Weiss Toeden : другие произведения.

Камера: голландский угол

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Визуальное вдохновение для композиции сцен в тексте

  Когда роман захламляется плоскими повествовательными сценами, всегда вспоминаю приёмы из фото- и киноискусства. Оттачивание и обрезка лишнего проще всего получаются, если сменить ракурс. Иногда - самым неестественным, казалось бы, способом.
  
  Обычно мы снимаем так, чтобы "горизонт не заваливался". Пишем - так, чтобы охватить сцену, её связи с окружающими прошлыми сценами, обвешиваем абзацами с переходом от места к месту, от поступка к поступку. В наш письменный кадр попадает всё, что находится вокруг героя, всё, что он делает, говорит... и всё это обладает примерно одинаковой контрастностью, одинаковой ценностью.
  
  Теперь смотрите.
  
  Голландский угол - это наклон камеры на произвольный угол, иногда с завалом вплоть до 90 градусов.
  
  
  https://cm.author.today/content/2021/11/07/0e9742406f654f128a86719bb8295310.png
  "Миллионер из трущоб"
  
  Считается, что его основное применение - напрячь зрителя, показать некий слом психики. Он усиливает мощь эмоций, как положительных, так и отрицательных, а также иллюстрирует болезнь, изменённые состояния сознания. Под голландским углом снимали злодеев в "Бэтмене".
  
  Однако этот приём также очень хорош для создания ракурсов, захватывающих именно то, что нужно - и ничего лишнего. С его помощью можно снять крупный план на героя, а можно, наоборот, занять весь кадр улицей, которая иначе выглядела бы слишком тесно (широкие края кадра занимали бы глухие стены).
  
  Можно усилить эффект движения, приближения, атаки.
  https://cm.author.today/content/2021/11/07/f18f9ec04dc1436aad991f7d57e9b533.png
  
  
  Здесь машина показана носом кверху по мере движения. Внушает дополнительный оптимизм, энергию:
  https://cm.author.today/content/2021/11/07/3b831b1095204b1ea77be8046312c58c.png
  
  
  Вот в чём суть аналогии. Из ровной композиции сделать нетипичную, но не просто сломать кадр, а подчеркнуть главное.
  
  Вывихнуть камеру, разрушить шаблон - и поймать строго то, что необходимо: образ, динамику...
  
  
  
  Многие авторы и так неосознанно применяют хитрые фокусировки с обрезом лишнего. Но когда пишешь каждый день, привычно, без особых эмоций - получаются типовые простыни, упс. Тогда "заваленные" кадры помогают вспомнить, как это - когда ярко, эффектно и нешаблонно. А бонусом пробудить немного смелости к экспериментам.
  
  То есть, например, писательское "входи в сцену как можно позже, выходи как можно раньше" - это как бы обрезка кадра. Крупный план на персонажа по центральной оси или в "точках интереса" = фокал в голове героя с почти полным убиранием визуала, но оставлением телесных ощущений. Подчёркивание движения = резкая смена ритмики текста. И т.п. Это из самого-самого простого, что я сам более-менее освоил, но этого мало, конечно!
  
  Есть, правда, один подвох. Если всё время делать эффектно, эффект пропадает. Так что смены ракурса достойны самые острые сцены, когда вы их чисто по усталости начерновичили монотонной простынёй.
  
  
   Есть ещё масса интересных приёмов построения кадра. Посмотреть можно, например, здесь https://dtf.ru/cinema/21349-kak-snimayut-kino-bazovye-priemy-iz-lyubogo-filma-kotorye-vy-ne-zamechali. Также в статье объясняют про "точки интереса" и другие полезности композиции.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"