Велейко Ольга: другие произведения.

Живые куклы

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Агитки - Самиздат Книжка вышла в августе 2012 года в литературной серии "Настя и Никита": http://book.foma.ru/books/volshebnyij_mir_kukol Иллюстрации Татьяны Никитиной.


   Давным-давно, в далёком Китае жил один император. Он считал себя очень счастливым человеком, ведь рядом всегда была его любимая жена. Каждый день император подолгу беседовал с ней или любовался её изящным танцем. Но неожиданно жена императора умерла. Могущественный правитель Поднебесной был вне себя от скорби, всё стало ему не в радость, и никто не мог его утешить. И вот при дворе императора появился незнакомый художник и сказал:
   - Ваше величество, я могу помочь вашему горю. Каждый вечер вы будете видеть силуэт супруги за шёлковой занавеской. Вы сможете даже говорить с ней. Но вы никогда не должны заглядывать за эту занавеску.
   Император согласился. И уже на следующий вечер всё случилось так, как сказал ему художник. За гладкой шёлковой шторкой загорелся свет, придворные музыканты заиграли на флейтах, и император увидел тень своей жены. Он был потрясён! Снова мог он говорить с любимой, слышать прекрасные стихи, которые она читала, видеть её танец. Некоторое время император соблюдал запрет художника и не пытался заглянуть за занавеску. Но однажды не выдержал. Подошёл к подсвеченной ширме, отдёрнул её в сторону и... Увы! Там оказалась всего лишь плоская фигура из ослиной кожи и цветной материи. А художник сидел на полу и управлял ею с помощью длинных бамбуковых тросточек, искусно подражая движениям и даже голосу императорской жены.
   Поначалу император страшно разгневался и даже приказал казнить обманщика. Но гнев быстро прошёл. Владыка Поднебесной созвал своих советников и сказал:
   - Моей жены уже не вернуть, но пусть хотя бы её тень иногда появляется на шёлке. Повелеваю отпустить и наградить художника. Пусть играет свои представления.
   Так по древней легенде появился самый первый кукольный театр - китайский театр теней.
   Вы, конечно, бывали в кукольном театре? Кстати, правильно говорить всё-таки "театр кукол", ведь он не игрушечный, а самый что ни на есть настоящий! И пусть его актёры кажутся неживыми, когда висят за кулисами на гвоздиках. Но погаснет свет в зале, поднимется тяжёлый занавес, и в умелых руках кукловодов, будто по волшебству, куклы вдруг оживут.
   Первые кукольные представления, похожие на наши современные, устраивались ещё в Древней Греции. Правда, похожими они стали не сразу. Сначала древнегреческий учёный и механик Герон строил огромных кукол в виде богов Олимпа. Куклы были механическими, двигались на потайных колёсах и танцевали под музыку. Назывались они куклами-автоматами или "андроидами". Это были самые первые в мире роботы! Потом Герон сделал переносной театр. Его ставили в Афинах прямо посреди улиц. На миниатюрной сцене играли спектакли уже не большие, а маленькие куклы-автоматы: корабельщики строили парусники-триеры, воины плыли на них по морю, сражались у стен древнего города - Трои.
   Конечно, такие механические театры стоили очень дорого! И тогда какой-то неизвестный бедный кукольник придумал сделать ящик с двумя этажами без передней стенки и установить внутри фанерные декорации. А в щели на дне вставить на палочках фигурки Божьей Матери, Святого Иосифа, пастухов, царя Ирода и рассказать историю о рождении Христа. Такой театр в Греции именовался "вифлеемским ящиком", от названия родного города Иисуса Христа - Вифлеема. От "вифлеемского ящика" намного позднее произошёл хорошо нам знакомый вертеп.
   Вертеп не похож на другие театры. Играют в нём лишь Рождественские пьесы! Само слово "вертеп" в старину означало "убежище, тайное место", и так называли пещеру, где родился Христос. На нижнем этаже вертепного ящика ставили фигуры царя Ирода и воинов, а на верхнем - Святого Семейства, пастухов, волхвов, крохотных ягнят и осликов. Кукловод двигал и поворачивал фигурки, но никогда не переставлял их с этажа на этаж - нельзя! А под крышей вертепа зажигалась свеча или лампа, чтобы освещать Вифлеемскую звезду.
