Васильева Татьяна Николаевна : другие произведения.

Открытие Бажова

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первое место среди очерков в номинации Оргсписок конкурса Моя Планета19. Я реально открыла для себя П.П. Бажова...

  
  2019 год в Свердловской области был объявлен годом известного писателя Павла Петровича Бажова. Имя Бажова, сказы которого широко известны во всем мире, неотделимо от Урала и уральской культуры.
Я неожиданно задумалась: а кто он для меня, писатель Бажов? Просто земляк, просто писатель, пусть и известный? Дело в том, что хоть я и уралочка коренная, но не могу похвастаться ни знаниями о его жизни, ни количеством прочитанных произведений, да и просто определить свое отношение к Бажову на момент подготовки данного эссе я не смогла бы. Возможно, это покажется странным, но это так. Хотя я читала сказы, смотрела фильмы и мультики по бажовским сказам, бывала в музеях Бажова в Сысерти и Екатеринбурге, смотрела в Камерном театре "Малахитовую шкатулку" и даже участвовала в литературном конкурсе, посвященном 130-летию Бажова со сценарием "Прогулка с Бажовым", а не так давно посмотрела балет "Каменный цветок".
Очень захотелось найти ответ: кто он для меня, Павел Петрович Бажов? Без изучения биографии писателя ответить на этот вопрос показалось невозможным. То есть, цель этого эссе - открыть Бажова, прежде всего, для себя самой и поделиться с читателями.
  
П.П. Бажов родился 27 января 1879 года в посёлке Сысертского завода (сейчас - город Сысерть). Умер 3 декабря 1950 года в Москве.
  
   []
  
Фамилия Бажов писалась тогда как Бажев, происходит от местного слова "бажить" - то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было - Колдунков, именно под таким псевдонимом впоследствии писатель публиковал первые произведения.
  
Я была в Сысерти, этот город находится недалеко от областного центра. Там места и сейчас вокруг загадочные, а в те годы, когда рос Бажов, у мальчишек, конечно же, сердца замирали - сосновые леса, шурфы, подземелья. Ну, как тут без сказочных приключений?
"Вёрстах в двадцати от Верхнего завода участок "Храпы" представлял собой непроходимую трущобу, где водились медведь, волк, дикий козел и лось, места вкруг Сысерти грибные да ягодные. Бруснику из боров вывозили телегами!"- писал Бажов в очерке "Сысертские заводы".
Ничего себе... Обожаю бруснику, самая любимая ягода. Кстати, мы раньше часто ездили за брусникой в сторону Сысерти - там её, действительно, очень много, крупная, сочная, кисло-сладкая, чуть горьковатая королева-ягода. Есть её лучше просто одну без каких-либо подслащений - они вкус брусники снижают, а ещё она вкусна мочёной - можно и в чай, и ко второму мясному блюду использовать. И настоечка домашняя из брусники очень хороша!
  
Отец Павла Петровича был любителем острого словца, а мать тихой и спокойной женщиной. Одно время Бажовы собирались уехать в Абакан.
Павел помнит тяжелые годы, когда в доме и есть частенько было нечего, отец промышлял рыбалкой, помогал косить сено да записывался в старатели, а мать шила ажурные чулки да делала машинные кружева для дворяночек.
Семья тогда много мест на Урале объездила в поисках лучшей доли, но всегда возвращались обратно, в Сысерть - в те годы мало кому на Руси хорошо было. Была ещё причина - отец Бажова был сварщиком, считался ценным работником, но гонорок имел, мог и начальству резко ответить. За что его и увольняли. Но всегда брали обратно!
Нет худа без добра. Эти переезды помогли в будущем писателю при создании сказов - многое он повидал и узнал об Урале и народе уральском.
  
