Watim : другие произведения.

Банный день суббота. 15. Фотосессия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Исповедь 13-летнего

  15. ФОТОСЕССИЯ
  
  Между нашей школой и библиотекой новую столовую построили. Двухэтажную, стекляшку. Это было первое здание в городе, построенное по современным представлениям архитектуры. Не громоздкие, украшенные лепниной и колоннами, а легкие, воздушные. Огромные окна, как стенки аквариума. На первом этаже кулинария и магазин полуфабрикатов. А еще есть отдельный вход, почти со двора - вроде как от школы отвернули - там пивная для местных любителей. Им площадку бетонными плитами выложили, газончики с цветами разбили, столики с зонтиками выставили - ну все тридцать три удовольствия, пейте, отдыхайте. Там, брат говорил - постоянно опер дежурил.
  - А какой он?
  - В обычной одежде, сидит, так же как и все, пиво сосет под рыбку или соленые сушки.
  - Ты его видел?
  - Откуда я знаю?
  - Вы же всех знаете, вычислил бы.
  - Ха! Его просто так не вычислишь, их полно в городе и они все время меняются, чтобы не засвечиваться.
  - А для чего он там?
  - Дурик! - подсмеивается брат. - Забуянит кто, пяти минут не пойдет, менты уже руки заламывают.
  - Ну, - сомневаюсь я, - это и продавщица может кнопку какую нажимать, вот тебе и сигнал на пульт в ментовку пошел.
  - Ничего ты не понимаешь, - гонит свое брат. - Если бы Райка (продавщица пива) на эту кнопку жала, она бы не боялась пиво бодяжить. А там пиво всегда неразбавленное.
  - Ты чего, народный контроль с прибором во рту, разбавленное-неразбавленное - просто так отличаешь?
  Брат на меня как на ущербного посмотрел, даже не стал на вопрос отвечать.
  - Несвежее бывает, а вот разбавлять - ни-ни. Она только на пене и наваривается. Мы почему к "Утесу" теперь не ходим-то? А вот потому и не ходим, что там воды больше чем пива.
  Мы один раз пошли после школы, Санька хотел пару кружек взять ну и приголубить за углом. Нам пива не продали, сказали, что рано еще. Я брату сказал, а у него и ответ готов.
  - Правильно, она вам пива продаст, а ее уволят.
  - Так никого же не было!
  - Кому надо, все увидит...
  Ага, увидит он.
  Сколько раз вечером я, возвращаясь домой мимо этой столовки, заходил в пивной закуток. Увижу кого знакомого, спрошу:
  - Братан здесь?
  Мне покажут, где он, пьяненький, притулился. И тащу его домой по кварталам...
  На втором этаже огромный зал, все в живых диковинных цветах, прямо как в летнем саду! Столики в белых скатертях, по четыре деревянных стула. Во всю стену мозаичное панно: "Молодые строители коммунизма уверенно шагают в светлое будущее". Ну и обязательные космические корабли над восторженными головами, бороздят бескрайние просторы...
  И так чисто. Так красиво...
  Мы даже фотографироваться к этой столовке ходили.
  Рабочим талоны давали на бесплатное питание. И брату тоже давали. Но он только обедал на работе. А остальные талоны нам отдавал. Вот мы и бегали сюда. Ели как в ресторане, - салат, первое, второе, булочка и компот. Вкусно и разнообразно, дома так не накормят.
  Там, наверное, повара совсем не воровали. Потому что один раз у Веньки Мурдасова мама шла после работы домой. Ее в десяти шагах от столовой остановили два обыкновенных мужика в костюмах.
  - Здравствуйте, - говорят. - Сумочки для проверки предъявите.
  Узнать захотели, что она с работы такое большое и тяжелое несет.
  Мать Веньки растерялась, сумки уронила. Ни документа у них не спросила, что они имеют право проверять, ни кричать не стала. Все у нее опустилось куда-то. Она только и прошептала:
  - Смотрите.
  В сумке у нее продукты всякие были. А чека у нее, что она это купила и оплатила, как положено, не оказалось.
  Что ей потом говорили, да как воспитывали, Венька не говорил. Но мать его потом уже не поваром работала, а техничкой в той же столовой. И посуду мыла.
  Мы про все такое, правонарушительное, знали. Газеты в городе никакой не выходило, радио с утра до вечера не вещало, разве что экстренное передадут. Но кто-то настойчиво, шепотом, из уст в уста передавал информацию. Чтобы все обо всем знали. Особенно чтобы знали, что бывает, если вдруг не совсем правильно поступать будешь. Не как в коммунистическом обществе, где от каждого по способности, а каждому по потребности, но чтобы потребности твои были на высоком морально-этическом уровне. Постоянно про это талдычили: детям - в школе, взрослым на работе.
  . . .
  
