Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -16

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -16
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -16
  
  
  Делом новой логики должна была стать защита мышления от него самого:
  ей предстояло настроить его на смиренное и долгое при-
  норавливание к факту с его бесконечным разнообразием и спецификой -
  подчиняться природе интеллектуально, с тем чтобы руководить ею практи-
  чески. Таким и стало предназначение новой логики-нового инструмента
  или органона исследования, названной так, чтобы подчеркнуть ее противо-
  положность органону Аристотеля.
  
  Новая логика содержит и некоторые другие важные отличия. Аристотель представлял себе разум способным на особую общность с рациональ-
  ной истиной. Вдобавок к прославленному высказыванию о том, что человек
  есть политическое животное, он еще выразил мысль, согласно которой Ин-
  теллект, Нус не имеет ни животных, или человеческих, ни политических
  корней. Он божественно уникален и самодостаточен.
  
  По Бэкону, ошибки
  порождаются и подкрепляются социальными влияниями, и истину следует
  открывать при помощи социальных механизмов, приспособленных для этой
  цели. Индивид, предоставленный самому себе, может сделать мало или не
  сделать ничего; обычно он запутывается в сети ложных понятий собствен-
  ного изготовления.
  
  Поэтому крайне необходимо организовывать коллектив-
  ные исследования, в ходе которых люди атакуют природу сообща, и эстафе-
  та исследования постоянно подхватывается каждым новым поколением. Бэ-
  кон даже склонялся к довольно абсурдному понятию столь совершенного
  метода, при котором можно было бы не учитывать различия природных спо-
  собностей людей и все их в равной степени задействовать в производстве
  новых фактов и новых истин.
  
  Впрочем, эта нелепость была не более чем
  обратной стороной его великого оптимистического пророчества об объеди-
  ненном и коллективном научном поиске, который характерен для наших дней.
  Обозревая набросанную им в "Новой Атлантиде" картину Государства, орга-
  низованного для коллективных исследований, мы с готовностью прощаем-
  ему все передержки.
  
  Власть над природой должна была стать не индивидуальной, а коллек-
  тивной: как говорит Бэкон, Царством Человека над Природой взамен Цар-
  ства Человека над Человеком. Воспользуемся суждениями самого Бэкона с
  их обилием красноречивых метафор:
  
  "Люди стали стремиться к эрудиции и
  знанию... редко руководствуясь искренней целью задействовать свой разум-
  ный дар по-настоящему, с выгодой и пользой для человечества, а скорее так,
  словно в знании они искали пристанища своему любопытству и способнос-
  ти удивляться; словно видели в нем террасу для вольготного взлета и паде-
  ния изумленной и переменчивой мысли; или башню, на которую вознесется
  их гордый разум; или крепость и командный плац для борьбы и споров; или
  лавку для прибыли и продаж; но отнюдь не богатейшую кладезь, умножаю-
  щую славу Творца и облегчающую удел человека".
  
  Когда Уильям Джеймс
  сказал о прагматизме, что это "новое имя для старых способов мышления"*,
  41
  я не знаю, думал ли он тогда именно о Бэконе, но в том, что касается духа и
  атмосферы стремления к знанию, Бэкона можно счесть провозвестником
  прагматической концепции познания. Мы сумели бы избежать многих не-
  верных представлений об этой атмосфере поиска, если бы уделяли более
  пристальное внимание его акценту на социальной детерминации как цели,
  так и результате познания.
  
  В этот несколько длинноватый обзор бэконовских идей не вошел анализ
  их в исторической ретроспективе. Пусть вкратце, но он нужен для того, что-
  бы нашему внутреннему взору предстал подлинный документ новой фило-
  софии, благодаря которому, возможно, более рельефно проступят социальные
  причины интеллектуальной революции.
  
  Здесь мы можем позволить себе
  сделать это лишь схематически, но и такой путь окажется в некотором смысле
  полезным, хотя бы в самых общих чертах напомнив вам о тенденциях тех
  индустриальных, политических и религиозных перемен, в полосу которых
  вступала Европа.
  
  Если взять их индустриальный аспект, то, я думаю, невозможно пере-
  оценить значение путешествий, исследований и новой коммерции, которые
  напитали романтическим приключенческим духом все новое, ослабили узы
  традиционных верований, навеяли яркие предчувствия новых миров, жду-
  щих открытия и покорения; способствовали созданию новых методов про-
  изводства, торговли, банковской и финансовой деятельности и повсюду ак-
  тивизировали изобретательство и внедрение в науку точного наблюдения и
  энергичного экспериментирования.
  
  Крестовые походы, оживление мирско-
  го интереса к античности и успехи в исследовании магометанства, развитие
  торговли с Азией и Африкой, изобретение линз, компаса и пороха, открытие
  и освоение Северной и Южной Америки - более громко именуемых Но-
  вым Светом-все это отдельные примеры очевидных внешних фактов. Раз-
  личия прежде обособленных народов и рас, я полагаю, всегда оказываются
  наиболее полезными и существенными для перемен, когда психологичес-
  кие и производственные изменения дополняют и усиливают друг друга.
  
