|
|
|
Древние греки постоянно осуществляли жертвоприношения. После победы — жертва. Перед началом нового дела — жертва.
|
|
Богов в античности было много. Каждый бог — требовал себе своей жертвы. А если человек не приносил жертвы какому-нибудь из богов,
могла возникнуть ситуация Калидо́нской охоты, когда божество — гневалось на человека за непочтительное отношение к божеству и наказывала человека каким-нибудь ужасным бедствием.
|
|
А ведь кроме основных, двенадцати олимпийских богов, были и другие боги! Которые тоже требовали жертвоприношений! И тоже обижались, если их обходили вниманием. И тоже могли наказать. Речной бог Ахело́й, например.
|
|
Где же древний человек мог взять столько скота для всех этих многочисленных жертвоприношений ? Помилуйте: греки воевали под Тро́ей десять лет.
Десять лет они непрерывно приносили жертвы Юпитеру или Минерве, воздавая благодарности за победы. При этом, греки сжигали на кострах каких-то быков.
Они всех этих быков привезли — с собой? Откуда у них, вдали от дома, столько быков?
|
|
Я думаю, что жертвы, которые приносили древние греки и которые описываются у Гоме́ра или Ови́дия, — это тоже аллегория.
|
|
Вот современный человек не осуществляет жертвоприношений в том виде, как описывается в античной литературе. Современный человек не сжигает на костре сотню быков. Но разве современный человек не жертвует?
|
|
Когда мы любим, мы приносим жертву Вене́ре. Когда гневаемся, приносим жертву Ма́рсу. Возделывая сад, приносим жертву Цере́ре. Занимаясь семьёй, приносим жертву Юно́не.
Мы отдаём божествам — часть своей энергии. Часть своих сил. И это — жертва.
|
|
Вспомним Пушкина.
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполло́н,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен
|
Таким образом, творчество — это священная жертва, жертва — Аполло́ну.
|
|
Со священной жертвой Аполло́ну как будто всё ясно. Но давайте перейдём к сестре Аполло́на — к охотнице Диа́не (она же Артеми́да). Давайте подумаем, какая жертва нужна ей.
|
|
Это — загадка. Диа́на и сама — сплошная загадка. Любовь её не интересует. Её интересует только охота. Только охота и ничего кроме охоты.
Причём, жертвы своей она — требует. Настойчиво требует. Требует так — что попробуй только не дай. О Калидонской охоте я уже напоминал.
|
|
И вот вопрос — какую жертву требует Диа́на?
|
|
С Вене́рой, с Ма́рсом, с Цере́рой, с Юно́ной — будто бы ясно. С жертвой Юпи́теру будто бы тоже. С Аполло́ном — ясно.
Ясно с Вулка́ном (Гефе́стом). Ясно с Ва́кхом (Дио́нисом).
А что требует от нас Диа́на? Чтобы мы отправились на охоту и подстрелили зайца?
|
|
Рассмотрим одну загадочную историю, в которой Диа́на была очень разгневана. И требовала жертву.
|
|
Это — история принесения в жертву Ифиге́нии, дочери Агаме́мнона, повелителя народов.
|
|
Вкратце перескажу основные обстоятельства этой истории. А затем — поразмышляем.
Дело было так:
- Греки преследовали Пари́са, похитившего Еле́ну.
- Греки собрали огромное войско и намеревались отплыть в море на тысяче кораблей, но...
- Не могли выйти в море, потому что на море бушевала буря, которая не утихала.
- Прорицатель сказал, что так — гневается Диа́на.
- Прорицатель сказал, что Диа́на — требует жертву.
- Прорицатель сказал, что в жертву нужно принести Ифиге́нию, дочь предводителя Агаме́мнона.
- Агаме́мнон не соглашался.
- Ифиге́ния приняла решение принести себя в жертву добровольно.
- Жрецы (со слезами на глазах) уже собирались заколоть Ифиге́нию.
- В последний момент Диа́на осуществила подмену: забрала Ифиге́нию себе, а вместо неё на алтарь положила жертвенное животное.
- Одни жрецы заметили подмену.
- Другие жрецы так и думали, что жертву была принесена Ифиге́ния.
- После того, как жертва была принесена, Диа́на успокоилась, буря на море прекратилась, греки получили возможность добраться до Тро́и.
|
|
Дикость какая-то! Несуразица! Нелепица!
|
|
Получается, что Диа́на — не даёт грекам пути, пока главный из них не принесёт в жертву свою дочь. И путь открывается только тогда, когда главный — приносит такую жертву.
|
|
То, что в конце концов Диа́на совершила подмену, и вместо Ифиге́нии закололи кого-то другого, не должно нас успокаивать.
|
|
Было намерение Агаме́мнона пожертвовать дочерью? Было! А раз было, значит жертва — была принесена.
|
|
С изобретением огнестрельного оружия возникла ситуация, когда убийство совершается опосредовано: убивает не человек своими собственными руками, убивает пуля, которая вылетает из оружия,
а человек — вроде бы не причём, а всего лишь — наводит прицел да нажимает на спусковой механизм.
Но — раз намерение было, человек, применивший оружие, всё-таки становится убийцей.
|
|
Так и с Ифиге́нией. С одной стороны, её не принесли в жертву (потому что она осталась жива). С другой стороны, принесли (поскольку было намерение её принести).
|
|
Итак, в истории с Ифиге́нией — у нас опять есть элементы иносказания. Жертвоприношение Ифиге́нии — это опять аллегория.
|
|
Вопрос: что всё это означает? Что подразумевается под этим жертвоприношением? Чего требует Диа́на на самом деле?
|
|
Сейчас изложу свою версию...
|
|
Как было отмечено в предыдущей заметке, война за Еле́ну — это война за собственную душу.
Человек приходит к осознанию того, что его душа скрыта от него, находится где-то глубоко внутри, заключена в крепость, нужно собирать силы, вспоминать все свои знания и навыки,
приобретённые за годы жизни, нужно отправляться в путь.
И тут — препятствие. Буря на море. Оказывается, отправиться в путешествие вглубь себя, не так просто.
Это — не простая буря. Это — не обычная буря. Обычная буря успокаивается через какое-то время. Если бы речь шла об обычной буре, разве греки не могли бы дождаться её завершения?
Подумаешь, посидели бы в Авли́де год. Или два.
Нет! Это именно — не обычная буря. Это та буря — которая не позволит человеку даже стронуться с места.
Попробуйте заглянуть внутрь себя достаточно глубоко!
Мгновенно — налетает ветер, собираются тучи, разом нахлынут тысячи чувств, огромные волны столкнутся между собой, разные чувства борются не на жизнь, а на смерть.
Нет-нет да и подумаешь: "Нетушки. Лучше туда не заглядывать. Лучше и безопаснее быть на берегу".
А как же душа? Как же похищенная Елена? Да что Елена. Тут — земных забот хватает.
|
|
А вот как раз Ифиге́ния — это и есть иносказательное имя для земных забот. Это как раз и есть то, что нужно принести в жертву, для того, чтобы отправиться в путешествие.
|
|
Буря — не утихнет до тех пор, пока земное будет преобладать над самым важным.
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
|
|
| |
| |