Аннотация: К 100-летию со дня смерти Джека Лондона.
Я хотел бы стать пеплом, а не прахом!..
Фотография Джека Лондона и его жизненное кредо
22 ноября исполняется 100 лет со дня смерти Джека Лондона.
Не претендую на единственно правильное понимание творчества Лондона и, тем более, не вижу смысла в дежурной статье на тему "Вмирно-историческое значение творчества Джека Лондона".
Я живу в другой части света, в другой общественно- экономической формации, в другом временном отрезке, но в творчестве Лондона, в его жизни нахожу множество параллелей со своей жизнью. И, поверьте - мои слова - не желание покрасоваться в лучах славы великого писателя, а желание отдать дань памяти человеку, в мировоззрении которого я нашел подтверждение своим собственным мыслям.
В детстве я, как и многие дети, "прошел" романтическую и приключенческую сторону творчества Лондона. "Белый клык", "Любовь к жизни", "Смок Белью" - кто не читал эти произведения!
В молодые годы сначала увлекся водным туризмом, прошел пороги Охты, Южного Буга, Тимптона... и вернулся к Джеку Лондону! Теперь не просто читал слова о том как Смок Белью ныряет в порог " Белая Лошадь", а всеми клетками и нейронами тела и души понимаю, что чувствуют герои Джека Лондона. Я занимался парусным спортом, побывал в штормах и для меня описание Лондоном "Тайфуна у берегов Японии" или "Прибоя Канака" это реальные осязаемые образы.
Больше того, в эпоху "развитого социализма" я снова и снова вчитывался в текст "Мартина Идена" и меня уже интересовала не "любовная линия", или упорство начинающего писателя в достижении высот Парнаса, а философские представления Джека Лондона. Я открыл для себя, что Лондон хотя и увлекался социалистическими идеями, но никогда не был убежденным социалистом. Первое сомнение в правоте социалистических идей Лондон высказывает еще в 1901 году, статья "Что нужно! Новый закон развития". И возвращается к этой теме уже в "Мартине Идене"! В произведениях Лондона я нашел подтверждение своим теоретическим изысканиям. Выход Лондона из Социалистической партии в 1916 году и крах социалистической системы в Советском Союзе меня нисколько не удивил.
Главные произведения Лондона - о событиях, участником или свидетелем которых он был сам. Его искренность подкупает. Литература Лондона - по сути, художественная автобиография (Зверев А.А.).
Моё отношение к жизни и творчеству Лондона сложилось не на удобном диванчике с книжкой в руках, а у костра на Карельских реках, под парусом, в бессонную ночь в мучительном поиске ответа на вопрос: "в чем смысл моего существования"!
Думаю, вам понятен мой интерес к Джеку Лондону. И, естественно, когда появилась возможность попутешествовать по Аляске, я сплавился по Юкону, прошел пороги Белая Лошадь и Ящичное ущелье.
В Окленде, Калифорния, не только сфотографировался у памятника Джеку Лондону, но и зашел в таверну "Первый и последний шанс".
Окленд, Калифорния. Джек Лондон Сквер.
Автор у памятника Джеку Лондону.
Не просто зашел, а в духе Лондона угостил всех присутствующих ... русской водкой! (ну а чем мог угощать патриот России? ...к счастью, присутствовали кроме меня всего два человека и бюджет рядового российского инженера выдержал нагрузку).
Окленд. Трактир "Первый и последний шанс"
И само собой: посещение ранчо Джека Лондона, знакомство с Обществом Джека Лондона и правнучкой Тэрнел Эббот. В Обществе высоко ценят вклад в лондоноведение Виля Матвеевича Быкова.
Мемориальный парк Джека Лондона, Глен Элен, Калифорния.
Выездное заседание симпозиума Общества Джека Лондона
Поклонился могиле Джека Лондона, а на Симпозиуме Общества в 2014 году выступил с докладом "Джек Лондон и социалистическая идея".
Творчество Лондона разносторонне, и по мере созревания Лондона как личности, становятся все глубже. И глубина такова, что для понимания не достаточно почитать книжку на сон грядущий. Не удивительно, что ранние рассказы о Севере, о приключения понятны многим, в том числе и совсем молодым людям. А вот публицистика, философия поданная в литературной форме - это уже не развлекательное чтение. Лондона перестают понимать и...отвергают. Так остался не понятым "Мартин Иден", "Маленькая хозяйка большого дома" и большинство "поздних" произведений.
В этой связи весьма показательна "лекция" Дмитрия Быкова (просто однофамилец Виля Матвеевича Быкова) на "Эхо Москвы" от 11 ноября. Когда, наконец, речь зашла о Лондоне, мне показалась, что Д. Быков пересказывает порядком забытые лекции своих студенческих времен. Ничего более дилетантского я еще не слышал. Отсутствие глубоких знаний прикрывается складной болтовней. Не вижу смысла обсуждать лекцию Быкова, но и не хочу показаться голословным. Быков: " Дело в том, что принципы Волка Ларсена действуют на море, но не действуют на суше". Потом оказывается, под понятим "суша" подразумевается совсем не то, что вы подумали сначала. Так слово за слово и:
" Слова я слушаю твои,
Но ничего они не значат..."
Я бы мог сослаться на "Повелителя мух" нобелевского лауреата Уильяма Голдинга и развить дискуссию. Не вижу смысла. Отмечу манеру общаться ведущего Д. Быкова - поэта, горлана, главаря.., который знает, что такое хорошо и что такое плохо.
Эх! Д. Быкову еще бы взгромоздится на белого скакуна и вот вам прекрасный образец ницшеанского сверхчеловека, который до поры до времени сидит в каждом человеке, и который перегрызет горло любому за место... в студии радио "Эхо Москвы".
И все-таки, чем привлекает творчества Джека Лондона. Пусть не во всемирном масштабе, но лично меня? Почему в трудную минуту, я открываю томик Джека Лондона, а не Софокла?
Безусловно, Лондон многогранен и многоцветен. Его жизнь, как и его произведения полны действия и созидания. Огромно воспитательное значение. Читаешь как Смок Белью карабкался на Чилкутский перевал, и хочется испытать себя. Хочется побороть себя и поднять паруса в самый жестокий ветер. Даже хочется посадить грядку, когда читаешь об сельскохозяйственных занятиях Лондона. Особенно в детстве. Чтение побуждает к действию, будет интерес к созданию чего-то собственными руками. Не удивительно, что в детски книжках часто фигурируют мотивы произведений Джека Лондона. Например, книги Василия Клёпикова "Тайна Золотой Долины" и "Михаила Михеева "Тайна белого пятна".
Герои Лондона: Мартин Иден, Паола (героиня "Маленькой хозяйки..."), Дорогомилов ("Бюро убийств") заканчивают жизнь самоубийством. Согласитесь, - трагический посыл. Но это трагедии, которые... вселяют оптимизм! Нет, серьезно, без пафоса! Лондон побуждает желание подхватить знамя из рук товарища, который не смог найти выход и продолжить поиск. Пусть даже мне придется признать себя побежденным и самому вычеркнуть себя из жизни!
Творчество Джека Лондона, считаю, недооценено. Отчасти это связано с тем, что для "чистых" филологов и литературоведов он слишком сложен, а философы не признают его "своим". Вот и пытаются занять пустующую нишу "парапоэты".
Автор на могиле Джека Лондона
Жизнь продолжается. Она прекрасна во всех проявлениях. И где бы ни жил человек: на земле, на воде, на космической станции или даже другой планете (а это неизбежно), он, человек, всегда останется творением природы - искателем приключений, романтиком, созидателем и борцом.