  Порой с людьми в результате общения совершаются такие эмоциональные
  перемены, которые даже можно назвать переменами метафизическими. Из-
  меняется глубинный строй сознания, особенно его религиозный аспект. В
  иных случаях происходит оживленная смена вещей, а также адаптация к
  новым приспособлениям и инструментам, подражание чужому стилю в одеж-
  де, обустройстве жилья и производстве товаров.
  
  Перемены первого типа име-
  ют, так сказать, слишком внутренний, а другого-слишком внешний харак-
  тер, чтобы способствовать какому-то колоссальному интеллектуальному раз-
  витию. Но если появление новой духовной склонности совпадает с глобаль-
  ными материальными и экономическими изменениями, то случается нечто значительное.
  
  Насколько я понимаю, подобное сочетание двух типов перемен было
  отличительной чертой новых связей в XVI и XVII веках. Знакомство с обы-
  чаями и традиционными верованиями других народов избавляло людей от
  инертности и вялости мысли, вызывало оживленную заинтересованность в
  42
  новых идеях. Реальные впечатления от путешествий и узнанного потеснили
  в душах страх перед чуждым и неизвестным; осваивая новые территории -
  в географическом и коммерческом смысле,-люди осваивали и собствен-
  ную ментальность.
  
  Новые контакты порождали стремление к еще больше-
  му количеству контактов; аппетит к новизне и первооткрытиям рос по мере
  его утоления. Консервативная приверженность старым верованиям и путям
  неудержимо таяла с каждым новым вояжем в новые дали и каждым новым
  известием о чужой стороне.
  
  Разуму стали привычны исследования и откры-
  тия. В поисках нового и диковинного разум находил удовлетворение и инте-
  рес, которых для него больше не было в том, что устарело и стало обыден-
  ностью. Более того, сам акт исследования, экспедиции, процесс подготовки
  к путешествиям в далекие края вызывали особую радость и трепет.
  Эта психологическая перемена сыграла существенную роль в зарожде-
  нии нового подхода в науке и философии.
  
  Правда, сама по себе она вряд ли
  создала бы новый метод познания. Но положительные сдвиги в обычаях и
  целях жизни объективно облегчали и ускоряли изменения в сфере духа. Они
  к тому же определяли и те пути, на которых новый дух находил себе приме-
  нение. Недавно открытые источники благосостояния, золото двух Америк и
  новые возможности потребления и обладания начали отвлекать людей от
  углубленных раздумий над вопросами метафизического и теологического
  свойства, ставя на их место вновь пробудившийся интерес к радостям при-
  роды и самой жизни.
  
  Новые материальные ресурсы и новые рынки Америки и Индии ослабили традиционную зависимость человека от домашнего
  хозяйства и ручного производства, ориентированного на ограниченный ме-
  стный рынок, и вызвали к жизни серийное крупномасштабное производ-
  ство с использованием паровой энергии, необходимое для внешних и посто-
  янно растущих рынков. За этим последовало развитие капитализма, быст-
  рых перемещений в пространстве и производство продукции ради обмена
  на деньги и получения прибыли, а не ради обмена продукта на продукт и
  безостаточного потребления, как прежде.
   == Капитал начинается после того, как завершается принцип "безостаточного потребления"... ==
  
  Это краткое и поверхностное упоминание крупных и сложных событий
  может навести на мысль о тесной взаимозависимости научной революции и
  промышленной революции. С одной стороны, в современной промышлен-
  ности и впрямь довольно широко применяются научные достижения. Са-
  мое сильное желание делать деньги или наслаждаться новыми видами благ,
  самые мощные приложения деловой энергии и предприимчивости не могли
  привести к экономической трансформации, характерной для нескольких
  последних веков и поколений.
  
  Ее предпосылками были успехи математи-
  ческой, физической, химической и биологической наук. Деловые люди при
  содействии разного рода инженеров застолбили свои права на новейшие
  Догадки ученых относительно сокрытых природных энергий и обратили их
  на пользу своему бизнесу. Современная шахта, завод, железная дорога, па-
  роход, телеграф, все производственные приборы и оборудование, весь транс-
  порт основаны на научных знаниях. В случае даже самого что ни на есть
  Радикального усиления одних только денежных мотивов развития экономи-
  43
  ческой сферы вся эта техника осталась бы вне прогресса.
  
  Короче говоря,
  лозунг Бэкона "Знание-сила" и его мечта о нескончаемой, опирающейся
  на естествознание власти человека над силами природы с развитием изобретений
  претворились в жизнь. Промышленная революция, основанная на
  применении пара и электричества, служит подтверждением бэконовского пророчества.
  
  С другой стороны, верно и то, что потребности современной индустрии
  явились колоссальными стимулами для научного исследования. Задачи про-
  грессивного развития производства и транспорта породили новые пробле-
  мы исследования; процессы, применяемые в промышленности, предполага-
  ли научную разработку новых экспериментальных приборов и операций; капитал, занятый в бизнесе, частично отвлекался на поощрение научных исследований.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"