   Посмотреть на старинных вертепных кукол можно и сегодня. Они хранятся во многих музеях, например, - в Музее театральных кукол при театре Образцова в Москве. Сделаны они из деревянных брусков, насажены на специальные рукоятки и одеты в костюмы из льна, парчи и золотой бумаги.
   Сейчас бывает много разных театральных кукол. Если кукла во время представления "ходит" выше кукловода, то она называется "верховая". Если ниже - "низовая". А если на одном уровне с кукловодом - "срединная". Самую простую срединную живую куклу можно даже дома легко сделать. Для этого нужно пришить к голове и телу любой мягкой игрушки петли из тесьмы, затем поставить куклу на стол и начать водить.
   Первые срединные куклы родились в Италии и были довольно хитро устроены. Их ставили на доску, а через тела протягивали верёвку. Один конец верёвки привязывался к деревянному колышку, а второй - к ноге кукловода. Кукловод играл на лютне и двигал ногой, а куклы танцевали на доске. Всё это делалось так искусно, что некоторые зрители пугались "оживших" кукол и называли кукольников колдунами! Доска, на которой игрался спектакль, называлась "планшет", а сами куклы - "планшетными". Однако зрители уличных представлений больше любили кукол верховых. В России это был знаменитый Петрушка.
   В старые времена на Руси настоящих театров кукол ещё не было. Не было специальных зданий, сцен и зрительных залов. Зато были ярмарки. И бродячие артисты. Погрузив в телегу кукол и декорации, они ездили из города в город. На ярмарочных площадях собиралось обычно много народу, и артисты ставили специальную ширму-загородку, а сами прятались за неё. Шарманщик заводил разудалую мелодию, и над ширмой появлялся он - Петрушка. А точнее - Пётр Иванович Уксусов, балагур, забияка и ужасный враль! Голова у него большая, нос крючком, щёки красные, глаза хитрые, а рот - до ушей. И первым делом Петрушка кричал что-нибудь вроде: "Здравствуйте, здравствуйте! Прибыл я из Питера, был там у кондитера, накупил кренделей, заплатил сто рублей, сдачи дали пятак да в придачу - тумак!" А голос у Петра Ивановича был смешной - высокий и писклявый. Это оттого, что кукольник вставлял в рот специальную штучку, похожую на свисток. Называлась она "пищик", и все слова артист-петрушечник произносил через него.
   Русский Петрушка - кукла перчаточная, она надевается на руку. Указательный палец управляет головой, а большой и мизинец - руками куклы. Поэтому один артист может водить сразу двух кукол. Сделать перчаточную куклу тоже можно у себя дома. Проще всего - пришить к обычной перчатке голову и ладошки от старой куклы и смастерить ей костюм.
   Предками нашего Петрушки были итальянские перчаточные куклы "бураттини". Да-да, именно от их названия происходит имя вашего хорошего знакомого - проказника Буратино! Правда, сказочный герой Буратино с виду - не перчаточная кукла. Он целиком сделан из дерева, у него подвижные руки и ноги, сгибающиеся в суставах. Поэтому Буратино больше похож на марионетку.
   Марионетка - кукла низовая. От всех частей её тела вверх идут нити, закреплённые на крест-накрест сложенных палочках. С помощью нитей кукловод и управляет марионеткой. В Европе этих кукол так любили, что театры марионеток росли, словно грибы после дождя. Хозяева театров со временем могли неплохо разбогатеть. Помните доктора кукольных наук Карабаса-Барабаса? Билеты на спектакли стоили недёшево, и бедные люди часто не могли попасть на представление. Поэтому сами для себя устраивали "кукольные подвалы". Особенно много их было в Бельгии, в городе Льеж.
