Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -51

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -51
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -51
  
  
  Еще один пример подсказывают нам теория и практика политики. Либе-
  рализм уже однажды сыграл свою освободительную роль*. Но влияние аб-
  солютистских претензий было столь сильным, что либералы придумали миф
  об "индивиде", в дуалистической разрозненности противопоставив его тому,
  что называлось "Социальным". Это заслонило от нас тот факт, что данными
  понятиями обозначаются черты и способности людей, проявляющиеся в
  конкретных обстоятельствах. Их реальные значения либерализм превратил
  в некие самодостаточные сущности.
  
  Стало трудно и даже, пожалуй, невоз-
  можно признать, что развитие этих черт и способностей зависит от особых
  условий, в которых люди рождаются и вырастают. С легкой руки либералов
  слова "индивидуальность" и "общество" обозначили нечто законченное и
  неизменное, по сути ничем не отличное от предметов оккультных верова-
  ний, которые новой тенденции в физическом познании предстояло атако-
  вать и разрушить, чтобы затем исполнить свою позитивную работу.
  
   V
  Выше с помощью примеров я указал на кое-какие проблемы, открытые
  для глубокого и обобщенного изучения. Любому исследованию такого рода
  -всегда критическому и конструктивному независимо от того, как мы его
  назовем, - уже обеспечена важная роль в мире.
  
  В заключение скажу не-
  сколько слов об обстановке и климате, в которых эта работа должна прово-
  диться. Отрывок из произведения выдающегося американского мыслителя,
  написанного добрых тридцать лет назад, поможет нам сделать некоторые
  сравнения. Джосайя Ройс** писал:
  
  "Вы философствуете всякий раз, когда
  критически размышляете над тем, что делаете в своем собственном мире.
  Прежде всего вы, конечно, делаете то, что живете. А жить-значит иметь
  страсти, убеждения, сомнения и отвагу. Критическое исследование всего,
  что означают и влекут за собой эти вещи, и есть философия".
  
  Если в данное описание предмета философии добавить еще обычаи, порядки,
  правила, имеющие отношение к нашим страстям и таким вещам, как сомнения,
  убеждения, решимость, то оно окажется не сильно отличным от всего сказанного мной.
  
  Но следующее суждение Ройса звучит поразительно. Продолжаю
  цитировать отрывок:
  "Мы чувствуем, что наш мир преисполнен закона и
  значения. Однако следует критически осмыслить: откуда в нас это благостное
  чувство реальности и ценности мира? Подобный анализ существования,
  проводимый искусно и бескомпромиссно, является соб-
  147
  
  ственно философией".
  
  В этом следующем пассаже как бы естественно пред-
  полагается, будто значение и достоинство мира, в котором живет человек,
  столь велики, что мы просто не можем не ощущать его домашнего тепла.
  Поэтому предписанная философии работа состоит только в том, чтобы ус-
  танавливать, всесторонне и тщательно осмыслять и подтверждать тот са-
  мый факт, который уже принят ею без доказательств.
  
  Многое изменилось с той поры, когда были написаны эти слова. Воз-
  можно, что за ними кроются общие допущения и цели многих классических
  систем прошлого. Но в столь неповторимой атмосфере оптимизма, царив-
  шей в ту эпоху, когда их вывело перо, было особенно легко думать о вели-
  чии, ценности и едином порядке мира.
  
  Теперь мы живем в такой ситуации, в
  которой мир кажется нам скорее чуждым, чем уютным, и в такую эпоху,
  когда новые тенденции в научном познании подрывают нашу старую веру в
  "верховные законы". Самое массовое из чувств, которые чаще всего владе-
  ют нами в житейских обстоятельствах,-это чувство незащищенности. И
  если философия сегодня пытается доказать, что вопреки всем "кажимос-
  тям" мир, в котором мы живем, реален и основателен, что он обладает неиз-
  менным порядком, смыслом и ценностью, значит, она настраивается на вол-
  ну богословской апологетики.
  
  Философии и теперь есть что делать. Она может найти себя в исследо-
  вании вопроса о том, почему люди сегодня так отчуждены друг от друга.
  Она может заняться созданием плодотворных глобальных гипотез, которые,
  будучи своего рода планами действия, разумно ориентировали бы людей в
  их поиске возможностей сделать мир еще более достойным и значимым и
  по-настоящему более уютным.
  
  Исследовательский подход к любой стороне
  жизни-образованию, экономике, политике, религии-может способство-
  вать приходу того мира, который Мэтью Арнольд справедливо назвал еще
  не рожденным. Современной философии нечего и желать для себя лучшей
  доли, чем участие в родовспоможении, к чему ее определил Сократ* двадца-
  тью пятью веками ранее.
   Январь 1946г.
  
  Часть I
  
   ДЕМОКРАТИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
  
   1. Демократические убеждения и образование
  
  Всего каких-нибудь пятьдесят лет назад даже наиболее дальновидные
  люди не могли предугадать, какой ход примут последующие события. Осо-
  бо примечательна участь надежд тех людей, которые имели самые широкие
  виды на будущее: дальнейшее развитие событий, причем не без вмешатель-
  ства посторонних сил, приняло ход, совершенно противоположный ожидаемому.
  