Ещё в детстве Бажов очень хорошо запоминал стихи: он выучил наизусть и Пушкина, и Некрасова (в 9 лет школьный сборник поэта). Долгие годы в большом ходу у ребят были слова из пушкинских произведений, в том числе, "Сказки о Царе Салтане": "Вышиб дно и вышел вон", как победный выход из трудного положения.
В числе лучших учеников Павел окончил заводскую школу, затем - Екатеринбургское духовное училище, где учился с 10 до 14 лет, затем в 1899 году окончил Пермскую Духовную Семинарию, где изучал богословие, а также церковнославянский, греческий и латинский языки.
"Поэты и мыслители древности - Гомер, Овидий, Гораций, Цицерон были знакомы ему в оригиналах. К знакомству с древними культурами добавлялось изучение новых философских трудов Канта, Гегеля, Вольтера",- писал исследователь творчества Бажова Н.Кузнецов.
Если честно, для меня это открытие - всегда думала, что Бажов - полусамоучка, а тут - высшее духовное образование! Интересно, почему будущий писатель выбрал именно духовную направленность?
Увы, причина чисто материальная - во всех других учебных заведениях была непомерно дорогая плата.
По этой же причине он не пошел учиться в Киевскую семинарию, решив заняться преподаванием в сельской начальной школе в деревне Шайдурихе. Это было местечко, населённое старообрядцами. Удивительно, но Бажову с его православным образованием удалось найти общий язык с жителями деревни. И именно в эти годы писатель много ездил по Уралу, собирая фольклорный материал для будущих сказов.
Я не буду переписывать полностью биографию писателя, лишь назову, на мой взгляд, главные шаги, достижения и что удивило меня в его жизни и творческой деятельности, в его личности как человека.
  
Каким он был, Бажов? Я закрыла глаза и представила: высокий седовласый человек идёт по улицам современного города, привлекая внимание прохожих не столько своей немного странной одеждой и походкой, как особой интеллигентной статью.
Так изменился город! Где они, старые улицы, где рыбацкие лодки на пруду Исети? Берега реки в новеньких застройках, а недалеко вальяжно разместился сверкающий "Атриум палас отель", отражаются в реке небоскребы "Исеть" и "Высоцкий". Шумит запруженный машинами Главный проспект, окруженный исполинами-домами. И не узнать и ВИЗ, где писатель снимал комнату у местного жителя. Полиевкта Егорыча Смородинцева, восхищаясь его вкусной фамилией". Где он, тот старый, уютный Екатеринбург?!
Отец Бажова говорил о городе Екатеринбурге так: "На другие города наш не походит. Он вроде самого главного завода. На железе родился, железом опоясался, железом кормится". Так теперь город ещё и в бетон укутался!
Но есть, есть-таки купеческие особняки, радуют глаз горожанам! И теплеет сердце - писатель входит в уютный домик, где проживал уже с семьёю, на улице Архиерейской-Чапаева,11. Медленно проходит в столовую и садится за стол... Не будем мешать.

   В 1907-1913 годах Бажов преподавал русский язык в Екатеринбургском епархиальном женском училище, во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. В 1911 году женился на своей ученице, 19-летней выпускнице епархиального училища Валентине Иваницкой. Их брак оказался крепким и долгим, в семье родилось шестеро детей. До 1917 года П.П.Бажов живет с семьёй в Камышлове, где преподаёт в Камышловском училище, кроме русского языка, также алгебру, черчение и рисование.
  
   []
  
В день свадьбы Павел Петрович написал стихотворение своей жене:
"Об руку смело идём мы вперёд,
Крепкую веру храня,
Рано иль поздно, а всё же взойдёт
Русского счастья заря.
Если же нам суждено не дойти,
Оба погибнем на честном пути".
Честность была главным аргументом в жизни семьи и характере писателя.

