Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -93

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -93
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -93
  
  
  Здесь берут начало практически все текущие общественные
  проблемы. Но цели и ценности, сформированные в донаучную эру, и могу-
  щественные институты, сложившиеся в тот же период, в конечном счете
  сохраняют свое влияние. И жизнь человеческая, как индивидуальная, так и
  коллективная, является чрезвычайно волнующей, запутанной и конфликтной.
  
  Либо данное состояние дел не будет учитываться в задачах образова-
  ния и школы продолжат свой неприкаянный путь, в основном ограничива-
  ясь привитием стандартизированных знаний и формальных навыков как
  неких конечных целей, которые могут меняться только под давлением вре-
  менных социальных потребностей, либо они начнут задаваться вопросом
  об отношении школьного обучения к требованиям и возможностям, обус-
  ловленным социальной ситуацией.
  
  Если они готовы к встрече с этой последней
  проблемой, то вслед за ней возникнут и проблемы соответствующей
  реорганизации материалов, входящих в обязательную учебную программу,
  методов преподавания и социальной организации школы. Философия обра-
  зования не в силах раз и навсегда установить, каким путем данные пробле-
  мы будут решаться. Но она может способствовать должному пониманию
  подобных проблем и давать ценные подсказки по поводу того, какие спосо-
  бы взаимодействия с ними принесут нам наибольшее удовлетворение.
  
  Администраторы и педагоги, которых переполняют идеи, вольны испытывать
  и разрабатывать эти идеи, применяя их в реальной работе, чтобы филосо-
  фия образования благодаря такому союзу практики и теории, стала живым
  и развивающимся мировоззрением.
  
  Поэтому я возвращаюсь к вопросу о союзничестве эмпирической праг-
  матической философии с наукой в споре как с философией истин и принци-
  пов, которым положено быть выше всего, что доказывается при помощи
  эмпирических средств науки, так и с философией догматического авторите-
  та, обычая, рутины и давления сиюминутных обстоятельств.
   == Изучение философии нужно начинать с перечисления этих трёх типов философии... Самая прогнившая часть философии -догматическая, тупо молчит о других частях философии.
   И насколько вероятно, что среди философов России соотношение такое: 80 из 100 -догматики, 15 -полощут в болтовне попугаев помои "истин и принципов", 5 -прагматики? ==
  
  Наука, входя-
  щая в сферу образования, может подтверждать актуальные факты, а также
  обобщать их, руководствуясь принципом причинно-следственной связи. Ей
  не дано самой устанавливать ту или иную ценность результатов, даже если
  эти результаты в силу причинно-следственного детерминизма вытекают из
  254
  самого лучшего применения наиболее экономичных и эффективных мето-
  дов. Результаты нужно оценивать в свете того, что нам известно о социальных
  проблемах, бедах и нуждах.
  
  Но без знания реальных условий и причинно-
  следственных закономерностей любые ценности, избираемые в качестве
  целей, остаются идеалами исключительно в том смысле слова, в котором
  "идеальный" означает утопический, не подкрепленный реальными сред-
  ствами к осуществлению.
  
  Я отмечу два или три вопроса, в которых требование сотрудничества
  между философией и наукой является наиболее существенным.
  
  Поскольку
  научный метод основан на непосредственном экспериментально управляе-
  мом опыте, то всякая философская интерпретация научного мировоззрения
  будет делать акцент на необходимости подобного опыта в школе, как от-
  личного от простого знакомства с готовой информацией, преподносимой уча-
  щимся в отрыве от их собственного опыта.
  
  При таком подходе философия
  будет идти в ногу с тем, что мы называем "прогрессивным" направлением в
  образовании. Но она станет и фактором противодействия любым, подчас
  существующим и в рамках прогрессивного образования тенденциям, зат-
  мевающим важность преемственности в уже достигнутом опыте, а также
  важность его организации. Пока школьная наука от своего лица и на соб-
  ственной основе не придаст особого акцента тем предметам, которые сулят
  нам непрерывный прогресс в направлении организации и содержат реаль-
  ные средства к нему, она будет противоречить собственной научной позиции.
  
  Сотрудничая с философией образования, она способна оказать после-
  дней неоценимую помощь в осознании того, что выбранным предметам
  также присуще прогрессивное развитие, результатом которого станет фор-
  мирование научных подходов к трактовке мира, в котором живут и ученики,
  и учителя, а также формирование предпочтений в целях, желаниях и дей-
  ствиях, которые позволят ученикам более эффективно ориентироваться в
  социальных условиях.
   == Сладкие мечтания старичка... Типичная "печать возраста"... ==
  
  Другим интересным для многих аспектом является вопрос о роли наук в
  школе, особенно о роли привычек, ответственных за формирование науч-
  ной позиции и метода.
   == Зачем навыки "формирования научной позиции и метода" 20 тысячам выпускников данного года из числа которых от силы 3-5 человек через несколько лет надумают учиться в аспирантуре?! ==
  
  Чтобы за науками признали право на видное место в
  учебной программе, им приходилось воевать с хорошо вооруженным про-
  тивником. В формальном смысле они эту битву выиграли, а по существу-
  не совсем, так как научные предметы по-прежнему высокомерно равняют с
  ограниченными наборами фактов и истин.
  
