Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -59

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -59
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -59
  
  
  Вся совокупность современных условий существования эту идею опровергает.
  Только когда школа научит новое поколение разбираться в том, как в насто-
  ящее время проявляют себя различные социальные силы, каковы направле-
  ния и переплетения их траекторий, те последствия, которые они производят,
  и последствия, которые они могли бы производить, если бы мы могли созна-
  вать эти силы и продуманно управлять ими,-только если сами школы обес-
  печат такое понимание, мы сможем поверить, что они соответствуют требо-
  ваниям, предъявляемым к ним демократией.
   == А можно ли в российских школах насаждать дух фашизма просто пустив на самотёк стихии моральные процессы в головах обучаемых? ==
  
  Справляются ли наши школы с этими задачами? В какой мере им не
  удается с ними справляться? Ведь пока они не справляются, ковчег не может
  стать спасительным в потопе. Его несет ураган внешних сил, он отклоняет-
  ся от курса, крутится, безвольно отдается любым течениям в море новой
  жизни.
  
  Подобно тому как демократия, чтобы выжить, должна идти и идти
  вперед, так и школы в условиях демократии не могут пребывать неизмен-
  ными, не могут успокаиваться и довольствоваться достигнутым, но должны
  всегда стремиться предпринять необходимую реорганизацию предметов,
  методов преподавания, управления образованием, в том числе той глобаль-
  ной структурой, которая упорядочивает отношения учеников и педагогов в
  школе и жизни общества.
   == Чтобы демократия в данной стране постоянно "шла вперёд" нужно чтобы имелась контора занятая организацией этого движения.
   Притом такая, которая может хотя бы раз в месяц устраивать публичный нагоняй даже Президенту страны.
   Начиная с того, что за отсутствие полезного результата или возникновение вредного результата Президент ответит головой примерно через 24 месяца после подписания некоего документа... ==
  
  Не справившись с этой задачей, школы не смогут
  166
  придать силам демократии разумное направление, без чего дальнейшее су-
  ществование демократии немыслимо.
  
  Только когда школа научит нас понимать движение и направление со-
  циальных сил, разбираться в том, каковы социальные потребности и источ-
  ники способные их удовлетворить, можно будет считать, что она откликну-
  лась на вызов демократии. Я предпочитаю пользоваться словом "понима-
  ние", а не "знание", поскольку знание, к несчастью, у очень многих людей
  ассоциируется с "информацией". Информация-это знание о вещах, а лю-
  бое количество "знания о вещах" нисколько не гарантирует, что из него вы-
  текает понимание вещей, составляющее основу разумного действия.
  
  Знание о вещах статично. Любая доля информации, даже выраженной весьма ис-
  кусно, еще не гарантирует того, что мысль примет благодаря ей разумное
  направление. На самом деле направление, которое принимает мысль, по боль-
  шей части остается делом случая, то есть главным образом условий, обста-
  новки, контактов, связей и влияний, определяющих жизнь индивида вне школы.
  
  Я вовсе не имею в виду, что понимание возможно без знания, без ин-
  формации, но настаиваю: нет никакой гарантии того, что, как я уже сказал,
  приобретение и накопление знаний создает стремление к разумному действию.
  
  Помнится, когда я несколько лет назад был в Китае, мне рассказывали,
  что первые выборы там проводились очень честно. Накануне следующих
  выборов на китайский язык перевели книгу "Содружество американских
  штатов" Брайса*. Китай получил информацию о работе региональных по-
  литических лидеров и их аппарата, Таммани Холла* * и других подобных
  ему институтов. Это знание сформировало у некоторых политиков опреде-
  ленные установки, однако разумными или социально полезными назвать их
  уже было нельзя.
  
  Разница между знанием, информацией и пониманием не является воп-
  росом сложным или философским. Человек может знать все об устройстве
  автомобиля, может перечислить все детали машины и уметь рассказать об
  их предназначении. Но он не постигнет машину, пока не узнает, как она
  действует, как ею управлять и как заставить ее работать, если она не исправ-
  на. Схему данного простого примера можно перенести в любую угодную вам область.
  
  Предмет понимания-это порядок функционирования вещей и поря-
  док ведения дел. По самой своей сути понимание связано с действием, в то
  время как информация, по сути, обособлена от действия либо связана с ним
  только здесь и сейчас, в рамках случая.
  
  В последние годы нам приходилось много слышать о том, что школа
  обособлена от жизни, а также о методах преодоления или уменьшения этой
  изоляции. Лично мне бы хотелось подчеркнуть, что такое обособление шко-
  лы есть обособление знания от действия.
  
