Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -30

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -30
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -30
  
  
  
  Последняя в этом случае оказывается податливой, пригодной к подчинению
  человеческим целям. При этом нравственное отношение к изменению су-
  щественно отличается от прежнего. Изменение утрачивает свой пафос и
  больше не вызывает меланхолии, так как не предполагает отныне упадка и
  поражения. Оно обретает особую значимость благодаря новым возможнос-
  тям и целям, которые оно помогает достичь; теперь оно возвещает о лучшем
  будущем. Изменение ассоциируется скорее с прогрессом, чем с отклонени-
  ем и неуспехом.
  
  И так как изменения происходят во что бы то ни стало,
  самое главное - это достаточно знать о них, чтобы руководить ими и направ-
  лять в соответствии с нашими пожеланиями. Нельзя бежать от обстоятельств
  и событий, а также пассивно мириться с ними; их надо использовать и на-
  правлять. Они либо мешают нам идти к своим целям, либо являются сред-
  ствами для их достижения. Величайший смысл знания состоит теперь в
  том, что оно больше не ограничивается созерцанием и становится практическим.
  
  К сожалению, люди, в особенности образованные и развитые, все еще
  так упорно пребывают во власти старых понятий об отстраненном и само-
  довлеющем разуме и познании, что не желают осознать смысл данной док-
  трины. Им верится, что, разделяя традиционную философию интеллектуа-
  лизма, то есть знания как чего-то самодостаточного и замкнутого, они тем
  самым выступают в пользу бесстрастного, бескомпромиссного и незаин-
  тересованного отражения.
  
  Но если смотреть правде в глаза, то интеллектуа-
  лизм прошлого, наблюдательская концепция знания - это доктрина чисто
  компенсаторная, которую не могли не выдумать люди интеллектуального
  склада, чтобы не расстраиваться по поводу практического и социального
  бессилия избранной ими профессии мыслителя.
  
  Стесненные условностями
  и не сумевшие от недостатка смелости превратить свое знание в фактор,
  определяющий ход событий, они искали источник спокойствия в идее о
  том, будто знание - это слишком утонченная штука, чтобы марать себя гряз-
  ными связями с вещами изменчивыми и практическими.
  
  Они подменили
  знание морально безответственным эстетизмом. Истинность доктрины об
  оперативном, или практическом, характере знания, разума является объек-
  тивной. Это значит, что структуры и объекты, противопоставленные наукой
  и философией вещам и событиям конкретного повседневного опыта, не об-
  разуют отдельной области, которой могло бы умиротворенно довольство-
  ваться разумное созерцание; это значит, что они представляют собой осо-
  бые препятствия, материальные средства и идеальные методы для задания
  направления тем изменениям, которые бы в любом случае непременно про-
  изошли.
   == В жизни отдельного человека всё меняется раза по 4 за один час. Какая-то часть перемен является периодической, например, вышел в коридор покурить в рабочее время.
   За 16 часов, пока человек не спит, набирается 64 перемены. У 1000 человек -64 тысячи перемен. Итак, каким изменениям, гарантированным на следующие 5 или 1500 дней мы можем "задать направление" у 100 или 5000 человек в данном поселении или на территории в миллион квадратных километров?
   Какой вообще процент от всех "перемен" среди миллиона человек мы сможем поймать в рамки нашего желания "задать направление тому что начало происходить"? ==
  82
  Подобные перемены в позиции человека по отношению к миру вовсе не
  означают, что человеку больше не свойственны идеалы или что он больше
  не является существом воображающим. Но что они действительно означа-
  ют, так это радикальную перемену в характере и функции области идеаль-
  ного, которую человек формирует по своему усмотрению.
  
  В классической
  философии идеальный мир по существу есть приют, где человек находит
  отдохновение от бури жизни; это - пристанище, в котором он укрывается от
  проблем существования, питая безмятежную уверенность, что лишь оно одно
  в высшей степени действительно. Как только человеком овладевает убеж-
  дение, что познание активно и оперативно, царство идеального перестает
  быть потусторонним и изолированным; теперь оно скорее представляет со-
  бой то собрание воображаемых возможностей, которое побуждает человека
  к новым усилиям и свершениям.
   == Среди миллиона человек на данной территории сколько тех кто за неделю или месяц или год обзавёлся желанием хотя бы на одно "свершение"?!
   Стало быть тезис господина Дьюи -чистая теория. Феномен свершений существует, но за год сколько человек из миллиона действительно что-нибудь "свершат"?
   Надо бы согласиться на том, что "свершение" это нечто весьма похвальное на срок от одного года. А "совершение" это нечто на срок менее года и все глупости. Но ведь в ряде случаев глупость имеет " эпохальные масштабы", например катастрофа в Чернобыле... ==
  
  По-прежнему верно то, что трудности, ко-
  торые переживает человек, - это силы, заставляющие его проектировать образ
  более совершенного положения вещей. Но образ лучшего будущего имеет
  форму и поэтому может служить инструментарием для действия, в то время
  как в классическом мировоззрении идея завершена и как таковая остается в
  мире ноуменальном.
  