   "Кукольные подвалы" - это крохотные театры, которые и на самом деле находились в подвалах бедных домов или прямо в комнатушках, похожих на каморку папы Карло. Днём семья кукольников жила в них, ночью спала, а вечером вдоль стен расставлялись простые деревянные табуретки, на них и прямо на кровать рассаживались зрители, а кому не хватало места - сидели на полу или стояли. Заигрывал аккордеон или шарманка, и начиналось представление. Особенно популярны были пьесы о рыцарях. Рыцари льежских подвалов были сделаны просто и даже грубовато: целиком из дерева, с нарисованными лицами. Однако рыцарские спектакли пользовались успехом не только у бедных людей, и вскоре на острове Сицилия появился театр очень интересных кукол. Эти куклы стали называться "пупи".
   Пупи чем-то напоминают марионеток. Только они намного выше ростом - до полутора метров! Ими тоже управляют сверху, но не ниточками, а железными прутиками. Большинство кукол-пупи - рыцари. Они одеты в настоящие кованые доспехи. Шлемы с забралом, мечи и щиты, латы - всё из железа, поэтому пупи весит немало, никакая нить не выдержит! Играли пупи длинные-предлинные представления-"сериалы". Один спектакль мог продолжаться целый год, и каждый вечер шла новая "серия". Это были пьесы о рыцарях императора Карла Великого, об их доблестных подвигах, о сражениях с драконами, колдунами и великанами. Каждая "серия" длилась почти три часа, и кукловоды часто уходили на перерыв - антракт. Ведь вождение пупи требует очень много сил - такая тяжесть!
   В российских же театрах самой распространенной стала чуть-чуть похожая на сицилийскую пупи тростевая кукла. Только она не низовая, а верховая и весом - намного легче! "Тростевой" она называется потому, что управляется проволочными или деревянными тростями. Простая тростевая кукла насаживается на одну трость и не умеет двигать руками. Для того, чтобы кукла шевелила руками, нужна не одна, а несколько тростей. Нужно много опыта и большое мастерство, чтобы водить такую куклу! Только представьте: зажав трости между пальцев, кукловод должен одновременно двигать и головой, и обеими руками куклы! При этом некоторые куклы могут не только вертеть головой по сторонам, но и наклонять её, и открывать рот, а для этого нужны дополнительные ниточки и резиночки. И вся эта конструкция - всего в двух руках артиста! Но эти руки так умелы, что зритель в зале даже не подозревает о том, какая сложная работа проделывается за ширмой, и видят только чудо - ожившую куклу.
   Но ещё сложнее водить кукол японского театра. Это куклы срединные, высокого роста, называются "нингио", и каждая управляется не одним, а сразу тремя кукловодами! Главный, одетый в национальный костюм, двигает головой, глазами и ртом, а его помощники - руками и ногами куклы. Чтобы нингио "ожила", трое актёров должны работать очень слаженно - все, как один. Поэтому они по много лет остаются вместе, понимают друг друга без слов, и состав тройки меняют лишь в крайнем случае. В спектаклях японского театра, кроме кукловодов, участвуют ещё два человека. Один рассказывает историю и на разные голоса говорит за всех кукол. А второй - играет на инструменте, вроде нашей балалайки.
   Конечно, современный театр кукол организован очень сложно. В нём работает много людей, за сценой в специальных шкафчиках хранятся десятки, а то и сотни кукол, для спектаклей создаются диковинные декорации. Не все могут ходить в театр так часто, как хочется. Но каждый может сделать его у себя дома. Всего сто лет назад в России была жива традиция домашних кукольных театров. Тогда во многих домах устраивались детские праздники не только с играми и угощениями, но и с кукольными представлениями. И если сильно пожелать, возродить эту традицию не так уж трудно. Проще всего создать свой собственный театр теней, почти, как у китайского императора, только размером поменьше. В этом, наверняка, вам сможет помочь кто-то из взрослых. Можно дать своему театру какое-нибудь интересное название, например - "Волшебный фонарь". Но сначала надо освоить некоторые театральные профессии и немножко пофантазировать.
