Велигжанин Андрей Витальевич : другие произведения.

Это вам не шутки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О 'Графе Нулине', заметка вторая


ПРЕДИСЛОВИЕ.

       В предыдущей заметке о «Графе Нулине», я высказал идею о том, что эту поэму Пушкина нужно трактовать глубже ситуации, которая описана в поэме.

Что поэма представляет собой — аллегорию, иносказание.

Смысл поэмы — совсем не шуточный.

За видимой шуткой — скрывается священнодействие.

В данной заметке — поразмышляю о «Графе Нулине» чуть больше.


ЭТО ВАМ НЕ ШУТКИ.

       Тема поэмы — серьёзная. Тема поэмы — настолько серьёзная, настолько сокровенная, что автор даже не произносит её!

Тема поэмы — это размышления о природе творчества. Поэма о том — что человек ищет, и о том — что человек находит.

Это — тема, настолько для поэта сокровенная, что он даже не говорит о ней!

«Граф Нулин» — это настоящее чудо. Поэт смог выразить свои мысли, не называя их!

По сути, «Граф Нулин» — это беззвучная молитва, обращённая к высшим сферам.

Что мы видим в «Графе Нулине» ? Шутку. Забаву. Дурачество. Смех.

А за этим смехом — есть настоящее. Есть настолько настоящее, что его — невозможно выразить словами. Слова — разрушат это обращение к высшим сферам, если попытаться обратиться к ним со словами. Поэтому, в «Графе Нулине» поэт использует невозможное. То, чего не может быть. Пушкин пишет невидимым языком. Обращается невидимыми словами. И эти невидимые, ненаписанные слова вдруг — проявляются. Вдруг это невидимое становится — видимым.

Влюбленный граф в потемках бродит,
Дорогу ощупью находит


Видите этого влюблённого графа, который бродит в потёмках ?

Видите Пушкина, который поставил себе цель — описать невозможное, и который — осуществил невозможное ?

Кем видится «Граф Нулин» ? Шуткой. А вглядишься — и это уже не шутка.


СВЯЩЕННАЯ ЖЕРТВА.

       Есть у Пушкина очень серьёзные стихотворения. Примерно в это же время, когда был написан «Граф Нулин», написано стихотворение «Поэт».

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;.


На первый взгляд, у стихотворения «Поэт» нет пересечений с «Графом Нулиным»

Стихотворение «Поэт» повествует — о высоком, о священной жертве Аполлону. «Граф Нулин» — о чём угодно, только не об этом. «Граф Нулин» как раз повествует — о заботах суетного света, в которые малодушно погружён поэт.

А ведь это не так! За этими заботами суетного света — есть мысли поэта, устремлённые — туда!

Что бы он ни делал, какую бы безделицу он ни писал, всё устремленно — туда! Это — священные дары Аполлону! И никак иначе!

И возможно даже, что «Граф Нулин» — это более дорогая жертва Аполлону, нежели стихотворение «Поэт».

Что «Поэт» ? Чистый пафос, почти не отличимый от лести. Примет ли Аполлон такую жертву ? Примет. Обрадуется ли ? Обрадуется. Но ещё больше обрадуется — «Нулину», подарку утончённому и изысканному, негромкому и трепетному.


ПОРА, ПОРА! РОГА ТРУБЯТ.

       Рассмотрим теперь «Графа Нулина» подробнее.

Пора, пора! рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.


Итак, поэма начинается с описания подготовки к охоте. Как я уже упоминал, выражение рога трубят, представляет собой каламбур Пушкина. Рога трубят — это подготовка к охоте. И одновременно, фривольный намёк на то, что муж, отправляющийся на охоту, и оставляющий жену без внимания, может превратиться в рогоносца.

Но рога трубят, это не только это! У выражения рога трубят не двойной, а тройной смысл!

Пора, пора! рога трубят; означают ещё — начало новой поэмы. Это — зов Аполлона. Так Аполлон требует поэта — ко священной жертве. И это — истинное значение того, что происходит. Охотник и вся эта суматоха во дворе — это метафора того, что происходит в душе поэта.

