Васильев Вячеслав Васильевич : другие произведения.

Ковчег. Глава 20

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Да, о сельском хозяйстве: слышал то ли байку, то ли быль, что в Советском Союзе опальных высших партийных функционеров ставили курировать сельское хозяйство. Так как в этой области положительные результаты априори считались невозможны. Конечно, 'положительные результаты' - это понятие растяжимое. Так как за двадцать лет отсутствия партийных функционеров постсоветское сельское хозяйство изменилось отнюдь не в лучшую сторону.
   Но это все лирика. Постсоветское сельское хозяйство, вернее, пародия на него, меня волновало довольно слабо. Тут свое бы поднять.
   Естественно, подъем нашей местной целины начался с самой ответственной части работы - подбора кадров. Нельзя сказать, чтобы эта часть оказалось такой уж сложной. Пяток нормальных агрономов пенсионного и предпенсионного возраста по бывшему Союзу наскрести легко. Агрономами, конечно, дело не ограничивалось. В СССР существовали ещё и сельскохозяйственные ВУЗы, сейчас, пожалуй, влачащие самое жалкое существование из всех постсоветских высших учебных заведений за своей практически полной ненадобностью в современной реальности. А были ещё и селекционные станции... Ведь семена из Голландии - это конечно хорошо, но посевной материал должен быть районирован - приспособлен для местных климатических условий. Кто-то этим должен заниматься. Конечно, там, где это кому-то нужно.
   Нам это нужно, поэтому селекционные станции должны были быть основаны на базе первых трех хозяйств, которые мы по привычке называли 'колхозами', хотя к коллективной форме хозяйствования они, естественно, не имели никакого отношения. Кстати, решение об одновременном основании трех колхозов, вместо одного, как планировалось первоначально, было принято после консультаций с теми самыми специалистами, часть которых к этому времени была уже переброшена на Ковчег. Одно хозяйство планировалось основать в предгорьях неподалеку от Портала, второе - рядом с новой столицей, третье - на побережье океана, рядом с верфью-портом. Логика довольно простая. Во-первых - 'кормовая база' должна быть недалеко от, назовем эти пока что небольшие поселки громко - 'центров развития цивилизации', дабы не увеличивать транспортные расходы и проблемы в нашем пока бездорожном мире, во-вторых: разные климатические условия - разные сельхозкультуры, разные методы выращивания. Надо отрабатывать. И в-третьих, хотя бы для того, чтобы не класть все яйца в одну корзину. Земледелие сильно зависит от погоды. Там дождик, там засуха, но хоть где-то урожай будет.
   Еще раз отвлекаясь в сторону, в постСССРовских странах, пожалуй, нет более неблагодарного труда, чем земледельческий. Возьми кредит в банке под проценты, закупи посевной материал, топливо и запчасти к сельхозтехнике, а потом молись Богу, чтобы он послал хорошую погоду, иначе будет колоссальный влет, который тебе никто не компенсирует. А если урожай таки будет - сдай его по мизерным ценам, потому что хранить негде. Этим тяжелым положением, к слову, объяснялись трудности с набором квалифицированных рабочих кадров в наши колхозы. Сельская местность в СНГ практически повсеместно опустела. Народ слинял в города, а тех, кто остались, либо трактором из родного села не вытянешь и в райцентр, не то, что в другой мир, либо они в иной мир скоро сами уйдут своим ходом, либо спились, а такие работники нам, конечно, не нужны.
   Так что, людей не хватало, и крестьянами планировалось назначать пока в основном индусов и китайцев. (Кстати, в отношении китайцев и корейцев в сельском хозяйстве и в России то же самое).
   Вот такой вот 'человеческий фактор'. В отношении же техники... Можно было бы закупить те же 'Джоны Диры' с кучей электроники, кондиционерами, и прочими наворотами. Вот только как их ремонтировать и обслуживать в новом мире? Любой перебой с поставками - и мощный красавец превращается в кучу дорогого металлолома. Нужно было что-то попроще. Из выпускающегося на постсоветском пространстве выбор пал на МТЗ-80 и ЮМЗ-6. Причем с упором на ЮМЗ. Он хоть и хуже 'Беларуси' по эксплуатационным характеристикам, но зато проще в этой самой эксплуатации, а так же в ремонте, и в перспективе - в производстве. Что в наших условиях немаловажно.
