Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -64

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -64
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -64
  
  
  Она не вошла в кровь и плоть людей, в образ их повседневной жизни. Демокра-
  тические формы свелись к парламенту, выборам и борьбе партий. В итоге
  все происходящее, на мой взгляд, доказывает, что, пока демократический
  образ мысли и действия не станет чертой человеческой личности, полити-
  ческая демократия не будет стабильной.
  
  Сама по себе она существовать не
  может. Ей необходимо опираться на наличие демократических устоев во всех
  сферах общественных отношений.
  
   == И прежде всего главное место демократии - в сообществе служащих во всей системе государственных канцелярий... Государство -не огромная казарма и его канцелярии не проходные дворы чтобы там насаждалось держимордие захудалого полка на окраине государства...
   Самоочевидно, что канцелярская демократия должна начинаться для меня после 3 х лет моей службы при условии, что я успел поработать в 3 отделах и достиг возраста 29 или 32 лет.
   То, что я наверняка первый в мире сформулировал понятие о канцелярской демократии, особенно убийственно для оценки всемирного понимания сущности демократии. Сколько тысяч человек за прошлые 100 лет по всему миру могли бы от слова "демократия" перейти к конкретным видам её... ==
  
  Отношения внутри образовательных ин-
  179
  статутов по важности следуют только за теми, которые царят в сфере произ-
  водства и бизнеса, однако, возможно, не уступают и им.
   == В сфере производства и бизнеса что-то решают люди, которые в основном свыше 7 лет занимаются производством и бизнесом и в итоге имеют в наличности миллиарды долларов.
   Педагоги никогда не будут иметь в наличности даже по 50 миллионов долларов хотя бы у 10 педагогов на всю страну. ==
  
  Теперь я вернусь к мысли о том, что данный особый вопрос, который
  мы проанализировали, является одной стороной большой и глубокой про-
  блемы. Не знаю, что сильнее должно нас заботить в этой стране сегодня,
  чем пересмотр всей проблемы демократии и ее значений.
  
  Ни ее пересмотр,
  ни действия, которые за ним последуют, не могут ограничиться днем или
  годом. Сама демократическая идея предполагает, что мышление и деятель-
  ность -это сферы коллективного участия.
  
  Если хотя бы что-нибудь из ска-
  занного мной сыграет даже маленькую роль в развитии совместного иссле-
  дования и экспериментирования в данной сфере демократической органи-
  зации наших школ, то это будет осуществление моей величайшей надежды.
  
   II
  Вообще в связи с вопросом об организации образования уместно было бы рассмотреть и проблемы администрирования внутри государственных школ нашей страны, а также отношение людей к этим проблемам. Нет необходимости
  настаивать, что данные проблемы комплексны и сложны. Они имеют как минимум три аспекта, в каждом из которых много внутренних неясностей и противоречий.
  
  Во-первых,
  это, так сказать, интеллектуально-профессиональный аспект.
  Управляющие, главы, инспектора и т.д. осуществляют руководство образо-
  вательным учреждением. Возможно, излишне писать курсивом слово "об-
  разовательное". Но я сделал так, желая подчеркнуть, что значит интеллек-
  туальный аспект ответственности и функции администратора.
  
  Он-либо она - не просто участвует в воспитании ума и характера, а участвует та-
  ким образом, который возлагает на него (на нее) особую интеллектуальную
  ответственность. Разумеется, чувство ответственности, связанное с исклю-
  чительным положением умственного лидера, может принять форму, кото-
  рая только скомпрометирует цель,
  
  Например, оно может принять форму чрез-
  мерно детальной работы над всей структурой школьной программы или про-
  паганды методов, предназначенных ко всеобщему исполнению. Даже если
  идея ответственности не доводится до такого абсурда, случаев, когда учи-
  тельский персонал принимает активное и совместное участие в выработке
  плана образования, крайне немного.
   == В условиях России жалкое качество школьных начальников косвенно говорит о жалком качестве вообще любых начальников в России. От Президента до заведующего хозяйством любой конторки на 50 человек...
   Не могут люди подобного уровня что-то понимать в таких вещах как демократия или правопорядок или вот проблемы дальнейшего развития Конституции страны...==
  
  Во-вторых,
  руководители особо отягощены бременем проблем, входя-
  щих в сферу личных взаимоотношений. Всякий, кому приходилось как-то
  способствовать тому, чтобы гармоничные и конструктивные межличност-
  ные отношения сохранялись в семейной жизни, может представить трудно-
  сти, возникающие, когда дело идет о большом преподавательском коллек-
  тиве, составленном из людей, которые имеют разный темперамент, получи-
  ли разную квалификацию и находятся под властью разных воззрений на жизнь.
  
