Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -109

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -109
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -109
  
  
  Суждение вся-
  кого рода служит своей собственной цели, и поэтому инструментарий (при-
  меняемые методы и категории) должен изменяться в зависимости от целей.
  Если, как мы это понимаем в общих чертах, научные приемы, формулы,
  универсалии и прочее благодаря их логической сущности можно приспо-
  сабливать таким образом, чтобы наше суждение гарантированно достигало
  поставленной цели, то тем самым мы неизбежно приходим к следующему
  положению, согласно которому логический аппарат также требует измене-
  ния по мере того, как меняются определенные нами цели. Тогда если и есть
  что-то типичное, характерное только для цели, которой должен достигать
  акт этического суждения, то и логике научного суждения пристало иметь не
  менее специфические черты.
  
  Таким образом, все упирается в вопрос о характерных, отличительных
  чертах этического суждения как такового. Эти черты с готовностью обнару-
  живают себя, как только мы обращаемся к тем случаям научной идентифи-
  кации, в которых на первый план выступают соображения этического по-
  рядка. Как мы видели, бывают случаи, когда природа идентификации-и,
  как следствие, ее истинность или ложность - находится в осознаваемой
  зависимости от наклонностей или характера того, кто судит.
  
  Термин "осоз-
  наваемая" указывает на особый тип суждения. Во всех случаях индивиду-
  ального суждения совершается действие; и во всех случаях это действие
  есть воплощение интереса и, следовательно, привычки, а в конечном счете и
  всего комплекса привычек, или характера.
  
  Но во множестве случаев подоб-
  ное участие характера остается негласным, предполагаемым. Заострять на
  нем внимание не обязательно. Это часть практических условий вынесения
  суждения, а не часть логических условий, и поэтому она не приглашается к
  участию в содержании, или зримому воплощению в суждении. Рассмотре-
  ние ее в качестве практического, а не логического условия означает, что,
  несмотря на ее неотъемлемость от любого суждения, для какого-либо из
  302
  актов таких суждений она требуется ничуть не больше, чем для любого другого.
  
  Она накладывает равный отпечаток на все акты суждения; и само это
  безразличие ее отношения к ним равноценно отсутствию всякого отноше-
  ния ее к тому, что касается истины или ложности конкретного суждения.
  
  Суждение в подобных случаях предопределяется отношениями с условия-
  ми иного свойства, нежели условия характера; информацию об этих отно-
  шениях в суждении несут понятия объектов того же порядка или качества,
  что и сами отношения.
  Здесь не просто не наблюдается никакого осознавае-
  мого участия интереса или наклонностей в содержании суждения-здесь
  имеет место подчеркнутое устранение, подавление всех элементов, исходя-
  щих от того, кто судит.
  
  С позиций суждений подобного типа данные элемен-
  ты в логическом плане оказываются исключительно субъективными и пото-
  му для достижения истины являются факторами-помехами.
  
  Мы не выскажем парадокса, если сформулируем это так, что деятельность некоего лица
  в акте суждения в данном случае состоит в попытке не допустить того, что-бы его деятельность каким-либо образом повлияла на материал, по поводу которого делается суждение. Посредством таких суждений определяются, соответственно, "внешние" объекты, а деятельность того, кто судит, при этом имеет совершенно нейтральное или безразличное отношение к такому объекту.
  
   == С большим чувством недоумения припоминаю, что во всех пособиях по якобы "логике" я не видел обстоятельных пояснений по поводу вот таких дополнительных моментов в суждениях.
   Сегодня я имею суждения о делах на моём огородике. Вчера имел суждения о делах среди жителей улицы, позавчера о делах местного отпетого мерзавца-прокурора. Так же в прошлые дни я имел суждения о делах в цехе где я работаю, о делах в цехе другого заводика где работает приятель школьных лет, о делах в жизни двоюродного брата живущего в деревне, о возможности украть десятка два поленьев во дворе у соседней полуживой старухи, о делах губернатора и наконец о делах самого Президента страны...
  
   Если всё это разные "виды" суждений, то в любом учебнике логики мне должны много разного наговорить, имея в виду чтобы у меня не было ошибок в заключениях?
  
   Я помню, ещё в 4 классе мне в руки попался школьный учебник "логики". И помню, что в этой тонкой книжонке страниц на 25-40, не было ничего кроме изложения понятий о логике. Вероятно списанных из древнегреческого текста? Но евреи, написавшие изложение древнегреческого текста за свои труды получили кучу денег в качестве авторов текста изданного, вероятно, больше чем в миллионе экземпляров?!...
   Неужели и гимназистов учили логике на этом вот "сталинском" уровне?! ==
  
  Можно выразить ту же самую мысль, сказав, что работу мотива и харак-
  тера достаточно только предполагать и потому можно не принимать во вни-
  мание в случае, если они проявляют себя столь монотонным образом, что не
  демонстрируют никакого различия в отношении частного объекта или со-
  держания суждения.
  