   Подходящего же гусеничного трактора из ныне выпускаемых не нашлось. Харьковский Т-150 оказался слишком сложным для наших условий. Выбор остановили на его предшественнике - Т-74. Достаточно прост, неприхотлив, двигатель его можно ставить на ЮМЗ, завод выпускал такую модификацию. Да и в качестве тягача по нашему бездорожью пригодится. Раздобыли почти полные чертежи по этим тракторам, и даже некоторые технологические карты. Пока, конечно, речь о выпуске этого трактора не шла. Наскребли на просторах нашей Родины с полсотни раритетов, причем в основном действующих. И во времена СССР, и сейчас принято смеяться над качеством советской техники. Однако на селе костяк тракторного парка до сих пор составляют именно советские ещё трактора тридцати- сорока лет от роду, а где и пятидесятилетние.
   Кстати, только вчера прибыла очередная партия Т-74 в количестве пяти штук. Я лично наблюдал (через видеокамеры, конечно), как их грузили на железнодорожные платформы для отправки к 'месту дальнейшей службы.' На платформах, им, правда, далеко уехать было не суждено. Одноколейку от Портала мы пока протянули на расстояние всего в пять километров. Заканчивалась она терминалом, где грузы распределялись по направлениям. Оттуда тракторам предстояло идти своим ходом, да ещё буксировать груженые прицепы. Для того, чтобы протянуть колею железки дальше, ещё километров на сто, было готово все, кроме рельсов. Жаль, что их нельзя делать из дерева - вот чего-чего у нас с избытком, в отличие от стали.
   В комплект к тракторам нашли такие же антикварные комбайны - 'Нивы' и 'Колосы'. Но эти пока планировалось ставить на консервацию. Работать должны были современные 'Доны'. Однако только тракторами и комбайнами перечень сельскохозяйственной техники не заканчивается, нужны еще плуги, сеялки, опрыскиватели, навозоразбрасыватели, культиваторы... И куча всего прочего. Пока весь ассортимент доставить не удалось, но для посевной техники было уже достаточно.
  
   Отдельные дискуссии были вызваны предложением 'минсельхоза' о проведении сельхозработ не только в 'колхозах', но и на строительных объектах. Своими силами, естественно. Старая добрая традиция приусадебных огородов. От нас требуется только обеспечение посадочным материалом и инвентарем. Ну, то есть лопатами, вилами, граблями, и конными плугами. Последние вместо мотоблоков. Кстати, на конной тяге бывают не только плуги, но и, например, жатки, а так же прочие интересные вещи... Их изготовление решили налаживать прямо здесь, взяв за основу музейные образцы.
   Возражения против разрешения огородничества заключались в том, что местные начальники могли припахать своих подчиненных не на добровольных, а на принудительных началах к выращиванию свежих овощей к собственному столу. И, отрывая людей от основной работы, естественно. А у нас каждый человек на счету.
   После бурных споров личные огороды решили все же разрешить, а местным руководителям службы безопасности проследить за непривлечением людей к непрофильным работам и обеспечить информацию о проведении сельхозработ и об урожае. Сомнений в том, что некоторые безопасники закроют глаза на то, что 'кто-то кое-где у нас порой' будет работать вместо ударных стройкек Родины на личных приусадебных участках местных царьков, у меня практически не было, но все же возможности свести подобные явления к минимуму имелись (в том числе и потому, что людей сейчас было относительно немного, и проще за всеми проследить), а перспектива проведения агроисследований и накопления статистического материала без затраты дополнительных ресурсов искушала.
   Вообще, сельское хозяйство не ограничивается 'Уберём, и засеем, и вспашем', над порядком операций в каковой известной песенке вдоволь поиздевались юмористы. Прежде всего, продукцию и посевной материал надо где-то хранить. Это элеваторы, овощехранилища, причем последние желательно с мощными холодильниками, наконец тара: ящики, контейнеры, бочки... В принципе, хранилища-то мы уже начали строить еще для земных продуктов. Но вот предприятия переработки... Сахар, например, в готовом виде не растет. Нужны сахарные заводы. Очень жаль, что большинство из них в СССР порезали на металлолом ещё в девяностых. Хотя, с другой стороны, перевезти готовый завод аж из России или Украины, пожалуй, подороже, чем построить новый. Так что чёрт с ними... А хлеб? Мельницы, хлебозаводы. Дрожжевые заводы, кстати... И так далее... И на все это, кстати, нужен металл... Эх, я бы душу дьяволу продал за месторождение коксующегося угля, или природного газа! Однако пока геологи молчали...
