Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи-147

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -147
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -147
  
  
  Концепции того, что представляет собою религия и религиозная истина, могут
  416
  меняться; и они действительно изменились с тех пор, как о них учил и писал
  Марш. Но и по сей день, как во времена, когда об этом говорил Марш, обра-
  зование очень остро нуждается в известном организационном всеобъемлю-
  щем и животворном принципе, который связал бы воедино все его столь
  многочисленные специализации и детали.
  
  В идеях доктора Марша, касающихся более конкретных вопросов орга-
  низации и осуществления университетского образования, также отражают-
  ся основные концепции. Излагая их, я буду главным образом опираться на
  написанное его преемником по кафедре философии профессором Джозе-
  фом Торри в посвященном памяти Марша предисловии к собранию его трудов.
  
   == Можно понять и так, что в США каждый автор сумевший написать больше 800 страниц разных текстов -посмертно издаётся за счёт общественного духовного уровня.
  Насколько далеко до этого в России? ==
  
  По мнению последнего, "правила набора студентов слишком строги и
  негибки". Совершенно непонятно, почему те, кто, к сожалению, оказался
  лишенным возможности воспользоваться всем курсом в целом, не могут
  воспользоваться хотя бы той его частью, которая была бы им по силам. "Он
  также выступал за возможность широкого развития врожденных наклонно-
  стей и задатков самых различных по духу студентов.
  
  Нелепо было бы ожи-
  дать от всех молодых людей, что их психика будет развиваться по одному и
  тому же пути; поэтому так же нелепо было бы ограничивать каждого из них
  одним и тем же числом и типом учебных предметов". И еще:
  "он считал,
  что привычные методы обучения слишком формальны и неэффективны.
  Живое наставничество составляет в них лишь малую долю, но чересчур боль-
  шое значение придается знакомству с учебниками. Он предпочел бы, чтобы
  в этом процессе гораздо большую роль играло неиссякаемое и тесное взаи-
  модействие душ учителя и учащегося".
  
  Куда важнее укреплять и оттачи-
  вать способности учеников к независимому мышлению и суждению, чем
  приспосабливать их к усвоению чужих идей. Что же касается учебной дис-
  циплины и нравственности, то здесь он выразил подобное же недоверие си-
  стеме сиюминутного поверхностного регулирования и подчинения. Он так-
  же был против господствовавших в то время методов классификации и сти-
  мулирования учащихся. Чисто формальные экзамены, по его мнению, пред-
  ставляли невеликую ценность.
  
  Данные положения звучат удивительно, словно это критика и предло-
  жения из уст реформаторов образования, адресованная ими из той эпохи
  нашему времени. Однако у Марша эти положения и не являлись уступкой
  актуальной практической надобности. В них отразилась его фундаменталь-
  ная вера в индивидуальность и дух как противоположность букве и меха-
  нической форме. Но подобному акценту на достоинстве индивидуальности
  в его воззрениях на образование, так же как и во всех его взглядах, сопут-
  ствовало не менее сильное понимание того обстоятельства, что конечная
  задача всегда должна заключаться в достижении общности развитых индивидуальностей.
  
  Конечная цель образования есть "усовершенствование со-
  стояния и характера великого единства людей". Нигде, кроме как в Соеди-
  ненных Штатах, школы "не были столь значительным и доминирующим
  объектом в программах правительства", и больше нигде так по-настояще-
  му не ставился эксперимент "по равному обеспечению всем классам и всем
  417
  индивидам одного и того же уровня в системе свободного государственно-
  го образования" 1.
   1 Заметим, что эти слова были сказаны еще до того, как в нашей стране про-
  изошло великое возрождение государственных школ в 40-х годах XVIII века*.
   == Если в России ввести учёт числа правонарушителей средней и высшей школы закончивших образование не позднее 5 лет в прошлом, то что мы увидим? Если система образования никакого реального вклада в правопорядок не вносит, то как её оценить?
   Главное что "мы первые в космос полетели" (всего на 5-9 месяцев "первые", а не на 24 -48 месяцев...)? Или главное что уже которое десятилетие у нас сокращается число правонарушений? ==
  
  Вместо того чтобы читать панегирик в адрес доктора Марша, я выбрал
  попытку составить некое представление об отношении его мыслей к его же
  собственной эпохе. Но рассказ об эпохе помог нам увидеть, что Маршу был
  свойствен глубоко чувствительный и одновременно глубоко рациональный
  ум. Тот период не был благоприятным для далеко идущих мыслей и выво-
  дов, которые обычно требуют известной смелости, чуждой и темпераменту
  доктора Марша, и эпохе в целом.
  
  Он не ставил глобальных вопросов, кото-
  рые выходили бы за рамки системы религиозных верований. В выборе язы-
  ка, которым Марш выражает свои философские измышления, он опирается
  на Кольриджа и немецких идеалистов. И тем не менее благодаря этой его
  особенно острой чувствительности, даже когда он говорит о вещах, которые
  сегодня не столь популярны, как в те времена, когда человек был более глу-
  боко погружен в теологию, мы не находим в его мыслях ничего ветхого, устаревшего.
  
