Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -55

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -55
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -55
  
  
  Возможно, именно благодаря большой удаленности от этих
  тревожных мест в Европе мы и усвоили кое-какие уроки произошедших там
  страшных трагедий и теперь станем более серьезно воспринимать идею де-
  мократии, спрашивая себя, в чем ее значение, и принимая меры для того
  чтобы наши школы все больше превращались в инстанции, готовящие сво-
  бодных личностей к участию в жизни свободного общества.
  
  Нет нужды напоминать читателю, что наша система бесплатных госу-
  дарственных школ была основана и внедрена порядка ста лет назад, едва
  только люди типа Хораса Манна* и Генри Барнарда** пришли к мысли, что
  граждане должны принимать участие в так называемом республиканском
  правлении и что им нужны знания, которые может дать только система бес-
  платного образования.
  
  Если вы читали авторов той эпохи, то знаете, что школ тогда существо-
  вало немного, они были бедны, период обучения короток, а подготовка боль-
  шинства педагогов низка; к тому же, судя по высказываниям Хораса Манна,
  хорошо обеспеченных граждан, как правило, интересовало только образо-
  вание собственных детей, в остальном они были к нему совершенно безразличны.
  
  Возможно, вы помните, сколь ужасное будущее он предрек обеспе-
  ченному классу в связи с равнодушием того к вопросу об образовании масс
  и с каким пафосом он предупреждал, что этот путь опасен: даже хорошо
  обучая собственных детей, но в то же время оставляя массам их невежество,
  высший класс обрекает их на моральное разложение, от чего в конечном
  итоге сам пострадает вместе со своими детьми.
  
  Он говорил: "Мы же не хо-
  тим променять угрозу единоличной тирании, исходящую откуда-то из-за
  моря, на гидру тирании в своем собственном доме"; но именно это мы и
  получим, если не просветим своих граждан.
  Я ссылаюсь именно на него, потому что огромная доля идей и идеалов
  Хораса Манна и его единомышленников у нас в значительной мере реализовалась.
  
  Думаю, даже он вряд ли мог бы и мечтать о более изощренных и
  величественных планировках, постройках и оборудовании школ, чем те, ко-
  торые встречаются в некоторых уголках нашей страны. Техническая часть,
  внешний план того, за что сто лет назад боролись эти подвижники образова-
  ния, в немалой степени осуществлены.
  
  Хотя, возможно, я несколько преуве-
  личил. Ведь мы знаем, в каком бедном состоянии находится большинство
  сельских школ, особенно в отсталых штатах, как скудно они оснащены и
  как мал срок обучения в них; но тем не менее, оглядев все действительно
  сделанное в этом направлении, можно в каком-то смысле считать, что такти-
  ческая часть идеалов Манна и других в наши дни реализовалась.
  
  Однако проблема отношения демократии и образования сегодня не менее серьезна
  и остра, чем проблема обеспечения школ помещениями, оборудованием, пре-
  подавательским составом, денежными средствами сто лет назад.
  Несмотря на то что, как всем нам известно, позиции демократии более
  или менее шатки во всем мире, и даже в нашей стране есть противники того,
  чтобы она обретала силу, мы не можем считать это положение естествен-
  ным и спокойно мириться с ним. Если ее дела обстоят именно так, то это,
  160
  во-первых, потому, что, вполне благодушно воспринимая идею демократии,
  мы в какой-то мере бессознательно полагали, будто все необходимое для ее
  осуществления уже сделано отцами-основателями или что к ней привела
  отмена рабства в результате гражданской войны. Мы привыкли считать де-
  мократию уже возведенным институтом, существующим просто для наше-
  го пользования.
  
  У нас стихийно сложилось понятие о демократии как о чем-то стацио-
  нарном, вроде наследства, которое можно завещать, вроде твердой суммы,
  на которую или за счет которой мы можем жить. Перенесенный кризис, ду-
  маю, лишь в том случае не пройдет для нас даром, если мы из него вынесем,
  что каждое поколение должно всякий раз само создавать себе демократию;
  собственно, по самой своей природе, по сути она такова, что не может про-
  сто переходить от человека к человеку или от поколения к поколению, а
  должна формироваться под влиянием потребностей, проблем и условий об-
  щественной жизни, которая каждый год с бешеной скоростью меняется, но
  частью которой мы остаемся всегда, независимо от бега времени.
  
  Меня выводит из себя и всерьез удручает, когда, касаясь сегодняшних
  социальных, экономических и политических проблем, люди ограничивают-
  ся тем, что вспоминают прошлое, словно там была какая-то модель, кото-
  рую нам следовало бы использовать сегодня.
  
  Надеюсь, что и мне самому
  нет равных в пиетете перед великой американской традицией, ибо традиция
  может передаваться от поколения к поколению, как чувство и как мысль.
  Нам досталось огромное и драгоценное наследство, но для того, чтобы эта
  традиция обрела плоть, перестала быть лишь идеей и чувством, она должна
  благодаря чьим-то активным усилиям войти в общественные отношения,
  связывающие нас, людей, в современных условиях.
  
