Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -36

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -36
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -36
  
  
  Наблюдая за конкретной птицей, выделяют ее
  способность летать. Затем переносят эту абстракцию на летучую мышь и
  полагают, что в результате наложения подобного свойства птицы у
  мыши обнаружатся и другие птичьи особенности. Данный тривиальный
  пример позволяет выявить сущность обобщения, а также свидетельствует
  о рискованности его процедуры.
  
  Обобщение переносит, распространяет,
  налагает результат какого-то предыдущего опыта на восприятие и
  толкование нового опыта. Дедуктивные процессы определяют,
  ограничивают, уточняют и упорядочивают понятия, под эгидой которых
  осуществляется это обогащающее и направляющее действие, но при всем
  своем совершенстве они не могут гарантировать ожидаемого результата.
  
  Прагматическая ценность организации столь заметно усиливается в условиях
  современной жизни, что вы вряд ли сочтете необходимым задерживать свое
  внимание на инструментальном значении классификации и систематизации.
  
  Когда
  наличие фиксированных типов качества перестало быть высшим объектом знания,
  классификацию принялись часто толковать - особенно это касается эмпирической
  школы - как исключительно логический инструмент.
  
  Для запоминания и
  сообщения было удобно пользоваться словами, в которых суммируется множество
  частностей. Предполагалось, что классы существуют только в сфере речи. Позднее
  идеи были признаны своего рода tertium quid 1 ( 1буквально: нечто третье (лат.), посредник.) между вещами и словами. Классам позволили существовать только в сознании как чисто психическим сущностям. В этом отчетливо проявился критический характер эмпиризма.
  
  Приписывать
  классам какую-либо объективность значило то же самое, что поощрять веру в
  вечные формы существования и оккультные сущности, а также крепить ряды
  упадочной и несносной науки, - точка зрения, отличным примером которой
  служит философия Локка*.
  
  Общие идеи полезны для экономии усилий, так как
  они позволяют увязать весь наш частный опыт в более простую и невесомую
  поклажу и облегчают нам идентификацию новых данных наблюдения.
  
  До этого момента номинализм и концептуализм - теория, согласно которой
  виды существуют только в словах либо в идеях, - находились на верном пути. Он
  подчеркивал телеологический характер систем и классификаций, то, что они
  существуют ради экономии и эффективности в достижении целей.
  
  Но эта истина
  была извращена до ложного мнения, потому что активная, или деятельная,
  сторона опыта данной теорией игнорировалась.
  100
  
  У конкретных вещей есть свой образ действия - у них столько образов дей-
  ствия, сколько способов взаимодействия с другими вещами. Одна и та же
  вещь в присутствии каких-то других вещей бесчувственна, неотзывчива,
  инертна; в отношении иных вещей она напряжена, нетерпелива и агрессив-
  на; в третьем случае она податлива, покорна.
  
  И такие отличные способы
  поведения, несмотря на все их бесконечное разнообразие, мы в свою оче-
  редь можем объединить в классы с учетом их общего отношения к нашей цели.
  
  Ни один здравомыслящий человек не пытается делать все сразу. У
  него есть определенные главные интересы и ведущие цели, ради которых он
  последовательно и эффективно выстраивает свое поведение. Иметь цель -
  значит ограничивать, выбирать, сосредоточивать, группировать.
  
  Подобным образом воздвигается базис для отбора и организации вещей в соответствии с тем, как их образы действия влияют на продвижение к цели. Вишневые деревья, с точки зрения деревообработчиков, агрономов, художников, уче-
  ных и просто каких-нибудь затейников, составят различные группы. Для выполнения
  различных задач важны различные образы действия и реакции со
  стороны деревьев. Все классификации могут быть равно законны, если иметь
  в виду разнообразие целей.
  
  Тем не менее поистине объективный стандарт пригодности всех специ-
  альных классификаций существует. Одна классификация помогает столяру
  достичь своей цели, а другая может в то же самое время мешать ему. Одна
  классификация будет способствовать тому, чтобы ботаник плодотворно ис-
  полнил свою исследовательскую работу, а другая станет тормозить его и
  запутывать.
  
  Поэтому телеологическая теория классификации не обязывает
  нас считать классы чисто вербальными или чисто ментальными образова-
  ниями. Организация в любом виде ремесла, включая ремесло научное, точ-
  но так же не просто номинальна или идеальна, как в сфере торговли или
  железных дорог.
  
  Необходимость достичь некоторой цели определяет объек-
  тивные критерии организации. Вещи должны быть отсортированы и упоря-
  дочены таким образом, чтобы их объединение обеспечило успешные шаги к
  целям. Удобство, экономия и эффективность суть основы классификации,
  но данные факторы не сводятся к элементам вербального общения людей и
  не просто присутствуют в сознании; они касаются объективного действия и
  должны иметь силу в окружающем мире.
  
