-13-16 прекратили устанавливать на шасси ЗиС-6, в качестве нового "ракетоносца" был выбран трактор СТЗ-5 (или, если говорить более точно - артиллерийский тягач СТЗ-5).  Установки на тракторном шасси имели несколько лучшую проходимость, чем на шасси ЗиС-6 (хотя и не намного - гусеницы у трактора были узкие, а вес вместе с установкой большой), однако вместе с тем и гораздо меньшую скорость передвижения. Кроме того, так как установка получилась узкой и высокой, да ещё и с высоким центром тяжести, она переворачивалась уже при уклоне 20-30 градусов. По некоторым данным "Катюши" на шасси СТЗ-5 монтировались вплоть до остановки Сталинградского тракторного завода во время битвы за Сталинград.

Боевые машины на шасси Т-60 и СТЗ-5 были приняты на вооружение 30 сентября 1941 года.(7)

БМ-13-16 СТЗ-5 [] БМ-13-16 СТЗ-5 фото []

Установка БМ 13-16 на шасси трактора СТЗ-5

 

С ноября 1941 года в СССР  начали поставлять грузовики по лэндлизу. В основном они поставлялись в виде машинокомплектов, и собирались, в том числе, на Горьковском автозаводе. В 1942 году неустановленное количество установок БМ-13-16 было смонтировано на шасси этих грузовиков.

 

форд мармон []

Ford-Marmon-Herrington БM-13-16

 

шевроле []

Chevrolet G 7107 БM-13-16

 

форд канадский []

Ford WOT 8(форд канадский) БM-13-16

GMS []

GMC CCKW 352 БM-13-16

  После начала производства установок БМ-13-16 на разных заводах в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава и негативно сказывалось на эксплуатации боевой техники. По этим причинам была разработана и в апреле 1943 года принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н. Многие утверждают, что БМ-13Н устанавливалась только на "Студебеккеры", но это вопрос спорный.

 

  В дополнение к неприятностям с шасси у "Катюши" возникли проблемы с боеприпасами. А точнее - с порохом для них. Завод им. Петровского в г. Днепропетровске прекратил работу.  Производство пороха планировалось перенести в Пермь, но пока пермский завод не заработал - реактивные снаряды для "Катюш" было нечем начинять. Некоторое количество "эрзац-пороха" выпускалось в Казани, но этот порох не годился - уменьшилась дальность полета снарядов, участились случаи их разрыва.  Из-за отсутствия боеприпасов для ракетной артиллерии "Катюши" пришлось частично отправлять в тыл.

  Для увеличения запаса пороха для "Катюш" в обстановке строгой секретности был сделан заказ одной из фирм США с указанием состава пороха, его формы, размеров и технологии производства. Выполнение заказа, по слухам, обошлось в очень большие деньги. К сожалению, неизвестно, входил ли этот заказ в программу лендлиза, или за всё было уплачено наличными. Доставленный из США порох с индексом "НОД" имел удовлетворительный состав и размеры, но оказался непригодным для стрельбы, так как горел аномально и приводил к разрыву ракетных камер при старте и в полете. Некоторые фронтовики считают, что порох был слишком хорош для наших ракет, специалисты же утверждают, что американцы не выдерживали технологию производства пороха, потому он и не соответствовал предъявленным требованиям.

Американские пороха пришлось пускать лишь на добавки к отечественным. И то - осторожно.

Между прочим, есть информация, что американцам очень понравились советские реактивные снаряды, и сколько-то 82-мм реактивных снарядов (М-8) они получили. Опять-таки, "сколько-то" - это десять штук, или десять тысяч - неизвестно. Неизвестны и условия поставки.