   == Какие конкретно "советские традиции" в головах и душах жителей поселений где меньше 60 тыс. держались хотя бы 10 лет после разгона идола "советской власти"?
   Чем в принципе население 10 самых богатых стран мира отличается от сообщества сколько-нибудь богатых жителей города Рим в 3 веке? Как долго в жизни тогдашних крестьян не территории Франции продержались "традиции Рима" после конца всей системы римской власти?
  
   Одно дело -традиции "взаимоотношений" с административными конторами власти. Другое дело все иные "традиции" которые из 1000 человек кто-то добровольно "исполняет" 100 раз в году, большинство исполняет 15 раз в году, и каждый 4й никогда не исполняет...
   Так что же и почему считать "традициями"?
   В этом смысле уголовщина текущего десятилетия ничем не отличается от понятия "демократические традиции"... ==
  
  Оттого, что условия на-
  шей жизни меняются, проблема сохранения демократии всякий раз встает с
  новой силой, и задача, возлагаемая на школу, на систему образования, зак-
  лючается не просто в ознакомлении с идеями создателей нашего государ-
  ства, их надеждами и намерениями, а в освещении того, какова сущность
  демократического общества в современных условиях.
   == Будто бы после десятка лозунгов на улицах где описаны 10 сущностей этого рода все кто на ходу прочитал станут не только сторонниками демократии, но и её замечательными ... практическими работниками? Исполнителями?
   Разве предел "демократии" -выборы раз в несколько лет? А всё что на конкретной маленькой или большой территории случится до следующих выборов никакого отношения к демократии не имеет? ==
  
  Однажды я встретил суждение о том, что более половины фабричных и
  заводских работников в нашей стране сегодня заняты в таких отраслях про-
  мышленности, которых сорок лет назад еще не существовало.
   == В России в 1989 году 90% населения было занято работами, которыми занимались уже в 1880 году... ==
  
  По-видимому, это означает, что, основываясь на составе работающего населения, мы
  можем сказать: половина старых отраслей устарели и вытеснены новыми.
  Человек, который сделал данное суждение, ученый-практик, подчеркнул так-
  же, что сегодня каждый работник каждой отрасли делает свое дело, чем прямо
  или косвенно обязан прогрессу, произошедшему за последние полвека в фи-
  зических науках.
   == Старые профессии, но технологии новые. И оборудование новое... Если не считать оборудование, которое в Россию вывезли из Германии до 1950 года, то какая часть оборудования в России в 1989 году была не старше 15 лет? Из новейшего оборудования запущенного до июня 1941 года какая часть была заменена к 1982 году? ==
  
  Иными словами, прогресс науки и знания в материальной,
  производственной сфере, в сфере материального потребления и материаль-
  ных объектов в последние пятьдесят лет без всякого преувеличения произ-
  вел революционное влияние на производственную деятельность.
   == Это написано до 1950 года... ==
  
  Вправе ли мы в таких обстоятельствах рассчитывать, что сумеем про-
  жить на наследство, пусть и величественное, и прекрасное, но все же сло-
  161
  жившееся в давние времена-можно сказать, в донаучную, доиндустри-
  альную эпоху, - не переведя это наше наследство в понятия о реалиях со-
  временного общества, то есть не сделав их просто-напросто частью наших
  взаимоотношений?
   == Что имелось в виду под "реалиями современного общества" и что конкретно надо было изменять в конкретном городе США где 2500 человек уже работают? ==
  
  Хорас Манн и другие просветители творили сотню лет назад, когда Со-
  единенные Штаты были преимущественно аграрными. Многих вещей, из-
  вестных нам сегодня, образующих материальную сторону нашей жизни в
  то время не существовало. Строительство железных дорог только начина-
  лось, а все другие великие изобретения, теперь для нас обыденные, еще скры-
  вала тьма грядущих эпох.
  
  Но уже в те давние дни Томас Джефферсон* пред-
  видел зло, которое могло грозить человеку в связи с чересчур быстрым раз-
  витием обрабатывающей промышленности, поскольку, в его понимании,
  костяк любого демократического общества составляли фермеры, имеющие
  в собственности и обрабатывающие лишь отдельные участки земли. Фер-
  мер представлялся ему человеком, способным определять свою экономи-
  ческую участь и поэтому также способным стоять на собственных ногах,
  быть свободным гражданином свободной страны.
  
  Джефферсон боялся того, что люди потеряют гарантии экономической свободы и станут зависимыми от других людей.
  Даже Александр Гамильтон**, мыслитель иного направления, говоря о
  судьях, признавал, что те, кто контролирует средства к существованию, кон-
  тролирует также и решения людей. Если эта истина касается судей, сидя-
  щих на своих скамьях, то в немалой степени она касается и всякого челове-
  ка; а у нас, из-за быстрых перемен в сфере промышленности и финансов,
  сейчас сложилась как раз такая экономическая ситуация, когда многие ты-
  сячи и миллионы людей имеют лишь минимальную возможность контро- лировать факторы собственного жизнеобеспечения.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"