Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -81

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -81
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -81
  
  
  
  В итоге то, что возникло как движение за большую свободу в реализа-
  ции человеческих энергий и в начале своего пути сулило всякому индивиду
  новые возможности и силы, стало для несметного множества индивидов еще
  одним фактором социального подавления.
  
  Это движение фактически увен-
  чалось отождествлением силы и свободы индивидов со способностью до-
  биваться экономического успеха, или, если говорить кратко, со способнос-
  тью делать деньги. Вместо того чтобы служить средством, помогающим
  223
  людям обрести гармонию и независимость друг от друга, оно своими по
  следствиями показало, что имеет тенденцию разобщать индивидов; свиде-
  тельство тому - империализм и война.
   == А общий дух бытовой жизни людей хоть чему-то может быть свидетельством? ==
  
  Идея и идеал большей свободы для индивидов и раскрепощения лич
  ных потенциалов-это многострадальное сердце либерального духа -
  сегодня звучат не менее актуально, чем когда-либо прежде. Но подъем бизне-
  са на господствующие позиции в действительности обеспечил свободу, и
  притом антиобщественную, для немногих; несгибаемый индивидуализм стал
  ассоциироваться с неподконтрольной деловой активностью; этим определя-
  лось мышление и поведение миллионов.
  
  Между тем причина мощнейшего
  подъема производственных и распределительных возможностей, причина
  из-за которой сложились условия для массового заводского производства и
  массового распределения продукции при помощи транспортных средств
  была эффективно обращена на пользу немногим.
  
  Причина высвобождения
  производственных энергий заключалась в развитии экспериментальной науки
  и ее технологического применения. Сегодня материальное оборудование
  производства и квалифицированные технические навыки достигли той
  точки развития, на которой уже кажется совершенно банальным, что наступление
  эры материального изобилия и материальной обеспеченности вполне
  возможно для всех и что она составляет основу для культурного расцвета
  человеческих созданий.
   == А как назвать расцвет уголовщины, пьянства и наркомании? Ведь в текущем году человек из этого социального слоя за один год потребляет раз в 5 больше того что мог бы потребить 100 лет назад?
   Почему нам вдруг надо вспоминать что у него сегодня "минимальный" уровень потребления по нормам установленным всего 5 лет назад?! ==
  
  
  Следовательно, тех целей, за которые всегда ратовал либерализм, мож-
  но достичь только при условии, что индивиды, использующие созданные
  социумом возможности для утоления узких личных интересов, будут ли-
  шены контроля над средствами производства и распределения. Сами цели
  по-прежнему остаются в силе.
  
  Но средства их достижения требуют ради-
  кальных преобразований в сфере экономических институтов и основанных
  на них политических порядков.
   == Где хотя бы 20 строчек описывающих желаемые перемены? Не позор для господина Дьюи что он не взялся на тему этих перемен написать страниц 500? И если при жизни автора никто не написал эти 500 страниц, то перед нами факт что господин Дьюи в научном отношении был тупейшей бездарностью...
   Сыпать ворохом благих пожеланий -это уже научная деятельность?! ==
  
  Такие перемены необходимы для того, что-
  бы общественный контроль над возможностями и созданными обществом
  средствами мог перерасти в освобождение всех индивидов, объединивших-
  ся для великой попытки построить жизнь, в которой воплощается и гаран-
  тируется человеческая свобода.
  
   10. Будущее либерализма
   I
  Либерализм как сознательное и энергичное направление возник в Вели-
  кобритании в тот момент, когда слились воедино два разных духовных веяния.
  Одним из таких веяний был гуманистический филантропический по-
  рыв, который стал наиболее активным в конце XVIII века и по сей день ос-
  тается могучим течением во всех своих вариациях.
  
  Он выражался в пред-
  ставлении о том, что человек человеку брат и что мир полон зла и страда-
  ний, вызванных неспособностью людей прочувствовать данный факт. По-
  224
  следствием такой неспособности являются политические и социальные ин-
  ституты, которые воздействуют на массы мужчин, женщин и детей ужаса-
  юще катастрофически грубым и жестоким образом.
  
  Это гуманистическое движение в свою очередь тоже представляет со-
  бой соединение множества отдельных течений. В частности, огромное вли-
  яние на него оказал Руссо, реальный автор учения о преданном забвению
  человеке и преданных забвению массах*. Его влияние было равно велико в
  сфере литературы и в сфере политики.
   == Если в системе российского образования изыскания Руссо никогда не занимали такого места, как в системе европейского образования, то можно ли из этого вывести приблизительную меру интеллектуальной и нравственной отсталости россиян от населения Европы?
   А нужно ли сопоставлять уровни образования в Германии и в России с 1870 по 1935 годы? И как описать и оценить обнаруженную разницу? До какой степени должна доходить эта разница, чтобы можно было согласиться с Гитлером, что Россию населяют "недочеловеки"? И до какой степени эта разница доходит фактически?
  
