Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -43

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -43
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -43
  
  
  Перенося акцент с конкретных ситуаций на дефиниции и концептуаль-
  ные заключения, теории - особенно органическая теория - выполняют та-
  кую роль, как обеспечение механизма интеллектуального оправдания уста-
  новленного порядка вещей.
  
  Те, кто был наиболее заинтересован в практи-
  ческом социальном прогрессе и избавлении одних общественных групп от
  гнета других, оказывали органической теории прохладный прием. Следствием,
  если не целью, немецкого идеализма в сфере социальной философии
  было обеспечение бастиона, который помог бы политическому статус-кво
  вынести натиск радикальных идей, доносящихся из революционной Франции.
  
  Хотя Гегель отчетливо выразил мысль о том, что конечная цель инсти-
  тутов и государств заключается в осуществлении свободы для всех, из его
  философии вытекало, что Прусское государство священно, а бюрократи-
  ческий абсолютизм должен быть сохранен.
  
  Случайна ли такая апологетическая тенденция, или она обусловлена чем-то связанным с логикой понятий, которые использовал Гегель?
  Несомненно, что верно второе.
  
  Если мы толкуем о государстве вообще
  и об индивиде вообще, вместо того чтобы говорить о той или иной полити-
  ческой организации и той или иной группе нуждающихся и страдающих
  человеческих существ, это чревато тем, что тень очарования и престижа,
  значения и ценности, приписываемых общему понятию, падет и на конк-
  ретную ситуацию, заслонив собою ее недостатки и скрыв во мгле настоя-
  тельную потребность в серьезных реформах.
  
  Значения, усматриваемые в
  общих понятиях, придаются и частностям, которые под них подпадают. А
  120
  иначе и быть не может, если мы однажды приняли на веру логику жестких
  универсалий, под которые надлежит подводить все конкретные случаи, что-
  бы понять их и объяснить.
  
  Итак, органическая точка зрения имеет тенденцию к умалению важно-
  сти конкретных конфликтов. Поскольку индивид и состояние обществен-
  ного института есть не что иное, как две стороны одной и той же реально-
  сти, поскольку они уже сосуществуют друг с другом в принципе и в кон-
  цепции, их конфликт во всяком отдельном случае будет всего лишь видимостью.
  
  Если в теории индивид и государство равно необходимы и полез-
  ны друг другу, то стоит ли уделять слишком много внимания тому факту,
  что в данном государстве целая группа индивидов страдает от его душной,
  деспотической атмосферы?
  
  В "действительности" интересы этой группы
  не могут противостоять интересам государства, к которому она принадле-
  жит; ее оппозиция чисто поверхностна и случайна. Капитал и труд не спо-
  собны "реально" конфликтовать, поскольку каждый из них органически
  важен для другого, а оба они органически важны для упорядоченного со-
  общества как целого.
  
  "Реально" не могут существовать какие-либо про-
  блемы полов, поскольку мужчины и женщины неразрывно связаны друг с
  другом и с государством. Немудрено, что Аристотель в свою эпоху исполь-
  зовал логику общих понятий, стоящих над частностями, с целью показать,
  что институт рабства отвечает интересами государства, и класса рабов.
  
  Даже если в его задачи не входило оправдание существующего порядка,
  эффект этой логики состоял в отвлечении внимания от особенных ситуаций.
  
  Рационалистическая логика сначала лишила людей способности ви-
  деть конкретное в области философии природы. Теперь благодаря ей тор-
  мозятся и сдерживаются наблюдения в сфере социальных феноменов.
  
  Социальный философ, ограниченный рамками своих понятий, "решает" проблему
  посредством выявления связи идей, вместо того чтобы помогать че-
  ловеку в решении его проблем, предлагая гипотезы, которые он мог бы при-
  менять и испытывать в проектах реформ.
  
  Тем временем конкретные беды и неприятности, разумеется, никуда не
  деваются. Они не исчезают из жизни каким-то чудесным образом только
  потому, что теоретически общество органично. Область конкретных труд-
  ностей, в которой более всего необходима помощь разумного метода при
  составлении возможных планов экспериментального действия, оказывается
  именно тем местом, где разум оперировать не способен.
  
  В этой области осо-
  бого и конкретного люди вынуждены отступать на позиции примитивного
  эмпиризма, недальновидного оппортунизма и обращения к грубой силе.
  
  В теории можно изящно распорядиться любой частностью - отнести ее к со-
  ответствующей статье либо категории; дать ей ярлык и поставить на очеред-
  ную полку в систематическом каталоге материалов, озаглавленную "поли-
  тические науки" или "социология". Но в эмпирической действительности
  они остаются запутанными, сумбурными и неупорядоченными, какими и
  были до этого.
  
