Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Философия свободы -70

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ФС-70
  
   Вл.И.Васильев
  
   Н.А.Бердяев "Философии свободы" -70
   Комментарии читателя
  
  
  
  Внешние и грубые формы зла постепенно отмирают в истории, и прогрессисты справедливо провидят в будущем уничтожение этого первобытного зла. Люди не будут уже поедать друг друга, не будет таких убийств, казней и разбоев, не будет такой тьмы и невежества, такой нужды и беспомощности перед природой. Но тоска усилится, радости будет еще меньше, ужас пустоты и небытия достигнет размеров небывалых.
   == Как провести этот день когда ничего не обязан и при желании не сможешь сделать -уже 5000й день своей пенсионерской жизни...
   Но много ли у пенсионеров проблем от преизобилия времени на безделье? ==
  
  Внутренняя отчужденность и внешняя связанность будут возрастать по мере внешнего освобождения и насильственного == внутреннего == соединения людей. Самые радикальные социальные перевороты не затрагивают корней человеческого бытия, не уничтожают зла, а лишь отводят его. И самый страшный ужас ждет человечество впереди, самое страшное зло воплотится в будущем, когда окончательно исчезнут первоначальные формы зла.
  
  Для победы над грядущим злом растет сила царства Божьего, сила творческая; воплотится в будущем и высшее добро. В этом сущность апокалипсических пророчеств о смысле и конце истории.
  
  Самая большая трудность философии истории скрыта в природе индивидуального, которое, казалось бы, не поддается разумному объяснению, не вмещается ни в какие схемы. Часто утверждают, что всякий провиденциальный план истории сталкивается с индивидуальным, и тайна индивидуального опрокидывает всякий план, всякую схему истории. А ведь история имеет дело исключительно с индивидуальным, неповторимым, конкретным. И новейшие гносеологи (Риккерт и др.) справедливо усомнились в самой возможности законов истории.
  
  Нельзя установить законов истории, так как нельзя построить науку истории по образцу естествознания, которое имеет дело с повторяющимися явлениями и устраняет все индивидуальное. "Научная" теория истории невозможна и обычно выливается в мертвую и пустую дисциплину социологии - этого богословия позитивистов.
  
  Примечание:
  [38 - Риккерт утверждает индивидуализирующий метод для исторических наук в противоположность генерализирующему методу естественных наук.]
  
  Но религиозное понимание истории возможно уже потому, что религиозное восприятие всегда индивидуально и универсально разом и что религиозный смысл истории исходит из индивидуального, неповторимого факта - Христа.
   == И что мог бы ответить Бердяев на вопрос: какие потенции развития заложены в повседневно-бытовом смысле истории? В чём себя после 1950 года проявляет религиозный смысл истории, который ведь в историю входит не как философская формулировка, а как определённые действия, которые масса христиан в данной ситуации совершает руководясь именно христианским духом, а не соображением бытовой сообразности?
   Христиане как христиане практически ничего не делают. Реально одухотворённых христиан в мире едва ли больше, чем по 3-8 человек на миллион якобы христиан...
  
   И нет в этом ничего ужасного, ибо об этом давно сказано словами "вы -малое стадо...".
   Все проблемы христианства в прошлом могут быть свидетельством что христианство является глубочайшим и нелепым заблуждением, но не на том нелепом уровне, который в нём высмотрели посторонние атеисты. Подлинный уровень заблуждения христианства может открыться только христианину.
   И кто же увидит этот свет и пойдёт по новым дорогам? ==
  
  Религиозное сознание в противоположность научному воспринимает и осмысливает абсолютно индивидуальное, и никакого иного бытия, кроме индивидуального, для него не существует.
   == И где же плоды такого сознания у католиков после 1950 года?
  Христианство ждёт в будущем событие сравнимое с переменой точки зрения Лютером. ==
  
  Общее, универсальное так же индивидуально, как и частное - не менее реально. Вот почему религиозный план истории не есть непременно схематизм, как то кажется позитивистам-номиналистам. Пророческое видение будущего не абстрактную, мертвую схему открывает, а живую, индивидуальную трагедию. Сама возможность пророчеств основана на религиозном преодолении противоположности между свободой и необходимостью, которая для рационалистического сознания остается непримиримой антиномией.
  