 

  В мае 1942 года на заводе ? 100 приступили к проектированию монтажа на КВ-1 установок для запуска 132-мм реактивных снарядов от БМ-8 . Установка получила заводское обозначение КРАСТ - 1 (короткая реактивная артиллерийская система танковая). Она представляла собой бронированную коробку с закрепленными внутри двумя направляющими для стрельбы реактивными снарядами. Четыре таких коробки крепились на крыльях КВ. Таким образом, КВ получал дополнительное вооружение из восьми 132-мм реактивных снарядов. Управление огнем реактивной системы велось с места механика-водителя.
КВ-1 с КРАСТ-1 успешно прошел полигонные испытания, которые показали большую эффективность дополнительного вооружения танка КВ-1, причем это вооружение устанавливалось без больших производственных затрат.
С началом выпуска КВ-1С КРАСТ-1 испытывалась на нем с августа до ноября 1942 года. По их результатам главный конструктор ЧКЗ Ж. Котин обратился к наркому танковой промышленности И. Зальцману с предложением о серийном изготовлении КРАСТ-1, готовые комплекты которых "могут рассылаться в войсковые части, где при наличии электросварочного аппарата в рембазах могут быть установлены на существующие танки" (следует отметить, что одновременно с установкой КРАСТ-1 на КВ завод N 100 разработал проект установки этой системы на Т-34). Однако, на вооружение система КРАСТ-1 так и не была принята.(10)

 

Первые "Катюши", использующие снаряды М-8 и М-12, были не таким уж грозным оружием, как об этом было принято говорить в СССР. Снаряды М-8 вообще могли эффективно поражать противника только на открытой местности, а снаряды М-13 - и в легких укрытиях. Для повышения эффективности реактивной артиллерии в ходе войны были разработаны новые, более мощные реактивные снаряды.

 

  В июне 1942 года на вооружение были приняты более мощные реактивные снаряды нового типа - М-20. Они предназначались в основном для стрельбы с боевых машин БМ-13. Вес взрывчатого вещества в его боевой части был увеличен до 18,4 кг по сравнению с 4,9 кг у снаряда М-13, благодаря чему снаряды М-20 успешно использовались для разрушения полевых укреплений противника. Причем из-за больших габаритов снарядов они могли пускаться только с верхних направляющих. Поэтому в залпе снарядов М-20 было восемь, а не 16, как М-13. Практика использования снарядов М-20 вскоре показала, что они обладают малым фугасным и осколочным действием, а дивизионный залп ими дает недостаточную плотность огня. Кроме того, дальность стрельбы уменьшилась до 5,5 км. В силу этого снаряды М-20 в 1943 году сняли с вооружения.

 

БМ 13-16 со снарядами М20 []

Установка БМ-13-16 на шасси "Студебеккер", снаряженная снарядами М-20

( кстати, захваченная немцами)

 

Во время блокады Ленинграда осенью 1941 года Советскими войсками были захвачены немецкие склады с оружием и боеприпасами, в том числе и с 28-см и 32-см реактивными минами.

 

немецкая мина 280 мм []  []  []

28 cm Wurfkorper Spreng, и установки для её запуска.

280-мм фугасная ракета 28 cm Wurfkorper Spreng) снаряжалась 45.4 кг взрывчатки, эффективная зона поражения осколками которой составляла 800 метров. При прямом попадании боеприпаса в кирпичное здание оно полностью разрушалось. Боевая часть 320-мм зажигательной ракеты наполнялась 50 кг зажигательной смеси (сырая нефть). При ведении огня по сухому лугу или лесу разрыв мины вызывал пожар площадью до 200 кв. метров с высотой пламени до двух-трех метров. Разрыв заряда мины (массой 1 кг) создавал дополнительное осколочное действие. (3)

При наличии значительного веса БЧ и ее неудачной баллистической формы максимальная дальность полета ракеты составляла не более 1950-2200 метров при максимальной скорости 149-153 м/с. Как м в случае со 150-мм боеприпасами, стрелять 280/320-мм минами на дальность менее 1200 метров не рекомендовалось из-за опасности преждевременных разрывов, фактическая минимальная дальность огня составляла 700 метров.

