Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -73

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -73
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -73
  
  
  Это была борьба старого с новым за обладание все-
  могуществом авторитета-сил, заинтересованных в сохранении ценнос-
  тей, порожденных прошлым, с силами, явившимися для того, чтобы выз-
  вать новую веру и новые образы человеческого единства. Это была также и
  борьба между индивидуумами разных групп и классов - теми, которые
  пользовались преимуществами, вытекавшими из данной им власти, под-
  крепленной авторитетными полномочиями, и теми, которые считали себя
  несправедливо отлученными от власти и благ, хотя полагали, что имеют на
  них полное право.
  
  Необходимость уладить спор между старым и новым,
  создать ситуацию гармоничной стабильности, то есть сберечь устоявшиеся
  институты и вместе с тем узаконить изменчивость, вытекающую из новых
  требований и усилий индивидуумов,-эта потребность внутренне прису-
  ща или является неотъемлемой частью самой жизни. В последние несколь-
  ко веков необходимость форсировать подобное примирение заявляла о себе
  в масштабах, беспрецедентных для истории человеческой культуры.
  
  Философия, которая превращает это историческое, относительное противостоя-
  ние в глубокий и стойкий конфликт между принципом авторитета и прин-
  ципом свободы, будучи воспринятой как руководство к действию, способ-
  ствует тому, чтобы мы видели в авторитете чисто ограничительный фактор
  силы и чтобы наша свобода реализовывалась без всяких ориентиров. Эти
  унылые характеристики в известной степени относятся и к нашей сегод-
  няшней ситуации.
  
  Позвольте мне кратко разъяснить, что имеется в виду, когда борьбой
  номер один называется == оказывается == борьба сил, принадлежащих индивидууму и, в интересах индивидов как таковых, требующих примирения друг с другом.
  
  С пси-
  202
  хологической и исторической точки зрения было бы неразумным отожде-
  ствлять структуру индивида с элементами человеческой природы, которые
  созданы для изменения и указывают на отличие одной личности от другой.
  Сила привычки, которая вынуждает индивидов держаться за все, что офи-
  циально было объявлено истинным, составляет основную и даже наиболе-
  сильную сторону конституции индивидуумов. Включенные в активную кон-
  ституцию личности, традиция и социальная норма естественным образом
  начинают влиять на ее верования и действия.
   == Главная сила -"удержаться на привычном месте"... ==
  
  Силы, оказывающие такое вли-
  яние и проявляющие авторитет, столь существенно и глубоко укоренены в
  самих индивидуумах, что не рождают ни единой мысли или чувства относи-
  тельно их внешнего и репрессивного характера. Их нельзя считать враждеб-
  ными индивидууму, поскольку они пронизывают привычные убеждения и
  цели личности, поддерживают ее и задают ей ориентир. Они ненавязчиво
  обязывают ее к подчинению и завоевывают ее преданность.
  
  Поэтому атака
  на авторитетные инстанции, в которых воплощаются нормы и традиции,
  встречает вполне понятное негодование индивидуума; она глубоко ненавис-
  тна ему как атака на все самое сокровенное и истинное в нем самом.
   == Самое "сокровенное и истинное" выражено фактом -через 15 лет результаты деятельности конкретного руководителя или самостоятельного исполнителя оказываются ниже, чем были перед тем как этот человек занял данную должность...
   В России не редко бывало повышение по должности по причине достигнутых результатов... Но намного чаще повышение по должности происходило по причине развала порученного дела...
  
   Пример. Зимой 1966 года в Комбинат бытового обслуживания населения начальником одной из мастерских широкого профиля забрёл некий условный Иванов который в прошлые годы успел побывать начальником в нескольких местах. Прошло полгода. Иванов с работы начальника сдулся... И наконец в мастерскую заявился гражданин, сдавший туда для ремонта мопед (такой велосипед с чахлым моторчиком...). В натуре от мопеда нашлась только рама...
  Ни моторчика, ни колёс, ни слесаря выполнявшего ремонт обнаружить не удалось...
  
   Я в социальных сетях за 5 лет видел до 20 постов "советское здравоохранение было лучшим в мире...". Но не видел ни одного поста "советские комбинаты бытового обслуживания были лучшими в мире".
   Пример. Заказал фотографию. Поскольку сам тоже фотографией занимаюсь, то заметил что на снимке моя рожа занимает только 15% площади, остальное -изображение моего пиджака... Написал куда надо предложение везде в Свердловске поменять вывески "фотография" на "фотография пиджаков". Результат? Через 10 месяцев собаки из городской конторы бытового обслуживания пригласили меня принести им эту фотографию... ==
  
  Ведь человек существует на земле куда больше тысячелетий, чем насчи-
  тывает наша эра, и его почти всегда устраивали вещи в их неизменном виде.
  
