Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -46

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -46
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -46
  
  
  В этом спасительный смысл альтруизма и филантропии, которые при отсутствии данного фактора деградируют в моральное снисхождение и грубое нравственное
  вмешательство, принимая форму попыток улаживать дела других людей,
  руководствуясь собственным пониманием того, что для них будет благом,
  или предоставляя им какие-либо права так, словно это благотворительный дар.
  
  Отсюда следует, что организация никогда не является целью в себе. Она
  лишь средство обеспечения связи, умножения полезных точек соприкосно-
  вения людей, наставления их взаимоотношений на путь величайшей результативности.
  
  Тенденция интерпретировать организацию как самоцель ответственна
  за появление всех напыщенных теорий, согласно которым индивиды подчи-
  нены некоему институту, удостоенному благородного имени общества.
  
  Общество есть такой процесс ассоциирования, при котором опыт, идеи, эмо-
  ции, ценности передаются и становятся общими. И индивидуума, и инсти-
  туциональные формы организации поистине можно считать подчиненны-
  ми этому активному процессу. Индивид подчинен ему потому, что только в
  общении и посредством передачи опыта от других и другим он может не
  быть бессловесным, просто воспринимающим, примитивным животным.
  
  Только в ассоциации с себе подобными он становится сознательным субъектом опыта.
  
  Организация, как она в целом подразумевалась в традиционной
  теории под понятиями общества или государства, также подчинена этому
  процессу, поскольку она становится статичной, жесткой и застывшей в ин-
  ститутах во всех тех случаях, когда не служит облегчению и обогащению
  контактов между человеческими созданиями.
  
   == Что именно в России за прошлые 70 лет пытались сделать на каком-либо уровне для " облегчения и обогащения контактов между человеческими созданиями "?
   И нуждаются ли в "общении с другими" скотины из стада толпы, особенно лица с якобы высшим якобы образованием?! Выросло уже 4 поколения потомков разных начальников. Сколько их может быть? Предположим, что их не меньше 9 миллионов.
   Где доказательства что в их лице перед нами особо примечательный культурно социальный слой, а не толпа социальных животных? ==
  
  Долго царившее противоречие прав и обязанностей, закона и свободы
  представляет собой другой вариант борьбы между индивидом и обществом
  как незыблемыми понятиями. Свобода для индивида означает его развитие,
  129
  готовность к изменению там, где это необходимо. Она понимается как ак-
  тивный процесс - процесс освобождения способностей от всего, что пре-
  пятствует их проявлению.
  
  Однако, поскольку общество может развиваться
  только благодаря тому, что в его распоряжение поступают все новые ресур-
  сы, нелепо предполагать, будто свобода имеет позитивное значение для лич-
  ности, но при этом негативное для общественных интересов.
  
  Общество является крепким, могучим, устойчивым к игре случая только при том условии, что все его члены могут функционировать, максимально используя
  собственные способности.
  
  Такого функционирования нельзя добиться, если
  не предоставить опыту некоторую свободу выходить за пределы официаль-
  но дозволенного. Известная степень явного замешательства и беспорядка,
  по-видимому, неизбежно будет сопутствовать отведению дополнительного
  поля для проявлений свободы, без которой способности человека не найдут
  себе применения.
   == Если в некоей стране Запада за прошлые 70 лет возникли и увяли 8700 общественных организаций разного рода, считая за признак организации "не меньше 15 человек за год собрались вместе не меньше 20 раз...", а в России не было и 10 таких организаций, то о чём это говорит?
   Разве тогдашние "литературные объединения", разные "кооперативы" или сборища "садоводов" с их уймой микроскандалов и крупных махинаций -уже "общественные организации"?! ==
  
  Но в социальном, как и в научном, плане самым главным
  является не избежание ошибок, а возможность делать их в таких условиях,
  которые позволят обратить их на пользу и более разумно действовать в будущем.
  Если британская либеральная школа социальной философии* была склон-
  на в присущем ей духе атомистического эмпиризма представлять свободу и
  реализацию прав как цели в себе, то это не значит, что за противоядием нам
  следует обращаться к философии фиксированных обязательств и авторитет-
  ных законов, характерной для немецкой политической мысли.
  
  Последняя, как это подтвердили реальные события, опасна тем, что несет в себе угрозу для свободного самоопределения некоторой части общественных групп. Но
  она еще и внутренне слаба, о чем говорят ее конечные следствия.
  
  Питая враждебное отношение к свободному экспериментированию и власти и воле
  индивидуума в определении общественной ситуации, она стремится огра-
  ничить способности многих, если не большинства, индивидов к эффектив-
  ному взаимодействию в социальных процессах и, таким образом, не позво-
  ляет обществу получить полноценный вклад со всех его членов.
  
  Лучшей гарантией коллективной работоспособности и могущества является свобо-
  да и участие всего разнообразия индивидуальных способностей в проявле-
  нии инициативы, планировании, предвидении, энергичном действии и тер-
  пении в реальном деле.
  