  Необходимый, роковой конец истории, который открывается в пророчествах, и будет делом свободы, постигнутой не как произвол. Христос уничтожил противоположность между человеческой свободой и божественной необходимостью, и христианские пророчества открывают конец истории и путь к нему по ту сторону этой противоположности. Конец истории в такой же мере провиденциален, в какой и свободен. Провиденциальный план истории не может быть насилием над свободой индивидуального, а лишь ее исполнением.
   == Имеется в виду свободное отпадение массы людей от церковных собраний в любых конфессиональных формах. Но самоочевидно, что никогда это отпадение не приведёт к такой же полноте отчуждения и забвения, как случилось с религиозными собраниями и празднествами у народов языческих. ==
  
  Мировая трагедия разрешится не только борьбой Христа с Антихристом, но и человеческой свободой, человеческим усилием и творчеством.
   == А может именно в творческих усилиях каждого конкретного человека происходит вся борьба Христа с Антихристом?
   Например: -пока конкретный многодеятельный человек в течении жизни брался за 10-15-25 дел, но всё за такие, результат которых, притом хотя бы как надежда на результат... -был ему виден не далее 5 лет в будущем, -человека водил по жизни дух практической выгоды от Сатаны.
   А вот если человек брался за дело, результат которого вообще не был даже предполагаемым через сколько-угодно лет, скажем, "в ближайшие 12-15 лет результата точно не будет..." -вот тогда только человека водил по жизни творческий дух от Христа.
  
   Но ведь 99% людей -полностью бездеятельные люди во всех смыслах? ==
  
  Конец истории и путь к концу - не исключительно божественный, а богочеловеческий, и в богочеловечности таится возможность осмыслить божественный план истории, не погасив индивидуальной свободы человека. Только новая религиозная антропология в силах осветить религиозный смысл истории, победить кошмар отвлеченной схемы и безумие индивидуальной игры.
   == И очень примечательно, что деятельность Вочмана Ни после 1932 года была всесторонним развитием концепции богочеловечества. ==
  
  
  Христианство не полно, так как в нем или совсем не было религиозной антропологии, или была антропология ложная. Христианское сознание выработало на вселенских соборах догмат о богочеловечности Христа; оно же открыло греховность человеческой природы. Но богочеловечность человека и человечества не была полностью вмещена христианским сознанием: ему оказалась почти чуждой сама идея богочеловечества.
   == "Богочеловечность Христа" - это не то же самое что "богочеловечество" -богочеловечность людей как индивидуально, так и совместно. ==
  
  Антропология исторического христианского сознания осталась еще слишком языческой и ветхозаветной. Человеческая стихия была, с одной стороны, принижена христианством в истории, а с другой - ложно возвеличена в лице папы, царя, иерархии, в человеческом быте и человеческих мнениях, выданных за божеские. Человеческое было соединено с божеским в Христе, индивидуально соединялось у святых, у спасавших свою душу; но на пути истории, на пути культуры осталась отъединенность. Человеческая стихия в одной точке соединялась с Христом и тем спасалась в индивидуальной форме, но исторически, вселенски она утверждала себя по-своему, приняла своеобразный компромисс христианства с языческой антропологией. Человеческая стихия не обожилась и потому осталась и приниженной перед Божеством, и бесстыдной, полной самомнения в своем самоутверждении.
  
   == Христианин, если не согласен со мной -будет хоть 100 раз за 3 года встречаться со мной чтобы привести меня к верному пониманию того, что я понимаю не верно. Сатанист христианский на меня или гавкнет "ты кто такой чтобы иметь своё мнение?! Сперва закончи Духовную академию и дослужись до сана епископа!", или как великовозрастный гадёныш с уровнем 15-летнего шпанёнка посмотрит на меня, думающего, с бесконечным презрением... Дескать "первый раз в жизни вижу умничающего человека, все остальные были тупые бараны заучившие догмы христанства..."... ==
  
  Католичество было разом и унижением человека, и непомерным возвеличением; в нем сильна властолюбивая и самолюбивая человеческая стихия. Православие было принижением человеческой стихии, подчинением ее Божеству, столь характерным для Востока исчезновением человека в Боге. И ложная антропология западного католичества, и полное отсутствие антропологии в восточном православии одинаково свидетельствуют о неполном и одностороннем характере христианства в истории, о неизбежности раскрытия полной религиозной антропологии, религиозного учения о человеке и человечестве, не языческого и не ветхозаветного.
   == Вочман Ни утверждает, что мы по духу братья Христу и через Христа сыновья Богу-Отцу. Соответственно -каждый из нас обретает равноценность с Ними, хотя не обретает Их божественной Сущности и Ипостаси. Каждый из нас духом возводится в достоинство священника и святого. А сколько христиан подсознательно воспринимают посмертную встречу со Христом как встречу с Господином который при случает будет их "гонять и шпынять" и держать в вечном страхе? ==
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"