  Неправота горячего и восторженного идеалиста прошлого века стала
  столь очевидной, что ее место заняла другая крайность. Один писатель не-
  давно даже предложил всем пессимистам объединиться в братство и жить
  вместе в своего рода социальном оазисе. Можно без труда назвать все пара-
  графы старой веры, оказавшиеся трагически несостоятельными в свете нового дня.
  
  Первой в этом списке стоит надежда избежать войны. Ожидалось, что
  революция, произошедшая в сфере коммерции и средств сообщения, разру-
  шит барьеры, которые делали людей на земле чужими и враждебными друг
  другу, и создаст атмосферу взаимной зависимости, способную в свою оче-
  редь гарантировать длительный мир. Лишь крайний пессимист рискнул бы
  предположить, что эта взаимозависимость только умножит количество тре-
  ний и конфликтов.
  
  Другой частью старой веры являлось представление о том, что револю-
  ция, идущая в науке, должна привести к росту и распространению знаний,
  за чем в свою очередь непременно последует прогресс просвещения и ра-
  зумности во всех других областях. В силу долго господствовавшего убежде-
  ния, согласно которому разумность и свобода тесно связаны друг с другом,
  предполагалось, что борьба за институты демократии и народное управле-
  ние, последовательно приведшая к английской, американской и французс-
  кой революциям, продолжится до тех пор, пока свобода и равенство не ста-
  нут основами политической власти в любой стране мира.
  
  Времена всеобщего невежества и массовой безграмотности фактически
  отождествлялись со временами деспотического, репрессивного государствен-
  ного правления.
  
  Таков третий параграф веры: все философы-обществоведы
  были убеждены в том, что действия властей не могут не быть более или
  менее деспотичными, что всякое проявление власти сродни искусственному
  вмешательству в ход природных взаимодействий. Поэтому предполагалось,
  149
  что распространение знаний и демократических институтов должно спо-
  собствовать постепенному, но неуклонному ослаблению сил политического
  государства.
  
  Считалось, что свобода глубоко укоренена в самой природе че-
  ловека и по мере распространения рациональных знаний она сможет забо-
  титься о себе сама при помощи лишь минимума политической воли, кото-
  рый будет состоять в обеспечении внешнего правопорядка.
  
  Еще одна статья старой веры-это всеобщая надежда на то, что огром-
  ный, почти неоценимый рост производительности труда, связанный с про-
  мышленной революцией, обязательно повлечет за собой подъем уровня жиз-
  ни в целом до такой степени, что крайняя нищета практически исчезнет.
  Предполагалось, что достойное экономическое существование, респектабель-
  ное, как всякая жизнь в достатке, будет обеспечено каждому физически и
  нравственно нормальному человеку.
  
  Ход событий, высшей точкой которого явилась современная ситуация,
  сам по себе, без помощи каких-либо искусных доказательств, ясно свиде-
  тельствует о том, как жестоко должны были обмануться те, кто разделял эти
  большие надежды.
  
  Вопреки упованиям на всеобщий мир произошли две
  войны мирового масштаба, разрушительной силе которых не было равных в
  истории. Вместо того чтобы наблюдать постоянное и неуклонное развитие
  равенства и демократических свобод, мы видим расцвет мощных тотали-
  тарных государств с полным подавлением свободы совести и самовыраже-
  ния, превзошедших самые деспотичные из известных истории режимов.
   == Вот она, кровавая морда советского гада. В том числе в лице населения. За исключением, максимум 15 000 человек которые хотя бы в принципе могли бы по этой теме написать хотя бы 25 строчек... Остальное население в России -примерно 1,2 млрд. с учётом умерших, было идиотами. Не способными на темы добродушия или демократии написать даже 5 строчек... ==
  
  В сфере законотворчества и юрисдикции-этих важнейших орудий обеспе-
  чения того, чтобы свобода большинства была тверда и реальна,-сегодня
  фактически возрастают масштабы и роль властного произвола.
  
  Вместо упрочения экономической стабильности и приближения к победе над беднос-
  тью мы имеем сегодня потрясающее усиление глубины и распространенно-
  сти промышленного кризиса, в условиях которого все больше работников с
  трудом находят себе применение.
   == Довольно странное мнение если помнить что "кризисы" продолжаются от 3 до 7 лет... Вот когда они станут продолжаться больше 25 лет, тогда это замечание будет обоснованным... Сколько лет продолжается в России кризис организованный бандой путишистов? ==
  
  Социальная нестабильность достигла такой точки, которая может стать началом революции, если этой тенденции не положить конец.
   == За 70 лет (с 1950 года) сколько случилось революций? Будем считать за революцию только такие перемены, после которых через 25 лет уровень жизни в конкретной стране вырастает хотя бы на треть. В этом смысле революция на Кубе оказалась бандитским переворотом. И что же из себя представляют кубинцы на Кубе сравнительно с кубинскими эмигрантами? То же, что папуасы 17 века сравнительно с тогдашними британцами? ==
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"