Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Философия свободы -68

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ФС-68
  
   Вл.И.Васильев
  
   Н.А.Бердяев "Философии свободы" -68
   Комментарии читателя
  
  
   Сколько групп просуществовали больше 3 лет, но не дотянули до 50 или 80 лет за последние 150 лет в конкретной стране?
  
   Если негативное -такая же суть природы, как смена времён года, то как нужно изменить общий взгляд на перспективы развития общества?
   И почему в 1911 году Бердяев и все другие не понимали глубинной сущности негативного фактора в обществе?! ==
  
  Прогрессисты мечтают о земном абсолюте, который когда-нибудь появится во времени, и это есть чаяние мессианистское, жажда исхода из исторической трагедии. Позитивисты, исповедующие социальные утопии, ждут страшного суда над злом прошлого, ждут окончательного торжества правды на земле, но смешивают правду Божью с правдой человеческой, суд Божий с судом человеческим, чаяния Христа-Мессии с чаяниями Антихриста, земного бога. Рационалистическое сознание мешает им принять идею конца истории и мира, которая предполагается их неясными чувствами и предчувствиями; они защищают плохую бесконечность, торжествующую в жизни натурального рода.
  
  История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завершению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, которая имела начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая.
   == Коренная ошибка всех учений - смысл истории существует лишь ради рода человеческого... Ради животного и растительного царства смысла истории нет и быть не может даже в перспективе на миллион лет в обе стороны от текущего года... И все события в животном или растительном царствах никакого отношения к истории не имеют.
   Потому что они не имеют ни предшествующих причин случившихся 200 -500 лет назад, ни последствий ожидаемых через 50 -70 лет...
   Но может быть революция в России в 1917 году наглядно показала "обрыв" причин и следствий в интервале 500 лет до 1917 года и начало новой цепи следствий которые совершенно внешне и формально можно назвать "связями с предшествующими столетиями"?
  
   Да почему история не может быть цепью событий вызванных случайной причиной в случайной точке столетий которые попросту "затихнут как волна во времени" через 50-270-430 лет? Заменятся следствиями из других причин. Или резко оборвут весь поток следствий, как это случилось в интервале 1917 -1921 годов в России?
   А бытовая психология находится в волне истории или остаётся под этой волной и меняется не от перемен за пределами быта людей? ==
  
  В религии социализма, этом последнем слове учения о прогрессе, есть конец. Социализм верит, что старый мир разрушится, что над старым злом будет произнесен окончательный суд, что настанет совершенное состояние на земле, царство человеческой правды, что люди будут как боги. Мировая социальная катастрофа, наступление социалистического рая - все это вывернутая наизнанку религиозная идея конца истории, начало уже сверхисторического. В сознании своем социалисты утверждают, что прогресс будет бесконечным; но в стихии своей утверждают конец, социалистический конец истории, исход, спасение человечества от всех бед и зол, обоготворение человечества.
   == И при этом как полные идиоты умалчивают о всех неразрешимых проблемах власти на более чем трехсотлетнем предстоящем пути к достижению "конечной цели". С такой властью, какая была в России после 1917 года -куда-то можно идти и дойти?!==
  
  В этом ожидании конца весь пафос социализма. Появление религии прогресса и социализма обостряет религиозно-эсхатологическую проблему, ставит перед христианским сознанием вопрос о религиозном смысле истории и ее завершении, служит возрождению религиозному, связанному с обетованиями и пророчествами.
  
  Апокалипсис, откровение св. Иоанна, и есть христианская книга, в которой заключены пророчества о конце истории, которая тесно связана со смыслом истории. Апокалипсические пророчества говорят о грядущем разделении мира, об образовании в конце истории как царства князя этого мира, так и царства Христова. Будущее двойственно, в нем зло должно быть окончательно отделено от добра. Смысл истории согласно Апокалипсису заключается в освобождении человеческих сил для последней борьбы добра и зла, Христа и Антихриста.
  
  Церковь должна приготовиться в мире, ибо в конце "наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя". Самое существенное в Апокалипсисе - это пророчество о наступлении тысячелетнего царства Христа на земле - хилиазм.
  
  Примечание:
  [35 - Хилиазм христианский следует решительно отличать от хилиазма еврейского, который воскресает в социализме.]
   == И тут евреи... ==
  
  Хилиастическая надежда и есть основа всякого упования на наступление царства Божьего на земле, царства правды на этой земле. Все социалистические утопии, надежды на наступление грядущего совершенства, на благой результат прогресса есть психологическое переживание и психологическая трансформация хилиазма. Социалистическая религия есть обратный хилиазм, и в связи с ней должен возродиться хилиазм истинный. Все прогрессисты верят, что прогресс должен хорошо кончиться, должен привести к благому результату, к земному совершенству.
  