  Но проблемы, связанные с личными взаимоотношениями препода-
  180
  вателей, образуют только часть всех проблем, которые вынужден решать
  управляющий. Он должен поддерживать отношения сотрудничества с членами
  школьного совета, взаимодействовать с налоговыми органами и политиками,
  общаться с родителями, у которых разные взгляды и идеалы. Более того, зачастую
  ему приходится улаживать не просто проблемные отношения, а серьезные
  конфликты, так как у разных групп могут быть и совершенно противоположные
  требования.
  
  Управляющий-это посредник между педагогическим коллективом
  и аудиторией учащихся. Он вынужден иметь дело с обоими, и счастье, если его
  собственной личности удастся избежать тенденции к раздвоению. По крайней
  мере, встречаются администраторы, "дипломатичные" и раболепные по
  отношению к одной стороне и властные, деспотичные по отношению к другой.
   == Автор в середине жизни некоторое время пытался лично создать школу "нового типа"... Интересно, он потом написал книгу о своей работе? Или на это у него сил ума не хватило? Зато на теоретические рассуждения сил ума у него много?!
   На бумаге любые проекты выглядят замечательно. Потому что написав проект авторы не могут предсказать какие конфликты между какими людьми и по каким поводам случатся за первые 15 месяцев совместной деятельности хотя бы 20 нанятых в проект работников.
   А что случится за 15 месяцев среди 200 работников... О-о-о... ==
  
  В-третьих,
  управляющий по сути своего предназначения обречен на то,
  чтобы уделять внимание большому количеству деталей и шаблонов. Всегда
  есть опасность столь полной его загруженности данным аспектом работы, что
  два других, отягощенные этим бременем, могут утонуть. Такая опасность
  особенно актуальна в рамках больших образовательных систем.
  
  Деятельность
  больших систем почти непроизвольно стремится к обособлению от
  руководства. Напряженность делового и других факторов в них такова, что
  управляться с интеллектуальными и нравственными проблемами
  обучения приходится на расстоянии вытянутой руки. Безличные отношения
  заступают на место личных и всегда реализуются механически.
  
  В последнее
  время данная тенденция усиливается, поскольку мощное влияние стандартов
  и методов сферы бизнеса на общество затрагивает и все стороны
  системы образования, и учителя теперь воспринимаются как своего рода
  работники предприятия.
  
  Я коснулся этих вполне очевидных вещей потому, что, на мой взгляд,
  администратор может эффективно справляться со всем многообразием
  данных проблем только в том случае, если он способен объединить
  их в какую-то общую идею или план. Если он их дробит и пытается
  решать по отдельности, то проигрывает.
   == Вот почему есть мнение что любой руководитель в какой-то мере "дирижер" на своей должности.
   И по этой причине ценность мемуаров руководителей равна нулю потому что внутри любых систем управления нет типовых ситуаций.
   Любая система управления так же индивидуальна и не повторима, как любой отдельный человек. ==
  
  Особенно важно, чтобы
  концепция собственно образовательного аспекта работы гармонировала
  у него с представлением об общественных последствиях управления как
  внутри, так и вне школы.
   == Утопическое желание... Ну-ка, приложим его всего к 1000 начальников. ==
  
  В действительности разные аспекты работы управляющего имеют тен-
  денцию противоречить друг другу, отчего положительные эффекты каждого
  го порою даже сходят на нет. Единственный способ для администратора
  избежать такой бестолковщины-это выработать отчетливое понятие о месте
  и роли школы в происходящих в обществе локальных и общенациональных процессах.
  
  Гармоничная интеграция действий достигается только на основе ясного
  мировоззрения, твердо и смело воплощаемого на практике.
  Первый шаг к такой интеграции-это разумное и прозрачное решение
  основного вопроса.
  
  Какова общественная функция школы-увековечение
  наличных условий существования или участие в их реформировании? В ре-
  шении этого вопроса управляющий может выступить как приспособленец.
  Скажем, он будет всецело занят тем, чтобы как-то приноровиться к давле-
  181
  нию со стороны школьных советов, политиков, пеняющих в свою очередь
  на взыскательных налогоплательщиков, и родителей.
   == Если каждый советчик "не хуже знает", то пусть просится к начальнику в заместители на полгода, а затем безусловно отпашет начальником лет 15, даже если через год начал проклинать себя за то что взялся за подобное дело...
   Особенно умиляют бабы и родители из "школьных советов"... ==
  
  Если же он выберет
  альтернативный вариант решения, то большинство его задач усложнится,
  но лишь на таком пути он сможет служить делу образования. Ведь образова-
  ние - это развитие, пусть ограниченное периодом взросления учащихся,
  но даже в таком суженном смысле являющееся самым существенным разви-
  тием общества.
  
  Затем, в качестве второго шага, в зависимости от достигнутой управля-
  ющим степени интеграции образовательной части его работы с вопросами
  личностных и социальных отношений, в сферу которых ему неизбежно при-
  ходится вторгаться, он и собственно школу станет рассматривать как сооб- щество сотрудников.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"