  Это верно даже в отношении тех общественных устройств, которые нам ка-
  жутся своевольными воплощениями деспотической силы, поскольку на
  протяжении бесчисленных веков человек тяготел к тому, чтобы наделять
  божественным происхождением и волей все то, что само себе присвоило
  авторитет давних традиций и норм. Вместо стремления к переменам индивидам
  в гораздо большей степени был свойствен страх перед ними.
  
  Даже имей мы все основания противопоставить друг другу авторитет и свободу,
  стабильность и изменение, мы были бы вынуждены считаться с тем фактом,
  что в течение длительного периода человеческой истории индивиды пред-
  почитали авторитет и стабильность.
  Это положение вещей нашло отражение и в теории.
  
  Еще совсем недавно
  все верили в идею, согласно которой авторитет существует от природы или
  оттого, что за пределами природы, то есть от сверхъестественного. В лю-
  бом случае считалось, будто он существует потому, что таково внутреннее
  устройство вселенной и отдельного человека как части вселенной. В фило-
  софии концепция, согласно которой общественный авторитет существует
  от природы, была сформулирована Аристотелем.
  
  В последующие эпохи эту
  основополагающую идею воссоздали стоики в той полуидеалистической,
  полуматериалистической форме, которая всегда была и по сей день остается
  средством, с помощью которого идеи обретают сильнейшую власть над об-
  щественным сознанием. Христианские философы Средневековья вновь ре-
  ставрировали учение Аристотеля, но существенно пересмотрели его.
  
  Абсолютный авторитет, считали они, нужно искать в сверхприродном Творце
  природы и в Спасителе человечества, ибо только в них его пристанище. У
  этого авторитета есть земной наместник, толкователь и посредник в лице
  Богом основанной и обустроенной церкви.
   == А куда же пропало понятие о "маленьких авторитетах на местах", начиная с епископов?! ==
  203
  
  Даже в эпоху подъема светских династических государств, явившегося
  вызовом господству церкви, основополагающее учение не было подвергну-
  то сомнению, а так и осталось стоять на своем, приняв этот вызов. Вся пре-
  тензия светского государства состояла лишь в том, чтобы его тоже считали
  существующим по праву, данному Богом или авторитетом, и чтобы его авто-
  ритет, таким образом, признавали первичной инстанцией для всех забот этой
  жизни в отличие от забот души в жизни предстоящей.
  
  Даже в начале расцве-
  та народных правительств жизнь старой идеи еще продолжалась, правда в
  ослабленном варианте: теперь гласом Божьим был глас народа.
   == В России после 1950 года стало наглядным и бесспорным что народ на деле состоит из тупого и нагловатого сброда болванов -крупных пьяниц, но мелких воров...
   Если за прошлые 10 лет по России совершили 200 миллионов "мелких краж", то сколько всего украли? ==
  
  Новая наука пыталась облегчить себе путь сквозь тернии, утверждая
  что ее задача-вторить мыслям Господа Бога. Появление новых экономи-
  ческих сил в свою очередь стало угрозой верховному авторитету существу-
  ющих политических институтов. Однако новые экономические силы также
  претендовали на право верховного авторитета-на том основании, что они
  являлись кристальным и буквальным выражением природного закона, в про-
  тивоположность политическим законам и институтам, которые были искус-
  ственными и созданными людьми, в силу чего, собственно, и не могли при-
  способиться к игре экономических сил.
  
  Экономические силы в лице соб-
  ственных представителей, аналитиков и посредников - известных эконо-
  мистов и промышленников-заявляли о своей божественной прерогативе
  осуществлять верховную власть над всеми земными делами человека. Эко-
  номист, промышленник и финансист явились новыми претендентами на
  древнее божественное право королей.
  
  Вывод, который следует из этого краткого исторического обозрения и
  который подтвердило бы всякое серьезное изучение данного предмета, со-
  стоит в том, что отождествление индивида с силами, стихийно рождающи-
  ми вариации и изменения, за вычетом тех сил, которые являются в структу-
  ре индивида обыденными и консервативными, есть нечто новое и недавнее.
  
  В целом это отождествление, эта идентификация служит выражением осо-
  бенных, специфических исторических событий, которые можно обозначить
  и свести воедино. Новые методы и заключения естественных наук, а также
  их технологические воплощения в новых способах промышленного произ-
  водства и обмена товаров и услуг оказались под контролем и возможным
  ограничением со стороны официальных учреждений церкви и государства
  - обладателей реального общественного влияния и претендентов на без-
  раздельный и непогрешимый авторитет во всех разнообразных сферах че-
  ловеческих устремлений.
  
  В условиях данного конфликта новые силы в по-
  рядке обороны и самооправдания провозгласили, что идея авторитета отно-
  сится к сфере религиозной и политической власти, которая в штыки встре-
  чает их свободные проявления, а также, что новые силы, и только они одни,
  представляют и поддерживают интересы индивида и его свободы. Упомяну-
  тая в начале моего выступления формула двух раздельных и независимых
  сфер авторитета и свободы, где приоритет в случае сомнения отдается инди-
  видууму и свободе, - эта формула всецело является продуктом данного
  исторического конфликта. 204
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"