Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -48

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -48
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -48
  
  
  Раскол между
  теологией и позитивными науками, между мирским и небесным, между це-
  лями преходящими и так называемыми вечными в результате породил не-
  кие специфические расхождения, которые, приняв форму "дуализмов", обо-
  значили проблемы исторически "новой" философии.
  
  Все же самое удивительное в новых философских течениях-это соче-
  тание сильного акцента на важности перемен, произошедших в политике,
  промышленности и науке уже после Средних веков, с нежеланием отринуть
  старое классическое мнение, будто главная задача философии-это поиск особой
  реальности, куда более фундаментальной и абсолютной, чем это может быть
  свойственно или уже свойственно фактам, открываемым наукой.
  
  В итоге мы пришли к той же самой полемике по поводу органа познания, которая уже
  на протяжении нескольких последних веков порождала философские
  "измы". Благодаря тому представлению, что цель и деятельность философии
  связаны с реальностью, лежащей, как думалось, где-то позади и
  вне пределов различных сфер достоверного знания, формулируемого нау-
  137
  кой, главной "проблемой" философии стала сама "возможность знания"
  вопрос об условиях познания, задаваемых до того, как собственно знание
  возымеет место.
  
  Чем пышнее цвело древо фактического знания, тем более
  всецело погружались оппонирующие друг другу философии в строитель-
  ство "основ познания" - вместо того, чтобы обратиться к уже имеющемуся знанию и использовать его для выявления и решения своих философских задач.
  
  Труд, давший когда-то имя философии-Поиск мудрости,-отошел
  на задний план.
   == Тут я с глубоким возмущением вспомнил принятое в России после 1950 года толкование - Любовь к мудрости... Это по сути прямо противоположные вещи!!! Но в стране "марксизма -ленинизма -сталинизма" не полагалось что-то "искать" тем, кто не кормился за стенами Кремля? ==
  
  Ведь мудрость, в отличие от знания, использует информа-
  цию для разумного ведения человеческих дел. Трудности философии воз-
  никли потому, что, несмотря на стремительный рост всей массы наличного
  знания, она столь же стремительно углублялась в решение задач, уже не на-
  сущных для человека.
  
  Действительные же проблемы, столь глубоко человеческие, что их мож-
  но назвать нравственными символами нашей эпохи, тем временем умножи-
  лись и усугубились. Они проникли почти во все сферы современной жизни
  -быт, производство, политику. И именно в тот период, когда все это про-
  изошло, философия отвела большей части данных проблем второстепенную
  роль-роль дополнения к общепринятым проблемам познания.
  
  С другой стороны, реальное знание и прикладная наука - изобретения, совершен-
  ствование технологий-достигли сегодня такого уровня, что извечная про-
  блема их оснований и проблема возможности знания вызывают в настоящее
  время лишь узкий профессиональный интерес.
  
  Жалкий остаток философии,
  утратившей внимание к поистине насущным вопросам и занятой предмета-
  ми, далекими от реальных человеческих интересов, теперь вполне оправды-
  вает то недоверие людей, которым она постепенно себя окутывала. И эта
  нелестная репутация в свою очередь решающим образом сказывается на оп-
  ределении ее роли в мире.
  
  В самом деле, на что способна философия, которая, вместо того чтобы
  изменять ситуацию в сфере науки и важнейших для человека вещей, упрямо
  исследует вопрос об условиях знаний, игнорируя при этом насущную про-
  блему его реальных или возможных последствий! Только исследование, цель
  которого состояла бы в систематическом выявлении последствий развития
  науки, в ответе на вопрос, почему они такие, а не иные, в разъяснении тех
  особых ситуаций, когда научный метод влияет на обстоятельства жизни лишь
  посредством каких-то норм, не подлежащих научному анализу,-только
  такое исследование могло бы рассчитывать на некоторую общественную роль,
  на известное участие в формировании у членов общества либеральных, про-
  веренных временем и обоснованных фактами убеждений.
  
   II
  В современном мире научные методы влияют на формирование конк-
  ретных экономических условий, в которых живут массы людей. Но в сво-
  бодном, органичном определении необходимых человеку нравственных ори-
  ентиров они не участвуют, там все зависит от доминирующих условий жиз-
  138
  ни и актуальной иерархии целей и ценностей. Судьбу этих самых важных
  вещей поэтому решают привычки, предрассудки, классовый интерес и тра-
  диции, закрепленные в институтах, плоды которых некая верховная сила
  предназначила большей частью их же управителям.
  
  В связи с этим особого
  упоминания заслуживает одно из последних течений в философии. Оно по-
  прежнему верно идее о том, что основной интерес философии адресован
  некой сверхреальности, направление поиска которой задают главным обра-
  зом математика и подобная ей символика; но при этом оно совершенно нис-
  провергает аспект философии, всегда именовавшийся "поиском мудрости",
  фактический уход современной философии от политических и нравствен-
  ных тем данное течение возводит в официальный идейный отказ от всякой
  целесообразности разумного внимания к ним.
  
