Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи-145

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -145
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -145
  
  
  Собственно природа этих целей такова, что
  они не могут осуществиться самостоятельно или посредством любого из
  исключительно интеллектуальных процессов. Их природа требует, чтобы
  они воплотились в чувственных данных, в естественном материале мира
  как объекте познания, или чтобы всякий интересующий нас материал, свя-
  занный с чувствами или желанием, направленными на естественные объек-
  ты, был приспособлен и видоизменен для роли посредника, отражающего
  истинную безусловную природу разумной воли.
  
  Несколько более конкрет-
  но это можно представить так: Аристотель считал, что разум может актуа-
  лизироваться в созерцательном познании, не связанном с какими-либо по-
  пытками трансформации мира природы и общественных институтов в свое
  собственное подобие или средоточие. Следуя духу христианского учения,
  Марш отрицал любую такую возможность.
  
  Он полагал, что разум может
  осуществить себя и быть полностью сознательным и отдающим себе отчет
  о своей собственной внутренней природе только в том случае, если его дея-
  тельность направлена на преобразование мира, социального либо физичес-
  кого, в средоточие своих собственных принципов. Марш неуклонно пори-
  цает то, что сам зовет спекуляцией и спекулятивной тенденцией, под кото-
  рыми подразумевает обособление знания и интеллекта от действия и воли.
  
  Разум, согласно своей внутренней природе, должен венчаться действием, а
  это действие должно быть трансформацией духовного потенциала, прису-
  щего естественному - физическому и институциональному - миру, в ду-
  ховные реалии.
  
  Другой аспект связи философии Марша с христианской верой носит
  более специальный, не столь общий характер. Принимая идею о том, что
  человек-существо греховное, он принимает и идею Кольриджа, согласно
  411
  которой первородный грех есть не просто исторический факт, относящийся
  к жизни наших исторических прародителей, а еще и акт самой воли, посред-
  ством которого она обретает - в качестве принципа и живительного им-
  пульса для собственных действий - нечто вытекающее не из ее собствен-
  ной необходимой природы, а из некоего источника, лежащего вне ее,-это
  стремления наших чувств, или желания, на которых основываются наши
  мысли о целях, диктуемые окружающим миром.
  
  Я не стану углубляться в
  узкоспециальные дебри данного вопроса, чтобы не утомлять вас подробно-
  стями того, как он философски интерпретирует теологические доктрины
  греха, совести и свободы воли. Но никакой пересказ его главной идеи об
  аналогии философии и религии не может быть полным без упоминания его
  специфического способа реализации уже рассмотренной нами концепции о
  необходимости соотносительного объекта для пробуждения личностного
  потенциала, для воплощения его в действительность.
  
  Соотносительным
  объектом совести и воли, благодаря которому они, существуя в человеке,
  могли бы воплотиться в актуальности действия и внешнего бытия, является
  не какой-то абстрактный закон. Поскольку воля и совесть - это личные
  сущности, принадлежащие эго, то и соответствующий им объект должен
  быть личным. Именно в этом пункте его философии наиболее четко просле-
  живается и отражается ее религиозный характер.
  
  Таким соотносительным
  персональным объектом выступает божественность, воплощенная в образе
  Иисуса Христа. Как утверждает сам Марш, "истинная цель нашего бытия,
  отраженная в духовном законе, есть практическое, то есть в нашем собствен-
  ном бытии, осуществление той совершенной идеи, которая лежит в основе
  самого этого закона и чудесным выражением которой является Иисус Христос".
  
  И еще: "Можно сказать, что духовному принципу присуща только по-
  тенциальная реальность, или ложная и иллюзорная оболочка реальности,
  - если он входит в сферу жизни либо природы, - пока, пробужденный
  извне своими духовными коррелятами, он не обретет нареченного слова и
  великой возможности возвыситься над рабством природы".
   == Это "научный" текст?! ==
  
  Следующим поворотом в нашей дискуссии будет рассмотрение несколько
  более конкретных вопросов (хотя, по Маршу, они не являются наиболее под-
  линными человеческими интересами и заботами), то есть того, что Марш
  счел важным сказать об обществе в целом и образовании в частности.
  
  К сожалению, в опубликованных его записях этот материал крайне скуден.
  Однако они содержат предложения, адекватные реконструкции его осново-
  полагающей философии. Здесь мы вновь имеем весомый повод начать с
  обращения к Кольриджу, несмотря на то что связь Марша с Кольриджем в
  данном вопросе не столь непосредственно очевидна, как в отождествлении
  им христианской религии с истинной философией.
  