И снова открытие для меня. Писатель не был в стороне от революционных дел. До 1917 года он был членом партии эсеров. Начиная с февральской революции помогал партии большевиков. В 1918 году вступил в РКПб.
После Октябрьской революции образ жизни Бажова круто меняется. Преподавание не давало выхода к активной общественной деятельности, и он становится активным политиком: в мае 1917 года избирается главой Камышловского совета, затем - редактором газеты "Известия", участвует в боях на уральском фронте, редактирует газету "Окопная правда".
В гражданскую Бажов был направлен в Семипалатинск и затем в Усть-Каменогорск, где вел активную деятельность по восстановлению советской власти, какой-то период прячась под именем Бахеева, владельца страховой компании.
Также организовал деятельность местной газеты и способствовал развитию образования, призвав в Усть Каменогорск учителей с других районов страны. Участвовал в продразверстке.
Были в биографии писателя, казалось, несовместимые моменты. Например, он, будучи по образованию человеком религиозным, на самом деле практически таковым не являлся. И даже принимал участие в гонениях священнослужителей. Возможно, поэтому ему и удалось найти общий язык со староверами?
  
И вот ещё новость для меня. Причиной возврата Бажова на Урал послужило не только серьёзное заболевание, но и обвинение по анонимному доносу в бездействии при захвате Семипалатинска армией Колчака. Но что там было и как, сейчас узнать сложно, речь идет о попадании Бажова в плен к Колчаку. Этот период жизни был изнурительным и для Бажова, и для его семьи. В 1921 году тяжело заболевший Бажов возвращается в Камышлов.
  
Здесь он пишет в 1924 году исторические очерки "Уральские были" и повесть "За советскую правду" о жизни в колчаковском плену, в которой даёт своё представление о гражданской войне, показывает настроение крестьян, колоритные зарисовки уральского быта тех времен.
В 20е годы многое писателю приходилось делать как социальный заказ, но со многим он был не согласен, вот такие конфликты привели к тому, что некоторые его публицистические произведения были не допущены к печати. Его исключали из партии и снимали с работы в Свердловском областном издательстве.
  
"Любовь к труду, гордость своим мастерством, непрестанное стремление совершенствоваться - вот качества, какие воспеваются на каждой странице бажовской книги. Счастье для героев Бажова не в преумножении богатства, а в радостях творческого труда и познании мира. Великолепный знаток родного уральского края, П. Бажов придавал решающее значение использованию в сказах характерных бытовых деталей, таких, в которых запечатлелось бы всё своеобразие социальных отношений и трудового быта горнозаводского населения",- такова аннотация к этому сборнику.
Один из очерков называется "Сысертские заводы" . Бажов начинает его замечательными словами из народной песни:
- Здравствуй, матушка Сысерть, с крутыми горами!
- Здравствуй, быстрая река, с тёмными борами!
Как и большинство уральцев, Бажов с детства полюбил сосновые леса, окружавшие Сысерть и Полевской тугим кольцом, невысокие отроги Уральского Хребта, речку Сысерть и заводские пруды.
На Сысертских заводах изготовляли железо, прокат, были и доменные печи, славилась местность . И, конечно же, были и рудники, и прииски. Всё это, а главное - народ уральский, его трудолюбие и духовная крепость отразились в бажовских очерках и сказах.
  
Но сам Бажов на заводах никогда не работал. Как же ему удавалось так точно отобразить жизнь рабочих?
Ну, во-первых, его отец был мастеровым рабочим, вполне возможно, что делился своим мнением о заводах и житье рабочих. А во-вторых, Бажовы жили среди рабочих. Детские годы Бажова прошли в небольшом городе - Полевском Свердловской области.
"Я просто жил жизнью рабочих, слышал их жалобы, разговоры, хлёсткую насмешку над "начальством", видел жизнь и работу этого "начальства" и хочу, как умею, рассказать об этом",-пишет писатель в одном из очерков сборника "В детские годы".
  
На этом испытания не закончились, в 1933 писатель попал под анонимный донос вторично, его исключили из партии, но через несколько месяцев восстановили, объявив выговор.
Из шестерых детей до взрослой жизни дожили только три дочери - Ольга, Ариадна и Елена. Двое сыновей умерли в младенческом возрасте. а один в 19 лет, что сильно ударило по семье Бажовых.
Чтобы сохранить родовую фамилию, две дочери оставались Бажовыми и после замужества. Одна осталась на Урале и жила очень скромно, вторая прошла через жерло испытаний, побывав и в Воркуте, и в других районах Севера. Об их сыновьях как-то мало известно, в общем, я не нашла о них ничего информационно важного на данный момент, но со старшим внуком писатель всё же успел повозиться, поиграть.
Я восхищена силой духа этого человека - каждый раз Павел Петрович, попадая, казалось в невыносимую ситуацию, всё же вышибал дно бочки, в которую его и семью подвергали заточению по злому умыслу, словно героев известной пушкинской сказки, вышибал и становился ещё крепче по духу.
Вот так и в 1937, оставшись без работы, Бажов вспомнил о собранном фольклорном материале. Именно тогда, в Полевском, и появились первые сказы. Создавая их, писатель блаженствовал от ощущения свободы.
  