  Под его самыми что ни на есть трансцендентальными умозре-
  ниями улавливается сокровенно личное отношение к определенным реалиям.
   == А писания всех советских философов в 1950-2000 годах, за исключением 4-7 авторов были писаниями учёных "комбинаторов из слов", которые не имели никакого понятия что происходило в колхозе, в цехе завода, в городишке где меньше 50 тыс. населения за прошлые 10 лет... ==
  
  Для него было характерным считать, что знание "духовной" истины все-
  гда более чем теоретично и интеллектуально. Это не только причина нашей
  деятельности, но и плод ее. Ей стоит существовать для того, чтобы быть
  познанной. Тот факт, что он придавал чувству невысокий статус по сравне-
  нию с пониманием, обусловливался у него не только познавательным значением чувства.
  
  "Рабство чувств" было для Марша болезненным нравствен-
  ным и личным вопросом. Точно так же его недооценка понимания в сравне-
  нии с разумом не диктовалась какой-либо специальной задачей. В том, что
  Марш называл пониманием, ему виделись корни тех навыков и условнос-
  тей, которые позволили людям во взаимодействии с природой и себе подоб-
  ными строжайшим образом привязывать средства к целям.
  
  Понимание у них
  служило ключом к так называемому успеху. Но цели, определенные пони-
  манием подобного рода, составляли суть мирского успеха, и поэтому разум
  являлся для Марша символом человеческой способности жить более высо-
  кой и сосредоточенной жизнью, которую он именовал жизнью духа и в ко-
  торой усматривал особое достоинство человека.
  
  Религия в представлении
  Марша была высшей ценностью, хотя концепция того, из чего она склады-
  вается, фактически сводилась им к осуждению многого из того, что понима-
  ли под религией в его время и до сих пор понимают под таковой, а именно
  -тривиальной попытки включить Бога и ближайший мир в схему личного
  достижения и успеха.
  
  Под спудом несколько старомодной формы его фило-
  софии угадывается редкая личность, высокообразованная, вечно жаждущая
  большего знания и намеренная использовать свою эрудицию и философию
  для пробуждения в своих собратьях сознания собственных сил, которые по
  праву даны им как людям, и стимулирования их к скорейшему осуществле-
  418
  нию таковых возможностей в самих себе. Трансцендентализм послужил лишь
  внешней формой, которая как нельзя лучше соответствовала его целям в то
  время. А сутью, которая под ней, является ностальгическое стремление к
  полноценной и праведной жизни.
  
  2 . Философия Уи л ь яма Джеймса
  В результате знакомства со всеми свидетельствами о занятиях и связях
  Уильяма Джеймса у меня сложилось впечатление, что по разносторонности
  он является самой значительной интеллектуальной фигурой, которая когда-
  либо рождалась в Соединенных Штатах Америки.
  
  Конечно, в отдельных
  способностях его кое-кто превзошел: например, Джефферсон - глубиной
  и масштабностью политической мысли, а Эмерсон-постоянством и ин-
  тенсивностью сугубо интеллектуального пыла.
  
  Но Джеймс кажется нам едва
  ли не уникумом в силу разнообразия его интересов к жизненно важным воп-
  росам. Размышляя над полной и упорядоченной их переписью, которой мы
  обязаны тщательному и утонченному мастерству профессора Перри1 *,
   1 The Thought and Character of William James, by RalfBartonPerry. Vol. I. Inheritance
  and Vocation. Vol. II. Philosophy and Psychology. Boston: Little, Brown and Company,
  1935 [ПерриРальф Бартон. Мысль и характер Уильяма Джеймса. Т. 1. Наследствен-
  ность и профессии. Т. 2. Философия и психология]. (Есть смысл полностью привес-
  ти и подзаголовок этой книги: "На основании неизданных заметок и писем, а также
  опубликованных произведений".)
  
  я припоминаю, пожалуй, только один аспект человеческих забот, который не от-
  разился в ней. Она не содержит и намека на то, что Джеймс испытывал ка-
  кой-нибудь интерес к конкретным спектаклям истории, хотя этот факт име-
  ет, по-видимому, позитивное значение, ибо указывает на его пусть не само-
  достаточное, но все же бурное чувство жизни, не вяжущееся ни с какой хронологией.
  
  Можно сказать, что Джеймс глубоко современен; скорее он имен-
  но является современным, нежели желает быть таковым, ибо его современность
  относится не к случайным событиям, объединенным в скоротечное шоу, а
  вытекает из тех проблем и затруднительных положений, с которыми
  человечество сталкивается во все времена и под небом любой страны.
  
  История Уильяма Джеймса представляет колоссальный интерес уже просто потому, что он вышел из необычайно одаренного семейства.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"