  Кольридж, как и вся пред-
  ставляемая им немецкая школа, полагал, что общественные институты, со-
  гласно самой своей сути и функции, имеют прежде всего воспитательное
  значение. Они служат внешним выражением закона и разума, которое про-
  буждает интеллект и совесть индивидуумов и питает их до тех пор, пока
  они не станут способными к независимой деятельности и не будут в свою
  412
  очередь проявляться в преданности этим общественным институтам и слу-
  жении их совершенствованию до еще большей пригодности самих институ-
  тов к выполнению задач по воспитанию человечества.
   == Вдумайтесь... И всё, что творилось по России после 1921 года - хоть в чём-то похоже на проявление разума и заботы о государстве? ==
  
  Кольридж с большой смелостью применил эту концепцию к церкви как
  институту, отличному от внутренней и духовной общности верующих,-
  подобное приложение, безусловно, диктовалось тем обстоятельством, что
  официальная церковь в Англии была союзницей политического режима. С
  еще более удивительным бесстрашием Кольридж заявлял, что церковь в сво-
  ем статусе института не является поистине религиозным объединением. По
  его словам, "религия может быть неотъемлемой спутницей, но никак не глу-
  бокой созидательной целью того государственного института, который во-
  лею злой судьбы или по крайней мере досадной ошибки величается церко-
  вью, то есть словом, даже в своем самом лучшем смысле подходящим толь-
  ко к Церкви Христа".
  
  Далее, этимологически, несомненно, основываясь на
  первоначальном значении клира как связанного с клерками (грамотными
  людьми) или писарями, он продолжает говорить в том духе, что
  "клерикалы, духовенство нации, или государственная церковь, в изначально приня-
  том смысле этих понятий или их первичном предназначении включали в
  себя ученый люд всевозможных наименований: мудрецов и профессоров от
  законности и юриспруденции, от медицины и психологии, музыки и граж-
  данской и военной архитектуры, с их общим математическим инструмента-
  рием, -короче говоря, все искусства и науки, усвоение и применение кото-
  рых обусловливает цивилизацию государства на равных с теологическими идеями".
  
  Последние, продолжает он, справедливо претендуют на превос-
  ходство над всеми остальными факторами таковой, но лишь потому, что
  "теология явилась корнем и стержнем познаний цивилизованного человека,
  потому что это она обеспечила единство и циркуляцию живительных соков
  во всех других науках, только благодаря которым на последние и стали смот-
  реть как на элементы, образующие живое древо познания".
  
  Тех представи-
  телей официальной церкви, которых называют "духовенством" в узком смыс-
  ле этого слова, следует в первую очередь рассматривать как воспитателей
  душ, и, по Кольриджу, это очень даже неплохо, что, прежде чем стать пасто-
  рами, они должны выучиваться на простых сельских учителей.
   == И сколько по России сегодня не хватало бы попов загребущих, если бы
  у Православных было нормой -сперва 10 лет отработай сельским учителем, потом
  сдавай экзамен на священника. Все гомосеки и близко бы не появлялись около епископов...
  ==
  
  Очевидно, что ввиду отсутствия единой официальной церкви в Соеди-
  ненных Штатах Америки эта часть учения Кольриджа не могла оказать не-
  посредственное влияние на идеи Марша. Разумеется, и для него было есте-
  ственно думать, что такое положение вещей, при котором институциональ-
  ная церковь является не более чем внешним выражением или телом церкви
  внутренней и духовной, соответствует более высоким принципам, чем те,
  которые нашли бы отражение в церкви, учрежденной по каким-либо поли-
  тическим мотивам.
  
  Но косвенно и другие идеи Марша развиваются в подоб-
  ном же направлении, хотя и с такими отличиями, которых не могло в свою
  очередь не обусловить отличие политической организации Великобритании
  от таковой в нашей стране.
  413
  Любопытно отметить, что Марш в своей проповеди по случаю откры-
  тия университетской часовни провел различие между цивилизацией и куль-
  турой, аналогичное тому, которое проводили Кант и другие немецкие мыслители*.
  
  Цивилизация, таким образом утверждал он, связана с адаптацией
  действий и возможных служб индивида к потребностям и условиям суще-
  ствующего общества. Это-приведение способностей в соответствие с об-
  ластями занятий в гражданском обществе.
  Культура же есть развитие сил
  индивидуума с учетом тех целей, которые делают его воистину человечным;
  она превосходит любой социальный порядок или режим, ибо относит их к
  рангу проявлений духовного закона разума, универсальной воли и задачи
  гуманности как таковой.
  
  Культура нацелена на то, чтобы во всяком конкрет-
  ном обществе правили не его декреты и нормы, а этот внутренний закон
  разумной воли. Никакая государственная политика не в состоянии избавить
  нас от обязательств, диктуемых интересами высшей и всеобщей гуманности.
  
  Люди Востока, говорит он, возможно, более цивилизованны, чем люди
  Запада, ибо их институты и законы, которые обеспечиваются институтами,
  закрепляют за индивидом некие определенные место и деятельность в со-
  циальном порядке. Но мы, пишет он, не предназначены к тому, чтобы быть
  рабочими инструментами в достижении низших целей, к которым нас обя- зывает состояние нашей цивилизации.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"