  Кабинет Бажова в доме на Чапаева []
  
Сам писатель считал, что если бы не эти испытания, он не написал бы, вероятнее всего, свои сказы. Будучи отвергнутым, он всё это время работал по ночам над книгой сказов. Почти все он написал в довольно короткий срок, именно в год-полтора, но часть потом долго дорабатывал. А потом снова откликался на призыв помочь партии и народу. Он, по словам дочери, не любил Сталина, но ради семьи вел себя нейтрально - собственно, испытаний итак хватало.
В 1936 году в 11-м номере журнала "Красная новь" был опубликован первый из уральских сказов "Девка-Азовка".
В основу сказа легли легенды и обычаи, связанные с одним из наиболее загадочных мест Урала - скалой Азов-гора. Там и голоса слышны, и шумы странные, и дым над горой появляется, и сама девка-Азовка, хранительница золотых горных россыпей в видениях старателям нередко является.
Интересно, что публикация сказа вызвала интерес к скале, особенно среди молодёжи и школьников, и им-таки повезло - ребята нашли настоящий клад в 1940 году - предметы, относящиеся к 4-3 векам нашей эры. Это были медные идолы в виде хищных птиц, эти образы считались священными для древних металлургов, тех кто занимался металлом, они олицетворяли горное солнце.
  
  Вот они, птички с горы Азов! [Музей Сысерти]
  
Вообще, рассказывать про сказы - не то, их нужно читать, понимать. Но у всех сказов было общее: правда о жизни рабочих и крестьян того времени, призыв писателя к порядочности, взаимопониманию и любви друг к другу. Конечно, они достаточно политизированы и даже могут некоторыми читателями восприниматься как агитационные сочинения, но даже в этих случаях их глубина и красота, подача фольклора и русской души через показ реальной жизни с лёгким налетом сказочной мистики побеждают все претензии.
В.Перцов писал:"Поразительно красивы и своеобразны эти мифы. Они овеяны суровым колоритом горной страны между Европой и Азией, страны - шкатулки несметных рудных богатств". В своих сказах Бажов выступает продолжателем традиций мировой литературной сказки с характерными для неё персонажами в народном духе.
Как пишет в своих воспоминаниях дочь писателя, Ариадна Гайдар, "история всегда была главным интересом в жизни отца. История и Слово, Слово и История, и ещё Урал".
Бажов использовал в своих сказал легенды, были всех народов Урала - русских, татар, башкир, вепсов, коми, хантов и манси, собирал приметы уральских горщиков и рудознатцев.
После войны его сказы теряют мистику, становятся более реалистическими, например, в них больше реальных личностей, в том числе и Ленин. Возможно, писатель очень уважал Владимира Ильича и невольно обращался к его образу?
  
Сказ или сказка? Бажов настойчиво разграничивал эти понятия. В сказе, по его словам, присутствуют "элементы действительной жизни, истории, в то время как сказка не предполагает исторической конкретности".
В сказах Бажова присутствует постоянный мотив - испытание "земельным богатством". В краю, где издавна добывали золото и самоцветы, человек неожиданно мог стать обладателем сокровища. Но старательское счастье часто оборачивалось трагедией, если человек терял достоинство, волю, порядочность.
  