   Если в системе европейского образования изыскания Руссо осваиваются в течении 500 учебных часов, а в России в течении 15 минут, то как сопоставить духовную культуру Европы и России? ==
  
  Благодаря ему в Англии XVIII века возник жанр романа о человеке из народа -
  литературное поветрие, наиболее ярко представленное в XIX веке романами Диккенса.
  
  Независимо от Руссо возник и затем окреп под его влиянием протест
  против обыкновения мыслителей XVIII века придавать особое значение "ра-
  зуму". Разум, как это представляли, если не открыто отстаивали, в прежние
  времена, был прерогативой немногих избранных.
  
  Но массы людей живут по
  воле чувства и инстинкта, и надежды мира следует связывать с предостав-
  лением большего простора инстинкту сострадания, нежели логике или разуму.
  Эта новая позиция вылилась в обожествление "человека чувства", чрез-
  вычайно характерное для известного периода английской мысли. Интерес к
  "благородному дикарю" есть другая форма той же позиции.
  
  Помимо того
  что дикаря считали независимым и свободным от стесняющего влияния норм
  и условностей, что было полнейшей иллюзией, его к тому же идеализирова-
  ли как создание, повинующееся зову эмоций и инстинкта.
   == Где честное описание "зова эмоций и инстинкта" у каждого из примерно 9 типов российских уголовников? Их хотя бы дикарями можно считать?
   И если они по существу дикари, то для них законы должны быть не такими как для граждан?
   Если масса уголовников в России до последней степени полна неуважения к существующим в России законам, то можно это расценить как действия вооруженных сумасшедших и почаще пускать уголовников в расход?
  
   Доброжелательность законов России к труженикам должна раз в 15 превосходить доброжелательность к уголовникам? А по факту в России именно труженики с особым изуверством оплёваны всем духом российского законодательства после 1956 года?
  
   И среди тружеников России особой заботой государства должны быть окружены инвалиды с детства? А что же есть на деле если посмотреть на деревенских инвалидов за 2000 километров от Москвы?
  
   Сколько "тружеников" из цехов и скотоферм к 1956 году в России доросли до людей которым дано писать законы? Убожество законов в России разве не от того, что они писаны тупейшими канцелярскими дармоедами, которые убеждены, что булки в магазинах Москвы сами выросли на полях под Москвой? ==
  
  На формировании гуманистического направления в конечном счете ска-
  залось и иное влияние, религиозное. В Англии оно развилось благодаря
  местному методистскому движению с его особой апелляцией к "низшим" и
  отверженным сословиям. Однако его значение ощутила на себе вся офици-
  альная церковь. Пылкое, энергичное миссионерское рвение с целью спасе-
  ния человеческих душ, особенно душ простолюдинов и бедняков, перерос-
  ло в попытки улучшить их жизненные обстоятельства посредством ликви-
  дации вопиющего и жестокого неравноправия.
  
  Движение, поощряемое религией, активно не принимало рабства, пло-
  хого обращения с заключенными, грубых и механических способов регули-
  рования благотворительности, а также законов фабричного производства,
  создающих бесчеловечные условия труда для женщин и детей на заводах и
  шахтах. Основным мотивом любого подобного выступления служили про-
  тестантские принципы.
  
  Второе мощное веяние, принявшее участие в рождении либерализма,
  брало начало в тех стимулах производства и торговли, которые были связа-
  ны с применением пара в сфере промышленности. Великим интеллектуаль-
  ным лидером этого движения являлся Адам Смит**. Его теориям на практи-
  ке вторили стремления фабрикантов и торговцев избавиться от гнета огром-
  ного количества законов и норм, которые ограничивали свободу передвиже-
  нии работников, ставили рыночные цены в зависимость от официально фик-
  сированных и препятствовали свободе товарообмена, в особенности на меж-
  дународном рынке.
  225
  
  Вся эта масса ограничений, грозивших задавить на корню новую, еще
  незрелую индустрию, досталась ей по наследству от аграрного феодализма
  и сохранялась в силе постольку, поскольку еще по-прежнему были сильны
  интересы землевладения.
  
  Так как условия сдерживания и подавления зак-
  реплялись законом, а закон выражал стремление властей контролировать
  человеческие действия, то власть была истолкована как главный противник
  свободы; регламентация производства, созданного людьми для удовлетво-
  рения их потребностей, стала рассматриваться как основная причина того,
  что прогресс общества все задерживается и царство мира и гармонии инте-
  ресов все никак не наступит.
  
  Считалось, что свобода производства неизбежно вызовет максималь-
  ную активизацию сил человека и автоматически откроет для его способнос-
  тей такие каналы, посредством которых, наилучшим образом вознаграждая
  самого индивида, эти способности будут приносить еще и наибольшую
  пользу обществу. Что же касается свободы товарообмена, то она создаст вза- имозависимость, автоматически приводящую к гармонии интересов.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"