  В то же время классификация не является простой копией или дублика-
  том какого-то законченного и предопределенного порядка, уже имеющегося
  в природе. Это, скорее, боекомплект для броска в будущее и неизвестное.
  Ради успеха данного предприятия детали прошлых познаний, голые сведе-
  ния должны сузиться до значений, и чем малочисленнее, проще и подроб-
  нее будут эти значения, тем лучше.
  
  Они должны иметь достаточно широкий
  охват, позволяя тем самым исследованию справляться с любым явлением,
  Даже самым неожиданным. Они должны быть организованы таким обра-
  зом, чтобы не пересекаться друг с другом, иначе в применении к новым дан-
  ностям они будут смешиваться и вести исследователя в тупик.
  
  Чтобы наш
  путь во взаимодействии с огромным разнообразием обнаруживаемых явле-
  101
  ний мог быть легким и экономным, мы должны иметь возможность быстро
  и четко менять одно средство атаки на них на другое. Иными словами, наши
  различные типы и классы сами должны быть сведены в последовательные
  группы с возрастающей специализацией. Должны быть не просто улицы, а
  карта улиц, призванная облегчить переход с одной улицы на другую.
  
  Классификация преобразует стихийный путь напролом, познанный кем-то на
  собственном опыте, в хорошо организованную систему дорог, облегчающую
  перемещение и сообщение в ходе исследования. Как только люди начнут
  заглядывать в будущее и заранее готовить себя к эффективной и успешной
  встрече с ним, дедуктивные операции и их последствия станут еще более важными.
  
  Каждое практическое мероприятие связано с созданием каких-
  нибудь благ, и здесь особенно дорого все, что снижает затраты материала и
  обеспечивает экономию и эффективность производства.
  
  У нас осталось совсем мало времени на то, чтобы поговорить о воззре-
  ниях на природу истины, связанных с экспериментальным и функциональ-
  ным типами логики. Но сожалеть здесь не о чем, так как эти воззрения
  целиком и полностью являются следствием из понимания природы мышления и идей.
  
  Если эта природа понимается правильно, то концепция истины
  естественным образом складывается сама. Если это понимание неверно, то
  и всякая попытка представить теорию истины будет обречена на то, чтобы
  не иметь никакого толка, а сама теория истины - чтобы казаться надуманной
  и абсурдной.
  
  Если идеи, значения, концепции, понятия, теории, систе-
  мы служат инструментами активного переустройства заданной внешней сре-
  ды, устранения какой-то специфической проблемы или замешательства, то
  их тестом на прочность и ценность является завершение этой работы.
  
  Если они успешно справляются с данной задачей, то они надежны, значимы, ве-
  сомы, пригодны, верны. Если они не помогают развеять заблуждение, изба-
  виться от дефектов, если они только усугубляют путаницу, неопределен-
  ность и проблему в тот момент, когда мы пытаемся ее разрешить, то они
  оказываются ложными.
  
  Подтверждение, подкрепление, удостоверение зак-
  лючены в работе, в последствиях. Судят не по словам, а по делам. По пло-
  дам их да узнаем их. То, что нас верно ведет, и является истинным - именно
  доказанная способность вести таким образом есть значение истины.
  
  Наречие "верно", "истинно" является более фундаментальным, чем прилагатель-
  ное "истинный" или существительное "истина". Наречие отражает путь,
  способ действия. Поэтому идея или концепция есть призыв, или предписа-
  ние, или план действовать определенным образом как способ добиться про-
  яснения специфической ситуации.
  
  Когда мы действуем согласно призыву,
  претензии или плану, они направляют нас истинно либо неистинно; они
  ведут нас к нашей цели или уводят в сторону от нее. В их активной, динамичной
  функции состоит все их значение, а в качестве стимулируемой ими
  деятельности заключена вся их истинность либо ложность.
  
  Гипотеза, которая
  работает, есть истинная гипотеза; истина же есть абстрактное имя, применимое
  к набору случаев, реальных, предвидимых и желательных, и получающее
  подтверждение в их действии и последствиях.
  102
  
  Ценность данной концепции истины столь всецело зависит от правильности
  первичной точки зрения на мышление, что более целесообразно рассмотреть,
  почему ее воспринимают как оскорбление, чем объяснить ее внут-
  реннюю логику.
  
  Частичным объяснением того, почему данную концепцию
  нашли настолько неприемлемой, без сомнения, служит ее новизна и кое-
  какие упущения в ее постановке. Например, слишком часто, когда истину
  приравнивали к удовлетворению, то имели в виду только эмоциональное
  удовлетворение, личный комфорт, соответствие исключительно частной потребности,
  в то время как удовлетворение, о котором следовало бы вести
  речь, означает удовлетворение требований и условий проблемы, порождающей
  идею, цель и метод действия.
  
  Сюда входят условия всеобщие и объективные.
  Удовлетворение не есть диктат чьей-то прихоти или личных особенностей.
  Когда же истине отказывают в родстве с полезностью, то под
  полезностью часто подразумевают нечто важное для чисто личных целей, некую выгоду, в которой сердечно заинтересован отдельный индивидуум.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"