   Да, ещё один минус современных тракторов: они, как и большинмтво современных грузовиков, работают на солярке. Значит, полностью 'на дрова' их перевести нельзя. Отсюда вытекает ещё одна задача для нашего крестьянства: биотопливо. Надо растить тот самый рапс, который наряду с подсолнечником сейчас замечательно убивает поля Украины. Что делать? - прелести дружбы с Евросоюзом. ЕС с удовольствием покупает за границей культуры, выращивание которых на своей территории ограничивает, чтобы не истощать почву. У нас пока почвы было валом, мы даже могли себе позволить, подобно древним земледельцам, после истощения одного участка с чистой совестью перебираться на другой, и так если не сотню лет, то полвека уж точно...
   Единственно, все опять упиралось в заводы. Биодизель из рапса или сои ещё надо было получить. В Европе их двадцать два миллиона литров биотоплива в год производит две с половиной сотни заводов. Хотя, с другой стороны - в Штатах семь миллиардов литров производятся на ста пятидесяти заводах. Вот они - преимущества гигантомании.
   Хорошо бы, конечно, устроить в США перестройку и гласность, признать на международном уровне преступлениями геноцид индейцев и атомные бомбы, сброшенные на мирных жителей Японии, а под шумок частью попилить на металлолом, частью перевезти к нам их заводы. Шутка, конечно. Загнивающие капиталисты будут загнивать ещё долго, и, когда догниют окончательно, скорее всего, потянут за собой весь остальной мир. В котором, Слава Богу, на тот момент нас уже не будет.
   Однако, возвращаясь к нашим баранам... То есть и к баранам тоже, но чуть позже. А пока - о такой замечательной культуре, как клещевина. Ведь кроме топлива современной технике нужна и смазка. И в условиях отсутствия нефти нам пришлось вспомнить о старом добром клещевинном масле. Которое, кстати, применяется ещё и в текстильном, кожевенном, лакокрасочном, мыловаренном и парфюмерном производстве.
   Так что, в общем, сельское хозяйство - это не только ценный мех... В смысле - не только вкусная и здоровая пища - но ещё и топливо, смазка, а так же другое промышленное, и между прочим, медицинское сырьё.
  
   Теперь о 'ценном мехе' и 'диетическом сале'. То есть о животноводстве. Животноводством, в принципе, мы заниматься уже начали. Кони, коровы, козы, свиньи, верблюды, ишаки... Причем почти все они, разве что кроме коз и свиней, использовались и в качестве транспорта. Не везде, конечно... На больших стройках только на лошадях и осликах много не перевезешь, плюс к каждой тягловой единице надо приставить погонщика... 'Водителя кобылы'. Этот термин из вступления к песенке Утесова почему-то прочно прижился в местной разговорной речи, хотя слова 'всадник', 'погонщик', или 'извозчик' вроде были короче и удобней.
   Но вот для экспедиций лошади и верблюды незаменимы. То же самое для мелких отдаленных объектов, где крупного строительства или перевозок не предвидится. Или горы. Сейчас мы почти пробили дорогу к морю через горный хребет к югу от Портала. Где-то обрушили скалы взрывами, где-то перекинули через пропасти деревянные мосты, где-то - подвесные. Окончание работ ожидалось через пару месяцев. Но в результате пока получилась не дорога, а горная тропа. По которой до побережья уже можно будет более-менее легко добираться не с помощью дефицитной и дорогостоящей авиации, а на всё тех же лошадях или ишаках. Полноценная дорога, по которой смогли бы пройти автомобили, ожидалась не раньше, чем через пару лет, и все это время мы могли рассчитывать только на наших четвероногих друзей.