  Это - хилиастическая надежда, но лишенная всех оснований, всех корней. Ждут прогрессисты наступления царства Божьего на земле, а в Бога перестали верить. И ничего не могли выдумать прогрессисты кроме того, что заключалось в части апокалиптических пророчеств, но части, оторванной от целого и потому лишенной высшего света. Во всяком революционном "максимализме" (в широком смысле этого слова) есть бессознательный хилиазм, ложное религиозное ожидание. Но социальный максимализм обычно принимает форму отрицания истории.
  
  Процесс не только мирового, но и личного спасения совершается историей, так как судьба личности зависит от судьбы мира. Спасение не есть дело уединенное, оторванное от вселенной, не может быть результатом личного самопогружения. Спасающейся личности предназначено жить в божественном космосе, в преображенном мире, и надежда на спасение есть надежда на всеобщее воскресение, воскресение мировой плоти.
   == Все кто жили в человеческом социуме за последние 6000 лет -в каком-то таинственном смысле были участниками исторического процесса называемого "накоплением потенциала человеческой плоти". Именно весь этот объём живших Бердяев называет мировой плотью. ==
  
   == Если хилиазм -разновидность утопии шарлатанского уровня, то всем философам с 1870 по 2020 годы была открыта возможность глубочайшего анализа этого явления... Философы не сумели подступиться к теме... Потому что тема была миражом умственной спекуляции.
   Или потому что у них "философский тип мышления" фактически был типом наукообразного мышления, а не типом научного исследования конкретных тем своего времени. ==
  
  Прогресс совершается для всех людей, поколений прошлых, настоящих и будущих, для каждой былинки бытия. Дело спасения есть дело вселенское, и путь спасения есть путь вселенской истории. Спасение есть победа над первоисточником мировой испорченности, вырывание корней зла; спасение есть полное преобразование всего бытия, рождение к новой жизни самой материи мира. Спастись - не значит умереть для этого мира и перейти в мир иной, спастись - значит так преобразить этот мир, чтоб над ним не властвовала смерть, чтобы в нем все живое воскресло. Спасение есть дело жизни, а не смерти, дело этого мира, а не другого.
   == Была ли у Бердяева привычка отдохнуть после завершения работы полгода и затем взяться вычитывать и дописывать работу? А у других 50 философов за прошлые 120 лет была? ==
  
  Элементы этого же мира должны быть подготовлены для вечности, плоть этого мира и каждого существа в этом мире должна стать нетленной. Победа над смертью и мировое воскресение завоевывается лишь всемирной историей и явится лишь в ее конце. Слишком ясно для полного религиозного сознания, что спасение есть дело всемирно-исторической жизни, всемирно-исторической творческой работы над плотью этого мира, всемирно-исторической подготовки воскресения, а не индивидуального перехода в другой мир путем смерти, путем выхода из исторической жизни.
  
  Религия Христа зовет нас к борьбе за жизнь, к мировой победе над смертью, к завоеванию воскресения историей и творчеством. Религиозный человек должен дорожить жизнью больше, чем нерелигиозный, и должен больше ненавидеть смерть.
  
  Все разрушительные смертоносные силы природы в грехе зачались и бороться с ними нужно как со злом. Инстинкт самосохранения и жизнеутверждения есть религиозно здоровый инстинкт. Религиозно должен человек охранять себя и свою жизнь от злых сил, собирать жизненные силы для участия в деле спасения, осуществляемого мировой историей. Идеализация смерти есть соблазн и грех. Человек отвечает за свою жизнь перед Богом и должен развивать полученные свыше дары.
   Достоинство человека - в его жизни, а не в смерти, в соединении духа с плотью, а не в отделении духа от плоти, в соединении индивидуальной судьбы личности с исторической судьбой мира, а не в отделении личной судьбы от мировой. И в той частной форме борьбы за жизнь, которую утверждает позитивизм, есть положительная правда, превращающаяся в ложь лишь тогда, когда претендует на верховенство. Все технические, экономические, политические, медицинские и в лучшем, светлом смысле магические способы противодействия злым силам в свете религиозного сознания не отбрасываются, а лишь претворяются.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"