В 1943 году писатель, благодаря книге "Малахитовая шкатулка", получил Сталинскую премию. В книге содержится много мифологических персонажей автора, например, Хозяйка Медной горы - хранительница драгоценных пород и камней, пожалуй, главная героиня бажовских сказов.
А знаете, почему её второй ипостасью была ящерка?
Раскроем тайну писателя. Оказывается, в изломе малахита он видел нечто, напоминающие подвижность ящерицы. "Ящерица - изящное животное, с большой подвижностью... схватишь за хвост, сама убежит, у неё другой хвост отрастёт. Вот и Хозяйка Медной горы такая подвижная, быстрая, как ящерка. Мудрая она, как рисунок колчедана".
А, и правда! Когда внимательно рассматриваешь камень малахитовый, кажется, что рисунок его движется, плывёт. если долго смотреть - голова может закружиться!
Диакон Павел Сержантов сравнивал Хозяйку Медной горы и её свиту с героями Булгакова - Воландом и его свитой, то есть... чертовщина, опасны встречи с такими силами для человека. Да и сам Бажов заявлял про Хозяйку Медной горы: "Худому с ней встретиться - горе , и доброму - радости мало. Человек словно разум теряет, да что там - себя самого теряет".
  
    []
  
Также широко известны Полоз - мифический змей, Бабка Синюшка - персонаж, родственный Бабе-Яге. Огневушка-Поскакушка, танцующая над месторождением золота, Серебряное копытце с хризолитами, горы Уральские, леса да и с виду неживые Каменный Цветок и Малахитовая шкатулка - тоже активные герои сказов!
А самые ценные самоцветы, которые воспел Бажов в своих сказах - сами уральцы. Сказы его - про доброту, про разум человеческий и любовь, про душу русскую, а ещё призыв "в каждом деле живинку видеть, тогда оно и спориться будет, и всё получится", может, поэтому были так востребованы во время войны.
  
В 1944 году сказы издаются в Лондоне на английском языке, и в этом же году писатель награждается орденом Ленина. Бажов становится всемирно известной российской знаменитостью.
"Говорил он мало,- вспоминал Ф.Гладков, - а слушали его очень внимательно, с огромным интересом, потому что речь его отличалась умом и своеобразием, всегда в ней было что-то новое и свежее".
Павел Петрович трудился до последнего дня своей жизни. В сказе "Чугунная бабушка" он писал: "Работа - она штука долговековая. Человек умрёт, а дело его останется".

dd>К 120-летию писателя, в 1999 была учреждена Премия имени П. П. Бажова, ежегодно вручаемая в Екатеринбурге.

Образы из сказов П.П. Бажова - Каменный цветок и Хозяйка медной горы (в виде коронованной ящерицы) - изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы.
По сказам писателя поставлены художественные фильмы, спектакли, балеты, сняты мультфильмы, написаны симфонии, создана опера. Причем сам писатель был сценаристом 11 постановок! Правда при жизни вышла лишь одна - фильм "Каменный цветок" в 1946 году. Фильм, кстати получил приз Каннского фестиваля в том же 1946 году! Вот такие они, уральские сказы!
  
У Бажовых была привычка - собираться вечером всем вместе и делиться прошедшим днём, обсуждать новости, события, пить чай с баранками и сушками. А вообще на столе часто в выходные присутствовали пельмени, пироги. Отношения с детьми строились на доверии, которое Бажов считал одним из важнейших чувств в отношениях между людьми, да и его произведения все основаны на вере, доверии.
Кстати, не согласна, что образование богословское ничего не дало. Дало! И очень много, это прежде всего, расширение кругозора, умение вести беседу - неспешно но убедительно, знания, полученные в училищах и семинарии, очень пригодились писателю. А часть из них он смог передать и детям. Все они в определенной степени были людьми творческими. Одна дочь также была журналисткой и писала стихи, другая активной его помощницей, третья хорошо рисовала и любила живопись, искусство, собирала репродукции картин, сын Алексей хорошо играл на гитаре и пел. Все были яростными поклонниками театра и посещали при первой возможности.
Писатель любил возиться на огороде, уважал и понимал землю. Радовался как ребенок появлению хрена, тут же звал друга Евгения Пермяка: "Приходи на первый хрен", от такой работ Бажов получал огромное удовольствие. Он ещё и юмористом был, оказывается!
До последнего времени Бажов работал и по дому, и как писатель, и как депутат Областного совета. Он и сам настоящий уралец, с доброй сопереживающей открытой русской душой.
В послевоенные годы и в военные годы Бажов общался с писателями Симоновым, Полевым, поэтами Михалковым, Сурковым, а после войны был дружен с маршалом Жуковым, который в 1950 году вместе с сотнями тысяч свердловчан провожал Писателя в последний путь.
  