   Да, но возвращаясь к 'ценному меху' и 'нашим баранам': Собственно мех-то с успехом и в достаточном количестве добывали охотники с местной дичи. Но только в меха ведь одеваться не будешь... Нужна шерсть. Следовательно - много баранов (и овец). Возвращаясь к сельскому хозяйству - нужен лен и хлопок. Синтетики-то здесь нет и не скоро предвидится... А по поводу шелка - тут надо разводить шелкопряда.
   Ещё о роли сельского хозяйства в обеспечении животноводства. Мясному и молочному животноводству не помешает силос. То есть кукуруза, которую во времена Никиты Сергеевича Хрущева, знавшего, где живет Кузькина мать, внедряли где ни попадя.
   И о планируемой роли животноводства в нашей энергетике: если сельское хозяйство должно было помочь нам в обеспечении топливом жидким, то с помощью животноводства, точнее, отходов жизнедеятельности коровок, хрюшек и так далее, частично решалась проблема топлива газообразного. Биогаз планировалось использовать как топливо, так, в крайнем случае, и как сырье.
   Вот такой запутанный клубок сельскохозяйственно-животноводческих проблем нам предстояло решить. Это не считая окультуривания местных растений и одомашнивания местных животных. С ума можно сойти...
  
  ***
  
   'Мы пришли сегодня в порт,
  мы пришли сегодня в порт,
  Мы пришли сегодня в порт.
  Мы стоим, разинув рот,
  Мы стоим, разинув рот,
  Мы стоим, разинув рот...'
  - И чего это ты, старпом, рот разинул? - капитан Лаврук, как обычно, подкрался незаметно...
  Старпом вздрогнул от неожиданности и резко развернулся.
   - Николай Михалыч, так же и до инфаркта довести можно!
   - А ты рот не разевай, - улыбнулся капитан. - Да и тебя доведёшь, пожалуй... Кстати, песенки петь мог бы не на баке, ввиду аборигенов, а в каюте. Они ведь и не понять могут... Тут народ всё ещё в трауре.
   - Так вот я по этому поводу ж и в шоке. Знаешь, Сергеич, северокорейцы и раньше мне напоминали нас при СССР - постоянно хмурые, нищие... А сейчас я вообще в шоке - ну, скончался пассажир бронепоезда... Новый будет. Так чего так рыдать? Чтобы местный КэйДжиБи в нелояльности к идеям чучхе не заподозрил?
   - Ну что тебе сказать, Михалыч?... - наморщил лоб кэп. Во-первых, что-то я не помню, чтобы при Союзе я был постоянно хмурым. Как раз наоборот: я тогда помоложе был... Веселился как мог. И нищим я не был - небогато жили, да - но не нищенствовали. Так что ты мне тут либерастию не разводи! А что касается реакции корейцев на смерть вождя... Знаешь, вот сейчас везде говорят и пишут, что весь Союз после смерти Сталина чуть ли не плясал от радости. А мне мама рассказывала, что по крайней мере вокруг неё все плакали. Искренне плакали. И я ей верю, а не этим... Хотя, не спорю, вполне могли быть и такие, что радовались. И много таких быть могло... Но всё же для большей части народа это было горе. Так что местных я понять могу. Вот новый здешний начальник вроде воспитывался на Западе. И, чует моё сердце, страну ждут большие перемены. В том числе над его могилой, скорее всего, новые, 'демократические' северные корейцы, плакать не будут, а будут плевать на неё. В благодарность, так сказать... А вообще, пойдём ко мне, поговорить надо...
   И капитан со старпомом направились к надстройке на корме судна. Идти пришлось не очень далеко - контейнеровоз 'SSC Miranda' принадлежал к классу Handysize, мог нести всего восемьсот контейнеров, и габариты имел небольшие. Рождён кораблик был в далеких девяностых на Висмарских верфях, потом трудился в Дальневосточном Морском Пароходстве, не так давно был продан в Индонезию, и совсем уж недавно его выкупила свежесозданная Somali Shipping Company. Капитаном контейнеровоза стал Виктор Сергеевич Лаврук, последнее время в основном бороздивший моря на балкере 'Star Of The Seas'. Команда тоже подобралась проверенная, и судно, забрав сотню контейнеров из строящегося Сомалийского Южного Порта (больше осадка с полным грузом пока не позволяла, дно не углубили достаточно), отправился в первый рейс - как ни странно, в северокорейский порт Расон (он же Раджин), через Индию и Китай. Второй странностью было наличие специальной команды сопровождающих. Впрочем, последнее было не так уж необычно. В связи с возросшей пиратской активностью в Сомали наличие на борту вооруженной охраны было не такой уж и редкостью.
