Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -23

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -23
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -23
  
  
  Они довольствовались скептическими нападками на трансценденталис-
  тов и определением того, как наилучшим образом научиться постигать зна-
  чение и пользу прошедшего мгновения; либо, подобно Локку, утверждали,
  будто это последнее мгновение вовсе не является только границей нашего
  опыта, а несет в себе свет, необходимый для того, чтобы мы могли напра-
  вить свои стопы на путь благопристойного поведения.
  
  Они подтверждали,
  что авторитетное управление, отчужденное в пользу высшей инстанции,
  фактически тормозит человеческое развитие.
  62
  Задача данной лекции заключается в том, чтобы показать, каким обра-
  зом и почему мы теперь имеем возможность заявлять об опыте как нашем
  проводнике в науке и нравственной жизни, чего не сделали и не могли сде-
  лать для него эмпирики прошлого.
  
  Как это ни забавно, но ключ к данному вопросу можно увидеть в том
  факте, что старое понятие опыта само по себе являлось плодом опыта - един-
  ственного типа опыта, доступного тогда людям.
  
  Если сегодня возможна иная
  концепция опыта, то это исключительно потому, что качество опыта, кото-
  рый нам случается переживать теперь, претерпело колоссальные обществен-
  ные и интеллектуальные видоизменения по сравнению с опытом предыдущих эпох.
  
  Взгляд на опыт, который мы находим у Платона и Аристотеля, -
  это взгляд на реальный опыт древних греков. Последний очень сильно пере-
  кликается с тем, что современному психологу известно как познавательный
  метод проб и ошибок, отличный от метода усвоения готовых идей.
  
  Люди пробовали предпринимать определенные усилия, они подвергались опреде-
  ленным ответным воздействиям и переживали определенные страсти. Все
  подобные проявления, имевшие место в ту эпоху, были обособлены друг от
  друга, разрознены, и им соответствовали мимолетные склонности и мимо-
  летные чувства.
  
  Но память хранит и накапливает такие отдельные случаи.
  По мере того как они потихоньку громоздятся друг на друга, их периодичес-
  кие отличия аннулируются, общие черты сортируются, усиливаются и объе-
  диняются. Постепенно складывается поведенческая привычка, в соответ-
  ствии с которой формируется некоторая обобщенная картина объекта либо ситуации.
  
  Мы приходим к знанию или обозначению не просто этого отдель-
  ного, которое, являясь отдельным, не может быть в строгом смысле познано
  вообще (поскольку то, что не классифицировано, нельзя охарактеризовать и
  идентифицировать), а к признанию чего-либо человеком, деревом, камнем,
  кожей, то есть индивидом определенного рода, отличающимся определен-
  ной универсальной формой, характерной для всех вещей данной категории.
  
  С развитием подобного общезначимого знания возникает и известная упо-
  рядоченность поведения. Его особые проявления сплавляются в нечто еди-
  ное, и в итоге складывается такой способ действия, каждый элемент которо-
  го носит общий характер. Развиваются навыки, которые демонстрируют нам
  художник, сапожник, плотник, гимнаст, врач, то есть все те, кто владеет фор-
  мальным способом справляться с какой-то ситуацией.
   == Навыки поведения в толпе на улице в 12 или в 22 года весьма различаются.
  Интересно понять степень различия в 22, 27, 32 и 50 лет.
   Почему в 60 лет многие люди по их способности общения в толпе даже с ровесниками похожи на идиотов?
   Но разница между интровертами и экстравертами иногда превращает интровертов в полуидиотов социальных попавших в толпу... ==
  
  Эта формальность,
  разумеется, символизирует то, что особый случай рассматривается не как
  изолированная частность, а как элемент рода и поэтому для него требуется и
  Действие определенного рода. На множестве встреченных в его практике
  отдельных заболеваний врач, привыкая классифицировать их как наруше-
  ния пищеварения, тем самым научается трактовать особые случаи класса в
  общей или общепринятой манере. У него формируется порядок рекоменда-
  ций по тем или иным диетам и предписаний по тем или иным лекарствам.
  
  Все это составляет то, что мы называем собственным опытом. Как видно из
  примера, его итогом становится определенная привычная интуиция и опре-
  деленная систематическая способность действия.
   == С чего бы это Дьюи тут рассуждает про людей типа "сапожник, гимнаст, врач" вместо того чтобы рассуждать про общение людей в 5, 15, 25, 45 лет... ==
  63
  Но нет нужды настаивать на том, что обобщенность и организованность
  ограниченны и чреваты ошибками. Они, как это любил подчеркивать Аристо-
  тель, имеют силу обычно, в большинстве случаев, как правило, но их сила
  не является универсальной, необходимой или подобной принципу.
  
  Врач об-
  речен на совершение ошибок, поскольку индивидуальные случаи обречены
  на бесчисленное разнообразие - такова, собственно, их природа. Конкрет-
  ный ложный опыт не представляет собой трудности, так как его можно ис-
  править и получить какой-то лучший опыт. Опыт ущербен сам по себе, как
  таковой, поэтому его ошибочность неизбежна и неисцелима.
  