   Многие сказы воплощены в фильмы, мульфильмы, спектакли, по ним поставлены также опера и балет. И снова я открываю неизвестного мне Бажова! Оказывается, он лично был сценаристом 11 фильмов!
   Первая - для детского театра, "Малахитовая шкатулка"поставленная Корольковым ещё до войны. Композитором Молчановым была написана опера.
Первым постановщиком балета по мотивам сказа Бажова "Каменный цветок" был свердловский композитор Фриндлендер. Премьера этого спектакля состоялась в суровый 1944 год на сцене Свердловского театра Оперы и балета.
  Мультфильм "Серебряное копытце" . Изумительно красивая сказка. Сценарий написан совместно с уральским писателем Евгением Пермяком.
Выдающимся событием музыкальной жизни стало создание Сергеем Прокофьевым в 1949 году балета "Сказ о каменном цветке", в основу вошли три сказа: "Каменный цветок", "Огневушка-поскакушка", "Приказчиковы подошвы". ССЫЛКУ НА МФ
А в 1946 году по сценарию Бажова и Келлера режиссер Птушко создал фильм "Каменный цветок". на кинофестивале в Каннах в том же году фильм получил приз жюри фестиваля за лучшее цветовое решение (фр. Prix de la meilleure couleur). В 1947 - Сталинскую премию в области литературы и искусства I степени за фильм "Каменный цветок". Также писатель был награждён Орденом Ленина.
Сегодня жанр этого фильма определяется как: драма, мелодрама, приключения, семейное кино, фэнтези. Кстати, советую посмотреть - это же 1946 год! А какие сцены, какая чудная мистика, цвет, и вообще фильм - чудо!
  
   Интересно то, что я мало бывала в городах нашей области. Но среди этого небольшого списка четыре города Екатеринбург, Камышлов, Полевской и Сысерть по стечению обстоятельств оказались на моем пути, то есть я невольно побывала там, где жил Великий Уральский Сказочник, прибавьте сюда Пермь... Не думаю, что это случайно. Правда, в музее с экскурсией удалось побывать только в Сысерти.
Бажовские герои меня буквально преследовали! В Кунгуре на вокзале продавались гипсовые скульптуры Хозяйка Медной горы. Их я хорошо помню с детства. Они строго наблюдали за пассажирами, бродящими по перрону, и провождали взглядами уходящие поезда. Я их даже боялась. И всё же у меня дома есть Хозяйка Медной горы, правда, из дерева. А ещё, вряд ли найдете на Урале семью, где нет сувенирной ящерки - были такие на кусочке малахита. Сфотать хозяйку МГ свою с футляре для бутылки
А какие вкусные конфеты выпускала наша фабрика, назывались "Серебряное копытце", они спралине и арахисовой крошкой были, а набор конфет Малахитовая шкатулка! - там уже более современный двухуровневый набор конфет ассорти.
Удивительно, но и любовь к театру у меня началась со спектакля "Малахитовая шкатулка" в Камерном театре! До этого меня заманить в театр было очень непросто, прежде всего из-за отдаленности театров от района проживания - Уралмаша(кстати, у нас очень хороший Камерный театр, отличный репертуар, прекрасный зал - рекомендую).
  
Бажов написал около 50 сказов. я прочла 14. Думаю, что после вот этого открытия писателя это число увеличится.
Да и сейчас есть у меня любимые сказы, которые хорошо запомнились в разное время. Это, прежде всего "Серебряное копытце". так и вижу перед собой картинку: уральский заснеженный лес, на полянке избушка, на крыше олененок, из-под копытца самоцветы-хризолиты летят, сыплются. Завораживающе.
  
