Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -35

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -35
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -35
  
  
  Именно потому, что знание не замкнуто на
  самом себе и не окончательно, а имеет инструментальное значение для ре-
  конструкции обстоятельств, всегда есть опасность, что оно станет следо-
  вать неким неистинным целям или предубеждениям. Полноценная рефлек-
  сия в этом случае не нужна, ее приходится ограничивать. Обязанная увен-
  чаться каким-то конкретным результатом, рефлексия не является бескорыстной.
  
  Одно дело утверждать, что всякое знание имеет цель, лежащую вне
  его пределов, а другое, совершенно противоположное - утверждать, что у
  познавательного акта есть особая цель, к достижению которой оно пред-
  назначено изначально.
  
  Гораздо менее верно, что из инструментальной при-
  роды мышления следует, будто оно дано нам для обретения каких-то част-
  ных, однобоких преимуществ, в которых мы якобы сердечно заинтересова-
  ны. Всякое ограничение в отношении цели мышления равнозначно ограни-
  чению самого мыслительного процесса.
  
  Это значит, что в такой ситуации
  оно не реализует всех своих возможностей развития и свободы, оказываясь
  стиснутым, сдерживаемым, контролируемым. Самому полноценному раз-
  витию познания способствует только такая ситуация, когда цель его опреде-
  ляется в процессе исследования и проверки.
  
  Поэтому, если исследование не заинтересованно и беспристрастно, это
  вовсе не означает, что знание безответственно и замкнуто на самом себе.
  Это лишь означает, что у него нет никакой особенной цели, заранее задан-
  ной таким образом, чтобы отныне подспудно присутствовать в актах на-
  блюдения, формирования понятий и прикладной деятельности.
  
  Исследование тем самым получает свободу. У него есть стимул затрагивать каждый
  факт, важный для выявления какой-либо проблемы или потребности, и сле-
  довать за каждым предположением, сулящим разгадку. Препятствия на пути
  свободного исследования настолько многочисленны и серьезны, что чело-
  вечество впору поздравить с тем фактом, что этот процесс и сам способен
  становиться прекрасной и захватывающей целью, способен возбуждать
  спортивные инстинкты человека.
  
  Ровно в той степени, в какой мышление больше не стеснено целями,
  закрепленными социальной нормой, возрастает общественное разделение
  труда. В жизни некоторых людей исследование становится доминирующим
  занятием. Однако данный факт только поверхностным образом подтверж-
  дает идею о том, что теория и знание - это цели в себе. Они, к слову сказать,
  являются целью в себе лишь для этих немногих людей.
  
  Но эти люди есть
  зеркало общественного разделения труда; и их специализацию можно при-
  нять всерьез только в том случае, если ничто не мешает им сотрудничать с
  97
  людьми других профессий, если они чувствительны к проблемам других и
  делятся с ними своими результатами, способствуя более широкому их при-
  менению на практике.
  
  Когда подобные социальные связи между людьми,
  профессионально занимающимися познавательной деятельностью, преда-
  ются забвению, а классы становятся обособленными, исследование утрачи-
  вает всякие стимул и цель. Оно деградирует в бесплодную узкую специали-
  зацию - разновидность интеллектуального труда, осуществляемого соци-
  ально невменяемыми людьми.
   == Как видите советские коммунисты были "социально невменяемые люди"... Не надо миллионы убитых сваливать на группу руководителей. Надо посмотреть на ублюдочное равнодушие всех коммунистов, когда они узнали о безобразиях этой группы лиц... ==
  
  Его мелочные достижения, накапливаясь, по-
  лучают имя науки, после чего происходит заумная диалектическая разработка системы.
  
  Позднее данное занятие "рационализируют", горделиво на-
  зывая его служением истине во несомненное ее благо. Но стоит науке вер-
  нуться на истинный путь, как все это сметается на обочину и забывается.
  Тотчас обнаруживается, что это была всего лишь забава тщеславных и без-
  ответственных личностей.
  
  Единственной гарантией беспристрастного, не-
  заинтересованного исследования может служить социальная чуткость ис-
  следователя к потребностям и проблемам тех, кто с ним солидарен.
  
  Поскольку инструментальная теория только способствует глубокой при-
  влекательности непредвзятого и бескорыстного исследования, то в ней воп-
  реки впечатлениям некоторых ее критиков большое значение придается
  аппарату дедукции.
  
  Ведь странно думать, что если кто-либо говорит, будто
  познавательная ценность концепций, определений, обобщений, классифи-
  каций, а также развертывания последовательных импликаций не сосредото-
  чена в них самих, то тем самым он выражает невысокое мнение о дедуктив-
  ной функции или отрицает ее плодотворность и необходимость.
  
  Инструментальная теория только пытается указывать с известным тщанием, где
  именно можно обрести ценность, и предостерегает от поиска ценности в
  неверном месте. Она утверждает, что познание начинается со специфичес-
  ких наблюдений, которые помогают определить проблему, и кончается спе-
  цифическими наблюдениями, которые проверяют гипотезу ее решения.
  
