Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи-146

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -146
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -146
  
  
  И добавляет очень существенные слова:
  "Конечно, о нас едва ли можно сказать, что мы являемся субъектами
  какого-либо государства в обыденном смысле этого слова, как политическо-
  го тела с его неизменной конституцией и определенной организацией не-
  которого количества полномочий. Нет, мы-конституирующие элементы
  общества, в котором высшая ценность, идеал совершенства и счастье инди-
  видуально свободных личностей, составляющих его, складываются в выс-
  шую цель и идеал совершенства общества как целого. У нас нет ничего столь
  закрепленного в формах политической и гражданской организации, что ме-
  шало бы нашим усилиям по обеспечению полного и свободного развития
  всех собственных сил, как индивидуальных, так и социальных.
  
  Безусловно,
  там, где принцип самоуправления допускается в той же мере, что и в нашем
  государстве, на самом деле нет и не может быть чего-то фиксированного
  или постоянного, а если может быть-то только благодаря постоянному и
  неизбывному в разуме, а также неизменным рациональным принципам дей-
  ствия, свойственным представителю такого самоуправления. Принцип са-
  мосохранения нашего правительства следует искать только в неослабеваю-
  щей решимости и незыблемых целях его подчиненных".
  
  Из этого доктор
  Марш делает неизбежный вывод о том, что функция воспитательного, обра-
  зовательного учреждения состоит в культивировании такой общности, ко-
  торая равнялась бы полнейшему развитию всех способностей каждой от-
  дельной личности.
   == Если в России 35% "личностей" способны развиваться только как гады,
  60% вообще не способны "развиваться" в лучшую сторону, хотя и не гады, то
  какими должны быть социальные блага и преимущества тех, кто способен
  развиваться в лучшую сторону?
   И как такое решение совместить с принципом "всеобщего равенства"?
  Почему я должен стремиться к равенству с тупой скотиной или ещё более тупым
  болтуном для тусовок?! ==
  
  Остается лишь сожалеть, что доктор Марш так и не разработал свою
  социальную и политическую философию в полном объеме. И хотя для соот-
  ветствия тех принципов, которые он выражает, современным условиям, воз-
  можно, следовало бы произвести некие изменения в его лексиконе, мне ка-
  414
  жегся, что он высказал принцип, основательно характеризующий чисто аме-
  риканскую общественную систему, если у нас вообще таковая имеется, и в
  целом систему, которая в настоящее время нуждается в дальнейшем развитии.
  
  В эпоху, когда писал доктор Марш, идея национализма в современном
  смысле слова едва ли уже возникла в нашей стране. Если и был в то время
  какой-либо культ государства как политической организации, то крайне сла-
  бый. Индивиды все еще четко осознавали собственные возможности, реа-
  лизованные в свободной общности, могущей учреждать и изменять свою
  государственность, а точнее, конкретные формы политической организации.
  
  Все, конечно, испытывали в то время великое восхищение американс-
  кой формой правления и особую патриотичную преданность ему. Но это
  было именно служение его основополагающему принципу, символу свобод-
  ного и самоуправляющегося сообщества, а отнюдь не его форме. Его расце-
  нивали как знак и как средство, но не как неизменную в себе цель, которой
  должны подчиняться воля и совесть индивидов.
   == Поскольку на территории России после 1917 года нет системы отвечающей
  описанным тут принципам, то можно ли то что есть в России признать "государством"? ==
  
  По моему мнению, подобное подчинение государства сообществу пред-
  ставляет собой величайший вклад американского образа жизни в мировую
  историю, и это отчетливо видно из высказываний доктора Марша. Но пос-
  ледние события имели тенденцию к сокрытию от нас этого обстоятельства.
  Свою работу вершили силы, стремящиеся подогнать оригинальное пред-
  ставление о государстве и его организациях к старинным европейским по-
  нятиям и традициям.
  
  Государство теперь считается целью-в-себе; самозва-
  ные патриотические организации избрали своим делом провозглашение ра-
  венства между лояльностью и патриотизмом личностей и почитанием государства как неизменного института. Конституция государства толкуется ныне не как средство и инструмент для достижения благосостояния в обществе свободных самоуправляющихся индивидов, а как нечто ценное и святое само по себе.
  
  Мы вынуждены, хотя и в основном бессознательно, но все же до-
  вольно глобально, ставить свой первозданный американский идеал под воп-
  рос. Отныне мы склонны считать, что индивидуальность полностью зави-
  сит от государства, вместо того чтобы основывать все свои действия на уве-
  ренности, что мы в состоянии обратить государство с его конституцией, за-
  конами и властными структурами в средство своего продвижения к целям
  сообщества свободных личностей.
   == Пример ситуативной модели. В России у 2 миллионов населения 90% всех ценностей на территории России (кроме "полезных ископаемых", которые ещё надо "выкопать и сбыть...". А у остальных 143 миллионов населения всех фактических ценностей в среднем по 1,5 миллиона рублей на человека.
   Кто скорее вступит в преступный сговор в рамках 50 разных "общественных организаций"? 2 миллиона или 143 миллиона быдла которому любое ухудшение уровня жизни ничего не оживит в деле создания своих организаций? ==
  
  Доктор Марш писал о периоде первых переселенцев в истории Амери-
  ки, будучи стопроцентным, хотя и не столь заинтересованным его очевид-
  цем, как мы сегодня. Истинный индивидуализм той эпохи померк, ибо его
  неправильно поняли. Сегодня его часто толкуют в том духе, что это была
  эйфория личности, свободной от социальных отношений и обязанностей.
  
