Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -37

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -37
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -37
  
  
  Сюда входят условия всеобщие и объективные.
  Удовлетворение не есть диктат чьей-то прихоти или личных особенностей.
  Когда же истине отказывают в родстве с полезностью, то под
  полезностью часто подразумевают нечто важное для чисто личных целей,
  некую выгоду, в которой сердечно заинтересован отдельный индивидуум.
  
  Концепция истины, в которой истина является инструментом для утоления
  частных амбиций и жажды величия, до того отвратительна, что странно, как
  это критики вообще приписывают подобные представления людям вменяемым.
  
   == Уж если господин Дьюи около 1922 года не удержался от слов "жажда величия" как не редкое явление в странах Запада, то надо бы задуматься, есть ли основания предполагать что россиян всех уровней образованности заедает "жажда ничтожества"...
   Не потому ли россияне стремятся к ничтожеству что на всех уровнях власти в России после 1917 года избыток ничтожных людишек и они свирепо реагируют на людей содержательных. По яркой аналогии с тем, как шпана во дворе реагирует на вполне приличного ровесника (якобы "ботаника").
  
   Если в школах России свыше 7 лет существует наглое понятие о "ботаниках", то какова подлость лиц, которые кормятся на верхушке системы российского образования и не поспешили ввести в школах некий урок ежемесячный или целый курс, чтобы будущим пьянчугам, дуракам и уголовным выродкам уже с 4 класса разъяснять, что "ботаники" может быть станут после школы приличные люди, а вот все кто "не ботаники" станут почти все социальными отбросами?
  
   Почему бы не ввести закон, согласно которому если конкретный Петька до 45 лет стал уголовником или алкашом -всем учителям, которые с 5 класса ему втюхивали в голову вроде бы "знания", урезают пенсии этак на 29%?!
  
   Учителя в самом деле такие болваны, что не способны понимать что же на самом деле творится в жизни учеников с 10 лет за стенами школы?! ==
  
  На самом деле под истиной как полезностью имеется в виду услуга
  идеи либо теории, состоящая именно в таком их вкладе в реорганизацию
  опыта, способность к которому и была в них заявлена. Полезность большой
  дороги не измеряется степенью того, насколько она подходит разбойнику.
  Она измеряется тем, насколько дорога действительно служит в качестве
  дороги, как средство для простых и эффективных перевозок и сообщений.
  То же самое можно сказать и о пригодности идеи или гипотезы как мере истины.
  
  Отвлекаясь от таких довольно поверхностных ложных истолкований,
  мы обнаруживаем основное, как я полагаю, препятствие к восприятию данного
  представления об истине, заключенное в наследстве классической традиции,
  которое уже слишком прочно внедрилось в человеческое сознание.
  
  Совершенно сообразно тому, как существование было разделено на две
  сферы - высшую сферу безупречного бытия и низшую сферу видимой, феноменальной, неполноценной реальности, - истина и ложность тоже стали
  рассматриваться как неизменные, законченные, статичные свойства собственно вещей.
  
  Верховная реальность есть подлинное бытие, низшая и несовершенная
  реальность есть ложное бытие.
  
  Последнее выдвигает необоснованные
  претензии на статус более высокой реальности. Оно обманчиво, вероломно
  и по самой природе своей не достойно доверия и надежды. Верования
  якобы ложны не потому, что сбивают нас с толку; сами по себе они не
  есть ошибочные способы мышления. Они ложны потому, что допускают существование ложных сущностей и адресуются им.
  
  Другие же представле-
  ния истинны именно оттого, что имеют дело как раз с истинным бытием - с
  полной и абсолютной реальностью. Такое представление заложено в подсознании
  любого, кто хотя бы косвенно усвоил античную и средневековую традицию.
  
  Прагматическая концепция истины бросает радикальный вызов
  103
  подобным взглядам, и невозможность примирения или компромисса, я ду-
  маю, и служит причиной шока, произведенного новой теорией.
  Эта противоположность, однако, в равной степени сообщает важность
  новой теории и вызывает бессознательное нежелание ее принимать.
  
  Итогом старой концепции практически явилось отождествление истины с автори-
  тетной догмой.
  
  Общество, которое превыше всего боготворит порядок и на-
  ходит всякий рост травматичным, а изменение вредоносным, непременно
  озаботится поиском фиксированного свода верховных истин, на который оно
  могло бы положиться.
   == Кровавый и безумный психоз советского якобы "марксизма -ленинизма"... ==
  
  Оно обращается в прошлое, к чему-то уже существу-
  ющему в надежде обрести источник истины и ее поддержку. За подкрепле-
  нием оно откатывается назад, к предшествующему, первичному, изначаль-
  ному, априорному.
  
  Мышление, обращенное вперед, к возможному, к по-
  следствиям, создает затруднения и тревогу. Оно губительно для ощущения
  покоя, сопутствующего идеям о неизменной, уже существующей истине.
  Оно налагает на нас тяжелое бремя обязанности уделять все силы поиску,
  неослабным наблюдениям, скрупулезным разработкам гипотез и тщатель-
  ной их проверке.
   == Замшелые старикашки в Кремле разве способны к интеллектуальной работе хотя бы на уровне "начальник пилорамы где не больше 7 рабочих"?! ==
  
  В вопросах физических люди хоть и не сразу, но привыкли
  к тому, что истинность всех верований этой сферы равнозначна их подтвер-
  жденности. Но они по-прежнему не решаются признать последствия данно-
  го тождества и вывести из него определение истины.
  