  Но уж если мы признаем, что влияние характера, действие привычки и
  интереса представляют собой фактор, отражающийся на качестве конкрет-
  ного объекта суждения, то логика требует того, чтобы мы подчеркнули сей
  факт, сделав данное отношение выразительным компонентом содержания
  суждения, которому подвергается соответствующий предмет.
  
   == Когда за 30 лет до 1986 года в России несколько десятков тысяч человек пересажали в психушки за негативные мнения о положении дел и реальном уровне тупости высших руководителей, то среди негативистов одни были полны злобы по отношению к этим лицам во власти, другие же были патриоты озабоченные безобразиями, которые как в болоте цветут десятилетиями.
   Вам не кажется, что подлинно компетентный специалист по логике смог бы тут одних отделить от других только внимательно прочитав тексты людей которых он и в глаза не видел?
  
   И если тут опять вспомнить, что советские психиатры были шарлатанами, полуидиотами, как все вообще врачи (ведь они кроме учебника медицины ничего ни о чём не знали и не понимали...), то не кажется ли вам, что тогдашнюю судебно-медицинскую экспертизу нужно было проводить по схеме "в Тамбовской области месяц записывали в историю болезни про подъекспертного Иванова, который считал нужным устроить новую революцию, затем эту писанину вкладывали в пакет и отсылали в институт Сербского (после 2010 года сменившего имя?), оттуда пересылали по своему графику в отделение психоэкспертизы другой области, например, Иркутской, а уж там на основе писанины делали "экспертное заключение"?
   Подгонка под интересы местечковой банды прокуроров исключалась подобным порядком политических психоэкспертиз?
  
   Для несведущих -если психиатр вас спросит почему вы думаете о положении дел в целом государстве -что вы ответите?! Об этом ли вас должен спрашивать психиатр, который не дурак? ==
  
  Всякий раз, когда характер не является фактором безразличным или нейтральным, когда
  он качественно влияет на смысловой оттенок ситуации, с которой имеет дело
  судящий, то в сам объект суждения вносится характерность, характерная
  черта, которая не просто обогащает его, как это сделали уже подобранные
  для него факты, а трансформирует его значение, так как вносит в само со-
  держание суждения мерило оценки.
  
  Другими словами, характер как практи-
  ческое условие становится еще и логическим, если его влияние на суждение
  в итоге оказывается предпочтительным, то есть когда, вместо того чтобы
  быть гомогенным и нейтральным условием какого-либо суждения, харак-
  тер, предоставленный себе самому, то есть специально не педалируемый,
  выступает как детерминанта именно этой содержательной ценности суждения, а не иной.
   == Опять господин Дьюи наплёл километр словес через лес. Вы попробуйте всё это изложить короткими предложениями, добавив туда от 40 до 150 слов...
   Я предлагаю совсем короткое изложение - "Если рассуждатель по характеру злобный дурак, то и его выводы будут полны злобы и чепухи...". ==
  
  Если взять его в другом аспекте, то есть как элемент "интел-
  лектуального" суждения, то здесь для характера является безразличным, о
  каком объекте мы будем судить, поэтому нашей заботой остается сделать
  суждение достаточно точным, в то время как в моральном суждении солью
  вопроса оказываются именно различия, которые детерминация той или иной
  303
  интерпретации содержания вызывает в характере как необходимом условии
  суждения в качестве судящей инстанции.
   == Вдумайтесь - "условие данного суждения в "качестве" судящей инстанции". Стало быть суждение может выступать в качестве инстанции "описывающей ситуацию". А ещё в каких качествах оно может выступать? ==
  
  Выраженная связь объекта со склонностью == к чему -либо, например к хамству или злобе или добродушной иронии == делает его активным объектом, то есть процессом, имеющим конкретные рамки: с одной стороны, это
  известные нам факты, а с другой - те же факты, но уже трансформиро-
  ванные == хамским или злобным или добродушно ироническим == действием того или иного рода == со стороны обсуждателя ==.
  
  Объект суждения активен, он есть
  участник действия, а не нечто "внешнее", поскольку он требует акта сужде-
  ния не как предшествующий суждению, а как необходимый элемент его соб-
  ственной структуры.
  
  Для суждений сугубо интеллектуального типа предпо-
  лагается, что такая активность, необходимая для получения определенных
  соединений и противопоставлений, будет оставаться внешней по отноше-
  нию к материалу суждения и прекратится, как только достигнет своей цели
  -сведения вместе тех элементов, которые созданы друг для друга, и разде-
  ления чужеродных.
   == А поскольку это дело не простое, в учебнике логики должна быть не маленькая глава которая учит нас делать "определённые соединения и противопоставления" в процедуре наших суждений по темам "разного типа и разной практической отдалённости от нас" (скажем так...). А без набора 5-9 таких глав учебник логики превращается в шарлатанную болтовню именно о логике. ==A
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"