Аннотация: ответ к семинару. предназначено для студентов I курса педагогических ВУЗов. источник: лекции проф. МГОУ Артамоновой Е.И.
Московский Государственный Областной Университет.
Особенности педагогической деятельности.
Педагогической деятельность относится к типу "человек-человек" - к системе взаимодействия личностей. Поэтому, главными особенностями педагогической деятельности являются:
1) Природа педагогической деятельности, которая тесно связана с учеником во всем богатстве его жизнедеятельности.
2) Арсенал методов, элементы общественной культуры которыми владеет педагог, определяющими его профессиональную подготовку.
Нельзя не учесть, что педагогическая деятельность тесно связана с другими науками, т.к. объект педагогической деятельности это растущий и развивающийся человек. Педагогика базируется на общественных науках и опирается на фундаментальные работы таких великих русских физиологов как И.М. Сеченов и И.П. Павлова, по вопросам нервно-психологического развития человека (в особенности - детей и подростков), рефлекторной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств, что необходимо учитывать при построении учебного процесса, разработки режимов труда и отдыха. Связь педагогики и медицины привела к появлению специальной педагогики, которая при помощи терапевтических средств облегчает социализацию детей, имеющих коррекционные дефекты.
Наиболее тесной является связь педагогики и психологических наук. Чтобы достичь цели педагогической деятельности и получить удовлетворительные результаты, необходимо учитывать психологические особенности людей разных возрастов, понимать свойства человеческой натуры, ее потребности. Исходя из законов развития психической деятельности человека, нужно строить образование (обучение и воспитание).
Педагогическая деятельность связана так же с философией, которая является основой для методологической практики педагогики. Еще с древних времен ученые философы (Платон, Аристотель, Сократ и.т.д.) задавались целью найти ответ на ряд общих вопросов (что повышает эффективность образования?) и решить проблемы цели образования, формирования мировоззрения, взаимосвязи коллектива и личности.
Большую роль в политике и экономике государства выполняет именно деятельность педагога. Школа выполняет социальный заказ общества. По мнению М.М. Рубинштейна, любое государство выражает свою яркую заинтересованность в детях и подрастающем поколении в целом. Ни государство, ни родители не могут рассматривать детей как частное дело семьи ребенка. Достаточно посмотреть на средний класс общества, чтоб определить какие ценности и "личность вцелом? хотят создать руководители страны. Рубинштейн приводит в пример СССР в послевоенное время, когда страна находилась в упадке после окончания Великой Отечественной Войны, и были необходимы рабочие руки для восстановления промышленности, и как следствие, экономики государства, что вывело бы СССР на арену сильнейших государств мира, которыми стали государства, первыми восстановившимися после Второй Мировой Войны. Что бы получить максимальное количество рабочих, государство старалось создать для этого подходящие условия. Через педагогов, как проводников между подрастающим поколением и государством, начали воспеваться те ценности, которые определяли рабочего человека как самое важное звено в цепи общества.
Наблюдается так же связь между педагогикой и социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп населения, влияние окружающей среды на человека, воспитание личности.
Универсальные характеристики педагогической деятельности.
Характеристики педагогической деятельности вытекают из функций педагога. Ранее, мы уже рассматривали пять функций (по В.А. Сластенину): обучающая, воспитывающая, развивающая, формирующая и гуманистическая. Поподробней остановимся на этом.
Характеристика педагогической деятельности по В.А. Сластенину теснейшим образом связана с гуманистической функции и абсолютно немыслима без нее. На что направлена педагогическая деятельность?
1) На помощь ребенку в решении задач, стоящих перед ним
2) Подготовка к достижению целей, устремлять ребенка к перспективам своего развития, определяющее дальнейший путь в его взрослой жизни.
Задача урока: развитие, обучение и воспитание личности. Но педагог должен делать это ненавязчиво, сподвигая воспитуемого к саморазвитию. Для этого учитель должен выступать в качестве методиста. Следовательно, педагогическая деятельность является процессом творческим.
По Н. В. Кузьминой характеристика педагогической деятельности имеет следующий вид:
1) Это конструктивная деятельность (позволяет отбирать учебный материал, планировать педагогический процесс, свои дальнейшие действия).
2) Это организационная деятельность ( предполагает различные системы действий, включение учащихся в различные виды деятельности, формирование коллектива учащихся и.т.д.)
3) Это коммуникативная деятельность ( предполагает общение с учащимися, их семьей, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы)
4) Это гностическая (исследовательская) деятельность (изучение содержания и способов воздействия на других людей, возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей, особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков).
А. И. Щербаков выделяет также ориентировочную функцию, которая подразумевает под собой направление развития ценностной системы воспитуемых для их успешной социализации, мобилизующую функцию, направленную на активизацию класса и формирование самостоятельности ученика, и развивающую функцию (единство обучения и воспитания с творческим подходом к делу, что позволяет наладить с учеником обратную связь).