  
   Едва капитан со старпомом вошли в капитанскую каюту, первый обернулся и предложил:
   - Ну что, по соточке?
   - А в честь чего это вдруг? - подозрительно прищурился старпом.
   - Сопровождающие сегодня сходят на берег, - заговорщицким шепотом сообщил кэп. - Понимаешь, что это значит, Сергеич?
   - Что они идут на экскурсию? - высказал предположение старпом.
   - Они СОВСЕМ сходят. Обратно идём без них. Понимаешь?
   - А-а-а-а...
   - Вот именно. Нет сопровождающих - значит, не будет груза, который они должны сопровождать. Я, пока 'тот' контейнер, что мы сюда привезли, не забрали, поседел бы ещё раз, если б не был уже седой. А теперь, как камень с души свалился - обратно везём только легальный груз.
   - Гм, за это, пожалуй, стоит выпить... - согласился старпом.
   - Знаешь, не моё это, - пожаловался капитан, открывая сейф и доставая оттуда початую бутылку, в которой, правда, содержимого было ещё намного больше половины, и пару рюмок. - И платят хорошо, но вот не моё... И если бы не семья...
   - Ну, я так не переживаю, - пожал плечами старпом. - Столько уже 'левых' грузов перевозил...
   - Да и я перевозил! - кэп налил рюмки до краёв. - Но каждый раз, как везу... Эхх!!! Вздрогнули!
   - За удачу! - провозгласил тост старпом, после того, как звякнули рюмки.
   - За неё! - кэп залпом осушил свою ёмкость, удовлетворенно крякнул, и заявил: - Кстати, об удаче: По слухам, скоро ты выставляешься.
   - В смысле? - удивился старпом.
   - Наши собираются купить ещё один контейнеровоз. Вроде - тысячник. Тебя прочат в капитаны.
   - Ну, это ещё бабушка надвое сказала, - отмахнулся старпом.
   - Вопрос почти решен, - усмехнулся капитан. - Так что скоро влезешь в мою шкуру...
   - М-дя... - посерьёзнел старпом, - а как думаете, Николай Михайлович, с этим 'обратным грузом' - всё? В связи со сменой руководства?...
   - Не знаю... - пожал плечами капитан. - Может, и так, а может, просто решили не рисковать. Сейчас в связи с последними северокорейскими событиями все вокруг в повышенной боеготовности: и южнокорейцы, и китайцы, и японцы, и амеровский Седьмой флот... Можно нарваться на неприятности. А как поутихнет...
   - Так... А теперь мы, выходит, быстро грузимся и уходим?
   - Да, через полчаса начнут погрузку. Вот что плохо на контейнеровозах, в отличие от балкеров - погрузка-разгрузка быстро идёт, стоянки короткие. В этой глуши чуть дольше, - тут только обычные краны, а в Гонконге будет терминал - там и на берег сойти не успеем. Ладно, давай ещё по стопочке - чтобы на одной не хромать, и идём провожать 'дорогих товарищей'...
  
  ***
  
  В отличие от Ковчега, на подконтрольной сомалийской территории у нас забот о сельском хозяйстве не было. По крайней мере, пока. Вся доступная для земледелия почва там сейчас возделывалась вполне интенсивно. Технологии, правда, применялись не то, что дедовские, а вообще доисторические... Но сюда лезть пока что было рановато. Вот когда будет построена плотина на Джуббе, и можно будет заняться системой орошения... Но до этого ещё далеко. Даже строительство плотины начать нельзя, пока нет дороги к месту где её планируется возвести.
