Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -68

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -68
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -68
  
  
  Теперь весь вопрос состоит в том,
  возможна ли демократия как форма общества, если проблемы столь слож-
  ны, а экономическая власть столь сконцентрирована, как сегодня. В силу
  188
  того, что корнем любой свободы являются свобода сознания и свобода вы-
  ражения, отрицание свободы в образовании оборачивается преступлением
  против демократии.
  
  Поскольку академическая свобода является в столь боль-
  шой степени социальной проблемой, ведь она тесно связана с тем, какую
  роль сыграют будущие граждане страны в формировании нашей экономи-
  ческой и политической судьбы, - то неудивительно, что те, кто либо
  занимается пустыми словопрениями, либо открыто борется за ее ограниче-
  ние, вынуждены также стремиться к тому, чтобы публика считала ее вопро-
  сом, касающимся педагогов просто как личностей, и представлять всех лиц,
  наиболее активно участвующих в данном движении, как в разной мере не-
  уравновешенных индивидуумов, желаюпцтх большей свободы для утверж-
  дения личных позиций.
  
  Нет ничего парадоксального в суждении о том, что
  именно в силу важности общественной свободы образования ее выставляют
  как нечто будоражащее исключительно отдельных учителей.
  
  Бесполезно отрицать, что огромное множество молодых людей сегодня
  считают себя лишенными необходимых возможностей и находят столько
  препятствий своим законным желаниям и стремлениям, что начинают под-
  даваться мысли, будто социальные перемены осуществимы не демократи-
  ческим путем, а исключительно грубой силой. Всем, кто знает факты о жиз-
  ни наших школ, кажется смехотворной усердно культивируемая в извест-
  ных кругах идея, согласно которой такая позиция молодежи является ре-
  зультатом учительской предрасположенности к мрачноватым идейкам, мас-
  кирующимся под академическую свободу.
  
  На самом деле эта позиция явля-
  ется следствием ограничительного и деспотического влияния современной
  индустриальной системы, которое лишь усиливается влиянием системы об-
  разования, принижающей значение социальной информации. Сознание того,
  что общественные изменения сколько-нибудь существенного характера мо-
  жет вызывать только грубая сила, есть продукт неверия в интеллект как ме-
  тод; а такая потеря веры в значительной степени является следствием обуче-
  ния, которое, протекая при относительно несвободных условиях, не обеспе-
  чило того, чтобы молодежь разумно воспринимала реалии нашей социаль-
  ной жизни-политической и экономической.
  
  В конечном счете существуют лишь три фактора. руководящих обще-
  ством,-привычка, принудительная и жестокая сила и действие, направляемое
  интеллектом.
  
  В наиболее спокойные времена авторитет привычки и
  нормы намного превосходит другие силы. Социальный кризис означает, что
  их влияние в значительной мере ослаблено. Следовательно, более отчетли-
  во в игру вступают другие силы. Реакционеры,стремящиеся предотвратить
  любые изменения старого порядка, находятся во власти темных сил, кото-
  рые толкают их на использование грубого насилия, но в наименее явной
  форме принуждения, запугивания и разнообразных видов косвенного давления.
  
  Не разбираясь в социальных вопросах-не понимая их именно
  вследствие фальшивого образования, а также и упорного нежелания позна-
  вать, -реакционеры противятся изменениям необдуманно. Те, кто постра-
  дал от старых порядков, в свою очередь воспринимают призыв к прямому
  189
  использованию силы как единственное средство, имеющееся в их распоряжении.
  
  Из-за интеллектуального давления, пережитого ими в период своей
  собственной учебы, они не располагают достаточными знаниями о возмож-
  ностях производить общественные изменения другим путем, нежели силой.
  
  Короче говоря, социальное значение академической свободы состоит в
  том факте, что без свободы исследования и свободы преподавателей и уча-
  щихся в изучении действующих сил общества и возможных средств управ-
  ления ими нельзя выработать у молодежи привычки к продуманному действию,
  необходимой для благополучного развития общества.
  
  Воспитание
  добропорядочного гражданства в простых и довольно стабильных условиях
  -это одно. Но это совсем другое, когда условия запутанны, сложны и не-
  определенны, когда дело идет к разделению и борьбе классов.
  
  Всякий фактор
  способствующий ограничению свободы образования, дает фору насилию
  как последнему способу повлиять на необходимые перемены. Всякий
  фактор, способствующий либерализации образовательного процесса, дает
  фору разумным и верным методам ориентирования общественных измене-
  ний, которые бы, так или иначе, произошли, на более справедливые, чест-
  ные и гуманные цели.
  
   == Есть принципиальная разница между насилием государства "над толпой" и насилием толпы над государством. Первый случай в любой перспективе времени обречён на неудачу. Второй случай предполагает что в масштабе десятилетий настроения толпы будут всё более яркими и приведут к переменам.
  
   Лучше раньше чем позже? Или лучше позже чем раньше?
   Теоретически государственные чиновники хотя бы в лице пенсионеров должны ответить за все издевательства над населением за прошлые 15-75 лет...
  