  Ведь общественная жизнь, или жизнь вообще, - это сочетание деятельностей, процессы которых к тому же порождают разнообразные последствия.
   == Вывод - в России избирательные комиссии нужно формировать из школьников. Которые сменяются за столами выдачи бюллетеней через каждые 2 часа и которые занимаются подсчётом итогов голосования (попарно, для пересчёта данной микропачки). ==
  167
  В таком случае я намерен спросить: в достаточной ли мере учебный
  процесс, его методы и власть в наших школах соотносят знание, информа-
  цию и профессиональные навыки с тем, как делаются дела в обществе и
  как они могли бы делаться? Это необходимо знать, поскольку лишь при
  условии такого соотнесения знаний с социальным действием образование
  может вести нас к пониманию современных общественных сил, движений,
  проблем и потребностей-пониманию, столь важному для долгой жизни демократии.
  
  Взгляните, к примеру, на две самые новые тенденции в образовании
  казалось бы вторящие идее о том, что изоляция знания от общественного
  действия ведет к краху обоих.
  Одна из них состоит в быстром возрастании
  роли социальных дисциплин в американской школе.
  Конечно, общественные науки на первый взгляд более тесно связаны с
  общественной жизнью, чем огромное большинство других изучаемых в
  школе предметов, и уделение им все большего места в программе и все уси-
  ливающегося внимания соответственно могли бы расцениваться как способ
  реагирования школьной системы на вызов демократии.
  
  Но, собственно, ключевой вопрос заключается в том, какова пропорция
  между преподаванием материала общественных дисциплин-экономики,
  политики, истории, социологии, чего угодно-путем простого информирования
  о современном обществе и преподаванием этого материала в тесной
  увязке с тем, как совершаются действия, которые надо совершать, и тем, как
  именно их следует совершать.
  
  Если эта первая из двух новых тенденций
  возобладает, то, как я легко могу себе представить, введение все большего
  количества общественных дисциплин в школьную программу обернется
  просто дополнительной нагрузкой для программы, уже и без того перепол-
  ненной, а предполагаемый результат, ради которого их вводят,-развитие
  более просвещенного гражданства во всех его аспектах (в комплексе всех
  современных аспектов, включая, политический и многие другие)-никог-
  да не будет достигнут.
  
  Я могу легко проиллюстрировать это положение, обратившись к пред-
  мету, который, по-видимому, специально направлен на воспитание полити-
  ческого гражданского сознания,-гражданскому праву.
  
  Мне кажется, есть
  некоторая опасность, что данную сферу социального исследования вскоре
  затмит великий поток многообразных общественных дисциплин. Чрезвы-
  чайно яркой особенностью той поры, когда этот предмет только вводился, я
  полагаю, была вера людей в поистине сверхъестественную и магическую силу информации.
  
  Поэтому школяры, едва изучившие конституции федера-
  ции и штатов, названия и обязанности должностных лиц и всю прочую ана-
  томию управления, уже были готовы к тому, чтобы стать добропорядочными гражданами.
  
  И многие из них - то есть, боюсь, это многие из нас, -
  усвоив все такого рода сведения, вышли во взрослую жизнь и стали покор-
  ной добычей ловких политиков и политических механизмов, а также жерт-
  вами политического одурманивания, идущего, скажем, от газет, которые нам
  случается читать.
  168
  
  В школах давалась небольшая доля знания, или информации, однако без
  всякой связи - и, боюсь, сегодня также не слишком связанная-с реаль-
  ным механизмом управления, с процессом формирования партий и руко-
  водства ими, структурой управленческих аппаратов и всем тем, что дает
  силу этим аппаратам и политическим лидерам.
  
  Признаться, в некоторых городах было бы даже опасным не просто предоставлять школьникам формальное, анатомическое знание о структуре управления, но и развивать в них понимание того, что власть в их собственном сообществе опирается на практику особых предпочтений и связь с производственными авторитетами.
  
  Но без этой столь элементарной подготовки к разумному голосованию или
  разумному законотворчеству сможем ли мы считать, что вообще хоть сколько-
  нибудь созрели для той или иной формы демократического самоуправления?
  
  Ланселот Хогбен* сказал в своей лекции "Отступление от разума":
  "Едва
  задавшись вопросом, что было бы необходимо сделать ради прироста, сни-
  жения или поддержания какого-то фиксированного уровня населения в со-
  обществе, вы обнаружите, что для ответа на него вам требуется знание мно-
  жества различных вещей, которые не пришли бы в голову, будь ваш вопрос
  более общим,-например "как растет население?".
  
  Вопрос о населении, несомненно, очень важная часть проблемы об-
  щественного благополучия. Но тот же принцип можно отнести ко всей сфе-
  ре политики. Если бы школьный класс спросил учителя: "Что необходимо
  сделать для того, чтобы в наших штатах, локальных общественных группах
  и у нации в целом было воистину демократическое правительство?" - я
  думаю, совершенно ясно, что ему пришлось бы заглянуть в великое множе-
  ство материалов и достичь существенно большего знания, чем то, на кото-
  ром мы успокаиваемся, просто принимая нашу демократическую власть как
  факт и не интересуясь ни тем, как она сегодня осуществляется, ни тем, как могла бы осуществляться.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"