  Таким образом, с ними разбираются даже не просто без вся-
  кой попытки использования научного метода, а с помощью одного бездум-
  121
  ного правила большого пальца, ссылки на прочие прецеденты, учета немед-
  ленной выгоды, стрижки всего под одну гребенку, грубого подавления и
  противостояния личных амбиций.
  
  Мир, однако, все еще жив и даже кое-что
  приобрел, поэтому бесполезно в нем столь многое отрицать. Метод проб и
  ошибок, а также конкуренция самолюбивых эго так или иначе привели к
  многочисленным улучшениям. Но социальная теория по-прежнему больше
  напоминает бесполезную роскошь, нежели ведущий метод исследования и
  планирования.
  
  Значение философской реконструкции коренится скорее в
  вопросе о методах, связанных с реконструкцией конкретных ситуаций, чем
  с каким-либо обогащением общих понятий об институтах, индивидуально-
  сти, государстве, свободе, законе, порядке, прогрессе и прочем.
  
  Рассмотрим понятие индивидуального эго.
  Индивидуалистическая школа Англии и Франции* в XVIII и XIX веках была сознательно эмпирической.
  Свой индивидуализм в философском плане она основывала на убеждении,
  согласно которому только индивиды реальны, а классы и организации суть
  вторичные, производные от них понятия.
  
  Они искусственны, в то время как
  индивиды естественны. Так что же сделало индивидуализм достойным той
  критики, которая вскоре последовала? Мнение о том, что недостаток этой
  школы состоял в ее невнимании к связям между людьми, являющимся эле-
  ментом конституции всякого индивидуума, истинно в известных пределах;
  но, к сожалению, оно нередко бывает продиктовано такой целью, как огуль-
  ное оправдание всех институтов, отвергаемых сторонниками индивидуали-
  стического движения.
  
  На самом деле проблема заключается в том, что индивид здесь тракту-
  ется как нечто данное, нечто уже предстающее перед нами, а следовательно,
  все, что мы можем сделать, - это только стараться ему угодить, усилить
  его удовольствия и умножить его владения.
  
  Когда индивид берется как не-
  что уже наличное, все, что можно с ним или для него сделать, находится
  исключительно в сфере внешних впечатлений и собственности: ощущений
  страдания и удовольствия, комфорта и безопасности. Да, более верно счи-
  тать, что общественные устроения, законы и институты созданы для чело-
  века, чем то, что человек создан для них; это скорее они являются средства-
  ми и посредниками в достижении человеческого благосостояния и прогресса.
  
  Но они - не средства добывания чего-либо для индивидуумов, даже не
  средства добывания счастья. Они-средства сотворения индивидуумов.
  
  В индивидуальности можно видеть какую-то оригинальную изначальную дан-
  ность только в физическом смысле, ибо всякое физическое тело мы ощуща-
  ем как обособленное. В социальном и нравственном смысле индивидуаль-
  ность есть нечто такое, что подлежит разработке, развитию. Индивидуаль-
  ность - это инициативность, изобретательность, умение использовать все
  разнообразие возможностей, нести ответственность за выбор убеждений и поступков.
  
  Все это не дары судьбы, а личные достижения. И, как у всяких
  достижений, их ценность не абсолютна, а относительна и определяется той
  пользой, которую из них можно извлечь, а польза эта варьируется по мере
  того, как изменяются обстоятельства.
  122
  
  Значение данной концепции станет понятней, если взглянуть на ту
  участь, которая постигла идею эгоистического интереса.
  
  Все приверженцы
  эмпирической школы делали акцент на этой идее. Данный интерес всегда
  был единственной движущей силой человечества. Люди добывали себе нрав-
  ственные заслуги, занимаясь благотворительностью, но в то же время имея
  в виду и какую-нибудь пользу для себя; реформаторы всегда хотели изме-
  нить социальные механизмы таким образом, чтобы наш эгоизм совпадал с
  альтруистическими соображениями других людей.
  
  Моралисты оппозици-
  онной школы не медлили с ответом и указывали на вредный характер вся-
  кой теории, которая сводила и мораль, и политическую науку к средствам,
  работающим на эгоистический интерес.
  
  Естественно, что они выбросили за
  борт все представления об интересе как нетерпимые для морали. Следстви-
  ем подобной реакции стало укрепление позиций авторитета и политическо-
  го обскурантизма.
  
  Что же еще остается, когда уничтожена игра интересов?
  Какие другие конкретные движущие мотивы можно найти? Те, кто отожде-
  ствлял эго с чем-то самодостаточным, а его интерес - со стремлением к
  удовольствиям и выгоде, прибегли к самому эффективному из всех возмож-
  ных способов, чтобы восстановить в правах логику абстрактных понятий
  закона, справедливости, независимости, свободы и прочего, - каждой из этих
  смутных общих идей, при всей их кажущейся строгости, способен манипу-
  лировать любой хитроумный политик для оправдания своих нововведений и придания лучшего вида самым печальным явлениям.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"