  Вот с дорожным строительством, опять-таки в отличие от Ковчега, здесь попроще. Если, допустим, железнодорожного полотна на Ковчеге уложено всего-то пять километров, то здесь - от нашего нового порта протянуто уже все пятьдесят. Плюс километров на двадцать мы протянули дальше ветку со смешной метровой шириной колеи по территории Кении. Перегружаться на автотранспорт стало чуть ближе. В дальнейшем планировалось довести эту ветку до нашей сомалийской 'железки' с нормальной широкой колеёй. А потом, возможно, и перешить её на широкую колею. По крайней мере, насыпь, мосты и даже ширина шпал это предусматривали. Параллельно с железными дорогами строились и автомобильные. Причём 'параллельно' не только в переносном, а и в прямом смысле. Шоссе прокладывались рядом с рельсами, удаляясь от них не более чем на двести метров. Так было проще обеспечивать охрану транспортных артерий - места-то здесь беспокойные, и можно не сомневаться, что на недостаток как любителей поживиться чужим добром, так и от борцов за идею, точнее, за веру, готовых на любую пакость 'оккупантам', жаловаться не придётся.
  Кстати, а то, что 'борцы за веру' препятствуют поставкам продовольствия своим голодающим единоверцам, а 'оккупанты' как раз спасают людей от голода - 'не считается'. Не удивлюсь, если лет через ...надцать, если мы здесь не удержимся, в местных учебниках истории будет написано, что 'сомалийский голодомор' был организован искусственно проклятыми москалями, а местные патриоты и вообще, хорошие во всех отношениях люди, как могли, спасали соплеменников и единоверцев. И, между прочим, не исключено, что такую версию признают и Евросоюз, и США. Политикам не до торжества исторической справедливости. Да они и не знают истории. Не до того. Лидеры сказали 'фас!', вот и навешиваются все 'собаки' на жертву - как правило, или более слабую, или вообще уже отошедшую в мир иной.
  Конечно, безопасность, не побоюсь этого определения, 'дороги жизни', мы постарались обеспечить, что давало возможность надеяться на сведение к минимуму 'незапланированных' терактов и грабежей. Часть 'инцидентов' на транспорте всё же предполагалось инсценировать для обоснования списания тех или иных грузов, переправляемых 'на ту сторону'. Точнее, они уже инсценировались. И неоднократно. Тем более, что обстановка позволяла. Создаваемая нами 'зона безопасности' вдоль дороги от порта до предполагаемого места строительства плотины фактически, не только потеснила 'Аль-Шабабовцев', но и отрезала их от границы с Кенией. Чему правительство Кении было несказанно радо, и не уставало в благодарность 'замовлять за нас словечко' шефам-американцам, а вот фанатики из 'Аль-Шабаба', 'Аль-Каиды' и их покровители из Саудовской Аравии были не очень довольны. Поэтому постоянно организовывали нападения то тут, то там.
  Прорвать внешнюю линию обороны, где службу несли аборигены, им частенько удавалось, а вот дальше было труднее. Тут на страже стояли 'частные охранные компании', как наши собственные, так и, например, Xe Service (бывшая Blackwater), и ArmorGroup. Привлечение последних было необходимо не столько с военной, сколько с политической точки зрения, для дополнительного лоббирования нашего проекта у американских властей. А так толку от них было немного, зато нужен был глаз да глаз, чтобы не натворили чего-нибудь. Причём не только в смысле шпионской деятельности в пользу США, но и по более прозаическим делам, особенно в свете разнообразных скандалов вокруг этих 'героев'. Например, в Ираке они заставляли местных женщин заниматься проституцией, а в Афганистане содержали целые бордели. И это самые мелкие известные их 'проступки'. И не будь нам так остро нужна 'волосатая лапа' в Штатах, ноги бы их здесь не было.
  Что касается транспорта, ещё можно отметить бурное, я бы сказал, взрывное развитие нашего морского флота. Пока, в основном, торгового. Грузов доставлять надо много, и грузы, скажем так, 'разные', так что наличие своих судов и экипажей - дело немаловажное. Пока было куплено только тройка сухогрузов, один контейнеровоз, и один танкер. Но лиха беда - начало... Большие корабли, к слову, нам закупать было ни к чему, так как единственный пирс в новом порту, который, после длительных прений было решено назвать просто и со вкусом - 'Южный порт', пока мог принимать только суда класса Handysize. В перспективе предполагалось углубить дно и довести возможности причала под прием судов класса Handymax и Panamax. Строились ещё несколько причалов, в том числе контейнерный и нефтеналивной терминал. Однако всё это должно было заработать в относительно отдалённом будущем.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"