   В первую очередь нужно сделать сцену и ширму с экраном, на котором и будут играть тени. В настоящем театре обустраивают сцену и готовят её к спектаклю особые люди - сценограф и декоратор.
   Изготовить ширму можно из обычной большой картонной коробки. Надо лишь разрезать её так, чтобы остались три стенки. В центральной стенке мы вырежем окно для экрана, а боковые нужны для устойчивости. Для красоты ширму можно разрисовать красками и обклеить звездочками из фольги или блестящих конфетных фантиков. А экран лучше всего сделать из специальной полупрозрачной бумаги - кальки. Подходящий по размеру кусок закрепим скотчем в окне ширмы, готовую ширму поставим на стол, закрытый тканью до пола, и - наша сцена готова!
   Теперь надо стать драматургом - человеком, который пишет сценарий. Сценарий - это та самая сказка, которую вы будете показывать, расписанная по ролям. Можно сочинить свою сказку, а можно сделать сценарий по любой другой. Например, по сказке "Заюшкина избушка". Когда сценарий будет готов, сразу станет ясно, каких кукол вам нужно сделать. И придёт пора превратиться в кукольного мастера.
   Смастерить куклу для теневого театра нетрудно. На плотном картоне рисуете своего героя: зайца, лису или медведя, например. А затем вырезаете по контуру. Можно оставить эту заготовку не цветной, а можно и раскрасить поярче - как в традиционном театре теней. В центре туловища надо закрепить длинную палочку, за которую вы будете держать куклу.
   Теперь можно попробовать стать актёром-кукловодом. Чтобы появилась чёткая тень, за ширмой сбоку нужно включить настольную лампу, и поднести вашу куклу поближе к экрану. Поводите её туда-сюда, пусть она подвигается и потанцует. Если всё хорошо получилось, вам пора овладеть профессией режиссёра!
   Режиссёр - это верховный главнокомандующий театра. Именно он руководит постановкой, решает, кто какую роль будет играть, с какой стороны кукла появляется на ширме, как произносит свои слова, как двигается и куда уходит. Возможно, вы захотите сделать спектакль музыкальным, и тогда нужно будет подобрать подходящую музыку и сообразить, когда она будет включаться и выключаться. Чтобы представление вышло интересным, вам придётся хорошенько продумать эти детали, выучить роли и отрепетировать. Репетиция - это такая театральная тренировка. И только когда вы как следует потренируетесь, можно начать подготовку к премьере.
   Премьерой называют самый первый показ. Посчитайте, сколько у вас будет зрителей, подумайте, где они будут сидеть, и нарисуйте пригласительные билеты. Вы видели театральные афиши? На билетах можно написать, как на афише. Например: "Театр теней "Волшебный фонарь" приглашает на премьеру спектакля "Заюшкина избушка"". Раздайте билеты друзьям и ждите гостей. И когда все соберутся, а на окнах закроются шторы, будто занавес, заиграет музыка и загорится светом экран, засверкают звезды на ширме - ваши зрители ахнут от удивления! А вы почувствуете себя настоящими волшебниками, ничем не хуже Гарри Поттера. Ведь в ваших руках обычные мёртвые куски картона вдруг оживут! Они начнут говорить и двигаться, смеяться и плакать, петь, танцевать и спорить друг с другом. Вы сами создадите целый сказочный мир - с нежными принцессами и храбрыми рыцарями, с драконами, деревьями, птицами, говорящими собаками и смешными злодеями. Мир, в котором будут жить живые куклы.
   E-mail: medenava@yandex.ru
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Росс "Апгрейд сознания"(ЛитРПГ) В.Василенко "Стальные псы 5: Янтарный единорог"(ЛитРПГ) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Киберпанк) А.Робский "Охотник: Новый мир"(Боевое фэнтези) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) Я.Малышкина "Кикимора для хама"(Любовное фэнтези) А.Минаева "Академия Алой короны. Приручение"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) К.Леола "Покорители Марса"(Научная фантастика) В.Свободина "Прикованная к дому"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"