  Старшие братья какими-то посулами уговорили девчонку с их фазанки. Она позволила сфотографировать себя. За полноценные три рубля. Только чтобы деньги ей сразу отдали, она их в общаге спрячет.
  Как мы прознали? А у кого фотоаппарат они просили?
  Пошли в лес за Красную горку, нас на стреме поставили, чтобы кто взрослый не застукал.
  А нам бы не на стреме стоять, нам бы хоть в полглазка, хоть кусочек живой...
  Косой предложил:
  - Давай, один сторожит, остальные поползем подглядывать.
  Ему подзатыльника отвесили, он и притих. Хотя, каждый об этом думал, вслух разве что не болтал. Но... братья прознают, что мы пост оставили, худо будет. Тумаками не отделаешься.
  Фотоаппарат в наличии простенький, пионерский, "Смена". Качество так себе. Да и фотографы не шибко профессиональные. И девчонка условия жесткие поставила - снимать издалека. Пленку дураки купили на 250 единиц, высокозернистую, Думали, как лучше. А вышло - увеличивать начинаешь, вообще ничего вразумительного не видно.
  И все равно, впереди была интереснейшая ночь.
  В нашей бане толпой, сколько смогло набиться в тесный предбанник, делали фотки.
  Хи-хи, ха-ха было! Комментариев всяких. Полный запас фотобумаги в расход пустили, каждый хотел себе такое добро иметь. А подхихикивали - так это чтобы скрыть свой бесконечный интерес, показать взрослость и всеосведомленность.
  Целую пленку братки нащелкали. А сунулись печатать, печатать нечего. Или резкости никакой, или девка за деревом прячется, то ногу выставит, то спиной стоит. На одном снимке Грудь видно, на другом жопку выставила красиво. И только один раз стоит смирно, во весь рост перед объективом - все видать, даже темный треугольник волос...
  Я потом карточку другу Саньке показал - он старше меня на два года, - на уроке сидели, на последней парте. Санька фотку разглядывал, а я, всезнайка, карандаш приставил к темному треугольнику на фото и как бы направление показал - сюда ее! Сверху вниз!
  Друг взял у меня карандаш, почти положил его на фотку, маленький угол остался, нежно задал направление и так же нежно-ласково сказал:
  - Вот так вот.
  Вроде как поправил.
  Я шары вылупил, и с нескрываемым осуждением говорю ему.
  - Ты чего? Откуда знаешь?
  - Да уж знаю, - буркнул Санька.
  - Ты лазил уже, чё ли? - в голосе моем через край вылезало осуждение к такому нехорошему поступку.
  Он повернул ко мне свое веселое лицо и сказал полушепотом.
  - Дурак ты. Никому не верь. Слаще этого ничего в жизни нет. И не будет.
  И фотку мою мне в книжку заныкал.
  Сколько раз я после его слов снимок этот разглядывал, все пытался запомнить до мельчайших деталей, что у них там и где. И чем больше смотрел, тем больше понимал - не насмотреться раз и на всю жизнь. Опять хочется.
  . . .
  Мы же помешанные были на книгах. Но что читали? Сначала Носова, его Незнайку. Потом исторические книги, "Девушка из Пантикопея". Потом подросли, фантастику подавай, Жюля Верна, Фенимора Купера, Майн Рида... А уж за Шерлоком Холмсом в читальном зале месяцами в очереди стояли. Про Дюма и не мечтали - не достать даже в библиотеке. Хотя книжный фонд был солидный.
  Каждую среду толпой ходили в читалку и сидели там по многу часов, пока свет гасить не начнут и нас не выгонят. И еще долго бродили по улицам и взахлеб пересказывали, кто что прочитал.
  Как раз лет в тринадцать я попал на экскурсию. Повезли нас в музей города Юрюзани. Город - это конечно с натяжкой. Населения тысяч десять не наберется. Несколько каменных купеческих домов дореволюционной постройки. А в остальном - деревня деревней. Завод там механический. Холодильники "Юрюзань" делали. Мы думали - это главная продукция завода. А потом узнали. Там секретное оружие для военно-морских диверсантов делали. Такого ни у кого в мире не было. А холодильники... Это так, один цех. Для прикрытия. Товары народного потребления. Точно так же в Златоусте. Завод холодильников "Полюс", на котором почти все автоматы Калашникова собирают.
  Так вот, привезли нас в местный музей. Показали богатую на революционные события историю города и района. А потом к стенду подвели. С книгами. Их местный писатель написал, из этого маленького рабочего городка Юрюзани. Мне даже разрешили взять в руки одну из книг.
  В моей голове произошел переворот. Я ж думал, писатели есть двух типов. Одни уже умерли, как Горький, Толстой, Пушкин. Другие настолько великие, что живут в Москве или в других огромных городах. Но чтобы здесь, в глухомани, ходят рядом со мной и по одним улицам...
  Я ночь не спал, все книжку эту перед глазами видел. И, наверное, в эти минуты созрел до осознания того, что я тоже могу стать писателем. И я буду писателем.
  С тринадцати лет я начал сочинять регулярно. Почти все, даже самые нелепые детские стишки помню. Может и не дословно, но...
  
  . . .
  
  А потом попалась повесть в роман-газете. "Из племени Кедра". Автора не помню (спасибо интернету., автор А. Шелудяков). И еще куча романов современных писателей. Мама работала в общежитии и часто приносила эти народные книги. У нас их было полно, целый сундук.
  Я впервые понял, что есть любовь. Что есть девушки... женщины... И это не то, чтобы святое... но близко к небесному. Я уже не мог высказать вслух пренебрежительное или грязное о девушках, даже подумать о таком не смел. И понял Саньку, когда он в той истории с фотографией поправил меня.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"