  Но тот факт, что идея, значение, подсказываемые первичным наблюдением и
  проверяемые конечным, сами по себе также требуют тщательного изучения
  и продолжительной разработки, эта теория отвергнет последним. Сказать,
  что локомотив есть звено, посредник между потребностью, возникшей в
  опыте, и ее удовлетворением, не значит принизить значение кропотливого
  и продуманного строительства локомотива или потребности во вспомога-
  тельных средствах и процессах, направленных на введение усовершенство-
  ваний в его структуру.
  
  Скорее, надо было бы говорить, что поскольку локо-
  мотив - это среднее звено в опыте, а не первичное или конечное, то, сколько
  бы мы ни уделяли внимания его конструктивным усовершенствованиям, оно
  никогда не будет чрезмерным.
  
  Такая дедуктивная наука, как математика, является примером совер-
  шенствования метода. Тот факт, что метод должен казаться заинтересован-
  ным в нем людям некой самодостаточной целью, не более удивителен, чем
  то, что для создания каждого инструмента нужен свой специфический труд.
  Редко одни и те же люди изобретают и совершенствуют инструмент, а по-
  98
  том применяют его. Между физическим инструментарием и интеллекту-
  альным есть, конечно, одно разительное отличие.
  
  Разработка последнего
  существенно отстает от непосредственного, видимого применения. Худо-
  жественный интерес к совершенствованию метода ради метода бывает очень
  силен - средства, характерные для какой-нибудь цивилизации, порой ста-
  новятся образцами высокого искусства. Но с практической точки зрения
  это отличие свидетельствует о том, что преимущество, или инструменталь-
  ный успех, - на стороне интеллектуального метода.
  
  Именно потому, что он
  формируется без какого-либо специального прикладного намерения, имен-
  но потому, что он является высоко генерализованным инструментом, ему
  свойственна гибкая приспособляемость к непредвиденным утилитарным
  целям. Им можно пользоваться, взаимодействуя с теми проблемами, кото-
  рые никто не предусмотрел.
  
  Сознание заранее готовится к разного рода
  интеллектуальным неожиданностям, и всякий раз, как только возникает
  новая проблема, ему не приходится ждать, когда в его распоряжении ока-
  жется пригодный инструмент.
   == Отсюда -повышенный уровень сознания у конкретного человека означает его повышенную постоянную готовность к неожиданным ситуациям в жизни. ==
  
  Выражаясь языком более точным, абстракция необходима в том случае,
  когда плоды одного опыта предполагается использовать в ходе другого. Вся-
  кий конкретный опыт уникален в своей тотальности; он один такой, непов-
  торимый. Взятый в своей чистой конкретности, он не дает никаких инст-
  рукций, ни на что не проливает свет.
  
  То, что мы называем абстракцией, оз-
  начает, что мы выделяем из опыта некоторую его фазу, имея в виду ту по-
  мощь, которую она может оказать в постижении чего-то иного. Взятая в от-
  дельности, она представляет собой просто рваный фрагмент, убогую замену
  живого целого, из которого извлечена.
  
  Но с телеологической либо практи-
  ческой точки зрения она отражает тот единственный способ, которым один
  опыт становится сколько-нибудь ценен для другого, - единственный способ,
  который обеспечивает опыту хоть какую-то поучительность. При абстраги-
  ровании, называемом нами ложным или порочным, функция обособленно-
  го фрагмента предается забвению и отменяется, и фрагмент поэтому при-
  знается как нечто самодостаточное, нечто высшего порядка по сравнению с
  путаной и бессистемной сферой конкретного, из которой он вырван.
  
  С точки зрения функции, а не структуры и статики абстракция означает, что мы
  высвободили нечто из одного опыта для перевода в другой. Абстракция есть
  освобождение. Чем теоретичней, абстрактней абстракция или чем более
  далека она от всего того, что мы переживаем в конкретности, тем она более
  пригодна для нашего взаимодействия с любой из всех бесчисленно разно-
  образных вещей, которые могут явиться нам в следующее мгновение.
  
  Древние математика и физика были гораздо ближе к гуще конкретного опыта,
  чем современные. Именно по этой причине они были менее способны обес-
  печить какое-либо понимание таких конкретных реалий, которые предста-
  вали перед исследователями в новой и неожиданной форме, и соответству-
  ющий контроль над ними.
  
  Абстракцию и обобщение всегда принимали за родственные понятия. Можно
  сказать, что это отрицательные и положительные аспекты одной и
  99
  той же функции. Абстракция предоставляет свободу какому-то фактору для
  того, чтобы потом его можно было использовать. Обобщение есть собствен-
  но использование. Оно переносит этот фактор и расширяет его значение.
  
  Оно всегда есть в некотором роде прыжок в темноте. Оно - авантюра. Нельзя
  заранее быть уверенным в том, что нечто извлеченное из одного
  конкретного опыта плодотворно распространится и на другой особый
  случай. Поскольку эти случаи индивидуальны и конкретны, они не могут не быть различными.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"