Часто говорят: "Человек есть то, что он ест". Может быть, в какой-то степени, это и так. Однако гораздо правильнее сказать: "Человек есть то, что он думает".
Идея о том, что мысль материальна, конечно, не нова. Она не нова настолько, что превратилась в расхожую, затертую до дыр фразу. Мы произносим ее, не задумываясь над ее истинным смыслом.
Все древние учения говорят о том, что слово, как воплощение мысли, творит миры. И наиболее выдающиеся мыслители современности также высказывают эту идею. Достаточно вспомнить ноосферу Вернадского. Если принять этот постулат, то можно сказать, что человек, как существо, наделенное мыслительным аппаратом, каждое мгновение творит или разрушает миры.
Мысль - это энергия настолько мощная, что способна и лечить, и ранить, способна возвышать сердца миллионов людей и ввергать их в пучины хаоса. Даже простые повседневные мысли имеют огромную силу - они творят характер и судьбу человека. Так насколько же велика ответственность "инженеров человеческих душ" - писателей - за каждую рожденную ими и воплощенную в слово мысль!
Слово-мысль писателя проникает в человеческие души, и, найдя созвучие, многократно усиливается, приобретает все больший вес и неумолимо стремится к реальному осуществлению. К овеществлению. Это может становиться очень опасным, если писатель в погоне за прибылью продает свою душу и начинает угождать низменным потребностям людей вместо того, чтобы искать тончайшие струны в сердцах своих читателей.
Популярная среди широких масс писательница, чьи детективы в броских обложках заполоняют полки книжных магазинов, в одном из интервью сказала, что никогда не опишет сцену насилия над ребенком, потому что все написанное - сбывается. Зачем же тогда вообще писать детективы? А что если рост преступности имеет прямую связь с повсеместной популяризацией этого жанра? Начитавшиеся детективов люди перестают реагировать на реальные преступления, как на нечто недопустимое, их восприятие притуплено, их нравственное чувство убаюкано. "Мало ли кто кого убил? Еще и не такое бывает. Мы читали". А может быть, писателю направить свой талант в мирное русло и создать нечто невероятное по красоте, что заставило бы людей взглянуть на себя со стороны, заплакать и испытать катарсис? Но красоту не издашь многотысячными тиражами. На ней не заработаешь.
Иногда можно слышать высказывание о том, что если бы человечество не увлекалось так сильно голливудскими картинами массовых разрушений в американских городах, не случилось бы 11 сентября 2001 года. А вдруг это не так уж далеко от истины? Тогда зачем создавать эти картины? Может быть, было бы правильнее экранизировать и распространять образы будущего, созданные силой мысли и слова русских фантастов? Стругацких, например. Мирное, объединенное, устремленное в Космос человечество. Чем хуже массово растиражированной картины падения Останкинской башни? Плохо продается?
Если достаточно долго твердить человеку, что он свинья, рано или поздно он захрюкает. Если достаточно долго убеждать людей в том, что у них нет будущего - его не будет. XX столетие до предела обострило противоречие между созидательными и разрушительными силами. Это противоречие проникло во все сферы человеческой жизни. И в литературе, и в искусстве оно не менее сильно, чем в политике. И во сто крат важнее, потому что сила литературы воздействует напрямую на разум.
Некоторые полки в книжных магазинах похожи на мины замедленного действия - тикает механизм, но где и когда сработает, неизвестно. И кажется, что никакими усилиями не остановить этот отсчет. И каждый, кто пытается это сделать, веря в то, что красота спасет мир, в глазах людей похож на Дон Кихота, сражающегося с ветряными мельницами.
Но как знать, может быть, соломинка красоты, за которую еще хватается некоторая часть человечества, не так уж безнадежна?