Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Судьба России -76

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  СуРо -76
   Вл.И.Васильев
  
   Н.А.Бердяев Судьба России -76
  
   Самое интересное в том, что среди всех умников России в 1917 году не нашлось знатока права и государства, который поспешил раскрыть фантастическую вздорность идеи о "диктатуре пролетариата".
  
   И я ничуть не удивлюсь, если окажется, что эта тема не была исследована даже до 2020 года. У меня предельно низкое мнение про умственные и моральные возможности российских учёных -гуманитариев после 1860 года. Нельзя же говорить про Герцена или Чернышевского и умалчивать, сколько ещё "гуманитариев" можно было насчитать по всей России с 1860 по октябрь 1917 года. (В этом моём подсчете из числа 2000 в 1917 году сразу выведены все, кто до 1940 года умер естественным образом. За 22 года вероятно 35% умерли.) ==
  
  Это всегда есть нежелание признать свободу многообразной, относительной жизни. Монистическое насильничество есть и в право-теократических и в лево-социалистических направлениях. Сама по себе духовная жизнь со всеми своими абсолютными ценностями вполне конкретна. Но прямолинейное ее перенесение в относительность природно-исторического процесса превращают духовную жизнь в отвлеченные принципы и доктрины, лишенные конкретной жизненности. Дух, свободный в своем внутреннем опыте, становится навязчивым и насильническим; он открывается относительной, внешней жизни не как живой опыт, а как извне навязанный, безжизненный принцип или норма.
  
  С философской точки зрения, относительная историческая жизнь может быть признана самостоятельной сферой самой абсолютной жизни, одним из явлений ее разыгрывающейся драмы. И потому абсолютное не должно быть насильственным, внешним и формальным навязыванием относительному трансцендентных начал и принципов, а может быть лишь имманентным раскрытием высшей жизни в относительном. Отвлеченная и абсолютная политика социал-демократа есть такой же дурной и порабощающий трансцентизм, как и политика теократическая, как папоцезаризм или цезарепапизм.
  
  Отрицание отвлеченности и абсолютности в политике всего менее может быть понято, как беспринципность и безыдейность. Вся общественная и политическая деятельность должна быть изнутри одухотворена и вдохновлена высшими целями и абсолютными ценностями, за ней должно стоять духовное возрождение, перерождение личности и народа. Но этот духовный закал личности и народа совсем не то, что внешнее применение отвлеченных идей к жизни. Духовно возрожденный человек и народ по-иному будут делать политику, чем те, что провозглашают внешние абсолютные принципы и отвлеченные начала.
  
  Моральный пафос не ослабляется, а увеличивается, но он переносится в другую плоскость, делается внутренним, а не внешним, горением духа, а не политической истерикой или политическим изуверством. Робеспьер был очень принципиальный доктринер и любил отвлеченные декларации, но был ветхий, не возрожденный человек, плоть от плоти и кровь от крови старого режима, насильник в деле свободы. Переменилось только одеяние. Наши максималисты в революционные годы тоже были старыми, не возрожденными людьми, плохим человеческим материалом для дела освобождения, - клетки их душ были не подготовлены для выполнения исторической задачи. Свобода - не внешний принцип в политике, а внутреннее одухотворяющее начало.
  
  III
  
  Вопрос о принципиальности в политике гораздо сложнее, чем думают доктринеры. Его нужно свести к вопросу о духовном возрождении, об изменении самой ткани людей и обществ, к закалу народного характера. Внешний, навязчивый морализм в политике неуместен и несносен. Но за политикой должна стоять моральная энергия человека, моральный закал. У многих же моралистов и радикалов в политике, помешанных на отвлеченных принципах, часто отсутствует всякий моральный закал личности. Это и обнаруживается в моменты хаотизации и анархизации общества.
  
