Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Сурожский Антоний: Школа духовной жизни -26

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ШДЖ-26
  
   Вл.И.Васильев
  
   Школа духовной жизни -беседа 26
  
  В. Посмотрите на россиян... Из каждой тысячи человек только два-три хоть раз в жизни пережили состояние, которое по сути являлось или любовным неврозом, или любовным психозом, или любовной психопатией, или любовной одурелостью. Из тридцати тысяч россиян только один пережил чувство, которое можно назвать любовью облагородившей человека, даже если она не удалась. А у кого любовь сменяется ненавистью -это самые поганые среди россиян... Вчера любил, сегодня убил... И кто из россиян способен в самом себе разобраться, умный он или болван, любовь у него была или любовный невроз, психоз и тому подобная гадость..., даже не может россиянин разобраться, задушевный он человек или рыло хамское... И похоже, что на целый миллион россиян всего один человек имеет друга свыше семи лет.
  
   Друга, а не собутыльника, и не приятного соседа для болтовни... То есть человека, с которым активные отношения в письменной форме сохранятся на всю жизнь после того, как они разъехались по Руси... Россияне до такой степени болваны, что миллионы считают за друзей своих собутыльников... И вот, вы хотите, чтобы такие тупые и дубоголовые люди были способны в молитве стоять перед Богом как перед лучшим своим другом...
  
   Вы огромный оптимист, отец Антоний... Уж сколько по Руси хамства разлито за последние полвека -и для коллективного сознания россиян всё это прошло бесследно, как для стада баранов... Впечатление такое, что я сейчас -первый в России, кто хоть как-то, но с живой злостью что-то говорит о здешнем хамстве... А нужно, чтобы в каждом книжном магазине лежали на прилавке по три десятка книг, которые можно подарить хаму со словами "почитай, тут так написано, словно автор с таким как ты три года в одной комнате жил...". И россиянин такой дурак, что прочитав такую книжку он скажет "тут всё нормально про меня написано...". Россияне живой душой реагируют только на слово "деньги", притом точнёхонько так, как это характерно для тяжелых дурдомовцев...
  
  Б. Что Вы подразумеваете как взаимное уважение при молитве?
  А. Я подразумеваю вот что: что Бога, Которого ты презираешь, ты ни о чем просить не будешь, так же как не будешь просить ни о чем человека, которого не уважаешь. Поэтому со стороны человека должно быть отношение не раболепное и не расчетливое, а достойное его человеческого звания. с.103
  
  В. Ага, на улице в россиян тыкай пальцем -и девять из десяти весьма достойные люди окажутся...
  А. А со стороны Бога отношение -опять-таки, в категориях того, что мы в прошлый раз говорили: Бога, Который нас создал свободными, Который требует от нас, чтобы были настоящими "людьми", а не пресмыкающимися какими-то рабами или наемниками, живущими за подачку.
  
  В. Нет сомнения, что если мы сможем увидеть сразу миллион рабов, мы там кроме заплеванных ленивых и неблагодарных свиней найдём и людей, которые в высшей мере люди не только на уровне "среди рабов", но и на уровне "среди господ". Это я в ответ на всю ту злобу, которую уже несколько столетий все мерзавцы из разряда дураков вываливают в ответ на слова "я раб у Бога". Для безбожников "рабство у Бога" намного хуже, чем люди, которые рабы у своего пьянства, воровства, разбоя, лени ума...
  
  А. Ну, мы-то с Вами цену обычному безбожнику с улицы знаем, -шелудивая собака стоит намного дороже, чем такой человечишка... Бог тоже к нам относится с уважением, принимая в учёт человеческое достоинство и всесторонние слабости любого человека. И вот между Богом, Которого человек уважает, и человеком, к которому Бог относится как к ценности, можно сказать, как к равному, могут установиться отношения не попрошайничества, не раболепства, а основанные на каком-то общении, которое мы называем молитвой. Есть очень замечательное место у блаженного Августина, где он говорит: пока ты обращаешься к Богу, потому что Он тебе нужен, не воображай, что ты Его любишь; ты можешь сказать о Боге, что ты Его любишь, в тот момент, когда Он тебе не нужен с точки зрения именно подачки, прошения и т.д., а просто существует как ценность, как радость, как красота; и вот здесь у тебя будет настоящая молитва. с.103
  
  Б. То есть, общение с Богом, откровенный разговор с Богом или, если хотите, с самим собой, с совестью...
  А. Нет, не хочу! Откровенный разговор с Богом -да, который проходит как бы через меня, разумеется, через моё сознание, мои чувства, мою совесть, но который обращён к Богу, а не просто монолог с собой, когда я предполагаю, что Бог где-то такое и есть, но я с собой поговорю, а Он будет подслушивать.
  
  Б. Я имею в виду не монолог, а диалог с самим собой в этическом плане, диалог со своей совестью.
  А. То есть, значит, совесть для Вас в данном смысле как бы равносильна Богу?
  
