Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Философия свободы -64

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ФС-64
  
   Вл.И.Васильев
  
   Н.А.Бердяев "Философии свободы" -64
   Комментарии читателя
  
  Сознание греха и сознание спасения во Христе в "Исповеди" бл. Августина было рождением нового человека. Вся ткань человеческого существа стала непохожей на ветхую, языческую ткань. Ощущение и сознание вечной гибели от греха и вечного спасения от Христа стали определяющей силой истории. После Христа история мира пошла не по пути наименьшего сопротивления, как хотят думать позитивные историки, а по пути наибольшего сопротивления, по пути сопротивления всему греховному порядку природы. Жажда личного спасения стала основным мотивом истории, и временное непонимание смысла истории, смысла земного существования человечества во времени стало как бы исполнением этого смысла.
   == Разные государства конкретного столетия были в разной мере греховны. И греховность данного государства нужно было умножать на число его жителей попавших под гнёт этой греховности или с воодушевлением служащей этому греху государства за оплату...
   Ну и где же исторические обзоры истории разных государств с точки зрения греховности государства хотя бы за 300 последних лет? ==
  
  Христианская история, говорят, не удалась, христианство не осуществилось в истории, но сама эта неудача, сама неосуществленность христианства поучительна для понимания религиозного смысла истории, поддерживает истину христианских пророчеств. В христианской истории совершили свой великий подвиг самоотречения и аскетической победы над природой христианские святые, из которых состоит подлинная Церковь Христова. Но весь "христианский" мир не принял реально христианства, все еще остался языческим.
  
  Христианская история была сделкой с язычеством, компромиссом с этим миром, и из компромисса этого родилось "христианское государство" и весь "христианский быт". Христианская история была прохождением через ряд искушений, тех дьявольских искушений, которые были отвергнуты Христом в пустыне: искушением царством этого мира, искушением чудом и искушением хлебами. Искушения христианской истории отразились на историческом христианстве, которое оказалось компромиссом подлинной религии Христа с царством князя этого мира.
  
  Монашеское христианство, аскетическое по форме, по содержанию было слишком от мира сего и потому не могло создать мира иного. Средние века, которые будут для нас вечным поучением и ко многим сторонам которых мы неустанно должны возвращаться, особенно поучительны сочетанием небесной мечты с земной силой этого мира, лежавшего еще во зле. Совершающееся искупление как бы закрывало творческую тайну космоса, и человечество все соединялось с тленной плотью этого мира, которую проклинало в своем аскетическом сознании.
  
  Средние века - самая загадочная и чарующая эпоха мировой истории, полная антитезисов и противоречий. Средние века не есть эпоха варварства и тьмы; этот старый взгляд давно уже оставлен культурными историками, наоборот, это эпоха великого напряжения духа, великого томления по абсолютному, неустанной работы мысли, это эпоха культурная и творческая, но не дневного творчества, а ночной культуры. Ночное сознание средневековья было полно прозрений, и в иных своих точках средневековье приближалось к несказанному.
  
  Эпоха не только самая аскетическая, но и самая чувственная, отрицавшая сладострастье земное и утверждавшая сладострастье небесное, одинаково породившая идеал монаха и идеал рыцаря, феодальную анархию и Священную Римскую империю, мироотрицание церкви и миродержавство той же церкви, аскетический подвиг монашества и рыцарский культ прекрасной дамы, - эпоха эта обострила дуализм во всех сферах бытия и поставила перед грядущим человечеством неразрешенные проблемы: прежде всего проблему введения всей действительности в ограду церкви, превращения человеческой жизни в теократию.
  
   == Превратить бытовую жизнь человека в теократию -не получилось. Чем же была бытовая жизнь человека у язычников Рима в последние 150 лет до Христа? Чем была бытовая жизнь человека на территории Италии в последние 150 лет средних веков? А на территории Франции?
   Чем была бытовая жизнь человека на территории Италии и Франции через 200 лет после завершения средних веков? Чем она там была последние 50 лет до Первой мировой войны? И куда был направлен вектор её развития после 1960 года? ==
  
  Душа средневековья - чувство покорности Господу, рыцарская верность Богу, Христу и Деве Марии - предметам любви. Во имя мистической покорности воздвигали люди средневековья готические храмы, устремленные ввысь, шли в крестовый поход освобождать Гроб Господень, пели песни и писали философские трактаты, создавали чудесный, полный красоты культ, любили прекрасную даму. Душа средневековья женственна, покорна Богу, отдается Христу, и она же рыцарски мужественна в своем походе против врагов Господа. Романтики всегда возвращались и будут возвращаться к средневековью, видят там родственное себе томление. О, мы прекрасно знаем, что средневековые люди нередко были полны грубости и жестокости, что средневековая теократия была подменой власти Божьей властью человеческой, что с веками этими связана инквизиция и суеверия, но все это только подчеркивает двойственный и сложный характер эпохи.
  