  Личность должна быть образованной, но она не мо-
  жет быть образованной, если ее функции ограничены чем-то техническим и
  специальным либо какой-то малозначительной для жизни формой отноше-
  ний. Полноценная образованность находит место только в том случае, когда
  каждая личность принимает ответственное, сообразное своим способнос-
  тям участие в формировании целей и политики социальной группы, к кото-
  рой она принадлежит.
   == Ну-ка, составим перечень социальных групп в России и оценим их права, а главное их практическую не паскудность в России за прошлые 70 лет...
   Если разные местные "группы" поголовно руководились разными бывшими офицерами в отставке, то насколько вероятно, что этих офицеров к этим кормушкам пристроили органы госбезопасности? ==
  
  В этом факте зафиксировано все значение демократии.
  Демократию нельзя воспринимать как явление сектантское или расо-
  вое, а также как освящение некоторой формы правления, законность кото-
  рой уже подтверждена конституцией.
  
  Демократия есть не более чем имя для
  того факта, что человеческая природа способна к развитию только тогда,
  когда ее элементы задействованы в работе над вещами общественного
  130
  значения, ради которых мужчины и женщины объединяются в группы: се-
  мьи, производственные компании, правительства, церкви, научные обще-
  ства и так далее.
  
  Принцип демократии действует в рамках не более чем од-
  ной конкретной формы ассоциации, - скажем, промышленной и торговой,
  равно как и организации правительственной.
  
  Отождествление демократии с
  политическим демократическим режимом, с чем связана большая часть ее
  поражений, обязано, впрочем, традиционным идеям, превращающим ин-
  дивида и государство в готовые, неизменные сущности-в-себе.
  
  Найдя адекватное воплощение в общественной жизни, идеи вольются в
  некий моральный фундамент, вследствие чего идеи и верования станут бо-
  лее глубокими, начнут передаваться и поддерживаться бессознательно. Они
  обогатят воображение, но умерят желания и аффекты. Они не составят ком-
  плекс идей, которые следует разъяснять, оправдывать и доказательно отста
  ивать, а будут представлять собой непринужденный способ видения жизни.
  
  Впоследствии они станут своего рода религиозными ценностями.
  Возродится дух религиозных верований, так как теперь он придет в гармонию
  с неоспоримой верой людей в научные положения и их обычной, повсе-
  дневной социальной активностью.
  
  
  Будет отнюдь не обязательным вести ти-
  хую, почти незаметную и как бы смиренную жизнь, непрерывно вгрызаясь
  и углубляясь с анализом в толщу научных идей и убеждений. Идеи и верова-
  ния станут глубже и интенсивнее, но не таким путем, а вследствие того, что
  их будут питать человеческие эмоции и преломлять образное видение и
  возвышенное искусство, в то время как сейчас они держатся только на бо-
  лее или менее сознательном усилии, целенаправленной рефлексии и осмыслении.
  
  Они узкоспециальны и абстрактны, потому что пока еще не стали
  привычным объектом чувств и воображения.
  
  Мы начали с указания на то, что европейская философия возникла в тот
  момент, когда интеллектуальные методы и научные результаты отмежева-
  лись от социальных традиций, закреплявших и воплощавших в себе плоды
  спонтанных желаний и представлений. Мы отметили, что с тех пор перед
  философией всегда стояла проблема примирения сухого, скудного и пост-
  ного научного мировоззрения с упрямо напоминавшим о себе горячим и щед-
  рым потоком образных верований.
  
  Понятия возможности, прогресса, сво-
  бодного движения и бесконечно богатого выбора ввела в обиход современ-
  ная наука. Но до тех пор, пока они изолированы от воображения, наследие
  неизменных, раз и навсегда упорядоченных и систематизированных идей о
  веществе и механизме будет, словно мертвый груз, давить на эмоции, па-
  рализуя религию и извращая искусство.
  
  Как только освобождение челове-
  ческих способностей перестанет казаться угрозой для организации и сло-
  жившихся институтов, чем-то практически неотвратимым и к тому же мо-
  гущим нарушить консервацию самых дорогих ценностей прошлого, как толь-
  ко оно начнет действовать в качестве творческого социального фактора, ис-
  кусство больше не будет казаться роскошью, чем-то чуждым в море повсед-
  невных забот о добыче насущного хлеба. Если перевести это на язык эконо-
  мики, добыча средств к существованию окажется заодно с достижением та-
  131
  кой жизни, которая стоит того, чтобы жить.
   == Нет никаких оснований думать что хотя бы 10% населения действительно имеют способность "жить". У них нет ничего кроме способности к трудовой деятельности невысокого интеллектуального уровня. ==
  
  И как только мы сможем не-
  принужденно ощутить всю эмоциональную, а кто-то, возможно, скажет "ми-
  стическую", силу общения - этого зеркала совместного существования и
  совместного опыта, - то всю тяжесть и грубость современной жизни иску-
  пит такой благодатный свет, который еще никогда не сиял над землей или
  морем. == Трепозвонство человека которому в 1922 году было уже под 70 лет... Старческое искажение личности... ==
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"