  Б. Совершенно верно; между прочим, именно так понимает Бога большинство неверующих, которые не являются воинствующими атеистами, а пытаются понять, почему религия существует, почему люди верят в Бога, почему это необходимо, почему религия играет огромную роль как морально-этический фактор. с.104
  
  В. Ого! И никого не приведёт в изумление, что вот, безбожник признаёт, ну пусть только предполагает, что в основе веры в Бога трансформация совести, загогулина воображения, когда слово "совесть" подменяется словом "Бог"... И всё-таки, такого рода безбожники, живя среди людей безобразных и бессовестных, безвредность этих людей ставят выше, чем ихнюю безобразность и бессовестность. И нет у безбожника ни малейшего желания быть и жить в сообществе людей, которые тоже безвредны, тоже скорее безобразные, чем симпатичные, но которые о совести хотя бы говорят и думают, более того, среди которых, если очень уж повезёт, то можно встретить человека, который о совести помнит...
  
   Вам не кажется, что такого рода безбожники -это на самом деле такой вот любопытный тип мерзавцев из толпы? Он признает, что христиане -люди с какими-то признаками совести, и предпочитает оставаться в толпе, где практически поголовно люди безвредные, но с полным отсутствием совести... Скажи мне, с кем ты предпочитаешь знаться по жизни, и я пойму, кто ты такой на самом деле... Ну как можно выше всего в жизни ставить безвредность человека, если понятно, что очень много безвредных свиней, что практически все мерзавцы вытворяют свои мерзости даже не раз в году, а раз в десять лет или того меньше, а в остальное время эти мерзавцы вполне могут сойти за людей симпатичных?
  
   И все эти прихожане в церквях, конфессиях, сектах... Да какое у них может быть уважительное отношение к Богу невидимому, когда ни разу у них не было уважительного отношения к человеку видимому, на которого они на работе уже год смотрели... Знаете, на Руси по поводу очень уж личных отношений с теми, с кем вместе работаешь, давно придумали ядовитую поговорку. Непечатное слово и заменить нечем. Попробую: "не ложи ту, с кем работаешь..."...
   Оцените степень душевной гнусности и дубости россиян, если на работе за месяцы и годы никаких личных отношений не возникает, а возникают какие-то явные психопатии по отношению к случайным людям с улицы...
   И вот эти россияне способны на уважение к Богу при молитве? Есть молитва, как живое дело живого человека и есть молитвенный обряд стада баранов толпы...
  
  Б. Вы сказали,что период молитвы, когда люди просят о чём-то Бога, является переходным периодом. Иными словами, через этот период нужно пройти до того, как человек станет способен радоваться Богу, -так я Вас понял.
  А. Да.
  Б. Если это только переходный период, то, вероятно, лучше, чтобы его не было вообще? Это какая-то печальная необходимость, так ли это?
  А. Нет, не совсем так; например, быть зрелым мужчиной лучше, чем быть мальчишкой. Но сказать поэтому, что юность является несчастием жизни и что лучше было бы родиться сорокалетним человеком, едва ли можно. с. 107
  
  Б. Родиться сорокалетним человеком было бы, конечно, очень печально, с этим я согласен; нужно проделать целый рад глупостей. Но я Вас хочу спросить: идёт ли речь о глупости? с.107
  
  В. Вообще-то кто-либо из вас допускает возможность, что среди сегодняшнего населения России можно найти людей, хотя бы только пять человек за пятьдесят лет на всю Россию, которые в возрасте старше четырнадцати лет за всю жизнь не сделали глупостей? Ну возьмём только двадцать тысяч тех, которые за последние сорок лет закончили школу с золотой медалью - там хотя бы каждый четвёртый после четырнадцати лет и за всю жизнь не сделал глупости? Или пусть -только каждый сотый...
  
  А. Нет, речь не идёт о глупости, а о зрелости. Речь идёт о том, что приходит момент, когда ты настолько знаешь Бога, настолько в Нём уверился, что можешь сказать: я не буду ни о чём просить, потому что я просто готов доверчиво отдать себя в Его руки и делать Его дело -а за остальным Он может Сам посмотреть; остальное неважно. Буду просить силы, буду просить мужества, буду просить разума, буду просить всего, что нужно для того, чтобы в этой жизни, в которой я живу, быть человеком в полном, самом глубоком смысле слова. И может быть, даже и этого не просить, а просто жить в уверенности, что Бог даст, и только общаться с Ним на той глубине, которая называется действительно общением. с.107
  
  Б. Но можно просить? И просить нужно, потому что при известных условиях Бог это может дать. У меня вопрос: а вмешивается ли Бог в жизнь людей, когда речь идёт о повседневных делах? Принимает ли Он определённые решения в результате той или иной молитвы?
  А. Если человек просит и получает, он уже обязан по-иному относиться к полученному. Бог может и дать -от щёдрости; но человек не имеет права просто взять и унести в лес. Я уверен, что Бог вмешивается в повседневную жизнь! Хотя мне не нравится это выражение, потому что слово "вмешательство" всегда в себе содержит какой-то оттенок или насилия, или непрошеного чего-то. Бог соучаствует, живёт с нами. Он есть жизненная сила нашей жизни. с.108
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"