Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Судьба России -65

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  СуРо -65
   Вл.И.Васильев
  
   Н.А.Бердяев Судьба России -65
  
   (Опубликована в Серии "Антология мысли" (зелёная обложка, 2000г.
   "ЭКСМО-ПРЕСС", Москва и др.)
  
   Замечания читателя
  
   IV. Психология войны и смысл войны
  
  
   Мысли о природе войны
  
  I
  
  Не о нынешней войне хочу я говорить, а о всякой войне. Что являет собою война? Как философски осмыслить войну? При поверхностном взгляде война есть передвижение и столкновение материальных масс, физическое насилие, убийство, калечение, действие чудовищных механических орудий. Кажется, что война есть исключительное погружение в материю и не имеет никакого отношения к духу. Люди духа иногда с легкостью отворачиваются от войны, как от чего-то внешне-материального, как чуждого зла, насильственно навязанного, от которого можно и должно уйти в высшие сферы духовной жизни.
  
  Иные отвергают войну с дуалистической точки зрения, по которой существует совершенно самостоятельная сфера материальная, внешнего, насильственного, отдельная и противоположная духовному, внутреннему и свободному. Но все материальное есть лишь символ и знак духовной действительности, все внешнее есть лишь манифестация внутреннего, все принуждающее и насилующее есть ложно направленная свобода. Внутренно осмыслить войну можно лишь с монистической, а не дуалистической точки зрения, т. е. увидав в ней символику того, что происходит в духовной действительности.
  
  Можно сказать, что война происходит в небесах, в иных планах бытия, в глубинах духа, а на плоскости материальной видны лишь внешние знаки того, что совершается в глубине. Физическое насилие, завершающееся убийством, не есть что-то само по себе существующее, как самостоятельная реальность, - оно есть знак духовного насилия, совершившегося в духовной действительности зла.
   == Отсюда вопрос -а где же признаки того, что совершается "в духовной действительности добра".
   И ведь обычно, в мирное время, "духовная действительность зла" проявляет себя в фактах менее наглядных чем убийства. Каковы эти факты? Начнём с уличного хамства.
   Насколько вероятно, что тут Бердяев вообще оторвал явление войны от всех предшествующих явлений миробытия? ==
  
  Природа войны, как материального насилия, чисто рефлективная, знаковая, симптоматическая, не самостоятельная. Война не есть источник зла, а лишь рефлекс на зло, знак существования внутреннего зла и болезни.
   == Если я захочу избить соседа по огороду -всё понятно - "рефлекс на зло" со стороны соседа... Но если меня выдёргивают из дома и отправляют в окопы -лично у меня никакого рефлекса на зло нет. У меня есть идиотское желание стать на войне героем...
   Стало быть война как дело государственное, не есть "рефлекс на зло". На что рефлексирует то государство, которого никто не задевал?
   Желание урвать себе от окружающих или просто героический кураж в голове главы государства никакого отношения ни к каким рефлексам не имеют. ==
  
  Природа войны - символическая. Такова природа всякого материального насилия, - оно всегда вторично, а не первично. Известное состояние духовной действительности, в котором пребывает человечество, неизбежно должно пользоваться материальными знаками, как орудиями, без которых не может реализовать себя духовная жизнь. Для выражения своей духовной жизни человек должен двигать руками, ногами, языком, т. е. прибегать к материальным знакам, без которых нельзя выразить любви или ненависти, нельзя осуществить волевых стремлений. И война есть сложный комплекс материального передвижения ног и рук, разных орудий, приводимых в движение человеческой волей. Принципиально допустима возможность духовной жизни без материальных знаков и орудий, но это предполагает иной уровень духовной действительности, которого не достигло сейчас человечество и мир.
  
  Бывают болезни, которые сопровождаются сыпью на лице. Сыпь эта есть лишь знак внутренней болезни. Внешнее устранение сыпи лишь вгоняет болезнь внутрь. От этого болезнь может даже ухудшиться. Нужно саму внутреннюю болезнь лечить. Зло войны есть знак внутренней болезни человечества. Материальные насилия и ужасы войны лишь сыпь на теле человечества, от которой нельзя избавиться внешне и механически. Все мы виновны в той болезни человечества, которая высыпает войной. Когда вскрывается гнойный нарыв, то нельзя видеть зла в самом вскрытии нарыва. Иногда это вскрытие нужно сделать насильственно для спасения жизни.
  