  Командование Ленинградского фронта поставило перед инженерами задачу создать нечто подобное, но свое, совместимое с блокадными условиями производства. Уже в конце января 1942 года были утверждены рабочие чертежи и даже розданы задания на выделку комплектующих деталей целому ряду промышленных предприятий, а уже  в начале февраля (!) началось их изготовление... Долгое время - точнее, до конца ее производства в 1943 году - мина даже официально именовалась на немецкий лад лад: "МТВ-280" (мина тяжелая вращающаяся).

 

рама М-30 []  []

Пусковой станок "Рама М-30". На фото, судя по всему - он же, а снаряды "дорисованы" фотографом.

  В мае 1942 года в СКБ завода "Компрессор" была разработана пусковая установка рамного типа - пусковой станок М-30 для 300-мм реактивных снарядов М-30. За основу этой весьма простой пусковой установки были взяты германские метательные приборы обр. 1940 и 1941 гг., из которых немцы стреляли 28-см и 32-см реактивными снарядами.

Пусковой станок М-30 при стрельбе устанавливали прямо на грунт и на нем помещали четыре снаряда в специальной укупорке ("ящик 30"). Внутри ящика имелись направляющие полосы, по которым снаряд скользил при выстреле. В этой укупорке реактивные снаряды поступали с заводов и складов, из неё и запускались. Затем по предложениям с фронта в СКБ был разработан двухрядный способ заряжания, что позволяло с каждого станка М-30 пускать 8 снарядов. Такие станки начали поступать на фронт с весны 1943 года. Плотность залпа возросла в два раза.

  Станки имели простую конструкцию, невысокую стоимость, упрощенный процесс заряжания. Но имелись и существенные недостатки: низкая мобильность, сложность горизонтального и вертикального наведения в заряженном состоянии, недостаточная точность наводки, возможность аварийного схода снаряда в связи с увлечением за собой в полет плохо закрепленной укупорки. Немцы говорили в таких случаях "Опять Иван стреляет гробами". Малая длина направляющих приводила к большому рассеянию снарядов. Установка рам на позиции, монтаж на них укупорки со снарядами, их крепление, подключение электропроводов, придача угла возвышения и т. д. требовали выполнения значительного объема работ. Вследствие относительно небольшой дальности полета снарядов М-30, позиция установок выбиралась близко от передовой, что повышало вероятность их обнаружения и уничтожения противником.

По постановлению Государственного Комитета Обороны от 8 июня 1942 года после успешных полигонных испытаний пусковой станок М-30 был принят на вооружение и запущен в серийное производство. Станки М-30 широко применялись в 1942-1943 годах на всех фронтах при прорыве обороны противника. Фронтовики называли установку М-30 "Лука" (Полное название - "Лука Мудищев") за характерную форму снаряда.

Дальность полета 300-мм снаряда удалось существенно повысить за счет применения нового ракетного двигателя. Под обозначением М-31 этот снаряд был принят на вооружение в марте 1943 года и запущен в серийное производство. Вначале он также запускался с пусковой установки М-30, но затем в марте 1944 года появилась 12-зарядная реактивная установка М-31 на автомобильном шасси.

 

 

БМ-31-12 []  []

Установка БМ-31-12 на шасси "Студебеккер"

 

  Для устранения одного из главных недостатков советских ракетных снарядов -  низкой кучности стрельбы, в 1943 году был разработан снаряд М-13-УК (улучшенной кучности). С этой целью у снаряда М-13 в переднем центрирующем утолщении ракетной части были выполнены 12 тангенциально расположенных отверстий, через которые во время полета выходила часть пороховых газов, приводящая снаряд во вращение.В 1944 году снаряды улучшенной кучности (УК) были приняты на вооружение. Вместо снаряда М-13 на вооружение поступил снаряд М-13УК с дальностью стрельбы, а вместо снаряда М-31 - снаряд М-31УК с дальностью стрельбы. Для создания закручивающего реактивного момента на М-31УК в камере просверлили 4 небольших радиальных отверстия, через которые продукты сгорания топлива поступали на Г-образные газоходы.
  Дальность полета снарядов М-13УК уменьшилась на десять процентов, но рассеивание тоже уменьшилось в два-три раза, а снарядов М-31- в шесть раз. С введением снарядов улучшенной кучности огневые возможности реактивной артиллерии настолько увеличились, что вместо полкового или бригадного залпа, при равных условиях, можно было ограничиваться проведением одного дивизионного залпа. Соответственно увеличилась плотность залпа дивизионов и повысилась эффективность их огня. Уменьшение рассеивания снарядов позволило вести огонь по целям, расположенным ближе к своим войскам.

