Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -15

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -15
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -15
  
  
  Искусная ученость была праздной и тщет-
  ной, а фантастическая ученость подражала форме истинного знания. Она
  37
  ухватилась за верный принцип и цель знания - власть над природными
  силами, но отказалась от условий и методов, при которых такое знание толь-
  ко и может быть достигнуто, и таким образом намеренно увела людей с пра-
  вильного пути.
  
  Для наших целей, однако, наиболее важно то, что Бэкон говорит о спор-
  ной учености, поскольку под ней он подразумевает традиционную науку,
  сохранившуюся, естественно, в ущербном и превратном виде с античных
  времен и пережившую эпоху схоластики. Спорной ее можно назвать как из-
  за характерного логического метода, так и из-за той цели, для достижения
  которой он применялся.
  
  В некотором смысле ее целью была сила, но это-
  сила подавления одних людей в интересах другого класса, группы или лич-
  ности, а не сила как власть над природными факторами в интересах всех
  людей.
  
  Убежденность Бэкона в несколько вздорном, саморазоблачительном
  характере ученого знания, дошедшего из античных времен, разумеется, ос-
  новывалась не столько на самой греческой науке, сколько на уродливом схо-
  ластическом наследии XIV века, когда философия оказалась в руках любя-
  щих дебаты теологов, занятых мелочной аргументацией, игрой слов и раз-
  ными хитростями, которые помогали им одерживать победы над кем бы то ни было.
   == Интересно, в каком году в России употребили термин "словесное дуэлянтство" и сколько раз он был употреблён с 1950 по 2000 годы... ==
  
  Однако упреки Бэкона распространялись также и на сам аристотелевс-
  кий метод. В строгой форме этот метод стремился к наглядности, а в смяг-
  ченном варианте - просто к убедительности. Но и наглядность, и убеди-
  тельность данного метода скорее были необходимы для власти над умами,
  чем для покорения природы.
  
  Более того, две его формы как бы договори-
  лись между собой о том, что одной из них уже дана власть над истиной или
  верой, и единственная проблема состоит в том, чтобы навязать или препо-
  дать их кому-то еще.
  
  Напротив, новый метод Бэкона строился на чрезвычай-
  но неопределенном мнении относительно размеров уже существующей ис-
  тины и давал живое чувство величины и важности истин, которые еще пред-
  стоит открыть. Он должен был стать логикой открытий, а не логикой аргу-
  ментов, доказательств и убеждений.
  
  Старая логика даже в лучшей ее части
  представлялась Бэкону логикой обучения тому, что уже известно, а обуче-
  ние в свою очередь - внушением идей, подчинением порядку.
  
  Согласно аксиоме Аристотеля, то, что уже кому-то известно, только и может быть изучено, и прирост знания заключается в простом сведении воедино всеобщих
  истин разума и единичных истин ощущения, которые прежде констатировались раздельно.
  
  В любом случае обучение означало прирост знания, а рост
  есть нечто из разряда становления, изменения, и как таковой он, согласно
  философии античности, значит меньше, чем обладание знанием в результа-
  те самодостаточных силлогистических манипуляций над тем, что уже изве-
  стно, -то есть доказательства.
  
  В противоположность такой позиции Бэкон горячо отстаивал мысль о
  превосходстве открытия новых фактов и истин над доказательством истин
  старых. Существует только один путь к открытиям - это исследование, глу-
  боко проникающее в тайны природы. Научные принципы и законы не лежат
  38
  на поверхности природы. Они укрыты в природе, и их надо добыть у нее
  при помощи энергичных и искусных приемов исследования.
  
  Ни рассужде-
  ние по правилам логики, ни пассивное накопление какой-то суммы сведе-
  ний, которое древние называли опытом, неспособны за них ухватиться.
  
  Активное экспериментирование должно втиснуть очевидные факты природы в
  формы, отличные от тех, в которых они, как правило, предстают перед нами,
  и таким образом заставить их говорить правду о самих себе, подобно мучи-
  телю, способному вынудить упирающегося свидетеля раскрыть то, о чем он умалчивает.
  
  Чистый разум как средство приближения к истине похож на
  паука, выплетающего свою паутину из самого себя. Паутина регулярна и
  искусна, но она всего лишь ловушка. Пассивное накопление опыта-тра-
  диционный эмпирический метод-напоминает работу муравья, озадачен-
  но снующего по кругу, собирая и громоздя горы всяческих материалов. Ис-
  тинный метод, тот, которому стал бы следовать Бэкон, сравним с действия-
  ми пчелы, которая берет вещества из внешнего мира, подобно муравью, но,
  в отличие от этого усердного создания, крушит и видоизменяет добытый
  материал, чтобы заставить его отдать таящиеся в нем сокровища.
  
  Противопоставляя власть над природой подавлению умов и возвеличи-
  вая метод открытия над методом доказательства, Бэкон одновременно ут-
  вердился во мнении, что прогресс является целью и критерием истинного
  познания. Согласно его критическим взглядам, классическая логика, даже в
  аристотелевской форме, неизбежно играет на руку косному консерватизму,
  поскольку, приучая мышление воспринимать истину как нечто уже извест-
  ное, она тем самым постоянно отбрасывает людей к интеллектуальным дос-
  тижениям прошлого, которые им приходится усваивать без критического
  осмысления.
  