  Универсаль-
  ность и определенность существуют в единственной сфере - над опытом, в
  сфере разумного и понятийного. Подобно тому как особенное вымостило
  собою дорогу к образу действия и привычке, всеобщее и определенное мог-
  ли бы стать каменным мостиком, ведущим к концептам и принципам.
  
  Но последние оставляют опыт позади и не соприкасаются с ним; их не беспоко-
  ит необходимость его исправления. Таково безнадежно устарелое понятие
  о противоположности "эмпирического" и "рационального", когда мы, на-
  пример, говорим, что тот или иной архитектор или врач действует как опыт-
  ный человек, но не как ученый.
   == В толпе на улице один действует в 25 лет как "опытный человек", а как нам назвать того, кто действует как неопытный человек? ==
  
  Но на отличие современного понятия опыта
  от классического все-таки указывает тот факт, что сегодня вышеприведен-
  ное высказывание звучит как обвинение, унизительный упрек, брошенный
  конкретному архитектору либо врачу. При Платоне, Аристотеле и схоластах
  это было обвинение профессии в целом, поскольку она представляла собой вид опыта.
  
  Это был обвинительный приговор всякому практическому дей-
  ствию, разительно отличному от концептуального умозрения.
  
  Философ нового типа, который заявлял о себе как эмпирик, - это, как
  правило, был человек, преследовавший определенную критическую цель.
  Подобно Бэкону, Локку, Кондильяку и Гельвецию*, ему приходилось сосу-
  ществовать с комплексом представлений и системой институтов, в которых
  он основательно разуверился. Его проблемой была проблема сопротивле-
  ния этому совершенно мертвому, бесполезному грузу, ломавшему и искрив-
  лявшему хребет человечества.
  
  Самым очевидным способом подорвать и раз-
  рушить данную ситуацию для него служила апелляция к опыту как конеч-
  ной проверке и критерию. Активные реформаторы всякий раз являлись "эм-
  пириками" в философском значении слова. Это стало делом их жизни - по-
  казывать, что некоторые текущие верования или существующие институты,
  провозгласившие, будто на их стороне врожденные идеи или необходимые
  концепты, либо что их источник - авторитетные откровения разума, в дей-
  ствительности имеют источник пониже, а именно - опыт, и прочность свою
  обретают случайно - благодаря классовому интересу или предвзятому от-
  ношению властей.
  
  Философский эмпиризм, инициатором которого выступил Локк, был
  намеренно дезинтеграционным.
  
   == Отметим что эта формулировка совершенно не укладывалась в головы "коллектива авторов" которые к 1960 году изготовили учебник "Основы марксистской философии" (и лично для меня лет на 30 закрыли область философии, болваны идеологические...). Может сюда списать их фамилии для позора в веках?!
  
   Вот список философских негодяев советской "науки":
  Ф.В.Константинов, член-корреспондент АН СССР (руководитель авторского "коллектива";
  В.Ф.Берестнев, доктор философских наук;
  Г.В.Глезерман, доктор философских наук;
  М.А.Дынник, член-корреспондент АН СССР;
  М.Д.Каммари, член-корреспондент АН СССР;
  И.В.Кузнецов, кандидат философских наук;
  П.В.Коннин, доктор философских наук;
  М.М.Розенталь, доктор философских наук;
  А.Ф.Шишкин, доктор философских наук;
  П.Н.Федосеев, член -корреспондент АН СССР;
  Ю.П. Францев, член-корреспондент АН СССР...
   И где бы нам посмотреть на монографии этих светочей советской философии... Может Академия Наук раз в 25 лет должна обозревать труды своих сотрудников и наконец признавать научную болтовню болтовней в официальном решении?
   Или академики только "кормятся и не ошибаются"? ==
  
  В его рамках оптимистически принимался
  за основу тот факт, что, стоит только положить конец бремени слепой при-
  вычки, навязанного авторитета и необоснованных связей, как тотчас же сам
  собою начнется прогресс науки и общественного устройства. Роль эмпириз-
  64
  ма заключалась в том, чтобы помочь людям снять с себя этот груз. Лучшим
  пособом освободить человека от бремени считалось признание естествен-
  ной истории происхождения и развития в сознании идей, связанных с пред-
  ставлениями об объектах и нормами поведения.
  
  Сантаяна* справедливо назвал психологию этой школы злонамеренной психологией.
  
  Она склонялась к тому, чтобы отождествлять историю формирования определенных
  идей с развитием взглядов на вещи, к которым относились эти идеи, - есте-
  ственно, что такое отождествление неблагоприятным образом сказывалось на вещах.
  
  Но м-р Сантаяна отказывался замечать общественное стремление
  и цель, скрытые в этом злом намерении. Он не сподобился показать, что это
  "злое намерение" направлено именно на институты и традиции, ставшие
  бесполезными; он не сподобился показать, в какой значительной степени
  действительно верно то, что трактовка психологического источника этих
  традиций и институтов была тождественна деструктивному взгляду на вещи
  как таковые.
  
  Но после того как Юм с добродушной ясностью указал на тот
  факт, что в результате аналитического расклада верований на чувства и ас-
  социации "естественные" идеи и институты оказались в той же позиции, в какую реформаторы привели "искусственные", ситуация изменилась.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"