  Дальнейшему уменьшению рассеивания мешала прямолинейная планочная направляющая пусковой установки, препятствовавшая провороту снаряда до момента его схода с пусковой установки. При этом из-за ассиметрии контакта снаряда с направляющей в момент его схода, на снаряд действовали дополнительные возмущения. Кроме того, стремясь с самого начала движения провернуться вдоль свой продольной оси, ракеты иногда ломали прямолинейные направляющие пусковых установок. Пришлось разработать новую пусковую установку БМ-13-СН ферменной конструкции с более сложными и громоздкими спиральными направляющими - на ней размещалось только 10 снарядов М-13УК вместо 16 на обычной БМ-13.Эта машина была снабжена 10 направляющими, каждая из которых состояла из четырех спиральных прутков. Три прутка направляющей представляли собой гладкие стальные трубы, а четвертый - квадратный в сечении ведущий пруток с Т-образным пазом для штифтов снаряда. Все прутки имели спиральную форму с различными углами закручивания по длине, их взаимное расположение в пространстве придавало направляющей форму орудийного нарезного ствола. Двигаясь по этим направляющим, оперенные реактивные снаряды получали вращение с небольшой угловой скоростью, что повышало их кучность. Хорошие результаты достигались при стрельбе из этой установки разными боеприпасами: у снаряда М-13 кучность увеличивалась в 3,2 раза, у М-13-УК - в 1,1 раза, у снаряда М-13-ДД - в 1,5 раза, а у М-20 - в 3,3 раза по сравнению со стрельбой из пусковой установки БМ-13Н.
  Ожидаемое улучшение точности достигалось без гарантии - в реальных условиях войсковой эксплуатации было сложно сохранить исходную форму спиральных направляющих. Кроме того, при залповой стрельбе ажурные направляющие деформировались под действием теплового и силового воздействия стартующих ракет, увеличивавшегося при боковом истечении струй продуктов сгорания.

  Были также предприняты попытки увеличить дальность полета снарядов. В октябре 1944 г. Был принят на вооружение снаряд М-13 ДД, который отличался от М-13 наличием ракетного двигателя, состоящего из двух соединенных последовательно штатных ракетных камер снаряда М-13. Камеры соединялись промежуточным соплом, обеспечивавшим одновременную работу двух камер. Такая конструкция ракетного двигателя способствовала увеличению импульса реактивной силы и, как следствие, возрастанию скорости и дальности полета. Стрельба этими снарядами велась на дальность до 11,8 км. Первоначально для запуска снарядов М-13-ДД использовались боевые машины БМ-13 и БМ-13Н, однако вскоре выяснилось, что выходящие с большой скоростью из двухкамерного ракетного двигателя пороховые газы быстро разрушают направляющие пусковых установок. Поэтому для запуска этих снарядов стали использовать установки М-13СН. Были в конструкции снарядов М-13-ДД и другие недоработки, поэтому в производстве они продержались недолго.

БМ-13-16СН []

Установка БМ-13-СН на шасси "Студебеккер"

горная установка []

Горная "Катюша"

 

В конце войны, при штурме городов, реактивные снаряды применялись и в одиночном варианте. Так, снаряды М-13 запускались в том числе с трофейных немецких пулеметных станков, а М-31 - из заводских деревянных укупорок.