  Оно зиждется на том взгляде,
  что практические действия людей, будучи, конечно, полны великой и глубо-
  чайшей важности, все же представляют собой продукт мнений и ценностей,
  а следовательно, по самой своей природе они не подвержены суду интел-
  лекта, равно как и осуждению либо признанию, построенным на каких-то
  разумных основаниях.
  
  Данное движение в самой пламенной форме привер-
  жено идее древних греков, согласно которой "теория", по существу, первич-
  на по отношению к любой разновидности практического интереса, интере-
  са к вещам, которые меняются и текут, создавая своеобразный резонанс с
  вечностью Бытия.
  
  Кое в чем, однако, это течение даже "превосходит" клас-
  сическую доктрину. В рамках этой доктрины практическая деятельность счи-
  талась материалом для высших форм знания. Согласно современному на-
  правлению, нравственные деяния с их спецификой-"внутренними" цен-
  ностями, или "самоцелями", ни с какой из возможных форм познания вооб-
  ще не могут соприкасаться.
  
  Один яркий представитель этой школы современной мысли недавно
  написал, что "действия людей в бесчисленном множестве важных аспектов
  всегда зависели от представлений самих людей о мире и человеческой жиз-
  ни, равно как и о том, что есть добро и зло". Но еще он написал, что пред-
  ставления о "сути добра и зла", которых держится человек, целиком и пол-
  ностью зависят от его пристрастий и антипатий.
  
  Эти последние в свою оче-
  редь настолько индивидуальны и личны - в понятиях философии "субъек-
  тивны", - что не способны производить суждения, имеющие "объектив-
  ную" основу. Поскольку пристрастия и антипатии лежат в какой-то очень
  закрытой личной сфере, к влиянию знания они безразличны.
  
  Разумному анализу можно подвергнуть "внешние" или "инструментальные" ценнос-
  ти. Ведь они лишь средства, но не цели в сколько-нибудь истинном смысле.
  Их эффективность как средств можно определять с помощью методов, спо-
  собных выдержать научную проверку. Но "цели", которым они служат (на
  сей раз действительно цели), представляют собой лишь предмет случайной
  и бессознательной любви либо ненависти разных групп, классов, сект, рас
  или кого угодно еще.
  
  Реальное, или конкретное, положение людей в любой точке мира, то
  есть отпущенные им возможности и ущербность в чем-то их статуса, их
  счастье и страдания, способ и степень их причастности "к бесчисленным
  проявлениям добра и зла", отныне зависит от вещей, являющихся, со-
  гласно данной точке зрения, простыми средствами.
  
  Вдобавок ко всему нам
  говорят, что они совершенно произвольны и безответственны по отноше-
  нию к целям, которым в конечном итоге служат, хотя именно эти цели и
  представляют собой все, что превозносит человечество! Какая же судьба
  ждет человека в будущем, если условия его жизни будут совершенствовать-
  ся такими же темпами, как сейчас, а все их последствия будут неизбежно
  зависеть от склонностей и антипатий, связанных в свою очередь с бессозна-
  тельными привычками и правилами, с классовым и сектантским способом
  деления власти между сильным и слабым?
  
  Сколь бы ни был узкоспециален
  "теоретический" взгляд этой философской школы на абсолютную реаль-
  ность, вопрос об истинности или ложности данной части доктрины, несом-
  ненно, имеет всеобщее значение.
  Если бы подобная философия имела широкое признание, то она послу-
  жила бы мощным импульсом движения за "мораторий на науку".
  
  Ведь согласно философии такого типа те ценности, которые стали "средствами" и
  только средствами, вышли именно из науки. По ее мнению, между исполь-
  зованием энергии расщепленного атома для уничтожения человечества и ее
  применением в мирном производстве с тем, чтобы жизнь стала богаче и бе-
  зопасней, не существует никакой разницы, достойной интеллектуального
  анализа и приложения.
  
  Данный факт еще не говорит о ложности доктрины.
  Но он, безусловно, дает повод к серьезному рассмотрению тех оснований,
  на которых она строится. Так или иначе, проблема оценок и ценностей в
  последнее время все больше выдвигается на первый план. Произведенный
  ею резонанс наверняка будет способствовать тому, что на какой-то период
  она станет центральной проблемой.
  
  Между тем широкая популярность, которая, вероятно, выпадет на долю
  этой доктрины, почти автоматически сыграет на руку божественной, теоло-
  гической философии. Ведь последняя также держится того представления,
  что всеобщие первоначала недоступны открытиям и суждениям человека.
  Правда, она еще убеждена в том, что откровение свыше дает нам совершен-
  ное лекарство от всех проблем.
  
  В столь трудные, как нынче, времена фило-
  софия, отрицающая возможность каких-то естественных, человеческих спо-
  собов обоснования суждений о добре и зле, неизбежно сработает на благо
  тех, кто мнит себя хранителем неких сверхчеловеческих, сверхъестествен-
  ных средств для определения истинных первоначал, тем более что обычно
  эти "хранители" заявляют, что у них есть реальные силы, гарантирующие тем, кто поверит в провозглашенную ими истину, достижение абсолютного добра.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"