  Полной победы науке не одер-
  жать до тех пор, пока в преподавании каждого предмета, в проведении лю-
  бого урока не будет учитываться та роль, которую он играет в воспитании и
  развитии особого рода способности к наблюдению, исследованию, рефлек-
  сии и проверке, составляющей сердце научного подхода.
  
  Эксперименталь-
  ная философия солидарна с подлинным научным настроем в стремлении
  добиться для научного метода такого центрального места в образовании.
  
  Итак, наука и философия образования могут и должны объединять уси-
  лия для преодоления разрыва между знанием и действием, между теорией и
  практикой, который столь глубоко и пагубно сказывается сегодня на обра-
  255
  зовании, да и на обществе в целом. Поистине это не просто громкие слова,
  что в заключении счастливого брака между теорией и практикой в конце
  концов и кроется главное значение науки и философии образования, кото-
  рые вместе работают на общую цель.
  
   4. Религия, наука и философия
  
  М-р Бертран Рассел* начинает свой серьезный труд с утверждения о
  том, что "наука и религия-это два аспекта общественной жизни". Я по-
  лагаю, что мало кто усомнится в подобном высказывании, если дело каса-
  ется религии. Но применительно к науке эту истину зачастую игнорируют,
  так как, согласно обычной трактовке, наука есть нечто вроде абстрактного
  интеллектуального занятия, имеющего лишь случайное и чисто внешнее
  отношение к социальным силам и институтам.
  
  В то же время исторический
  конфликт религии и науки, берущий начало в XVI веке и служащий темой
  работы м-ра Рассела, невозможно понять, не уделив глубокого внимания
  заявлению, которым он предваряет свой текст. Ведь этот конфликт есть,
  безусловно, конфликт двух оппозиционных концепций авторитета, который
  формирует и контролирует наши верования, - речь идет о верованиях,
  определяющих все стороны нашей жизни, от телесных забот до моральных стремлений.
  
  Потребность в авторитете является постоянной человеческой потребностью.
   == Поделим авторитеты на позитивные и негативные -и вот уже клубок проблем на которые философы до сих пор не обратили внимания... ==
  
  Ведь это потребность в принципах, одновременно достаточно стабиль-
  ных и достаточно гибких для того, чтобы задавать направление неровным и
  неопределенным процессам нашего бытия.
   == Очень сомнительно, что в повседневной жизни человека есть место каким-то принципам. "Реакции взаимодействия с окружающими" никакого отношения к "принципам сознания своей жизни" не имеют. ==
  
  Сторонники свободы воли час-
  то обнаруживали слабость в том, что фактически признавали, будто автори-
  тет в любом его виде и любой форме есть великий враг человека. Допуская
  подобное, они играли непосредственно на руку тем, кто всегда подчеркивал
  необходимость некой внешней и жесткой авторитетной силы, не важно, ка-
  кого происхождения-церковного, политического или смеси обоих.
  
  Основополагающая проблема нескольких последних веков заключается в том,
  может ли и каким образом научный метод, то есть метод интеллекта в экспе-
  риментальном действии, обеспечить нам подобие авторитета, который в
  предыдущих столетиях люди искали в незыблемых догмах. Конфликт науки
  и религии является одной из вариаций такого противостояния.
  
  Действительно, человеческая история в основном есть история слепой
  борьбы людского племени за удовлетворение своей потребности в автори-
  тетном начале, придающем направленность течению нашей жизни. Это ис-
  тория мест, в которых люди усматривали обитель авторитета. Это была имен-
  но слепая борьба, потому что люди не ведали, за чем шли, и, как следствие,
  ухватывались за все, что в силу исторической случайности и социальных
  условий ставилось в положение руководящего фактора.
  
  Поэтому наша исто-
  рия -это история повторяющихся разочарований и калейдоскопической
  смены предметов веры. До подъема научного метода в буре всех этих изме-
  256
  нений отличался постоянством только тот факт, что место авторитету всегда
  отводилось вне непрерывных и плодотворных исследований пытливого ра-
  зума, в некоем институциональном образовании, из которого, как предпо-
  лагалось, исходили все неоспоримые принципы и законы.
  
  На самой заре
  развития научной методологии люди, посвятившие себя исследованию и эк-
  спериментированию, еще не вполне осознавали всю важность своих заня-
  тий. В основном ими двигала жадная любознательность и нетерпимость к
  невежеству и заблуждениям, с которыми они сталкивались повсеместно. Но
  если мы будем помнить о том факте, что их усилия в конечном счете приве-
  ли к изменению сферы авторитета, то картина битв, происходивших в каж-
  дой области представлений начиная с XVII века, покажется нам не столь
  ошеломительной.
  
  Вероятно, главным основанием для удивления остается
  то обстоятельство, что данная борьба не была еще более жестокой и что наука, как известно, одержала в этих битвах так много побед.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"