 []  []

 

 []

 

Применение одиночных снарядов от реактивных установок

 

снаряды []

М-8 М-13 М-20 М-28 М-30 М-31 М-31УК М-13ДД

--ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕАКТИВНЫХ СНАРЯДОВ

Снаряд

Калибр

Дальнность

Вес

Вес ВВ

Год

M-13

132 мм

8470 м

41,5 кг

4,9 кг

1941

M-13УК *

132 мм

7900 м

42,3 кг

4,9 кг

1944

M-20

132 мм

5050 м

57,6 кг

18,4 кг

1942

M-8

82 мм

5515 м

8 кг

0,64 кг

1941

M-30

300 мм

2800 м

72 кг

28,9 кг

1942

M-31

300 мм

4325 м

92,4 кг

28,9 кг

1943

M-31УК *

300 мм

4000 м

94,8 кг

28,9 кг

1944

 

 

А что же немцы? У немцев тоже были свои реактивные установки. Когда говорят о немецкой реактивной артиллерии, чаще всего вспоминают Nebelwerfer http://zhurnal.lib.ru/l/loginow_a_a/vanyusha.shtml   http://www.youtube.com/watch?v=tteZ2mmNfQ0

Однако было в немецких войсках и кое-что другое (правда, немного и недолго).

19 сентября 1941 г. во время наступления немецких войск на Вязьминском направлении в качестве военных трофеев были захвачены три автомобильные ракетные пусковые установки; еще две достались немцам в Орле (4)

 

 []  []

Захваченные немцами установки БМ-13-16

  Немецкие эксперты осмотрели захваченную технику, и сделали вывод, что для Германии такие установки будут слишком дорогими и неэффективными. Однако работы по копированию "Катюш" в Германии все же велись.

  Поскольку ни одна немецкая реактивная установка не достигала дальности стрельбы "Катюш", Верховное командование вермахта (как писали в советской военно-исторической литературе: "спрятав в карман нацистскую спесь") отдало приказ о детальном изучении конструкции советских ракет и создании аналогичной системы. Реализация этой задачи была поручена заводу 'Waffenfabrik Brunn' ( бывшие заводы 'Ceska Zbrojovka' в Брно), который до конца 1943 года разработал модифицированный реактивный снаряд. Конструктивно эти снаряды представляли собой почти точную копию советских 82-мм реактивных снарядов М-8, но точность стрельбы благодаря вращению, сообщаемому стабилизаторами, установленными под углом к корпусу снаряда, была выше, чем у советского образца (хотя ниже, чем у немецких турбореактивных мин). Подверглась изменениям и конструкция головной части ракеты. Электрический запал был вынесен на один из ведущих носков, что благоприятно отразилось на надежности ракеты. В целом 8 cm Wurfgranate Spreng (такое обозначение получил новый тип РС) оказалась более удачной, чем ее советский прототип. Фактически скопирована и сама советская ПУ: 48 направляющих непривычного для немцев рельсового типа (официальное название: 8 cm Raketen-Vielfachwerfer)

48-зарядные 80-мм пусковые установки на базе полугусеничного бронетранспортера SdKfz 4 и трофейного французского полугусеничного бронеавтомобиля SOMUA MCL начали поступать в дивизионы реактивной артиллерии войск СС в конце войны. Всего было выпущено не более двадцати таких установок.

 

немецкая  []

 

 

1. http://www.airwar.ru/weapon/anur/rs82-132.html

2. http://www.ogoniok.com/4953/32/

3. http://talks.guns.ru/forummessage/42/000073.html

4. http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/iz-istorii/katush-v-ger.html

5. http://www.vrn-histpage.ru/1941-1945/katusha.html

6. http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/WEAPON/ROCKET/ROCKET.HTM

7. http://www.soldat.ru/doc/gko/text/0726.html

8. http://rkkaww2.armchairgeneral.com/weapons/Artillery/rocket.htm

9. http://www.rkka.ru/analys/reaktiv/main.htm

10. http://www.front2000.ru/fi-2002-03.shtml

 

 

 



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"