Самый мой любимый сказ - "Ермаковы лебеди", может потому, что здесь нет мистики, а попытка раскрытия исторической личности - Ермака Тимофеевича, откуда он родом, кто он, кем была его возлюбленная? Я даже балладу написала "Аленушка" по мотивам сказа.
  
Про любовь про эту песни сложены,
Атамана помнят и Аленушку
В память пред дворах стоят расписаны
На воротах деревянны лебеди.
  
 []
  
О, я в детстве жутко боялась такой шкатулки - мне казалось, открой крышку оттуда поползут ящерицы, змеи, а ещё и Синюшка с Поскакушкой последуют. В общем, было страшно. Может, что-то было, какой-то ранний испуг, что и повлияло потом на некоторую отстраненность от бажовского творчества?
  
   Ну и никак нельзя не сказать несколько слов о потомках Великого Сказочника. Я пыталась отследить жизнь его дочерей и внуков, правнуков. Три дочери писателя дали жизнь пятерым сыновьям, а те, в свою очередь подарили роду Бажовых двенадцать правнучат.
Я попыталась отследить, кто они, чем занимаются. К сожалению, ни один из них не пошел по линии своего знаменитого уральского деда-прадеда.
   Тут, пожалуй, меня ждал не один, а целых три сюрприза! И все они соединились, пусть даже по капле, в правнуке Бажова Павле Егоровиче Гайдаре, родившемся в 1990 году.
   Его родители: отец, Егор Тимурович Гайдар, внук известного писателя Аркадия Гайдара; а мать - дочь не менее известного писателя Аркадия Стругацкого Мария (Марианна) Аркадьевна Стругацкая. А причем тут Бажов? Ах, да!
Дело в том, что матерью Егора Гайдара является дочь П.П Бажова Ариадна, по мужу Гайдар-Бажова.
И как вам сочетание династий? Подождите!
И ещё сюрприз, для меня точно! Дальним предком А. Гайдара (Голиковых) был Георг Лермонт... тот самый, что является основателем рода Михаила Юрьевича Лермонтова. А был ещё между ними Томас Лермонт, непревзойдённый поэт, певец и музыкант, обладающий даром провидца.
   Вот так уже четыре линии военных и творческих личностей собрались вместе в потомках Павла Бажова. Всё это вполне может соединиться в нечто необычное в правнуке Павле, а может и в его детях-внуках. Интересная штука жизнь...
Да, Павел Егорович Гайдар этакий уникум получается. Увы, пока он не проявляет литературных способностей. Изучал экономику и социологию в России и в Англии, чем сейчас занимается, не получилось узнать, также не знаю, приезжал ли Павел Егорович в Екатеринбург в 2004 году вместе с родителями на юбилей прадеда.
  
   Бажовсккие гайдаровцы - внук Егор и правнуки иван, Петр и Павел [Архив семьи Гайдар]
  
И ещё одно открытие Бажовых! Оказывается, в Екатеринбурге скромно проживает ещё один правнук Павла Бажова - Алексей Владимирович Бажов,внук Ольги Павловны Бажовой. Именно ему была предоставлена честь открытия года Бажова 25 января 2019 года в Областном Краеведческом музее. Может, дело не в писательских или военно-политических генах, что приближают потомков и предков, а в тепле родных рук, ведь именно с его дедом успел повозиться и поиграть Великий Бажов!
  
А закончить эссе я хочу словами Бажова - это рекомендация писателям, а также тем, кто хотел бы стать писателем, то есть, нам с вами:
"Как писать? А попробуйте для начала взять самый интересный кусок жизни и попытайтесь написать об этом по-своему, да показать людям. Если удастся - можно браться за большее. Надо уловить запах среды в слове. В нем все есть: и звук, и краска, и образ".
  
  
  Приложения: Фильм Каменный цветок 1946 года
   Документально-художественный фильм Сказы Бажова.
   На 25-26 минуте голос Бажова
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"