  Ведь, хотя все уже
  номинально согласны с тем фактом, что определения скорее должны выте-
  кать из конкретных и особых случаев, чем браться из воздуха и затем при-
  меняться к особенному, у людей тем не менее странным образом не наблю-
  дается склонности действовать по тому же принципу в определении истины.
  
  Расширение этого согласия и признание того, что истинный означает
  проверенный и ничего более, возлагает на людей обязанность отказаться от
  политических и моральных догм и подвергнуть свои самые любимые пред-
  рассудки испытанию последствиями.
  
  Подобные перемены включают в себя
  колоссальные изменения в статусе авторитета и методах принятия решений
  в обществе. Некоторые из них, как и первые плоды новой логики, мы рас-
  смотрим в следующих лекциях.
  
  Г л а в а V I I
   РЕКОНСТРУКЦИЯ В ОБЛАСТИ МОРАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ
  
  В целом влияние изменений в методах научного мышления на нрав-
  ственные идеи очевидно. Блага, цели становятся многообразными. Прави-
  ла смягчаются до принципов, а принципы превращаются в способы понимания.
  
  У древних греков этическая теория началась с попытки найти регу-
  лятор образа поведения, так как последнее должно не просто основываться
  на обычае, а иметь разумные базис и цель.
   == В любом поселении на Руси среди 50 тыс. жителей мы сколько найдём имеющих "разумный базис и цель"? Если человек имеет горячее желание стать директором райцентровой бани на 25 шаек в каждом отделении -он уже имеет "разумный базис и цель" для своего поведения?
   А все остальные населенцы одержимы только желанием "пива попить"? ==
  
  Но к разуму как заменителю
  обычая перешло и обязательство такового, состоящее в том, чтобы обеспе-
  чивать человеку столь же незыблемые объекты и законы. С тех пор этичес-
  кая теория всегда пребывала в своеобразной гипнотической одержимости
  понятием о том, что ее задача состоит в открытии неких конечных целей
  или благ либо некоего абсолютного и верховного закона.
  
  Это общий элемент
  всего разнообразия подобных теорий. Одни полагали, что такой целью яв-
  ляется верность или повиновение высшей силе либо авторитету, и в чем
  только они ни видели выражения этого высшего принципа: то в Божествен-
  ной воле, то в воле светского властителя, то в поддержке институтов, воп-
  лощающих цели высочайших инстанций, то в разумном понимании долга.
  
  В этом теориям позволялось разниться друг от друга, поскольку был один
  пункт, в котором они абсолютно сходились: это положение о том, что ис-
  точник закона един и абсолютен.
  
  Другие утверждали, что нельзя сводить
  мораль к покорности законодательной силе и что ее следует искать в сфере
  целей, являющихся благими.
  
  Кто-то усматривал нравственное благо в са-
  мореализации, кто-то - в святости, кто-то - в счастье, кто-то - в полнейшей
  из возможных совокупности удовольствий. Но все эти школы тоже верили
  в то, что есть благо единственное, неизменное и окончательное. Их взаим-
  ные разногласия были возможны только благодаря этому общему для всех
  основанию.
  
  Тогда возникает вопрос: может быть, чтобы найти выход из данной не-
  определенности и противоречий, нам следует вернуться к самим корням про-
  блемы и поставить под сомнение этот общий для всех школ элемент?
  
  Не является ли вера в единственное, конечное и абсолютное (что бы под ним ни
  понималось - благо или всесильный закон) интеллектуальным продуктом
  той феодальной организации, которая уже изживает себя исторически, а
  также того представления о связном, упорядоченном космосе, где покой пре-
  выше движения, которое и вовсе исчезло из естественных наук?
  
  Мы не раз высказывали предположение, согласно которому своей нынешней ограни-
  ченностью интеллектуальная реконструкция обязана тому факту, что ее
  задачи еще не прилагались всерьез к сфере нравственных и общественных
  дисциплин.
  
  Так, может быть, ее дальнейшие приложения требуют от нас
  именно того, чтобы мы поспешили поверить в многообразие изменчивости,
  Движения, индивидуализированных целей и благ, а также в то, что принци-
  105
  пы, критерии, законы суть интеллектуальные инструменты, необходимые
  для анализа индивидуальных, уникальных ситуаций?
  
  Безапелляционное заявление о том, что всякая моральная ситуация есть
  уникальная ситуация, которой соответствует определенное незаменимое бла-
  го, на первый взгляд может показаться не просто безапелляционным, но и
  абсурдным. Ведь, как учит общепринятая традиция, именно ввиду нерегу-
  лярности специфических случаев и возникает потребность во власти уни-
  версалий над поведением; и суть добродетельного нрава заключается в
  готовности подвергнуть всякий особенный случай суду с точки зрения неиз-
  менного принципа.
  
  А из этого вытекает, что, напротив, постановка всеоб-
  щей цели или закона в зависимость от конкретной ситуации ведет к полней- шей путанице и беспредельной распущенности.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"