  Не только средневековое, но и ренессансное сознание тяготело
  к ностальгии по античности как золотому веку познания-первое основы-
  валось на священных текстах, а второе на произведениях светской литера-
  туры. И хотя нельзя возлагать всю вину за эту их склонность на одну лишь
  классическую логику, Бэкон полагал-и справедливо,-что любая логика,
  отождествляющая приемы познания с демонстрацией истин, уже данных
  нашему сознанию, тем самым притупляет дух исследования и ограничивает
  мысль кругом традиционных ученых понятий.
  
  Заметными особенностями такой логики не могли не стать определение
  того, что уже известно (или считается известным), и включение этого эле-
  мента в систему согласно признанным канонам ортодоксии.
  
  Логика откры-
  тия, напротив, устремлена в будущее. Добытую истину она критически трак-
  тует как нечто нуждающееся в проверке посредством нового опыта, а от-
  нюдь не как то, что подлежит догматическому навязыванию и безропотному принятию.
  
  Даже в сфере наиболее тщательно проверенного старого знания
  ее основным интересом является та польза, которую она может принести в
  ходе дальнейших исследований и открытий. Главная ценность старых ис-
  тин это их помощь в выявлении новых.
  
  Анализ самим Бэконом природы
  индукции был крайне несовершенным. Но его верное понимание того, что
  наука есть скорее вторжение в мир неизвестного, чем воспроизводство в ло-
  39
  гической форме уже узнанных вещей, тем не менее делает его отцом индук-
  ции. Бесконечное и упрямое открывание доселе незнакомых фактов и прин-
  ципов - такова подлинная суть индукции.
  
  Непрерывный прогресс позна-
  ния является единственным надежным средством уберечь старое знание от
  вырождения в догматические принципы, основанные на авторитете, или от
  незаметного скатывания к суевериям и сказкам старых ведьм.
  
  Вечный спиралевидный прогресс, по Бэкону, есть одновременно оправ-
  дание и цель истинной логики. Где же, где они-наработки и плоды старой
  логики?-постоянно взывает Бэкон. Что она сделала для умаления зол на-
  шей жизни, для исправления ее недостатков, совершенствования ее усло-
  вий? Где те нововведения, которые дают ей право заявлять о власти над истиной?
  
  Оставив в стороне победу человека над человеком в судах, в сфере
  дипломатии и политического управления, мы увидим, что ее нововведения
  просто ничтожны. Чтобы узнать, каковы же результаты, плоды, последствия
  желанной для человечества власти над природными силами, следует пере-
  вести взгляд с почтенной "науки" на презренные ремесла.
  
  Это при том, что
  прогресс ремесел скачкообразен, прерывист, случаен. Истинная логика или
  техника исследования могла бы сделать поступательное развитие промыш-
  ленных, сельскохозяйственных и медицинских навыков непрерывным,
  комплексным и осознанно системным.
  
  Обратившись к предлагаемой сумме готового знания, на которое с безу-
  частной покорностью опирались ученые мужи и цитировали его, подобно
  хору попугаев, мы найдем, что оно состоит из двух частей.
   == Если в Европе "хор попугаев", то кто же в ЭсЭсСере (правильное произношение...) после 1950 года... ==
  
  Одну из них
  образуют ошибки наших предков, отдающие затхлым антикварным духом и
  посредством классической логики объединенные в псевдонауку. Подобные
  "истины" фактически и являют собой не что иное, как систематизирован-
  ные ошибки и предрассудки наших предшественников. Многие из них воз-
  никли по чистой случайности, а многие - из классовых интересов и при-
  страстий, в силу чего они были увековечены ссылками на авторитет,-имен-
  но на данном соображении впоследствии основывались нападки Локка на
  учение о врожденных идеях* .
  
  Другая часть общепринятых убеждений вос-
  ходит к инстинктивным тенденциям человеческого сознания, которые, не
  будучи уравновешены разумной и критической логикой, придают этой час-
  ти верований опасный характер.
   == "Инстинктивные тенденции человеческого сознания" -даже на Западе лет на 50 уже опоздали написать такую монографию... ==
  
  Сознание человека непроизвольно допускает гораздо большую степень
  простоты, подобия и единства явлений, чем все это им на самом деле прису-
  ще. Оно следует поверхностным аналогиям и легко перескакивает к выво-
  дам, упуская из виду многообразие деталей и возможные исключения. Та-
  ким образом, оно плетет свою паутину из чисто внутреннего источника и
  затем набрасывает ее на окружающий мир.
  
  То, что в прошлом называлось
  наукой, представляло собой эту созданную человеком и наброшенную на
  мир паутину. Люди взирали на работу своего разума и мышления и видели
  реалии природы. Именуя это наукой, они поклонялись идолам, которых со-
  творили сами.
  
  Так называемые наука и философия состояли из подобных
  "предвидений" природы. И самое худшее, в чем можно обвинить традици-
  40
  онную логику,-это то, что вместо ограждения человека от естественного
  источника ошибок она, хоть и навязывала природе ложную рациональность
  единства, простоты и общности, по сути все же благословляла этот источ- ник заблуждения.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"