Продолжу разговор о гибели царя Пенфея, который был начат в одной из прошлых заметок.
Царь Пенфей не признавал божественности Вакха и был жестоко убит своей матерью и её сёстрами.
...Очень разгневан Пенфе́й. Едет сам к Киферо́ну.
К месту, где песни звучат возбуждённых вакханок.
Конь в нетерпении ржёт. Рвётся в бой торопливо.
Гневно на поле безумства взирает Пенфе́й.
Был там пустырь, отовсюду приметный средь леса.
На пустыре исполнялись ужасные пляски.
Первой заметила мать приближенье Пенфе́я.
Кинула тирс в ненавистное тело его.
'Это - кабан!' - закричала неистово-громко.
И устремилась толпа, опрокинув Пенфе́я.
Помощь просил он у тётки своей, Автоно́и.
Руки ему оторва́ли родные его.
С сюжетом Калидо́нской охоты историю гибели Пенфе́я связывает тема охоты на кабана.
В Калидо́нской охоте огромный дикий кабан возник по воле богини Диа́ны, оскорблённой тем,
что царь Ойене́й не проявил к ней уважения. Пенфе́й - тоже не проявил уважения. Правда, к другому божеству, к Диони́су. Но какая разница? За это Диони́с, образно говоря, превращает Пенфе́я в кабана
(в глазах обезумевших вакханок, которые начинают охоту за этим, якобы, 'кабаном'). Кроме того, история Калидо́нской охоты заканчивается тем, что родная мать убивает своего сына Мелеагра.
И в истории с вакханками происходит - то же самое (мать убивает сына).
С сюжетом гибели Актео́на связь немножко другая. Диа́на превратила Актео́на в оленя и собаки не узнали своего хозяина. А в случае с Пенфеем, Дионис превратил Пенфея в кабана
(и неважно, что превращение было лишь воображаемым, только в глазах обезумевших женщин, это всё равно превращение, это всё равно была метаморфоза). И снова состоялось не узнавание героя:
там - собаки не узнали хозяина, здесь - родные не узнали свою кровиночку.
Но мы же не будем поступать так, как поступили псы Актео́на или так, как поступили вакханки? Псы Актео́на не узнали хозяина. Но мы-то!
Мы-то можем узнать, что в этих четырёх сюжетах есть общие черты?
Мы же можем увидеть, что истории имеют не только что-то общее между собой, но ещё и являются - аллегориями, то есть иносказаниями, из которых земной человек
может извлечь пользу для себя, если только увидит, что сюжеты,
о которых говорится в этих историях, происходят не с далёкими Актео́ном, Пенфе́ем, Орфе́ем и Мелеа́гром, а с ним самим?
Когда-то давно, в школьные годы, я вёл читательский дневник. Записывал впечатление о прочитанном. Потом - бросил.
Сейчас подумал, что свои впечатления о прочитанной пьесе Еврипи́да хорошо бы записать. Потому что не уверен, что впечатления мои не улетучатся.
И, хотя эти заметки посвящены Ови́дию, напишу кое-что о 'Вакханках' Еврипи́да. Просто по горячим следам, чтобы не забыть.
Во-первых, в пьесе Еврипи́да Диони́с является одни из главных действующих лиц, тогда как у Ови́дия Вакх практически не проявляется (у Ови́дия действуют сторонники Вакха).
В пьесе Еврипида Диони́с появляется сразу в прологе и рассказывает о себе.
Из рассказа выясняется, что он много путешествовал, был в Азии, добрался до Ба́ктрии, все его признавали, как бога, тогда как в родных местах, в Фи́вах, он был совсем не известен, и более того:
родные считают выдумкой - связь Семе́лы с Зе́всом (с Юпи́тером). И за то, что родные так считают, Диони́с собрался их всех наказать.
Что, в завершение пьесы, и происходит: в конце наказывается и Пенфе́й, и Ага́ва, и Кадм.
У Ови́дия не так: у Ови́дия говорится, что Диони́с был отдан на воспитание сестре Семе́лы, одной из дочерей Кадма.
Получается, что у Еврипи́да и у Ови́дия - разные главные идеи интерпретации сюжета о вакханках.
У Еврипи́да идея в том, что божество оказывается ранее известно практически миру, и потом - во славе своей приходит в родной дом.
У Овидия же - идея состоит в наказании богоборника (которым выступает только царь Пенфе́й, но не весь дом Ка́дма).
Во-вторых, между Еврипи́дом и Ови́дием есть и общие черты. И эти общие черты есть не только в сюжете мифа, но и в интерпретации.
А именно, у обоих великих авторов, по моему мнению, в пьесе изображено не совсем то, что видится на первый взгляд.
И сдаётся мне, что хоть у Еврипи́да царь Пенфе́й оказывается без головы, речь у Еврипида идёт не о наказании Пенфея, а - о другом.
В сюжете Еврипи́да, Пенфе́й, по ходу пьесы, становится - сторонником Диони́са. Диони́с - выступает даже проводником Пенфе́я,
ведёт Пенфе́я на Киферо́н (куда удалились вакханки).
Кажется мне, что и Еврипи́д не чужд аллегорий, и что Пенфе́й, оказавшийся без головы, просто изменяет своё мировоззрение (был бого-гонителем, стал бого-сторонником).
Что речь идёт не столько о наказании Пенфе́я, сколько о - внутренней трансформации.
И немного я разочарован тем, что пьеса Еврипи́да, оказывается, дошла до нас не полностью: финальные монологи Ага́вы, Ка́дма и Диони́са то ли утеряны, то ли кем-то изъяты. А жаль.
Что людям вообще известно о Диони́се? Установилось мнение, что Диони́с является богом виноделия, и что, мол, если человек выпивает, то, тем самым, человек совершает, якобы, жертвоприношение Диони́су.
Но насколько это мнение - верное?
Все эти представления о пьянстве, о безудержных танцах, о вакханках и вакханалиях, - это, должно быть, просто - маска Диони́са. Вино, танцы, вакханки, это всё - аллегории.