  Так было в печальном конце русской революции. Были у нас отдельные герои, способные к жертве, отдававшие свою жизнь за идею, но в революционной массе не было нравственного характера.
   == Отсутствие нравственного характера особенно выражается в отсутствии способности создавать устойчивые группы и партии. ==
  
  А важен не отвлеченный принцип, а живой дух, возрожденная личность. Идейность в политике связана с духовным углублением личности, с воспитанием души целого народа, с сознанием великой ответственности, а не с упрощением и схематизацией сложной исторической жизни.
   == Самоочевидно, что ход стихии жизни измеряется не пятилетками, а столетиями. И стихия жизни не нуждается в попытках ускорения её хода через революцию. Но в это же время стихия жизни может из состояния эволюции перейти в состояние революции.
   Из этого следует, что пресловутые революционные идеи и революционеры являются естественным элементом в общем движении стихии жизни.
   Если нам заранее или впоследствии понятны жертвы вызванные революцией за пять лет, то неужели эволюция за сотни лет не имела жертв? Насколько вероятно, что жертвы эволюции раз в 200 или 500 превышают жертвы революции? Эволюция -это тихое удавление людей в гораздо большем масштабе чем кровавое истребление людей революцией...
  
   В революции происходит столкновение двух полюсов стихии одной и той же злобы массы толпы. Злобные богатые сволочи при мафии власти сталкиваются со злобой полунищих людей стихии населения. В революции уничтожаются сволочи власти. Почти что все чьи-то там потомки уже в неизвестном по счёту поколении... ==
  
  Нравственные начала в политике утверждаются изнутри, из корней человека, а не извне, не из внешних принципов общественности. Повторяю, абсолютность в политике невозможна, невозможна ни теократическая, ни социал-демократическая, ни толстовская анархическая абсолютность. Но абсолютность возможна в начале человеческого духа, во внутренней верности человека святыне. Сама же политика всегда конкретна и относительна. всегда сложна, всегда имеет дело с историческими задачами данного времени и места, которые не отвлечены, не абсолютны, не монистичны. Наша принципиально-отвлеченная политика была лишь формой ухода от политики. В политике все бывает "в частности", ничего не бывает "вообще".
  
  В политике ничего нельзя повторять автоматически в силу принципа. Что хорошо в одно историческое время, то плохо в другом. Каждый день имеет свои неповторимые и единственные задачи и требует искусства.
  
  Всякий чуткий человек, не доктринер, понимает, что нынешний исторический день в России выдвигает в политике на первый план задачи управления, организации ответственной власти, а не задачи чисто законодательного творчества и реформ.
   == И улучшение управления, и улучшение организации требуют предварительной работы законодателей, а не сочинения 5 или 150 политических лозунгов для орания на митингах... ==
  
  Но скоро может наступить день, когда задачи будут совсем иные. Сейчас все силы должны быть мобилизованы для обороны России и для победы. Это совершенно конкретная задача, она не диктуется никакими отвлеченными принципами политики. Но сторонники отвлеченной принципиальной политики и сейчас делают политические декларации, которые совершенно безжизненны и проходят мимо самых безотлагательных задач исторического дня.
   == Где хотя бы 10 строчек с изложением хотя бы 3-4 "безотлагательных задач исторического дня"?! ==
  
  Духовный подъем, нравственная сила и воодушевление ныне обнаруживаются в патриотическом деле служения родине, в защите родины до смерти. Эти дела не предусмотрены принципами отвлеченной политики; эти задачи возникли в данный исторический день, и эта нравственная энергия обнаружилась лишь ныне.
   == Кроме нравственной энергии народа существует болтливая энергия болтунов стада толпы... ==
  
  Несколько лет тому назад ни один политик не предвидел, на что нужно будет направить все свои силы. И то, что нужно сейчас свою деятельность приспособить к защите родины, вряд ли кто-либо решится назвать оппортунизмом. Это - не оппортунизм, а требование подвига и ответственности. Война научает конкретности в политике и она закаляет дух. Она вносит огромные изменения в наши нравственные суждения, устанавливает совсем иное соотношение между нравственным и политическим. Точка зрения, которую мы защищаем, освобождает от абсолютизации политики, от превращения ее в кумира, в бога. Мы не должны относительному воздавать то, что надлежит воздавать лишь абсолютному, т. е. мы должны кесарево воздавать кесарю, а Божье - Богу. Дух, укрепленный в своих абсолютных истоках и возрожденный, должен обратиться к многообразной и сложной конкретности мира живой, творческой реакцией и обнаружить свои творческие дары. России более всего недостает людей с дарованием власти, и такие люди должны явиться.
   == Откуда они могут явиться, господин Бердяев? В каком количестве? И сколько их потребуется на всю Россию? ==
   Опубликовано в августе 1915.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"