  Средние века были устремлены к небу, в религиозном своем сознании проклинали землю, и земля оставалась языческой, само царство небесное на земле становилось язычески земным. Идеал феодального рыцарства, равно как и идеал Священной Римской империи, был странной смесью язычества с христианством.
  
  Эпоха, проникнутая сознанием греховности любви, была эротична до глубины своих основ, создала культ Мадонны и влюбленности в Христа, сблизила культ прекрасной дамы с вечной женственностью мировой души. Всякому известны тьма и невежество средних лет человечества. Но можно ли сказать, что была философским безвременьем и темнотой эпоха, в середине которой явился Иоанн Скотт Эригена, а в конце Мейстер Эккерт? Была ли некультурна эпоха Данте и Фомы Аквинского? Вся античная культура вошла в средневековье, мировая душа жила и развивалась в течение этих оклеветанных веков. Напряженное чувство личности, личного спасения (у монашества) и личной чести (у рыцарства) утверждалось в эпоху, которую принято считать временем полного порабощения личности.
  
  В основе феодального строя лежало начало личности, и последующее обмещанение и обуржуазивание мира стерло краски индивидуальности. Средневековые ужасы миновали безвозвратно, средневековая дикость ушла в глубь прошлого, средневековая красота, средневековая культурность, средневековая напряженность духовного томления манят нас и до сих пор. Философия будущего больше будет иметь общего с философией средневековой, ---
  
  Примечание:
  [31 - Средневековая философия не исчерпывалась схоластикой. Так, напр., гениальный Иоанн Скотт Эригена многое предвосхитил в философии Шеллинга и Гегеля.]
  
   --- чем с новейшей, новая общественность - с теократией, новая религиозная жизнь будет как бы восстановлением средневековья, но освобожденного от дуализма, переведшего томление == о лучшем среди людей = в реальность. Почему же идеалы средних веков не удались, не реализовались, почему наступила эпоха нового богоотступничества, светского гуманизма, возрождения язычества, а затем атеистического позитивизма и позитивного социального строительства? Почему великая, святая идея теократии, Града Божьего, стала ненавистной новому человечеству, почему оно отказалось от томления по небу, почему ничего не вышло с грандиозным опытом охристианить мир без остатка? Почему все надежды нового человечества идут вразрез с мечтами средневековья? Как можно отстоять религиозный смысл истории, если произошел такой крах с самой религиозной эпохой, что пропала у человечества охота религиозно организовать жизнь и религиозно направить историю?
  
   == И в довершение всех бед христианство в России стало "тупой и злобной поповщиной на откорме". И только ли православное? Если за 200 лет протестанты и католики не ответили на перечисленные вопросы у Бердяева (и даже не поставили?!) -как это следует называть?
   Христианство кончается, как только кончается стремление ставить вопросы и находить ответы!
  
   Кроме христиан в христианстве имеются люди Сатаны (не забывайте притчу о плевелах...). Их разве долго надо искать? И значит, кроме христианства Христа уже существует в мире христианство Сатаны! И признаки этого христианства -поповщина на откорме, неспособность ставить вопросы и отвечать на них.
   Именно потому для Вочмана Ни и Витнесса открылся их путь, что они пошли расчищая дорогу от христианства Сатаны. ==
  
   == В 4 веке один христианский авторитет сказал "Если мы говорим, что Бог такой-то или такой-то -мы устанавливаем рамки для Всемогущего Господа который не имеет в Себе рамок". По этой причине ваше или моё индивидуальное или коллективное понимание конкретной проблемы названной в Ветхом или Новом Завете не может быть истинным для Самого Господа...
   В книге Юлии Латыниной -нечто вроде резюме размышлений множества библеистов за прошлые 100 лет - показано, что Христос был негодяем и бандитом и не воскресал.
  
   Особенно занимательны изыскания псевдохристиан о том, что сторонники Христа не могли "подкупить стражу у камня, поскольку на камне были печати"... С чего бы вдруг нормальные римляне оказались честнейшими людьми в истории и отказались бы от 10-30 килограммов золота за то, что они сняли печати, дали христианским бандитам и террористам (зилотам...) вынести тело Христа и заново пришлёпнули к камню эти печати?
   Подробностей как могли выглядеть эти печати и технология их налепления на этот камень апологеты христианства не приводят...
   Итак, есть начальник стражи, есть 4 или даже 6 стражников. Они получают по 3-5 килограммов золота на человека за кражу тела Христа. И если они проболтаются -они должны будут поделиться этим золотом... Стражники -со всей оравой своей когорты... Вместо 5 килограммов у стражника останется 100 граммов золота... Так что языки были завязаны насмерть...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"