  В глубине духовной действительности давно уже началась мировая война, мировая вражда, ненависть и взаимоистребление. И та война, которая началась в конце июля 1914 года, есть лишь материальный знак совершающейся в глубине духовной войны и тяжелого духовного недуга человечества. В этом духовном недуге и духовной войне есть круговая порука всех, и никто не в силах отклонить от себя последствия внутреннего зла, внутреннего убийства, в котором все мы жили. Война не создала зла, она лишь выявила зло. Все современное человечество жило ненавистью и враждой. Внутренняя война была прикрыта лишь поверхностным покровом мирной буржуазной жизни, и ложь этого буржуазного мира, который многим казался вечным, должна была быть разоблачена. Истребление человеческой жизни, совершаемое в мирной буржуазной жизни, не менее страшно, чем то, что совершается на войне.
  
   == Чем же были вызваны "ненависть и вражда" в подобных размерах? Сколько десятилетий они накапливались до войны? Какие для этого были причины у каждого конкретного жителя деревни или города? Никаких причин не было. Отсюда мы и приходим к необходимости признать наличие массового явления в любой стране - "толпа дураков и дур".
   А какие причины для "ненависти и вражды" были у каждого конкретно высшего лица в правительстве страны? Лиц, обладающих правом ставить вопрос о войне в любой стране -от 7 до 25 человек? И какие у каждого были причины для "ненависти и вражды"? Отсюда надо сделать вывод, что "ненависть и вражда" не в каждом конкретном случае относятся к причинам приводящим к войне. Возможно что три четверти войн происходят при полном отсутствии "ненависти и вражды" в последние пять лет перед войной.
  
   Если "ненависть и вражда" неожиданно обнаруживаются за 5 месяцев до войны -разве они могут иметь прямое отношение к причинам войны? Причины для войны должны вызревать не менее 5 лет. На практике такое утверждение будет заметно схематичным, но такая схема искажений в понимание ситуации вносит намного меньше, чем полная бессистемность, которая позволяет искать причины для войны и 350 лет назад и за 24 часа до войны... ==
  
  II
  
  В Евангелии сказано, что нужно больше бояться убивающих душу, чем убивающих тело. Физическая смерть не менее страшна, чем смерть духовная. А до войны, в мирной жизни убивались души человеческие, угашался дух человеческий, и так привычно это было, что перестали даже замечать ужас этого убийства. На войне разрушают физическую оболочку человека, ядро же человека, душа его может остаться не только не разрушенной, но может даже возродиться. Очень характерно, что более всех боятся войны и убийства на войне - позитивисты, для которых самое главное, чтобы человеку жилось хорошо на земле, и для которых жизнь исчерпывается эмпирической данностью.
  
  Тех, кто верит в бесконечную духовную жизнь и в ценности, превышающие все земные блага, ужасы войны, физическая смерть не так страшат. Этим объясняется то, что принципиальные пацифисты встречаются чаще среди гуманистов-позитивистов, чем среди христиан. Религиозный взгляд на жизнь глубже видит трагедию смерти, чем взгляд позитивно-поверхностный. Война есть страшное зло и глубокая трагедия, но зло и трагедия не во внешне взятом факте физического насилия и истребления, а гораздо глубже. И на глубине этой зло и трагедия всегда даны уже до войны и до ее насилий.
  
  Война лишь проявляет зло, она выбрасывает его наружу. Внешний фактор физического насилия и физического убийства нельзя рассматривать, как самостоятельное зло, как источник зла. Глубже лежат духовное насилие и духовное убийство. А способы духовного насилия очень тонки и с трудом уловимы. Иные душевные движения и токи, иные слова, иные чувства и действия, не имеющие признаков физического насилия, более убийственны и смертоносны, чем грубое физическое насилие и разрушение.
  
   == Если просто всегда помнить, что сколько людей столько и мнений, то уже никакие чужие мнения, особенно мнения болванов и хамов вас никогда не удивят и не заденут.
   Если всегда помнить что всё меняется даже на уровне всего государства быстрее чем за 150 лет, то любые гнусности государственной жизни не смогут вызвать у вас психическое расстройство.
  
   Если отлично знать из своей практики жизни, а не из сборника афоризмов или болтовни собутыльника, что существует самое меньшее 12 уровней ума у людей, от идиотов до философов, и что 90 человек из 100 скорее патологически тупы умами, чем способны к построению тезисов или антитезисов, то окружающая тупость не будет вас расстраивать.
  
   А философ начинается с сознания, что в России 30 процентов населения -люди нервнобольные. Поэтому у них настроения меняются чаще чем 3 раза за неделю. А 65 процентов населения в России психически больные ("пограничные состояния, малая психиатрия"), поэтому у них самые причудливые брожения мнений.
  
   В России особенно точным признаком психической болезни является неприязненное отношение к евреям "вообще" у конкретных Васьки или Катьки, хотя за всю жизнь у них не было ни одного знакомого еврея. Или ни один знакомый еврей им никогда ничем не напакостил даже на уровне -взял взаймы 10 копеек и отказался отдать. Для примера, в 1980 году хороший обед в столовой завода стоил ... 30 копеек.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"