  Марш всякий раз воспроизводит подлинную атмосферу прошлого индиви-
  дуализма, когда говорит, и говорит постоянно, о сообществе индивидов. Сущ-
  ность нашего прежнего, первопроходческого, индивидуализма была не асо-
  циальной, и уж тем более не антиобщественной; она вовсе не предполагала
  какого-то безразличия к притязаниям общества.
  
  Ее действующим идеалом
  являлись добрососедство и взаимная помощь. Она не отрицала необходи-
  415
  мости правления и закона, но удерживала их в подчинении нуждам измен-
  чивого и развивающегося сообщества индивидуумов.
   == Ни у кого нет желания оценить наличие " добрососедства и помощи" у туземцев России русской национальности хоть на примере деревни на 300 дворов, хоть на примере городской улицы где от угла до угла 10 частных домов, хоть на примере подъезда многоэтажного дома где под 40 квартир? С учётом что во всех трёх примерах имеются в виду люди старше 35 лет которые на данном месте живут не меньше 20 лет...
   Если же в этих примерах взять людей, которые на данном месте живут больше 40 лет, то ситуация окажется до последней степени безобразной?
  
   А вот у цыган или понаехавших в данное поселение кавказцев добрососедства и взаимопомощи столько, что удивительно, если они за прошлые 40 лет не завели тут свои кавказские или цыганские порядки при которых русские задвинуты куда-то в самые плохие условия... ==
  
  Общественные отно-
  шения позволяли индивиду достичь более полного проявления собствен-
  ных сил, а такое развитие в свою очередь было фактором преобразования
  организованного и узаконенного гражданского и общественного порядка, в
  результате которого как можно больше индивидов смогли бы принять ис-
  тинное участие в самоуправлении и саморазвитии общества, или, короче
  говоря, как можно больше индивидов могли бы распоряжаться той самой
  свободой, на которую имеют врожденное право.
  
  Девальвация раннего, пер-
  вопроходческого американского индивидуализма представляет собою не что
  иное, как негативное последствие нашей измены национальной идее подчи-
  нения государства и власти социальной коммуне и тяготения к традицион-
  ной европейской идее государства как цели в себе.
  
  Если мне дозволено вы-
  разить личное мнение, то я вам вот что скажу: никогда не перестану испы-
  тывать благодарность за то, что родился в то время и в том месте, когда и где
  еще отчетливо доминировали идеи свободы и самоуправляющегося сооб-
  щества граждан, вследствие чего мне посчастливилось бессознательно впи-
  тать в себя все существо их здравого смысла. В Вермонте-возможно, еще
  более, чем где бы то ни было, - в народе прочно закрепилось убеждение в
  том, что правительства похожи на дома, которые мы населяем: дома служат
  нашему благополучию, и те, кто живет в них, вольны сменять один дом на
  другой, расширять свое жилище, если таких преобразований и перемен тре-
  буют растущие потребности человеческого семейства.
  
  У жителей Вермонта
  подобное убеждение было столь глубоким, что я и по сей день думаю так:
  если человек разделяет подобное убеждение, он гораздо больше предан и
  патриотичен по отношению к американскому идеалу, чем когда он толкует
  патриотизм как строгую приверженность некой государственной форме, счи-
  тающейся неизменной вовеки и еще он по-настоящему предан ему, когда
  признает превосходство стремлений социальной человеческой общности над
  притязаниями какой-либо частной политической формы.
  
  Воззрения доктора Марша на образование явились отражением его со-
  циальной философии в целом. Нечего и говорить о том, что он толкует обра-
  зование в глубоко религиозном ключе и что религия была для него, если
  вспомнить уже процитированный нами фрагмент из Кольриджа, "живитель-
  ным соком растущего древа познания". Но, анализируя его слова, мы долж-
  ны также помнить, что религиозная истина в его представлении совпадала
  с разумной истиной о самой вселенной и ее взаимоотношениях с природой человека.
  
  Опять же по его словам, религиозная истина
  "есть не столько
  особенная, отдельная часть того, что должно входить в систему обязатель-
  ных наставлений, заучиваться человеком и храниться в сознании для даль-
  нейшего применения, сколько всеохватная и животворная сила и принцип,
  долженствующие оказывать непрестанное воздействие на психику человека
  в каждой фазе процесса ее развития и включать все силы души по мере их развертывания в сферу своего святого и очеловечивающего влияния".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"