Велигжанин Андрей Витальевич : другие произведения.

Триединство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:






О МЕТАМОРФОЗАХ. ТРИЕДИНСТВО.

В продолжение предыдущей темы Трёх витков над вселенной замечу, что любой сюжет, любую историю «Метаморфоз» можно рассматривать
  • в качестве наблюдателя,
  • в качестве участника,
  • диалектически.
Другими словами, когда текст нам говорит о том, что «Персей три раза облетел вселенную», это означает, что он три раза прошёл по лабиринту сюжетов-иносказаний и посмотрел на них сквозь призму трёх различных уровней восприятия.
Сначала мы смотрим на сюжеты, как наблюдатели. Это первый и простой уровень восприятия. Мы наблюдаем за тем, что происходит в историях.
В историях, которые произошли давным-давно.
Далеко-далеко.
Произошли с кем-то другим (не с нами).
И то ли произошли, то ли нет.

Вот — троянская война. Была или не была? Закончилась или не закончилась? Мы — наблюдаем.
Или — бежит Аполлон за Дафной. Догонит или не догонит? Спасётся или не спасётся? Мы — наблюдаем.
Затем, по мере продвижения по лабиринту, приходит понимание того, эти сюжеты — не о ком-то другом, не о ком-то постороннем. О тебе самом!
И — перемещаешься на новый уровень восприятия. Становишься участником.
Вот — бежит Аполлон за Дафной. Кто за кем бежит? Кто кого преследует?
Не так ли и мы, в нашей жизни: бежим за своей мечтой и не можем её достигнуть?
Не так ли происходит и с нами: мы убегаем от смерти, но удалось ли кому-нибудь из людей от неё убежать?
Во всяком случае, понимаешь, что история Аполлона и Дафны — не закончена. Не завершилась. История — продолжается в настоящее время. Продолжается с каждым человеком. Только вот в качестве кого человек участвует в этой истории? В качестве Аполлона? В качестве Дафны?

Кто человек? Убегающий? Преследователь?
В результате, по мере задавания подобных вопросов самому себе, по мере поиска ответов, и по мере обдумывания других историй, переходишь к следующему уровню восприятия: к пониманию того, что Аполлон и Дафна — это ты сам и есть. Это третий (диалектический) уровень восприятия.
Нет — отдельно Аполлона. И нет — отдельно Дафны.
Аполлон и Дафны это две части единого целого. Это — ты.
Ты — сам от себя убегаешь. И ты — сам себя преследуешь.
Таким образом, «Метаморфозы» обучают нас, развивают сознание читателя.
Сначала — на истории Метаморфоз смотришь глазами наблюдателя,
затем, извлекая урок применительный к своей жизни, переносишься внутрь сюжета, и становишься участником,
в конце концов, приходишь к пониманию — единства всех участников истории.
Кто участвует в Троянской войне? Ты — участвуешь в Троянской войне.
Кто с кем воюет в Троянской войне? Ты — воюешь сам с собой.
Кто побеждает? Ты — побеждаешь.
Кто кого завоёвывает? Кто кого разрушает? И кто, в конце концов, не оставит в Илионе камня на камне? Ты — завоёвываешь, ты — разрушаешь, ты — не оставишь камня на камне.
Подобная точка зрения может показаться — очень необычной. Но всё больше и больше убеждюсь в её правоте. Чтение «Метаморфоз» помогает постижению этой необычности.
Вернусь к истории Аполлона и Дафны. Когда читаешь о ней первый раз (читаешь, как наблюдатель), — вопросов не возникает. Всё ясно и понятно. Купидон пошутил. Острую стрелу направил в Аполлона (и тот стал преследователем). Тупую стрелу направил в Дафну (и она стала убегающей). Всё ясно.
Но потом эта же история преследования (и превращения, следующего за преследованием) — отражается во множестве других сюжетов. Обрастает подробностями и вариациями.
Вот — Пан бежит за Сири́нгой.
Вот — Юпи́тер бежит за Ио́.
Вот — Эса́к бежит за нимфой Геспе́рией.
Это всё разные сюжеты? Или это отражение одного и того же сюжета?
А потом — начинаешь замечать триединство не только в «Метаморфозах».
Вот — картина Репина.

 []
О чём она?
Сначала — смотрим глазами наблюдателя. Иван Грозный и сын его Иван. Всё ясно и понятно. Полоумный царь когда-то давно по ошибке прибил собственного сына.
Ясно и понятно? Когда-то давно? Царь?
Товарищи! Перед нами не просто картинка. Перед нами — аллегория.
Кто убитый царевич? Это каждый — из нас. Это — я. Это — ты. Это — мы. Нас убъёт — наша природа. Нас убъёт — наш отец, который нас породил.
А кто наш безумный отец? Это тоже — мы.
На этой картине изображено не два человека. На этой картине изображён — один человек. Отец и сын — единое целое. Думаете, отец сына прибил? Нет, отец — убил сам себя.
Мы — убиваем сами себя. Нас порождает наша природа. Мы — воюем с собственной природой. В конечном счёте побеждаем свою природу. А победив природу, убиваем себя.
Но не всё так мрачно. Есть на картине и свет. Есть окошко надежды. На картине, кроме отца и сына, есть ещё одно действующее лицо. Это — посох.
Посох — это символ. Он стал орудием убийства. А вообще-то посох — это инструмент, которое облегчает путь. И если бы мы не шли против собственной природы, не шли против собственного отца, не шли против сил, которые нас породили, а взяв посох в руки, пошли бы искать свою дорогу, природе не нужно было бы использовать посох не по назначению, природе, нашему отцу, не нужно было бы нас убивать.
Посох, который лежит на переднем плане, мог бы быть нашей опорой. Если отправиться в путь. Отправиться по пути поиска бессмертия. И тогда посох должен стать опорой нашего мироздания. Посох — может стать нашим Атлантом, разделяющим небо и землю. На картине — изображены небо и земля. Отец — это небо. Сын — это земля. Небо рухнуло на землю. Атлант не справился.
А если мы возьмём посох. Отправимся в путь, как Персей. Найдём своего Атланта. Покажем ему голову медузы и превратим Атланта в камень, тогда небо не рухнет на землю. Тогда наш отец нас не убьёт.
12.01.2022 09:45

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список