  Стало быть, она является всего лишь объектом покло-
  нения либо средством утешения, тогда как для современного взгляда идея
  есть предположение о каком-либо действии или способе действия.
  
  Разницу между двумя позициями, возможно, прояснит следующий при-
  мер. Дистанция есть препятствие, источник затруднения. Она разделяет дру-
  зей и пресекает их взаимодействие. Она изолирует и тем самым делает про-
  блематичным общение и взаимное понимание. Подобное положение вещей
  вызывает неудовлетворенность и беспокойство, оно побуждает воображе-
  ние строить картины иного положения вещей, при котором человеческому
  общению не грозит досадное вмешательство пространства.
  
  Теперь у нас есть
  два выхода из такой ситуации. Первый состоит в том, чтобы перейти от од-
  них лишь мечтаний о какой-то небесной области, где расстояния упраздня-
  ются и все друзья, как по волшебству, обретают возможность вечного и
  беспрепятственного общения, перейти, я бы сказал, от некоего тщетного
  прожектерства к философской рефлексии.
  
  Тогда мы сможем заявить, что
  пространство, расстояние чисто феноменальны, или, по более новой вер-
  сии, субъективны. Они не являются реальными в метафизическом смысле.
  Поэтому и помехи, и проблемы, которые оно создает, тоже, как следствие,
  не "реальны" в метафизическом понимании реальности. Чистые мысли, чи-
  стые духи не живут в пространственном мире, для них не существует рас-
  стояний. Их отношения в истинном мире всегда независимы от какого-либо
  специального угла рассмотрения. Их взаимное общение непосредственно,
  свободно, не имеет препятствий.
  
  Не содержит ли данная иллюстрация карикатуру на стили философ-
  ствования, с которыми мы все хорошо знакомы? Даже если описанная кар-
  тина не является нелепой карикатурой, то разве она не намекает на то, что
  большая часть философских учений касательно идеального и ноуменально-
  го или в высшей степени реального мира в конечном счете есть не более чем
  83
  отливка мечты в совершенную диалектическую форму с использованием
  надлежащей научной терминологии?
  
  На практике сама трудность, пробле-
  ма остается неразрешенной. Практически, хотя, возможно, и "метафизи-
  чески", пространство по-прежнему реально: оно определенным неприят-
  ным образом напоминает о себе. И человек снова мечтает о каком-то луч-
  шем положении вещей. Убежище от проблематичных фактов он находит в фантазии.
  
  Но на этот раз его убежище не остается вечным и уединенным приютом.
  Теперь идеальное, идея становится той позицией, с которой можно ис-
  следовать наличные обстоятельства и посмотреть, нет ли среди них чего-
  либо намекающего на возможность осуществления общения на расстоя-
  нии, чего-либо способного служить в качестве посредника в разговоре уда-
  ленных друг от друга субъектов.
  
  Предположение либо фантазия, несмотря
  на по-прежнему идеальную сущность, трактуются как возможность, кото-
  рая способна осуществиться я конкретном естественном мире, а не в выс-
  шей действительности, отгороженной от этого мира.
  
  В этой своей ипостаси
  они служат базой для внимательного исследования природных явлений. Рас-
  сматриваемые с точки зрения такой возможности, вещи открывают нам свои
  до сих пор не выявленные свойства. В свете этих открытий идея о некото-
  ром посреднике в речи на расстоянии кажется менее смутной и расплывча-
  той, она принимает позитивную форму. Подобные действия и реакции про-
  исходят и далее.
  
  Возможность или идея используются как метод для наблю-
  дения за реально существующим; и в свете того, что открывается нашему
  взгляду, возможность принимает форму конкретно действительного. Она все
  в меньшей степени оказывается просто идеей, фантазией, выдачей желае-
  мого за действительное и все в большей степени - реальным фактом.
  
  Человек принимается за изобретательство, и в конце концов мы имеем телеграф,
  телефон, сперва кабельные, а затем и не нуждающиеся в вещественном по-
  среднике. Конкретные элементы внешней среды изменяются в желаемом
  направлении; теперь эти изменения можно идеализировать как свершив-
  шийся факт, а не просто в воображении. Будучи примененным как инстру-
  мент или метод наблюдения, апробирования, отбора и комбинации конкрет-
  ных естественных операций, идеал воплощается в жизнь.
  
  Прервемся и подведем кое-какие итоги. Разделение мира на два разряда
  бытия, один из которых высший, доступный только разуму и идеальный по
  сути, а другой - низший, материальный, изменчивый, эмпирический, дос-
  тупный чувственному наблюдению, неизбежно оборачивается идеей о том,
  что знание по природе своей созерцательно.
  
  Это разделение предполагает и противоположность теории и практики, причем совершенно не в пользу последней. == Ого... Иди прочь гнусная грязная свинья практики... ==
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"