   Если в архивах государства нет "памятных записок" от чиновника Иванова о необходимости перемен -чиновник Иванов и ещё несколько десятков тысяч молчальников из чиновников -уже пенсионеров должны быть признаны прямыми соучастниками преступной политики прошлых десятилетий.
   Которая задавалась пролезшей в Кремль шайкой из 3-7 конкретных лиц.
  
   А не сваливать всю ответственность на козлов отпущения в виде престарелого сморчка изображавшего "президента" страны. Когда окажется, что вся власть несколько десятилетий принадлежала 2-5 негодяям...
  
   Где в России книга из которой можно понять механизм образования бандомафии любого рода в городе где больше 200 тысяч населения в течении 70 лет? ==
  
   IV
  Навязывание идей включает в себя существенный момент, который, как
  мне кажется, еще не был прояснен во всей своей важности. В связи с этим я
  намерен сказать несколько слов относительно функций государственной
  прессы. В центре нашего внимания - вопрос о методе.
  
  Будем исходить из
  того, что школа обязана иметь некую социальную ориентацию, а также из
  того, что эта обязанность "заложена в природе образования... в личности
  педагога, в жизни школы, в отношениях учащихся друг с другом и с препо-
  давателем, в структуре и механизмах школьного управления, в самой архи-
  тектуре школьного здания", равно как и в преподаваемых предметах. И ког-
  да я говорю "будем исходить из того-то", то делаю это не для стройности
  аргумента, а собираюсь исходить из реального факта, который обойти невозможно.
  
  Подобным образом давайте также исходить из того, что учительская
  профессия в широком смысле слова стоит сегодня перед выбором между
  двумя социальными ориентирами. Из двух данных ориентиров один обра-
  щен в прошлое, другой-в будущее. И это только часть правды.
  
  Тот ориентир, который обращен в прошлое, по воле обстоятельств учитывает еще и
  интересы малочисленного класса, занимающего чрезвычайно привилеги-
  рованное положение, обеспеченное массами. Тот, который обращен в буду-
  щее, солидарен с научными, технологическими и производственными си-
  лами настоящего и, что еще более важно, отвечает интересам свободы,
  безопасности и культурного развития масс.
  
  Я полагаю, можно верить также
  всему, что уже говорилось о реальности поединка между этими противопо-
  ложными интересами и группами. Тем или иным образом учителя как це-
  190
  лое и по отдельности должны выбирать и выбирают между данными по-
  лярными общественными ориентациями вкупе со всем, что под ними под-
  разумевается.
  Но чем более полно мы все это принимаем, тем насущнее встает про-
  блема метода. И этот метод куда значительнее, чем просто метод, избирае-
  мый для классного наставничества.
  
  Вопрос о нем включает все уже затро-
  нутые аспекты: архитектуру и оборудование помещений, состав школьного
  совета, его контроль и контроль над ним, отношения администраторов с
  учителями, доминирующие способы обеспечения дисциплины и приемы
  муштры, способы накопления информации, виды текстов и предметы. Все
  эти составляющие, как правило, чреваты недемократическими социальными
  следствиями и почти автоматически закрепляют привилегии малого класса.
  
  Когда мы сталкиваемся с проблемой метода в связи с новой обществен-
  ной ориентацией, то роль разума начинает маячить как основная тема. Я не
  могу согласиться с теми, кто считает, будто поставить разум в центр образо-
  вательного процесса-значит занять нейтральную, отстраненную и "чис-
  то интеллектуальную", чтобы не сказать дежурную, позицию по отноше-
  нию к социальному конфликту.
  
  Каким образом те из нас, кто убежден, что
  успехи науки и технологии приводят к новой модели общественной жизни и
  рождают новый тип социального противоречия между привилегированны-
  ми и бесправными, приходят к подобной вере? Может, нам привили ее пу-
  тем внушения или это результат того, что мы называем вдумчивым изучени-
  ем исторических и современных сил и обстоятельств?
  
  Если верно последнее и в нашем случае сработал метод рассуждения, то как же мы можем полагать, что данный метод не сработает и в случае с нашими учащимися и
  что в союзе с ними он не произведет бурной и действенной энергии? Осоз-
  нание того, что школа имеет и обязана иметь некую общественную ориента-
  цию, поднимает, но оставляет без решения вопрос о методе, который может
  привести к господству новой общественной ориентации. Пока мы не обра-
  тимся к этому последнему вопросу, вся область идеологического обучения
  останется неясной для нас.
  
  Я говорил, что данный вопрос связан с воспитательным влиянием прес-
  сы. При экономическом порядке, основанном на деловом предприниматель-
  стве с целью получения прибыли, неудивительно, если пресса и сама стано-
  вится коммерческим предприятием, работающим на прибыль, и, следова-
  тельно, осуществляет широкую и настойчивую агитацию за порядок, час-
  тью которого она является. Гораздо больше оснований удивляться тому, что
  при подобных обстоятельствах может иметь место столь вдумчивое осве- щение реальных условий, как это происходит сейчас.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"