Поэт был малодушно погружён в заботы суетного света. Он спал. Силы его дремали. Но — пришло утро. Аполлон потребовал священной жертвы. Воззвал к поэту. Пробудил поэта. Поэт услышал. И что вокруг?

Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят


А вокруг — уже почти всё готово. Псари уже облачились в охотничьи уборы и сидят на конях. Кто такие псари? Псари — это могучие силы поэта. Это — его талант. Это — его способности. Это — его фантазия. Всё — пробудилось.

Борзые прыгают на сворах


Да мало сказать — "пробудилось". Всё — в нетерпении. Борзые — ждут, когда их отправят на охоту. Аж прыгают от нетерпения. А что это за охота? Это — обычная охота поэта. Поиск слова. Поиск рифмы. Поиск метафоры. Поиск образа.


ВЫХОДИТ БАРИН НА КРЫЛЬЦО.

Выходит барин на крыльцо;
Всё, подбочась, обозревает,
Его довольное лицо
Приятной важностью сияет.


А это о чём? Кто выходит? Проснувшийся поэт выходит. Пробудившееся сознание поэта выходит. Пробудившееся сознание поэта собралось поохотиться. Его зовёт на охоту — его замысел.

Он проснулся. Вышел из дома. И с удовольствием видит — как всё ожило. Псари уже на конях. А борзые прыгают от нетерпения.

Но барин здесь — главный. Подбочась, он обозревает происходящее. Сияя приятной важностью.

Чекмень затянутый на нем,
Турецкой нож за кушаком,
За пазухой во фляжке ром,
И рог на бронзовой цепочке.


Какая красота! Что ещё нужно для хорошей охоты? Чекмень, нож и фляжка рома за пазухой. И ещё у него свой рог есть. Как у Аполлона! Чем он не Аполллон? Как затрубит! И борзые выгонят на него зайца. Красота.


НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА.

В ночном чепце, в одном платочке,
Глазами сонными жена
Сердито смотрит из окна
На сбор, на псарную тревогу...


Если барин, собравшийся на охоту, это — разбуженное желание поэта, то кто же тогда — его жена?

Жена поэта — это тоже он сам. Жена поэта — это другая половина его сознания.

Так бывает, и даже у обычного человека, что мысленно человек возносится к небесам, а внутренний голос возвращает на землю: «Стой! Куда полетел?»

Даже и обычный человек состоит из противоречий. Человек — это единое целое (образно говоря, семья). При этом, одна человека может стремиться в небо (условно говоря, его мужская половина), другая часть человека может оставаться на земле (условно говоря, его женская половина).

Образно говоря, происходит расщепление сознания человека: муж — отправился на охоту, а жена — осталась дома.

Вспомним Высоцкого. В таком раздвоении нет ничего сверхестественного.

И вкусы, и запросы мои странны,
Я экзотичен, мягко говоря,
Могу одновременно грызть стаканы
И Шиллера читать без словаря.


Так что, кто такая Наталья Павловна ? Она — также представляет собой alter ego поэта.

И охотник, отправляющийся на охоту, и его жена Наталья Павловна, остающаяся дома, — это один и тот же человек. Это — разные части одного сознания.

Неудивительно, что сознание расщепляется. Одна наша часть вполне может желать охоты, довольно обозревать происходящие приготовления, а другая часть — вполне может досадовать и сердиться на то, что её лишают привычного уклада.

Вот мужу подвели коня;
Он холку хвать и в стремя ногу,
Кричит жене: не жди меня!
И выезжает на дорогу.


Сравните с фрагментом из Полтавы:

Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят...


Есть что-то общее.

Выходит барин на крыльцо;
Всё, подбочась, обозревает,
Его довольное лицо
Приятной важностью сияет.


Охота она такая. Охота!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Пушкин — гений. Это ж надо такое придумать! Как красиво и образно он мыслил!

      

      

      

      

      

09.02.2022 17:35

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"